Аннотация к мероприятию
Мероприятие подготовлено для учащихся 5 класса. Материал преподносится в
игровой форме. В ходе проведения игры дети не только показывают свои знания по
теме, но и узнают новое о птицах, их поведении; знакомятся с Красной книгой
Оренбургской области. Основная цель мероприятия - научить детей проявлять
заботу и сострадание к птицам, помогать им в зимнее время.
Цели мероприятия:
1.
Расширить знания детей о птицах
2.
Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и
перелетных
3.
Воспитывать заботливое отношение к ним
4.
Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу.
Ход мероприятия:
Организационный
момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в
удивительный мир птиц (слайд2) цели со слайда и закончить … будем
учиться заботиться о них. В путешествие мы отправимся на поезде, поэтому вам
необходимо приобрести билеты.
Почему без птиц нам не
обойтись?
Ведущий 1: Птицы – друзья нашего детства.
Ведущиё 2: Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях
весну.
Ведущий 1: Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и
огородов.
Ведущий 2: Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные,
весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость
и радость.
Ведущий 1: Помните, нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток!
Берегите птиц! Птицы – наши друзья!
Ведущий 2: Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей,
поэтов, музыкантов.
Учитель: Давайте отправимся с вами в удивительный мир птиц!
Станция «Угадай-ка» (слайд 3)
А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на
кормушку? (Ведущий загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с
птичкой и прикрепляет на кормушку).
Ведущий 1:
1. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает
( Воробей)
2. Трещала с самого утра:
Пора, пора! А что пора?
Такая с ней морока
Когда трещит …(сорока)
3.
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
( Сова)
4.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
5.
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица)
6.
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
( Ворона)
Вот сколько птиц прилетело на кормушку (слайд4).
Выбегают птицы
Цапля.
Здравствуй, скворушка!
Скворец.
Что ты такая печальная, цапля?
Цапля.
Ах, голубчик, голова у меня
разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик,
важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а
какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий
мороз. Может быть, это правда?
Скворец.
Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы
не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной
зимы. Везде одно лето.
Учитель:
Ребята, так почему же скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни
зимы?
(Они перелетные). А к кормушке слетелись какие? (Зимующие)
Ведущий 2: Мы отправляемся на следующую станцию. Она называется
«Историческая»
Станция «Историческая». Угадать о какой птице идет речь (слайд 5).
Ведущий 1: Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не
связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие
проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным
злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века
церковь объявила эту птицу « нечистым животным», слугой дьявола. Что это
за птица?
Ведущий 2: Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули
клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил
их перекрещивающимся клювом и причислил к лику святых. Действительно, погибшие
птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут лежать годы без
изменения.
Ведущий 1: В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится,
что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в
птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, ее
слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные
люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее имя этой птицы.
Учитель: Молодцы,
ребята! Продолжаем наше путешествие (слайд 6) (звук сороки)
Сценка «Глухарь и Сорока».
К доске выходят дети, на голове которых шапочки,
имитирующие птиц.
Глухарь. Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой
опушке.
Глухарь. А теперь куда?
Сорока. В деревню, милок, в деревню.
Глухарь. Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока. Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно
пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась.
Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого.
Глухарь. Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока. Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки
косточку стяну, у кошки кусочек хлеба отниму. Я птица не гордая!
Ведущий 1: Мы прибыли на станцию знатоков.
Станция «Знатоков» (слайд 7)
Конкурс1. «Сложи
пословицу» (Пословицы разрезаны на слова).
- Лучше синица в
руках, чем журавль в небе.
- Красна птица
пером, а человек – умом.
- Слово не воробей,
вылетит не поймаешь
- Птицы сильны
крыльями, а люди – дружбой.
- Птице даны
крылья, а человеку- разум.
- Кукушка хвалит
петуха за то, что хвалит он кукушку.
Конкурс2. «Загадка-
плетенка».
Здесь спрятались
птицы. Отгадайте, какие?
1
|
В
|
|
Р
|
|
Б
|
|
Й
|
2
|
|
К
|
|
О
|
|
Е
|
|
3
|
К
|
|
К
|
|
Ш
|
|
А
|
4
|
|
Л
|
|
Х
|
|
Р
|
|
5
|
С
|
|
Л
|
|
В
|
|
Й
|
- ВОРОБЕЙ
- СКВОРЕЦ
- КУКУШКА
- ГЛУХАРЬ
- СОЛОВЕЙ
Конкурс3.
«Узнай птицу по голосу» (слайд8)
Мы
прибываем на станцию отдыхай-ка
Станция «Отдыхай-ка» (слайд9)
Физкультминутка-игра
«Прилетели птицы».
Правила игры: Учитель называет птиц и насекомых. Если называет птицу, надо
помахать руками, изображая её; если насекомых, то присесть и положить голову
набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.
Прилетели птицы:
голуби, синицы, галки, воробьи, пчёлы, снегири…
Прилетели птицы:
голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи…
Прилетели птицы:
голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, кузнечики…
Прилетели птицы:
голуби, синицы, бабочки, галки, воробьи, вороны, снегири, дятлы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже
совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся
Продолжаем свое путешествие. Станция «Красная
книга»
Станция «Красная книга» (слайд 10)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о необычной книге. Цвет переплета у этой
книги красный.
Ведущий 1: Где вы встречаетесь с красным светом? (Кто-нибудь из детей
вспомнит про светофор)
Ведущий 2: Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это
сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с ПДД)
Ведущий 1: Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает:
“Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об
опасности, но о какой?
Ведущий 2: В 1949 году во Франции была создана комиссия по редким видам.
Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г по 1913 г с лица Земли с “помощью”
человека исчезло 118 видов животных..
Ведущий 1: Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и
художник-анималист Питер Скотт.
(Читают подготовленные ученики) Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности!
Ведущий 2: В этой книге перечислены животные и растения, которые могут
безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим их сегодня ,то они погибнут.
Ведущий 1: Красную Книгу называют Документом совести человека.
Ведущий 2: Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на
красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения;
на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых —
сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — сведения о
восстановленных видах и находящихся вне опасности.
Ведущий 1: А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?
Ведущий 2: Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли
исчезли некоторые виды.
Учитель: Перед вами страницы Красной книги Оренбургской области
Со слайдов
(10,11,12.13) прочитать
Учитель: И мы можем помочь в сохранении разных видов птиц.
Дети читают стихи
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
(слайд14)
Сценка.
К доске выходят шесть человек в шапочках птиц: сорока,
снегирь, воробей, синица, клест, щегол и разыгрывают следующую сценку.
Сорока.
Тра-та-та-та-та. Что я видела, что
слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на
соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв
свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую
снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица.
Сало салу рознь! Могли бы вывесить
несоленое, у нас от соленого животы болят.
Клест.
Остался голодный, обед ветром сдуло.
Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь.
А где семена сорняков? Где рябина,
калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель:
Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать
кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут
ли ваш корм есть птицы. Я вам раздам таблички, чтобы вы выберите тот корм,
какой любят птицы.
Задание: Угощение для птиц. Детям предлагается из карточек со словами выбрать
то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья.
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.
На доску магнитами
прикрепляют таблички с кормом.
Ведущий 1: Незаметно мы добрались до станции «Заботливой» (СЛАЙД 15)
Наши ребята сделали
кормушки для птиц и хотят нам их представить.
Ученики показывают
кормушки
Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или
холод? Почему?
Для птиц страшнее
голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю
стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10
синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.
Скорей
на помощь, дети!
Вот в этот
самый трудный час
Спасенья
птицы ждут от вас.
Кормите их!
Согрейте!
Повесьте
домик на суку!
Рассыпьте
крошки на снегу,
А
то и манной кашки…
И
оживут бедняжки!
По небу
весело скользя,
Взлетят
пернатые друзья
И
пропоют, чирикая!
«Спасибо
вам великое!»
Ведущий 2: Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то
все птицы будут обеспечены кормом.
Ведущий 1: Много крох перепадает с человеческого стола . Корочки хлеба, кусочки
мяса, несоленое сало, остатки каши, творог. Собирайте для корма птицам семена
сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника.
Собирайте ягоды калины, бузины, рябины. Собирайте арбузные и дынные семечки.
Собирайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.
Мы
прибыли на последнюю станцию нашего путешествия «Школьный сад» (слайд
16)
Ученик: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки
на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть
тяжело!
А
ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
Приучайте
птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Учитель читает
стихотворение: (слайд 17)
Морозы жестокие в каждом
году…
Тревожно за
яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В её конуре такой
же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
беспокойно за птиц,
За наших
воробышков, галок, синиц:
Ведь, очень уж
холодно в воздухе им.
Поможем ли мы
беззащитным таким?
Учитель
продолжает читать стихотворение:
Поможем! Их надо
кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Знаете ли вы, что 12 ноября День
Зиновия-синичника. В этот день стартовала акция «Покормите птиц». Продолжится
она 4,5 месяца и закончится 1 апреля в День Птиц.
А теперь давайте все вместе развесим кормушки в школьном
саду.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.