Муниципальное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
Тракторозаводского
района г. Волгограда
Урок
–путешествие "Вулканы и Гейзеры".
(6 класс)
Цели
урока:
Образовательные:
расширить
и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их
размещения;
выявить
причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;
Развивающие:
развивать
умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
содействовать
эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и
искусства;
Воспитательные:
воспитывать
интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
презентационный материал, атласы, контурная карта полушарий, картина
К.П.Брюсова «Последний день Помпеи», опорный конспект урока.
Тип урока: изучение новых
знаний.
Вид урока: комбинированный.
Особенности данного урока:
-
данный урок является седьмым по теме «Земная кора». До этого дети изучили
строение Земли и литосферы; горные породы и минералы, слагающие литосферу и их
использование человеком; виды движения земной коры; землетрясения. На
данном уроке продолжалось формирование знаний о внутренних процессах,
изменяющих поверхность Земли – вулканизм.
В ходе урока развиваются общеучебные
умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное,
схематически фиксировать новые знания, работать с научно-популярным текстом,
творчески подходить к проблемной ситуации.
Основные термины и понятия:
вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер,
Тихоокеанское огненное кольцо, боковой кратер продукты извержения.
Планируемые достижения
учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):
-
иметь представление о строении и типах вулканов, географии размещения районов
вулканизма на карте мира;
-
давать характеристику г.п. вулкана по географической карте;
-
развивать умения работать с контурными картами, с учебными текстами;
Х
О Д У Р О К А.
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
-
О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах.),
Сообщение
темы и целей урока.
Дети,
у каждого из вас на парте лежит опорный конспект урока, с которым вы будете
работать по ходу изучения новой темы.
-
Сегодня вы узнаете: что такое вулкан, каково его строение, какие виды вулканов
бывают, откуда пошло название, где они образуются , а так же что такое гейзеры
и каков их принцип действия. Откуда же пошло название «вулкан»?) Учитель
рассказывает о древнегреческих мифах, связанных с богами Гефестом и Вулканом.
Вывод: со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога
огня.
Строение
вулкана. Рассмотрим схему "Строение вулкана".
(
Давайте обратимся к технологической карте где есть схема строения вулкана и,
используя рисунок на слайде, учащиеся самостоятельно заполняют схему) .
Учитель
дает объяснения к схеме:.
Под давление расплавленная магма
поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло
вулкана.
На вершине вулкана образуется
чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность
изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни
(вулканические бомбы).
Кратеров
может быть несколько. Их называют боковыми. Излившаяся на поверхность магма,
теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы
вулкана.
(
В тетрадь записывают понятия:
Вулкан - конусовидная гора
Очаг магмы – место скопления
магмы
Жерло - узкий канал, по
которому поднимается магма
Кратер- углубление на вершине
горы)
Учитель. Извержение вулкана –
одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С
гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла,
по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает
1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300
км/ч, сжигая все на своем пути. (Продукты извержения: Пепел, Лава ,
Вулканические бомбы).
Немые свидетели вулканической деятельности.
Извержение
вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде
которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут
приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими
человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в
Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.
Шли годы.. На поверхности пепла и
лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали
находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей
предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад… (Картина
Брюлова «Гибель Помпеи).
Учитель:
«Так какие бывают виды вулканов?» Виды вулканов.
-
По типу и строению конусов все вулканы делятся на : конусообразные,
щитообразные, куполообразные.
Учащиеся
составляют схему типов вулканов.
Вулканы по форме
Конический Куполообразный Щитовой
-
По своей активности вулканы делятся на 3 группы:
действующие,
потухшие, заснувшие.
Прочитайте
учебник (стр. 62) и ответьте на вопрос, чем они отличаются?
На земном шаре насчитывается около
850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации
отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии. Это
вулканы Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м), Кракатау,
Фудзияма, и др.
Есть вулканы, об извержении которых
не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют
конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К
ним относятся влк. Эльбрус в горной системе Кавказ, влк. Килиманджаро в Африке
.
Есть еще и уснувшие вулканы.
Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.
Почти половина действующих вулканов
расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе
Тихоокеанического огненного кольца - 80% вулканов Земли ( Камчатка,
Япония, Индонезия, Юж. и Сев . Америка), (Слайд 10).
Заполнить
схему «Типы вулканов», используя данные атласа. (Прил.1)
Учитель: «Где образуются
вулканы?»
- Вулканы образуются не только на
суше, но и на дне океанов . Попробуйте объяснить в чем причина появления
вулканов на суше (трещины в земной коре) и в океане (тонкая земная кора, легко
прожечь). Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров
вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.
- Самое большое количество вулканов
на Земном шаре образовалось по периметру Тихого океана, где проходят зоны
соединения литосферных плит.
Учитель.
В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники.
Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура
воздуха -25 ◦С в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много
купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.
-
Почему они расположены именно в этих районах?
Горячие
источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.
Источники, которые периодически
выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами.
-Чем
же объяснить эту загадку природы?
Учитель.
Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие
источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся
вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды,
окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80
м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и
наступает покой.
Некоторые гейзеры выбрасывают воду
совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое
явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной
Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических
областях земного шара.
В России на полуострове Камчатка есть
Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.
Самый большой камчатский гейзер –
Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3
м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера
–минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности
земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита.
Практическая
работа. Нанесение на контурную карту вулканов.
Закрепление нового материала. (Задания в приложении)
1. Найдите
пару.
2. Значение
вулканов
Подведение
итогов урока
-
Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне
хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.
Этап рефлексии:
1.Сегодня
на уроке мне…
2.
Меня особенно удивило то, что…
3.
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
4.
Было бы хорошо, если бы…
5.Мне
не понравилось…
Д/з
, параграф 17.
1.Составить рассказ на основе опорного конспекта
2. Найти интересные факты о вулканах Земли
Литература
1.
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География «Землеведение»,6 класс / М.: «Дрофа»,
2010.
2.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии / М. : «Вако», 2007.
3.
Гритченко Н.В. Урок в 6 классе «Вулканы, горючие источники, гейзеры» //
География в школе. – 2000. - №4
4.
Ефимов С.И. Художественная и научно-популярная литература на уроках физической
географии // География в школе. – 2004. - №6
Приложение
1. Заполнить схему «Типы вулканов», используя данные атласа
Вулканы
|
|
|
|
Действующие
|
Потухшие
|
Уснувшие
|
вулканы, извергавшиеся
на памяти человечества
|
не
извергавшиеся на памяти человечества
|
те, которые потухли,
но вдруг начинают действовать
|
вулкан
Мауна - Лоа
вулкан
Килауэа
Гавайские
о-ва
|
вулкан
Килиманджаро
гора
Эльбрус
гора
Казбек
|
Крым,
Забайкалье
|
2.Работа
на к/к
Пользуясь
Картой литосферных плит атлас мы сейчас нанесем на контурную карту вулканы
Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили
внимание на то, как вулканы обозначены?
*
влк. Килиманджаро и определите их координаты и заполните таблицу.
3.
Заполните таблицу , используя данные
атласа
Название
вулкана
|
Материк,
где находится
|
Абсолютная
высота (м)
|
Действующий
или потухший
|
координаты
|
Ключевская
Сопка
|
Евразия
|
4750
|
действующий
|
68°с.
ш 160°в.д.
|
Везувий
|
Евразия
|
1281
|
действующий
|
42°
с.ш.14°в.д.
|
Этна
|
Евразия
|
3823
|
действующий
|
38°
с.ш.14°в.д.
|
Эльбрус
|
Евразия
|
5642
|
потухший
|
43°
с.ш.43°в.д.
|
Кракатау
|
Евразия
|
816
|
действующий
|
6°
ю.ш. 115° в.д.
|
Фудзияма
|
Евразия
|
3776
|
потухший
|
36°
с.ш.139°в.д.
|
Килиманджаро
|
Африка
|
5895
|
потухший
|
3°
ю.ш. 38° в.д.
|
4.
Закрепление нового материала
Чашеобразное углубление на вершине
вулкана
|
|
"Найдите
пару"
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники, которые периодически
выбрасывают горячую воду и пар называются
|
|
|
|
|
|
|
Горы конической формы, сложенные
продуктами их извержения.
|
|
|
|
|
|
|
Канал, по которому магма движется к
земной коре
|
|
|
5. Значение вулканов
положительное
|
отрицательное
|
Вулканический
пепел- плодородный слой
Гейзеры-
используют для отопления жилых домов, теплиц и т.д.
|
Извержения
вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб .
Лавовые потоки
разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли.
Вследствие
вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла,
что грозит их обрушением.
Попадание в
легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота.
Взвесь пепла в
воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта.
|
Приложение
1 к слайду 3
Слово
"вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает
"огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле
происходят извержения вулканов.
В Тирренском
море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем
неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала
был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины
вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это
очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что
там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела
Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название
это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины
извержений вулканов.
Приложение
2 к слайду 8
Везувий был
живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах
горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи,
Геркуланум и Стабия. Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79
г. н. э. Весь ужас этой природной катастрофы отражен на полотне Карла
Брюллова "Последний день Помпеи".
Люди, обезумевшие
от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие
нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися
под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3
метров.
Опорный конспект
урока
1. Строение
вулкана
Составные части
|
определение
|
вулкан
|
|
очаг магмы
|
|
жерло
|
|
конус
|
|
кратер
|
|
2. Продукты
извержения:
3. Заполнить
схему «Типы вулканов» (по времени извержения)
5.
Главная причина возникновения вулканов -
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Практическая
работа «Характеристика Г.П. вулкана»
Название
|
На каком
материке и в какой его части
|
Географические
координаты
|
Абсолютная
высота
|
Действующий или
потухший
|
Ключевская сопка
|
|
|
|
|
Килиманджаро
|
|
|
|
|
Везувий
|
|
|
|
|
Этна
|
|
|
|
|
Эльбрус
|
|
|
|
|
Кракатау
|
|
|
|
|
Фудзияма
|
|
|
|
|
6.
Значение вулканов
положительное
|
отрицательное
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.