Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему: "Родственные слова" ( 3 класс)

Урок русского языка на тему: "Родственные слова" ( 3 класс)

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Урок  повторения и закрепления материала за 3 класс.

Тема: Родственные слова

Цели: дать понятие о родственных словах, развивать навыки самостоятельной работы с книгой,воспитывать уважение к каждодневному труду.

                           Ход урока

1. Чистописание.

Начинается урок с упражнения в чистописании.

оо  ол  ом  он  оу  ок  ос  од

-Назовите и запишите имена и фамилии одноклассника,которые начинаются на букву о.

-Прочитайте пословицы (запись на доске):

Одна пчёлка не много мёду натаскает.

Один ум хорошо,а два лучше.

-Чему нас учат эти пословицы?(Только вместе можно сделать большое добро; главное в любом деле- взаимовыручка; работать нужно дружно.)

-Запишите ту пословицу, которая вам понравилась.

2. Словарная работа.

-Ребята,вспомните словарные слова на букву о. ( Дети называют и записывают слова: обед,однажды,орех,отец,огород. Один ученик работает на индивидуальной доске. Проверка. Опрос ученика.)

3. Повторение изученного материала.

-Ребята у вас есть родители,братья,сёстры,бабушки и дедушки.Это члены вашей семьи.Как другими словами можно назвать членов одной семьи? ( Родные люди,родственники.)

-В семье родственники похожи друг на друга.Дочка похожа на маму, мама - на бабушку.У сына и папы одинаковые глаза,волосы,походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.Родня помогает друг другу. Ведь они идут от одного общего рода.

  И в русском языке есть слова - родственники. Эти слова близки по смыслу и чем- то похожи друг на друга.Какие похожие слова были в моём рассказе?

(Открывается запись на доске.)

Родители

Родственники

Родня

Родные

Родина

-Ребята, какая общая часть во всех этих словах? (Род.)

-Слова-родственники в русском языке мы называли ... (родственными словами).А теперь работаем по группам. ( Учитель , учитывая индивидуальные особенности детей,делит их на три группы.)

1. Творческая группа ( сама придумывает родственные слова).

2. Группа детей с хорошо развитой тактильной памятью ( в карточках выбирает родственные слова).

3. Группа детей с хорошо развитой зрительной памятью ( выделяет общую часть родственных слов по образцу).

Сбор информации от групп.Проверка.Задание знатокам.

-Родственные ли слова вода,водить? (Нет. Эти слова не близки по смыслу.)

4. Физкультминутка.

Под музыку "Танцуйте сидя".

5. Работа по новой теме.

- Послушайте внимательно сказку и найдите слова-родственники.

                          Сказка про Ёлочку

В густом зелёном ельнике жили маленькая Ёлочка. Как и все маленькие,она была очень любопытна и часто задавала вопросы взрослым.

-Почему,- спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки,-на твоих ветках растут шишки,а на моих нет?

-Не огорчайся,- отвечала мама.- Подрастёшь , и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишки.

-Почему,- Спрашивала Ёлочка у бабушки- Старой Ели,- к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы,клесты?

-И к тебе будут прилетать в гости птицы,прибегать белки,-успокаивала Ёлочку бабушка.- В шишках прячутся еловые семена.Для белок,дятлов,клестов- это самая лакомая еда.

-Так какие же слова родственные? ( Ёлочка,Ёлка,Ель- слова-родственники.)

-А больше нет? Давайте ещё раз прочитаем. (После повторного чтения сказки дети находят ещё слова : ельник,еловые.)

6. Самостоятельная работа (упражнение учебника).

-Ребята,проверьте друг у друга правильно ли вы выполнили упражнение.

(У слабых детей обязательно проверяет учитель.)

7. Игра "Кто больше?"

Работа по группам.

-Подберите и запишите в тетради родственные слова.

Груз- ...

Двор- ...

Свет- ...

Сад- ...

Лес- ...

Проверка выполнения задания.

8. Итог урока.

-Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что вспомнили? Все сегодня очень хорошо потрудились.

9. Домашнее задание.



Урок русского языка на тему: "Родственные слова" ( 3 класс)
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Урок повторения и закрепления материала за 3 класс.

Тема: Родственные слова

Цели: дать понятие о родственных словах, развивать навыки самостоятельной работы с книгой,воспитывать уважение к каждодневному труду.

Ход урока

1. Чистописание.

Начинается урок с упражнения в чистописании.

оо ол ом он оу ок ос од

-Назовите и запишите имена и фамилии одноклассника,которые начинаются на букву о.

-Прочитайте пословицы (запись на доске):

Одна пчёлка не много мёду натаскает.

Один ум хорошо,а два лучше.

-Чему нас учат эти пословицы?(Только вместе можно сделать большое добро; главное в любом деле- взаимовыручка; работать нужно дружно.)

-Запишите ту пословицу, которая вам понравилась.

2. Словарная работа.

-Ребята,вспомните словарные слова на букву о. ( Дети называют и записывают слова: обед,однажды,орех,отец,огород. Один ученик работает на индивидуальной доске. Проверка. Опрос ученика.)

3. Повторение изученного материала.

-Ребята у вас есть родители,братья,сёстры,бабушки и дедушки.Это члены вашей семьи.Как другими словами можно назвать членов одной семьи? ( Родные люди,родственники.)

-В семье родственники похожи друг на друга.Дочка похожа на маму, мама - на бабушку.У сына и папы одинаковые глаза,волосы,походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.Родня помогает друг другу. Ведь они идут от одного общего рода.

И в русском языке есть слова - родственники. Эти слова близки по смыслу и чем- то похожи друг на друга.Какие похожие слова были в моём рассказе?

(Открывается запись на доске.)

Родители

Родственники

Родня

Родные

Родина

-Ребята, какая общая часть во всех этих словах? (Род.)

-Слова-родственники в русском языке мы называли ... (родственными словами).А теперь работаем по группам. ( Учитель , учитывая индивидуальные особенности детей,делит их на три группы.)

1. Творческая группа ( сама придумывает родственные слова).

2. Группа детей с хорошо развитой тактильной памятью ( в карточках выбирает родственные слова).

3. Группа детей с хорошо развитой зрительной памятью ( выделяет общую часть родственных слов по образцу).

Сбор информации от групп.Проверка.Задание знатокам.

-Родственные ли слова вода,водить? (Нет. Эти слова не близки по смыслу.)

4. Физкультминутка.

Под музыку "Танцуйте сидя".

5. Работа по новой теме.

- Послушайте внимательно сказку и найдите слова-родственники.

Сказка про Ёлочку

В густом зелёном ельнике жили маленькая Ёлочка. Как и все маленькие,она была очень любопытна и часто задавала вопросы взрослым.

-Почему,- спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки,-на твоих ветках растут шишки,а на моих нет?

-Не огорчайся,- отвечала мама.- Подрастёшь , и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишки.

-Почему,- Спрашивала Ёлочка у бабушки- Старой Ели,- к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы,клесты?

-И к тебе будут прилетать в гости птицы,прибегать белки,-успокаивала Ёлочку бабушка.- В шишках прячутся еловые семена.Для белок,дятлов,клестов- это самая лакомая еда.

-Так какие же слова родственные? ( Ёлочка,Ёлка,Ель- слова-родственники.)

-А больше нет? Давайте ещё раз прочитаем. (После повторного чтения сказки дети находят ещё слова : ельник,еловые.)

6. Самостоятельная работа (упражнение учебника).

-Ребята,проверьте друг у друга правильно ли вы выполнили упражнение.

(У слабых детей обязательно проверяет учитель.)

7. Игра "Кто больше?"

Работа по группам.

-Подберите и запишите в тетради родственные слова.

Груз- ...

Двор- ...

Свет- ...

Сад- ...

Лес- ...

Проверка выполнения задания.

8. Итог урока.

-Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что вспомнили? Все сегодня очень хорошо потрудились.

9. Домашнее задание.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Дудник Наталья Васильевна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2986
Номер материала 58880
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы