Урок
русского языка 4 класс
Составила
Меньших Т.В.
Тема: Повторение.
Самостоятельные части речи.
Цель: Обобщать и
систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать
связи между ними, сравнивать их по существенным признакам,
распознавать и правильно употреблять в речи.
Планируемые результаты.
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою
деятельность;
- коммуникативные: умение договариваться и приходить к
общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя,
высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
- познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах и преобразовывать ее из одной
формы в другую, строить рассуждения;
-личностные: эмоциональность, умение чувствовать
красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.
Предметные результаты:
- умение распознавать части речи;
- умение определять морфологические признаки частей речи,
обобщать и классифицировать по ним;
- находить и различать части речи в предложениях и тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности детей к уроку.
II. Чистописание.
Чтоб ошибок
избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам!
-Сегодня нам понадобится
зоркость и внимание.
III.
Словарная работа.
- Вставьте в словарные слова пропущенные буквы.
Б…лет,
б…р…говой, б…седовать, в…л…колепно, инт…рес, к…мандовать, м…таллический,
медл…нно, п…ртрет, тр…вожно, пр…красный, пут…шествовать.
-Проверьте
по учебнику стр.135.Обозначьте части речи.
IV.
Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, какая тема урока?
-Повторение. Самостоятельные
части речи.
V. Работа по теме
урока.
1. Словарные слова будем находить в
сказках А.С.Пушкина, которые уже успели полюбить. Слушаем, находим слово,
записываем.
1. Вот открыл царевич очи
Отрясая грёзы ночи.
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
2. Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
3. Царь Дадон к шатру спешит
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына.
4. Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой.
5. А лежит нам путь далёк
Во свояси – на восток.
6. Вот съезжает в город он
Вдруг раздался лёгкий звон
На глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы.
- Посмотрите на слова и скажите, по
какому признаку можно их объединить?
+ все слова сущ.
- а на какие группы можно разделить все слова?
Групп может быть несколько.
+ 1. По родам (м.р. и ж.р.)
2. по слогам (2 сл. И 3 сл.)
3. по склонениям (1 скл. и 2 скл.)
-Составьте предложение с
двумя словарными словами.
+ Корабль прибыл в город.
+ Корабль плыл на восток,
где был большой город.
+ Город Москва – столица
нашей родины.
+ Корабль плыл к берегу на
восток.
- Из каких частей речи
состоят данные предложения?
+ сущ., гл., мест., прил.
Что такое имя существительное? Правило
Что такое имя прилагательное? Правило
Что такое глагол? Правило
Что называем местоимением? Правило
- Что общего между всеми
этими частями речи?
+это самостоятельные части
речи- Надпишите названия частей речи над словами.
2-Послушайте стихотворение.
-Что ты мне подаришь лето?
-Много солнышка и света!
В небе радугу-дугу
И ромашки на лугу! (Е.Эрато)
-Какая часть речи больше встречается в тексте.
-Докажите.
-Дайте определение имени существительному.
-Какие грамматические признаки можно определить у имени
существительного, запишите в таблицу.
Часть речи
|
Что обозначает?
|
На какие вопросы отвечает?
|
Постоянные грамматические признаки?
|
Непостоянные грамматические признаки?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Выполните морфологический разбор слова в небе
(самостоятельно).
Проверка по записи на доске.
3.-Перед вами картинка.
Какое время года изображено?
-Опишите: какое небо, облака, луг, цветы, трава? Составьте
текст из 4-5 предложений.
(Пришло
жаркое лето. Природа летом цветет, поспевает. Луга покрыты широким шлейфом
зеленой травы. В голубом небе медленно парят, как огромные корабли, тяжелые кучевые облака.)
-Какой текст у вас получился? (Текст-описание).
-Какая часть речи преобладает в текстах описаниях?
-Назовите словосочетания сущ.+прилаг., которые использовали в
тексте.
-Дайте определение имени прилагательному.
-Заполните следующую строку в таблице.
-Выполните морфологический разбор слова в голубом
(небе).
4.-Прочитайте
текст самостоятельно.
Тёплый
июнь раскрыл двери в лето. Идут самые долгие дни. Пёстрый ковер укрыл луга и
поля. Весело шумит прохладный лес. С утра до вечера звенят весёлые песни птиц. По
узкой тропинке бегают хлопотливые муравьи.
-Самостоятельно подчеркните глаголы.Докажите.
-Назовите грамматические признаки глагола.
-Запишите свои ответы в таблицу.
5.-Вставьте в тексте пропущенные слова
(Как?)
..... лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят горящую
спичку, оставят тлеющие угли костра.
(Как?).....набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек зажег (где?)..... сухую
траву и побежал по ней (куда?)…..
Начался лесной пожар.
(Сколько?)… деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей!
А какое жуткое, тоскливое зрелище
– выгоревшие участки леса! Черная земля, черные стволы упавших деревьев. Много
лет пройдет, пока (когда?)…. вырастет живой лес.
Часто, вдруг , вокруг дальше, быстро, много, снова.
-Какой частью речи они являются?
-Что такое наречие.
-Назовите грамматические признаки этой части речи.
-Чему учит этот рассказ?
-О чем вы должны всегда помнить?
-Что объединяет эти части речи? (Самостоятельные)
-Самостоятельно выпишите из текста по 3 слова каждой части
речи.
-Обозначьте орфограммы.
9. Итог урока.
Рефлексия.
-
Подведём итог урока
- На какие группы делятся части речи?
- Какие части речи относятся к
самостоятельным, а какие к служебным?
- Какое задание показалось самым
интересным?
- Какое самое лёгким?
- Внимание на слайд. Вы видите значки,
отражающие степень усвоения сегодняшнего материала (зеленый – все понятно,
желтый – есть затруднения, красный – нужна помощь).
- Подберите себе значок.
- Я вас всех благодарю за
работу на уроке! Спасибо!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.