Инфоурок Русский язык КонспектыУрок русского языка на тему "Семейные ценности" (8 класс)

Урок русского языка на тему "Семейные ценности" (8 класс)

Скачать материал

Раздел долгосрочного плана:

Семья: права и обязанности

Школа: КГУ «Макинская средняя школа №3»

Дата:

ФИО учителя:Кочеватова Е.В.

Класс: 8 «А»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Семейные ценности. Публицистическии стиль речи. Омонимичные самостоятелные части речи и предлоги. Урок № 1

Вид урока

изучение новой темы

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.1.2.1 определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории;

8.2.2.1 выявлять особенности структуры текста, раскрывающие основную мысль;

8.3.1.1 составлять цитатный план (простой и сложный), учитывая жанровое своеобразие текста

Цели урока

подготовить к написанию сочинения в жанре публицистики.

вспомнить особенности публицистического стиля, жанры публицистики;

анализ языка и художественных особенностей текстов публицистического стиля

Критерии

оценивания

Учащиеся называют структурные элементы прослушанного текста

находят основную мысль текста на основе плана

определяют целевую аудиторию текста

выявляют особенности структуры прочитанного текста, раскрывающие основную мысль текста

составляют цитатный (простой и сложный) план текста

Языковые цели

 

 Учащиеся могут

Дать определения словам и понятиям «праздник семьи», «день семьи» и другим, относящимся к теме изучаемого раздела

Понимать и использовать в своей речи фразы:

- я думаю…, я полагаю…, что касается меня…, на мой взгляд…

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

семья, праздник, жанровые особенности репортажа, основная мысль текста, структура текста

Полезные выражения для диалогов и письма:

Этот текст является репортажем, так как…

Привитие ценностей

 

 

Данный урок направлен на развитие ценностей обучение на протяжении всей жизни, сотрудничества, академической честности.

Привитие ценностей осуществляется посредством работы в группе, оказания поддержки менее способным учащимся.

Межпредметные

связи

Межпредметная связь с предметом «литература» наблюдается во время изучения особенностей репортажа как жанра публицистики, а также во время чтения репортажа и выявления в нем изобразительных средств

Предварительные знания

 

Данный урок является вторым уроком, на котором изучается репортаж как жанр публицистики. Учащиеся могут поделиться своим пониманием  значений слов по теме изучаемого раздела.

Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через групповую работу, обсуждение жанровых особенностей репортажа, выполнение заданий на составление предложений с омонимичными  самостоятельными и служебными частями речи

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс делится на 5 групп: начинающие журналисты, опытные журналисты, родители, дети, редакторы.

 

Прием «До - после»: учащиеся индивидуально в тетрадях заполняют только первую колонку «До» таблицы: все, что знают о репортаже.

 

ДО

ПОСЛЕ

 

 

Карточки для деления

с названиями групп

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начнем со словарно-орфографической работы.

Подберите однокоренные слова: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

– Какой общий корень имеют слова?

– Дайте лексическое значение слов.

Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

Публицистика (от лат. publicus общественный) – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества.

Публицистический – характерный для публицистики.

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Группа 1 - начинающие журналисты

- ответить на вопрос:

Чем интересен репортаж как жанр? В чем его особенности? Доказать на примере.

 

Раздать таблицу «Публицистический стиль»

ВЫСТУПЛЕНИЕ  I ГРУППЫ

«Мир профессий»

Слово "профессия" происходит от латинского слова «professio», означающего буквально «официальное объявление своего занятия».

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

     Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

       Как сделать правильный выбор? Какие профессии сегодня нужны обществу?

Когда человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области.

Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем, когда мы начнем свой профессиональный путь, очень большое значение приобретут такие черты личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.

Оцените выступление

ВЫСТУПЛЕНИЕ II ГРУППЫ

«Наш выбор»

- Как вы думаете, из каких факторов складывается выбор профессии? Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какова формула правильного выбора?

При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно :

1.Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т.е , что я «ХОЧУ».

2. Оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать – это наше «МОГУ».

3.Узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».

Например, если ваши мечты , т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию.

Как можно определить свои возможности, потенциал, способности, склонности? (при помощи диагностических методов).

1. При помощи «Дифференцированно-диагностического опросника» Климова мы определили наши склонности по предметам труда: человек-знак, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек.

2. Тест Голланда помог нам выявить особенности учащихся нашего класса относительно различных сфер деятельности.

3. Очевидно: каждому человеку что-то удаётся лучше, чем всё остальное. Наша задача — обнаружить в себе этот талант. Интересно, что видят в тебе окружающие? Какие грани твоего таланта наиболее заметны. Мы провели опрос среди одноклассников «Какую профессию ты мне рекомендуешь?»

Результаты очень интересны.

Оцените выступление

 

  • Стилевые черты. 3 группа.

ВЫСТУПЛЕНИЕ III ГРУППЫ

 

Сфера использования - средства массовой информации

Тематика -

Общезначимые вопросы культуры, образования.

Задачи речи - воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации. Формирование определённого отношения к проблеме.

 

Общие стилевые черты публицистического стиля

          актуальность;

          образность;

          логичность;

          эмоциональность;

          призывность;

          экономия языковых средств

          четко выраженное авторское отношение к проблеме

          доходчивость и доступность.

 

Строение текста публицистического стиля:                                          

тезис, аргументы, вывод

Жанр -  статья.

 

  • Определим, какие лексические средства использует автор.

-          Нейтральные слова и выражения (образованным и культурным человеком,  родной язык);

-          клише (ценность народа, сознательная жизнь);

-          литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки («Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде»);

-          книжная и научная лексика (обладает, быть по – настоящему интеллигентным, жаргонные выражения);

-          разговорно-просторечная лексика (ему все нипочем, на самом деле он трус и робок, неуверен в себе, плюётся словами);

-          газетизмы – слова, сфера функционирования которых газеты, журналы ();

-          профессиональная журналистская лексика (публично выступать);

-          слова в переносном значении (плюётся словами)

 

·         Обратим внимание на словообразование и морфологию

- суффиксы -ость, -ств-о, -еств-о, -ни-е-, -изм (обстоятельства),

- суффиксы -ому, -ему, -и, -ски, -ки (по-настоящему),

- приставки не-, по-, меж:-, сверх-, (неуверен в себе),

- существительные в ед. ч. в значении мн.ч. (человек не говорит, а «плюется словами»);

- глаголы в форме повелительного наклонения (обращайте, следите)

- прилагательные в превосходной степени (вернейший, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих)

- отрицательные и модальные частицы (Вот это правильно!)

Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить её воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

Побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения:

повторы;

однородные члены;

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

вводные слова (одним словом,  прежде всего)

-          Как вы думаете, к кому обращается автор?

-          Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

 

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

Оцените свою работу

Сегодня наиболее серьезные проблемы переживает газетная публицистика. Мы с удовольствием смотрим телевизор, в Интернете узнаем новости, часто перелистываем страницы иллюстрированных журналов. А вот газеты читаем все реже и реже.

Поднимите руки, кто читает газеты?

Какие газеты вы читаете?

А ведь именно газеты наиболее оперативно отражают  все актуальные проблемы общества.

Разнообразны и газетные жанры.

?

Дескрипторы:

- отмечает положительные стороны просмотренного репортажа для общества

- определяет целевую аудиторию

- приводит примеры для доказательства

Критерии оценивания

Некоторые учащиеся

определяют целевую аудиторию текста

 

ФО учителем. Учитель комментирует ответы учащихся по критериям оценивания, дает обратную связь.

 

Демонстрируются слайды об особенностях репортажа.

Прием «До - После»: учащиеся просматривают слайды и индивидуально заполняют вторую часть таблицы. 

 

ДО

ПОСЛЕ

 

 

 

Предтекстовая работа.

Повторение. Учащиеся записывают примеры омонимичных частей речи. Некоторым учащимся можно предложить выполнить упражнения.

Текстовая работа.

Задание: прочитать текст и ответить на вопросы:

- Что описывается в этом репортаже? Найдите предложения, в которых описывается что, где, когда произошло?

- Кому адресован текст?

- От чьего лица ведется изложение?

- Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте описываемого события.

- Как автору удается передать свои впечатления?

Послетекстовая работа

Задание:

- найдите в тексте основную мысль

- определите, в какой части текста она находится

- составьте цитатный план (простой и сложный)

Дескрипторы:

- находит в тексте предложение с основной мыслью

- определяет структуру репортажа

- выявляет местоположение основной мысли текста

- составляет простой цитатный план

- составляет сложный цитатный план

Критерии оценивания

выявляют особенности структуры прочитанного текста, раскрывающие основную мысль текста

составляют цитатный (простой и сложный) план текста

Повторение изученного. Особенности публицистического стиля. (Учащиеся работают с таблицей «Особенности публицистического стиля».

- Назовите сферу употребления (использования)  публицистического стиля.

   (общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления)

- Какие задачи выполняет публицистический стиль?

   (информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям).

- Назовите характерные черты стиля.

      (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

Назовите проблемы, рассматриваемые в публицистике.

           (проблемы семьи, детства, развития и сохранения русского языка, влияния человека на природу, свободы личности и др.)

Вывод: публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским т.д.

  Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла как только человек научился говорить

 

Карточки с заданиями для групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=FDSKwifR1g0 репортаж «День семьи»

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

Конец урока

37-40

Учащиеся составляют синквейн на одну из тем по выбору:

- репортаж

- праздник

- семья

Рефлексия.

В конце урока учащиеся выполнят задание «3-х минутная пауза».

На экран интерактивной доски вывести фразы рефлексии (либо распечатать на листах) и предложить учащимся продолжить подходящую к его ощущениям от урока фразу

Учащиеся должны продолжить одну из фраз:

- Я изменил мое отношение к..

- Я узнал больше о...

- Я был удивлен ...

- Я почувствовал...

- Я соотнес ...

- Я сопереживал..

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Семейные ценности" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ на тему:« Работа с текстом. Диалог » по дисциплине: «Профессиональный русский язык»
  • Учебник: «Русский язык. Профильный уровень», Хлебинская Г.Ф.
  • Тема: § 3. Структурно-смысловые признаки текста
Рейтинг: 1 из 5
  • 02.12.2019
  • 457
  • 4
«Русский язык. Профильный уровень», Хлебинская Г.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.12.2019 745
    • DOCX 29 кбайт
    • 36 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кочеватова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кочеватова Елена Владимировна
    Кочеватова Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4496
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 64 регионов

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции