Урок-размышление над текстом. (На материале
повести В Распутина «Прощание с Матерой»)
11
класс .
Цели урока:
Обучающая: Формирование навыка погружения в
текст художественного произведения, анализа и интерпретации текста;
совершенствование речеведческих навыков (В том числе необходимых для выполнения
задания В8 ЕГЭ);
Развивающая: развитие читательских навыков,
умение правильно излагать мысли при вступлении к сочинению и сформулировать проблему
текста;
Воспитательная: формирование чувства
гражданственности, исторической памяти, гуманизма.
Ход урока: Часто поводом для размышления
становится прочитанное. В этом и заключается цель писателя – воздействовать на
мысли и чувства читателя, привлечь внимание к какой-либо важной проблеме. Наш
собеседник сегодня – Валентин Григорьевич Распутин.
1. Актуализация знаний. Презентация «Валентин Распутин»
Есть среди творческого наследия
Распутина произведение необычное – это повесть «Прощание с Матёрой». О ней и
пойдет речь.
2. На пороге текста . 1) Заголовок. С чего всегда начинаем знакомство
с книгой? Слайд
2)
Что такое «Матёра»? Слайд
В Сибири, где реки петляют,
а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие «Матёра» так называют
основное течение, стержень реки. В повести Распутина Матёра – это и остров, и
одноименная деревня.
3. Погружение в текст. Работа в
парах с фрагментами 1 главы. Выводы. Слайд
4. Работа с текстом. Чтение и
анализ по вопросам.
1 ( Прием противопоставления ; Наступила
очередная в своем нескончаемом ряду весна, но для Мещеры последняя)
2 ( Анафора, которая привлекает наше внимание
к постоянному, вечному. Жизнь природы, смена времен года, повторяющиеся
природные явления – вечен окружающий нас мир, живущий по установленным законам)
Повторение слова ОПЯТЬ в пейзаже создает впечатление, что мир гармонии будет
существовать всегда, но постепенно появляется ощущение трагичности и
неустойчивости жизни в Матёре.
3 ( Все это бывало много раз, и много раз
Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая
вперед каждого дня матёра вписывалась в жизнь природы, была частью мира.НО… эта
весна для нее последняя)
4 ( Опять использован прием
противопоставления Все так, да не так, то же, да не совсем)
( посадили огороды – да не все посели хлеба –
да не на всех полях и Наконец, многие жили на два дома)
( та Матёра –да не та – а как некий вывод эти
перемены не только изменяют мир Матёры, а разрушают его)
5 « Не та Матера, потому что повяла деревня
как подрубленное дерево)
(Матера – живой организм.)
6 ( Подчеркивается безжизненость изменяющейся
Матёры «мертво застыли окна, гуще и нахальней полезла крапива» в деревне новый
хозяин – нечистая сила, которая определяет ход наступающей жизни, открывает и
закрывает ворота, чтобы сильнее сквозило, скрипело и хлопало.
Трагичность мира матёры тем сильнее
ощущается, что люди покидают деревню, хозяева этого мира косвенно становятся
виновниками разрушения - «Во многих избах было не прибрано, не белено, и
ополовинено Раздвоенная жизнь , жизнь на два дома» - это плата жителей деревни
А За что? – за некое предательство,
уход .
5. После чтения. Выполнение задания в
формате В8 ЕГЭ. Слайд
6. Самопроверка и самооценка
выполненного задания. Слайд
7. Формулировка проблемы текста.
Слайд №6
8. Подготовка вступления сочинения и
проблемы.
9. Домашнее задание: Написать
сочинение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.