Тема урока:
Разряды имён прилагательных
Тип урока:
ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного
метода)
Деятельностная
цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Цели урока:
Обучающие:
-
познакомить
учащихся с разрядами имён прилагательных по значению;
-
формировать
умение определять разряд прилагательных.
Развивающие:
-
развивать
исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
-
развивать
коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
-
воспитывать
положительное отношение к процессу познания;
-
интерес
к родному языку.
Оборудование:
Проектор,
интерактивная доска, электронная презентация, карточки с заданиями.
Формы работы
учащихся: групповая, индивидуальная
Планируемые
результаты:
1. Предметные:
-
знать
разряды прилагательных, их отличительные признаки;
-
уметь
различать прилагательные по значению.
2. Метапредметные:
Познавательные:
-
воспроизводить
по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-
извлекать
информацию из различных источников;
-
давать
определения понятиям;
-
объяснять
языковые явления;
-
строить
рассуждение;
-
приводить
примеры в качестве доказательства;
-
устанавливать
причинно-следственные связи.
Регулятивные:
-
определять
и формулировать цель деятельности;
-
составлять
план действий, работать по плану;
-
прогнозировать,
корректировать свою деятельность;
-
выдвигать
версии рещений;
-
анализировать
и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
-
уметь
сострудничать в группе;
-
учитывать
различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
-
высказывать
и отстаивать свою точку зрения;
-
договариваться,задавать
вопросы по теме;
-
выступать
перед аудиторией.
3. Личностные:
-
выражать
положительное , осознанное отношение к учению;
-
оценивать
собственную учебную деятельность;
-
применять
правила сотрудничества в группе.
Содержание
урока.
1. Мотивация к
действию. Орг. момент.
Слайд 1
(приветствие)
Учитель:
Доброта – это солнце, которое согревает
душу человека. Всё хорошее
в человеке от солнца, а
всё лучшее в жизни
от человека и
его доброты.
М.Пришвин
Под таким девизом
мы начнем сегодня наш урок!
Сегодня мы
будем работать в группах.
(класс делится на 3 группы: красные, желтые, зеленые)
2. Фронтальный
опрос.
Слайд 2 записаны
три предложения, в них пропущены слова:
¨
Старый
друг ……… новых двух.
¨
……….
пример заразителен.
¨
Все
………. со временем становится явным.
1) Каких слов не
хватает в тексте?
-
Правильно,
прилагательных. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.
(дети работают в тетради.)
-
Читаем,
что получилось.
Слайд 2
(ребята вписывают слова на инт.доске)
-
Какой
текст понятнее, интереснее?
-
Засчет
каких слов это достигается?
-
Что
же такое прилагательное?
-
Что
вы уже знаете об имени прилагательном?
-
Что
это за предложения? (пословицы)
(ответы учащихся)
3. Постановка
учебной задачи.
-
Ребята,
сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и
задачи нашего урока.
Слайд 3
( записаны имена прилагательные)
Смелый, деревянный, мамин, осенний, храбрый,
каменный, собачий, злой, лисий.
Ваша задача распределить имена
прилагательные в три столбика, а как вы их будете распределять, это ваша
задача. Сначала работаем в группах.
Затем каждый ребенок от группы выходит и
записывает имена прилагательные в столбик
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деревянный
Осенний
каменный
|
|
|
|
|
-
Что
обозначают слова в первом столбике?
( цвет, размер, качества человека)
-
Что
обозначают прилагательные во втором столбике?
(место, время, материал)
-
В
третьем?
(принадлежность
предмета кому-либо)
-
Как
выдумаете , почему мы распределили прилагательные в 3 группы?
( они делятся по значению на 3 группы)
-
Попробуйте
теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?
(группы прилагательных по значению)
Слайд 3 (тема
урока)
Дети записывают
тему урока.
-
Можем
ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?
-
Значит,
что мы должны узнать сегодня на уроке?
(дети называют задачи урока: узнать
признаки каждого разряда и научиться
определять разряд прилагательных)
- Построение
проекта выхода из затруднений. Проблемная ситуация.
Для
того, чтобы узнать , по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с
вами выполним исследовательскую работу. Поработайте в группах, попробуйте все
имена прилагательные поставить в краткую форму, образуйте сравнительную форму с
помощью суффиксов -е-, -ее-.
Все ли у вас
получилось?
Почему?
Заслушиваем
каждого участника группы, ведем дискуссию. Какой вывод вы можете сделать.
5. Реализация
проекта. Открытие нового знания.
Слайд 3
(проверка правильности выполнения задания)
-
На
сколько групп делятся прилагательные по значению?
Слайды 3
(определения разрядов прилагательных)
Сверяемся с
учебником, все ли мы правильно сделали.
Скажите, а где ещё
встречается слово «разряд»?
Кто нам поможет
узнать? (дети отвечают - словарь)
Работаем со
словарем. Оказывается и в математике, и в биологии есть разряды.
Сверяемся со слайд
4
6. Первичное
закрепление во внешней речи.
1) Устные
упражнения занимательного характера «Светофор»- Слайды 5. Работаем по
группам: если прилагательное качественное – поднимаем красную карточку (1
гр.)
Прилагательное
относительное – желтая карточка (2 гр.)
Прилагательное
притяжательное – зеленая карточка (3 гр.)
Подними карточку определенного цвета
Верблюжья колючка, проворные ткачи,
лебяжий пух, радужная парча, тетин совет, молочный кисель, храбрая дружина,
волчий хвост, деревянный стол, серебряный поднос.
2) Игра
«творческое задание» - Слайд 7
Каждой группе выписать из словаря по 2
прилагательных на каждый разряд:
2прилаг. Качественных
2 прилаг. Относительных
2 прилаг. притяжательных
Проверяем: учащиеся
от каждой группы выходят к инт. доске и записывают по 2 прилагательных
3.Резерв:
Игра «Третий лишний»
¨
1.звонкий,
точный, золотой
¨
2.
лисий, деревянный, песчаный
¨
3.
волчий, голубой, папин.
7. Самостоятельная
работа с проверкой по эталону.
Слайд 10
(буквенный диктант)
Определить разряд
прилагательных и записать одной буквой (К, О, П).
1) Милое
детство.
2) Кавказские
горы.
3) Мамины
руки.
4) Голубое
озеро Байкал.
5) Честный
поступок.
Слайд 11(проверь
себя)
1 2 3 4 5
к о п к к
Проверяем:
взаимопроверка, выставляют себе балл.
8. Рефлексия
учебной деятельности
Слайд 12
- Какие слова чаще
всего использовали мы на уроке?
(прилагательные)
-
Можно
ли обойтись без прилагательных?
-
Какую
роль они играют в речи?
(делают речь ярче, образнее, красочнее)
Учитель читает
стихотворение:
Слайд 13
Очень
занимательное
Имя
прилагательное.
Трудно будет без
него,
Если пропадёт оно.
Не скажем мы
«прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме
«милая»,
Красивая,
любимая».
Отцу и брату, и
сестре
Не сможем говорить
нигде
Эти замечательные
при-ла-га-тель-ны-е.
-
А
теперь на оценочных листах оцените свою работу в группе. Каждый из вас получит
оценку за урок, учитывая вашу собственную.
-
Выбираем
себе домашнее задание - Слайд 14
1.Cоставить
рассказ о прогулке в лесу, как можно больше использовать прилагательных.
2. упр. 290 (учебник)
3 .раздаточный материал.
Слайд 15
(Спасибо за урок)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.