Дата: 12.01. Предмет: русский язык.
Тема: Изменение прилагательных
по родам.
Цель: развитие умения
употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.
формировать представления учащихся
об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род
прилагательного совпадает с родом существительного, которому данное
прилагательное относится; развивать настойчивость, обогащать словарный запас;
формировать навыки коллективного труда, любознательность.
Задачи:
1. сформировать навык
правописания родовых окончаний имён прилагательных;
2. развитие умения
изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление
память;
3. воспитывать усидчивость,
аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.
Тип
урока: урок
изучения нового материала.
Оборудование: 1.Мультимедийный
проектор, компьютер, экран;
4. Презентация к уроку.
Ход
урока.
1.
Организационный момент.
(слайд №2)
-
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый
его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и
придаст сил и уверенности в знаниях.
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
Запишем число.
2.Минутка
чистописания.
(слайд №3)
Пришла,
улыбнулась – утихли метели.
Позванивать
стал колокольчик капели.
Река
пробудилась, растаяли льды,
Наряд
белоснежный надели сады.
-Кто же пришёл?
(весна)
(слайд №4)
-Назовите первый звук
в слове «весна»? ([в,])
- Дайте ему
характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет
хозяйкой минутки чистописания.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не
скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
В вде В евд В дев…
- Пишите красиво,
каллиграфически правильно, выводите каждый элемент.
- Найдите самую
правильную по форме и размеру заглавную и строчную букву.
3. Новый материал: (слайд №5)
-Сегодня
на уроке мы будем учиться определять род имён прилагательных и правильно писать
родовые окончания имен прилагательных.
(На доске сделана
запись)
Лес
|
большая зимняя еловая
|
Дорога
|
большое зимнее снежное
|
Озеро
|
большой зимний еловый глубокий
|
- Прочитайте слова
первого столбика. Какой частью речи они являются? Почему?
- Прочитайте слова
второго столбика. Какой частью речи они являются? Почему?
(слайд №6)
- Подберите к
существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.
Лес (какой?) большой,
зимний, еловый. (работают у доски)
- Запишите
словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.
- Какого рода
существительное лес?
- Какого рода будут
имена прилагательные? Почему?
Дорога (какая?)
большая, зимняя, снежная.
Запишите
словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.
- Какого рода
существительное дорога?
- Какого рода будут
имена прилагательные? Почему?
Озеро (какое?) большое,
зимнее, глубокое.
Запишите
словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.
- Какого рода
существительное озеро?
- Какого рода будут
имена прилагательные? Почему?
- Как же можно
определить род имени
прилагательного? (Правило:
чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени
существительного, с которым оно связано).
(слайд №7)
-Прочитайте группы слов:
лето, летний;
белая, белизна, белеет;
смех, смешное, рассмешил.
- Как называются слова каждой группы? Почему?
- Назовите имена прилагательные. (летний, белая, смешное)
- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у
доски)
(слайд №8)
- Измените прилагательное летний по родам,
затем белая, смешное.
(слайд №9)
- Сформулируйте вывод по следующему плану:
1.
Как изменяются имена прилагательные?
2.
Как определяется род имени прилагательного?
3.
На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные
мужского рода, женского рода, среднего рода?
(слайд №10)
(слайд №11)
- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён
прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.
(слайд №12) В ходе работы на доске появляется схема:
(слайд №13)
4.Физминутка.
А теперь , ребята,
встали,
Быстро руки вверх
подняли, помахали,
В стороны развели,
вперёд,хлопок, назад, хлопок.
Повернулись вправо,
влево, вправо, влево,
Тихо сели, вновь за
дело.
5. Закрепление пройденного (слайд №14)
(слайд №15)
1. Прочитайте словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.
Б…рёзов…рощ. . , одн. . летн… растение, в. . сточный в. . тер, в.
. сенн. . п. . года, ов…щной м. . газин, ст…личн. . м. . тро, ф…вральск. .
праз. . ник.
Задание выполняется по рядам:
1 ряд выписывает словосочетания, в которых имена прил. употреблены
в ж. р.
2 ряд – в м. р. ,
3
ряд – в с. р.
2.Дополни текст.
Март.
Небо и . Такое небо бывает только весной. солнце светит
и греет. Через стекло чувствуешь тепло. На стороне тает. На крыше висит сосулька. С её конца
падают капельки.
Слова для справок: яркий, чистый, весенний, солнечный,
длинный, голубой.
3. Прочитайте, выделяя каждое предложение (слайд №16)
Дует ветерок светит солнышко льётся песня
- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по
составу.
- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая,
ласковое, тёплый.
- Запишите распространённые предложения.
- Укажите род и число каждого прилагательного.
6. Итог урока: (слайд №17)
-Наш урок
заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы:
-Понравился вам урок?
-Научились ли вы чему-
то новому?
-Почему прилагательные
назвали именно так? (прилагаются к существительному)
-Что нового вы узнали
об имени прилагательном? (изменяются по родам).
- Какие родовые окончания имеют?
(слайд №18-20)
(слайд №21)
Сигнальные карточки: (оценивание учащихся)
Работал в полную силу – красный
кружок;
Работал хорошо – синий
кружок;
Мог работать лучше – зелёный
кружок.
7. Домашнее задание. (слайд №22)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.