Инфоурок География Другие методич. материалыУрок-путешествие "Вулканы и Гейзеры" ( 6 класс)

Урок-путешествие "Вулканы и Гейзеры" ( 6 класс)

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Тракторозаводского района г. Волгограда

 

                                         Урок –путешествие  "Вулканы и Гейзеры".    

                                                                   (6 класс)

 

Цели урока:

Образовательные:  

расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  познакомить с географией  их размещения; 

выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

Развивающие:  

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

Воспитательные:

 воспитывать интерес к предмету,  бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  презентационный материал, атласы, контурная карта полушарий, картина К.П.Брюсова «Последний день Помпеи», опорный конспект  урока.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Особенности данного урока:

- данный урок является седьмым по теме «Земная кора». До этого дети изучили строение Земли и литосферы; горные породы и минералы, слагающие литосферу и их использование человеком;  виды движения земной коры; землетрясения. На данном уроке продолжалось формирование знаний о  внутренних процессах, изменяющих поверхность Земли – вулканизм.

В ходе урока развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер, Тихоокеанское огненное кольцо, боковой кратер продукты извержения.

Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

 - иметь представление о строении и типах вулканов,  географии размещения районов вулканизма на карте мира;

 - давать характеристику г.п. вулкана по географической карте;

 - развивать умения работать с контурными картами,  с учебными текстами;

 

Х О Д    У Р О К А.

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

- О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах.),

 Сообщение темы и целей урока. 

Дети,  у каждого из вас на парте лежит опорный конспект урока, с которым вы будете работать по ходу изучения новой темы.

 - Сегодня вы узнаете: что такое вулкан, каково его строение, какие виды вулканов бывают, откуда пошло название, где они образуются , а так же что такое гейзеры и каков  их принцип действия. Откуда же  пошло название «вулкан»?) Учитель рассказывает о древнегреческих мифах, связанных  с богами Гефестом и Вулканом. Вывод: со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Строение вулкана. Рассмотрим схему "Строение вулкана".

 ( Давайте обратимся к технологической карте где есть схема строения вулкана и, используя рисунок на слайде, учащиеся самостоятельно заполняют схему) .

 Учитель дает объяснения к схеме:.

 Под давление  расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется  жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми. Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.  Застывшая лава образует конусы вулкана.

( В тетрадь записывают понятия:

Вулкан - конусовидная гора

Очаг магмы – место скопления магмы

Жерло - узкий канал,  по которому поднимается магма

Кратер- углубление на вершине горы)

Учитель. Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути. (Продукты извержения:  Пепел,  Лава , Вулканические бомбы).

                         Немые свидетели вулканической деятельности.

         Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим  последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить  об извержении вулкана Везувий в Италии,  уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.

Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад… (Картина Брюлова «Гибель Помпеи).

Учитель: «Так какие бывают виды вулканов?» Виды вулканов.

- По типу и строению конусов все вулканы делятся на : конусообразные, щитообразные, куполообразные.

Учащиеся составляют схему типов вулканов.

                                 Вулканы по форме

            Конический    Куполообразный   Щитовой

- По своей активности вулканы делятся на 3 группы:

 действующие, потухшие, заснувшие.

         Прочитайте учебник (стр. 62) и ответьте на вопрос, чем они отличаются?

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех материках, кроме Австралии.   Это вулканы Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м), Кракатау, Фудзияма,   и др.

Есть вулканы, об   извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это  потухшие вулканы. К ним относятся влк. Эльбрус в горной системе Кавказ,  влк. Килиманджаро в Африке . 

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например,  в районе Тихоокеанического огненного кольца  -  80%   вулканов Земли      ( Камчатка, Япония, Индонезия, Юж.  и Сев . Америка), (Слайд  10).

Заполнить схему    «Типы вулканов»,   используя данные атласа. (Прил.1)

Учитель: «Где образуются вулканы?»

- Вулканы образуются не только на суше, но и  на дне океанов .  Попробуйте объяснить в чем причина появления вулканов на суше (трещины в земной коре) и в океане (тонкая земная кора, легко прожечь). Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.

- Самое большое количество вулканов на Земном шаре образовалось по периметру Тихого океана, где проходят зоны соединения литосферных плит.

Учитель.  В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С  в водоемах, наполненных водой из горячих источников,  много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.

- Почему они расположены именно в этих районах?

Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами.       

-Чем же объяснить эту загадку природы?

Учитель. Гейзерыэто периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.   

Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов.  Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся  соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита.

Практическая работа.   Нанесение на контурную карту вулканов.

Закрепление нового материала. (Задания в приложении)

1.     Найдите пару.

2.      Значение вулканов

 Подведение итогов урока

-  Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

1.Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно  удивило  то, что…

3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

4. Было бы хорошо, если бы…

5.Мне не понравилось…

Д/з , параграф 17.

     1.Составить рассказ на основе  опорного конспекта

     2. Найти   интересные  факты о вулканах Земли

 

Литература

1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География «Землеведение»,6 класс / М.: «Дрофа», 2010.

2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии / М. : «Вако», 2007.

3. Гритченко Н.В. Урок в 6 классе «Вулканы, горючие источники, гейзеры» // География в школе. – 2000.  - №4

4. Ефимов С.И. Художественная и научно-популярная литература на уроках физической географии // География в школе. – 2004. - №6


Приложение 1. Заполнить схему    «Типы вулканов»,   используя данные атласа

Вулканы

Действующие

Потухшие

                  Уснувшие

вулканы, извергавшиеся на памяти  человечества

 

 не извергавшиеся на памяти  человечества

те, которые потухли, но вдруг   начинают действовать

вулкан Мауна - Лоа

вулкан Килауэа

Гавайские о-ва

вулкан Килиманджаро

гора Эльбрус

гора Казбек

                       Крым,

                 Забайкалье

 

 

 

2.Работа на к/к

Пользуясь Картой литосферных плит атлас   мы сейчас нанесем на контурную карту   вулканы  Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе.  Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены?

* влк. Килиманджаро   и определите их координаты  и заполните таблицу.

3.     Заполните таблицу , используя данные атласа

Название вулкана

Материк, где находится

Абсолютная высота (м)

Действующий или потухший

координаты

Ключевская Сопка

Евразия

4750

действующий

68°с. ш 160°в.д.

Везувий 

Евразия

1281

действующий

42° с.ш.14°в.д.

Этна

Евразия

3823

действующий

38° с.ш.14°в.д.

Эльбрус

Евразия

5642

потухший

43° с.ш.43°в.д.

Кракатау

Евразия

816

действующий

6° ю.ш. 115° в.д.

Фудзияма

Евразия

3776

потухший

36° с.ш.139°в.д.

Килиманджаро

Африка

5895

потухший

3° ю.ш. 38° в.д.

 

 

 

4.     Закрепление нового материала

Жерло

 

Чашеобразное углубление на  вершине вулкана            

 
 "Найдите пару"

 

 

Кратер

 

 

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются     

 

Вулкан

 

 

Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.

 

Гейзер

 

Канал, по которому магма движется к земной коре         

 

 
 

 

 

 

 

 


       

 

Жерло

 
 

                                       5.     Значение вулканов

положительное

отрицательное

Вулканический пепел- плодородный слой

Гейзеры- используют для отопления жилых домов, теплиц и т.д.

Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб .

                

 Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли.

Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением.

Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота.

 Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта.

 

 

 

 

Приложение 1 к слайду 3

   Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов. 

   В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым,  ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Приложение 2 к слайду 8

   Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э.  Весь ужас этой природной  катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

 Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.

 

 

 

 


Опорный конспект урока

 

1. Строение вулкана

Составные части

                                  определение

вулкан

 

очаг магмы

 

жерло

 

конус

 

кратер

 

          

 2.   Продукты   извержения:

 

3. Заполнить схему    «Типы вулканов»     (по времени извержения)

 

               Вулканы

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Главная  причина возникновения вулканов -

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

5. Практическая работа     «Характеристика Г.П. вулкана»

Название

На каком материке и в какой его части

Географические координаты

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевская сопка

 

 

 

 

 

Килиманджаро

 

 

 

 

 

Везувий

 

 

 

 

 

Этна

 

 

 

 

Эльбрус

 

 

 

 

Кракатау

 

 

 

 

Фудзияма

 

 

 

 

6. Значение вулканов

положительное

отрицательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-путешествие "Вулканы и Гейзеры" ( 6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-путешествие "Вулканы и гейзеры" предусмтривает ислледовательскую работу с использованием: атласа, к/к,  с таблицами, учебными текстами,опорного конспекта и.др.

В ходе урока развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер, Тихоокеанское огненное кольцо, боковой кратер продукты извержения.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 188 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 558
    • DOCX 616 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Привалова Людмила Альбертовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Привалова Людмила Альбертовна
    Привалова Людмила Альбертовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7766
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 732 человека

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 762 человека

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе