Урок
русского языка в 5 классе по теме
«Буквы
О-Е после шипящих в окончаниях существительных»
Учитель русского языка и литературы Баранова
А. М.
Цель урока: Научиться
определять буквы О-Е после шипящих
в окончаниях существительных
Планируемые результаты:
Предметные: умение
правильно определять букв О-Е после шипящих
в окончаниях существительных.
Личностные: воспитание
уважительного отношения к языку и культуре, формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Метапредметные: умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
осуществлять контроль своей деятельности , оценивать правильность выполнения
учебной задачи, умение классифицировать, строить
логическое рассуждение, и делать выводы; умение строить высказывание в устной и
письменной форме.
Ход
урока
1.Мотивационный
этап.
Учащийся задает
классу загадку и делает мини-сообщение о Масленице.
(Отгадайте
загадку: зиму провожает, весну встречает.
Масленица – один
из самых веселых праздников на Руси. Сопровождался играми, кулачными боями,
посиделками, хороводами. Название праздника произошло от слова «масло», а
главное блюдо праздника – блины, которые являются символом солнца. Ярким
событием недели было сжигание чучела – своеобразные проводы зимы).
Сообщение
сопровождается зрительными образами в презентации.
Действительно, на
этой неделе к нам в гости пожаловала Масленица, поэтому этот праздник будет
своеобразным фоном нашего урока.
2.Ориентировочный
этап.
Ребята,
отгадайте слова по определению:
-Ткань
из нитей шелкопряда (шелк).
-Старинный
славянский праздник проводов зимы называется (Масленицей).
-Хлеб,
по форме напоминающий замок с дужкой, называется (калачом).
Слова
появляются на экране с пропущенными буквами после шипящих.
-Сравните
эти слова: Что общего у этих слов? (Существительные, есть шипящие.)
Давайте
запишем эти слова и вставим буквы. (учащиеся записывают слова, вставляют
буквы, объясняют)
-В
каждом ли слове смогли вставить букву?
-Можно
ли применить известное вам правило написания букв
ё, о после шипящих? (нет)
-Почему? (Не в корне, а в окончании.)
-С какой проблемой мы столкнулись? (не умеем определять
гласные о-е после шипящих в окончании).
-Что нам нужно сделать?
(научиться правильно писать слова с орфограммой «Буква о-е
после шипящих в окончаниях имён существительных»).
3.Исполнительский
этап.
-Предлагаю
сравнить слова: с грачом, встречей, молодцом, удачей.
-Прочитайте
эти слова, выделите окончания.
-Какую
закономерность вы увидели? (под ударением в окончании после шипящих пишется
буква о, в безударном положении – буква е).
-Давайте
наши выводы сравним с правилом в учебнике. (один ученик читает правило
вслух).
-Данное
правило есть и в стихотворной форме:
Мы под
удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Ну, конечно, букву о.
Если ж звук без ударенья
Вызвал сильное сомненье,
Напиши смелее букву е.
-Правило выяснили, давайте вернемся к словам масленицей,
калачом. Правильно ли мы вставили буквы? Исправляем написание.
На масленичной неделе народ веселился, с удовольствием
участвовал в различных состязаниях. Предлагаю и вам поиграть в игру «Назови
другим словом».
- Распределительный диктант на 2 колонки. Отгадываем слова по
определению совместно, записываем самостоятельно, один ученик записывает за
доской.
1.Человека, который обладает чрезмерно большой
физической силой, называют (силачом).
2.Человека с умелыми руками называют
(умельцем).
3.Слабый мороз называют (морозцем).
4.Храброго человека называют (храбрецом).
5.Работника магазина, отпускающего товар,
называют (продавцом)
6.Циркового артиста называют (циркачом).
7.Стукнешь о стенку – и я отскачу.
Бросишь на землю – а я подскачу.
Я из ладоней в ладошку лечу –
Смирно лежать я никак не хочу. (мячом)
8.Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнцем).
-Проверяем, объясняя изучаемую орфограмму в
каждом слове.
-В чем были сложности, что не получилось?
-Оцените свою работу в листе оценки
(приложение). Самооценка учащимися.
Устная разминка.
Собрались на ярмарку жители двух деревень О и
Е. Посмотрим, кто из какой деревни сегодня пришел. Учащиеся по цепочке выходят
к доске, прочитывая свое слово, объясняя орфограмму.
Храбрец- м горц-
м молодц- м
Ключ- м удач-
й чертеж- м
Каланч- й зайц-
в румянц- м
Солнц- м встреч-
й сторож- м
Красавиц- й улиц-
й кож- й
Старц-
м малыш- м нож- м
Пляж-
м гостиниц- й близнец- м
Учебная ситуация.
-Готовится
очередной номер газеты «Школьный калейдоскоп». Редакторы к вашему классу
обратились с просьбой помочь написать статью «Рады Масленице».
-О чем будем писать
в статье? (учащиеся предлагают варианты, которые фиксируются учителем на
доске: история праздника, масленичная неделя, символы Масленицы, как
празднуют в семье, школьное мероприятие).
-В соответствии с
данными набросками предлагаю разделиться на 5 групп. Необходимо записать текст
из 5 предложений на заданную тему, используя слова изучаемой орфограммы.
Заслушиваем тексты
каждой группы. В группе проводится оценивание каждого ученика (приложение).
-Что не совсем
удачно у нас получилось, выполняя это задание?
4.Контрольный
этап.
-Какая
была цель урока? (научиться
правильно писать слова с орфограммой «Буква о-е после шипящих в
окончаниях имён существительных»).
-Давайте проверим, научились ли определять буквы о-е после
шипящих, выполняя тест, где только один правильный ответ. (Индивидуально)
1. В
каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1.увитый плющ...м
2.куриц...й
3.чертеж...м
4.быть левш...й
2. В
каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1.с товарищ...м
2.задач...й
3.этаж...м ниже
4.улиц...й
3. В
каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1.дач...й
2.страж...й
3.чащ...й
4.грач...м
4. В
каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1.горц...м
2.пальц...м
3.продавщиц...й
4.под крыльц...м
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1.перед зеркальц...м
2.с ландыш...м
3.с учительниц...й
4.украсить парч...й
-Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга,
выставите баллы в лист оценивания (приложение). Поставьте итоговую отметку.
5.Рефлексивный
этап.
-С масленицы не
принято возвращаться с пустыми руками, а на экране мы видим пустую корзину.
Что самое ценное, нужное вы положите в корзину, что возьмете с собой, уходя с
урока? (Ответы учащихся)
-Домашнее задание:
упражнение 556 или 557, с.221 (на выбор), задание по желанию: сочинить
стихотворение о масленице или написать, как празднуете масленицу в своей
семье.
ПРИЛОЖЕНИЕ Оценочный
лист___________________________
задание
|
критерии
оценивания
|
баллы
|
Распределительный диктант «Назови другим
словом»
|
Все слова записал правильно – 3 балла.
6-7 слов записал правильно – 2 балла.
4-5 слов записал правильно – 1 балл.
Менее 4 слов правильно – 0 баллов.
|
|
Статья «Рады масленице»
|
Придумал предложение со словом изучаемой
орфограммы - 2 балла.
Придумал предложение, где нет слова
изучаемой орфограммы – 1 балл.
Не принимал участие в работе группы – 0
баллов.
|
|
Тест
|
5 правильных ответов – 3 балла.
4 правильных ответа – 2 балла.
3 правильных ответа – 1 балл.
2 правильных ответа – 0 баллов.
|
|
Итог:
8 баллов – «5»
6-7 баллов – «4»
4-5 баллов – «3»
Менее 4 баллов – «2»
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.