Шалабаева
Татьяна Анатольевна,
учитель
русского языка и литературы
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
гимназия
№ 18 г.Томска
Проектные
мастерские по теме:
«В.А.Жуковский.
«Спящая царевна»
как литературная сказка»
Предмет: литература
Томск
- 2014
Пояснительная
записка к уроку
Дидактическое
обоснование
|
Урок
разработан в свете ФГОС ООО.
Рассмотрены
вопросы развития УУД на уроке литературы в 5 классе.
|
Тип
урока:
урок систематизации ЗУН
|
Дидактическая
цель:
создание условий для систематизации ЗУН
|
Основные
дидактические методы: деятельностный, проблемный,
исследовательский, практический.
|
Форма
организации познавательной деятельности:
индивидуальная,
групповая
|
Место
данного урока в системе уроков по теме:
Второй урок
по теме «Сказки В.А.Жуковского».
|
Форма
проведения урока: урок с использованием деятельностного метода
обучения, с применением ИКТ, проектные мастерские
|
Используемое
оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска
|
Результативность
урока: создание
собственных продуктов проектной деятельности через системную работу с ИКТ
(представлено в приложениях к уроку)
|
Разработка урока
Класс: 5
Предмет:
литература
Учебник:
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В
2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение,
2012 г
Название
раздела, темы: Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Сказки
Тема
урока:
«В.А.Жуковский.
«Спящая царевна» как литературная сказка»
Тип урока: проектные мастерские
Цели
урока:
идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД
Задачи:
¨
Воспитывать
у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной
литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
¨
Вырабатывать
умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на
уроке.
¨
Повышать
эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Планируемые
результаты:
Познавательные
УУД:
¨ Самостоятельное
формулирование познавательной цели
¨
Поиск
и выделение необходимой информации;
¨
Структурирование
знаний
¨
Осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
¨
Выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
¨
Рефлексия
¨
Смысловое
чтение
¨
Самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера
Личностные
УУД:
¨
самоопределение, стремление к речевому
самосовершенствованию;
¨
нравственно-этическая ориентация, способность к
самооценке своих действий, поступков;
¨
на примере отношения В.А.Жуковского к Родине
прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные
УУД:
¨
целеполагание, планирование, саморегуляция,
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить.
Коммуникативные
УУД:
¨
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации
¨
развитие у обучающихся способностей к решению
личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с
применением средств ИКТ.
Средства
обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал,
презентация.
Литература:
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В
2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные
связи: изобразительное
искусство
Ресурсы
сети Интернет:
¨
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
¨
Коровина В. Я., Збарский И. С.
Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
¨
Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
Время,
отведенное на реализацию:
¨
1 урок – организационный
¨
самостоятельная работа учащихся дома
¨
2 урок – реализация проекта
Организация
работы:
учащиеся
работают над реализацией 6 проектов в проектных мастерских (в каждой
мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера):
1.
«Биографы»
2.
«Мастера сказок»
3.
«Аналитики»
4.
«Энциклопедисты»
5.
«Сказочники»
6.
«Художники»
+
независимый эксперт (учащийся, который в работе мастерских участия не принимал.
Заполнение экспертной карты)
Оформление
классной доски: портрет В.А.Жуковского, 6 конвертов
с названием мастерских (для проведения рефлексии)
Сценарий урока
по реализации проекта
I.
Оргмомент.
Приветствие учащихся. Постановка целей и задач. Просмотр ролика о
важности работы в команде. (Приложение
1)
Вопросы классу:
- Какие выводы мы можем сделать из содержания ролика? (Важно
действовать в команде, а не одному)
II.
Слово учителя.
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого
детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки.
Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги,
которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в
котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не
перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в
глубине своего сердца.
Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с
творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. Мы многое
узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы
готовились к проекту.
Давайте вспомним некоторые факты из биографии В.А.Жуковского.
(работаем на интерактивной доске – формат документа Smart
notebook) . Верно ли утверждение? Необходимо добавить
галочки к тем утверждениям, с которыми согласны. (Приложение 2)
Напоминаю, что мы с вами работаем в 6 мастерских. (Приложение 3, слайд 1).
Давайте вспомним, что такое проект и какие структурные части в
него входят. (Приложение 3, слайд 2)
Чему мы можем научиться, работая над проектом?
В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. (Приложение 3, слайд 3). Многие сказочники
обращались к сюжету о спящей девушке. (Приложение
3, слайд 4). В 1831 году Жуковский представил на суд читателей и критиков
сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.
III. Защита проектов.
Представление творческого «продукта» по итогам работы в проектных мастерских.
Учащиеся рассказывают о том, как работали над проектом: тема, какие
цели и задачи поставили, какую выдвигали гипотезу, какие методы использовали,
раскрывают структуру работы над проектом, представляют результат работы –
продукт.
1.
Мастерская «Биографы».
Цель:
изучить биографию В.А.Жуковского и выделить факты биографии, с которыми не были
знакомы. Выдвинули гипотезу, что в биографии Жуковского много интересных
фактов, о которых будет интересно узнать одноклассникам. Гипотеза
подтвердилась. Результатом работы над проектом стало создание виртуальной
экскурсии «8 интересных фактов из биографии В.А.Жуковского» (Приложение 4)
2.
Мастерская «Мастера сказок».
Цель:
изучить источники о творческом состязании двух сказочников: В.А.Жуковского и
А.С.Пушкина. Выдвинули гипотезу, что в творческом поединке победил
В.А.Жуковский. Гипотеза не подтвердилась. Пришли к выводу, что оба поэта –
мастера литературных сказок. Результатом работы над проектом стала брошюра
«Творческий поединок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина». (Приложение 5)
3.
Мастерская «Аналитики».
Члены
мастерской работали над проблемным вопросом: что в сказке В.А.Жуковского
напоминает русские народные сказки и что отличает. (Приложение 6). Результатом работы стал выпуск
брошюры «Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»: черты литературной и народной
сказок» (Приложение 6)
4.
Мастерская «Энциклопедисты».
Анализировали
язык сказки. Поставили перед собой цель – найти в сказке устаревшие слова, дать
их толкование на основе нескольких словарей. Результатом работы стало создание
интерактивного словаря «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского». (Приложение 7)
5.
Мастерская «Сказочники».
Сопоставляли
2 сказки: В.А.Жуковского и «Спящая красавица» Ш.Перо. Структура проекта – Приложение 8. Результатом работы стала сказка собственного
сочинения. (Приложение
8)
6.
Мастерская «Художники».
Работали
по теме «Спящая царевна» в иллюстрациях художников. Результатом работы стало
создание фотоальбома (в распечатанном и электронном виде) (Приложение 9) и создание
своих иллюстраций к сказке.
IV.
Выступление независимого эксперта,
подведение итогов по защите проектов. Рефлексия учителя и учащихся.
V.
Самооценка и оценка работы других групп.
Учащимся предлагается письменно поразмышлять над 2 вопросами:
- Какой твой вклад в реализацию проекта.
- Чей проект тебе понравился? Дать обоснование. (Приложение 10)
Положить картинку со старичком-боровичком в конверт, той мастерской,
работа которой вам понравилась больше всего (конверты на доске).
VI.Домашнее
задание: познакомиться с балладой В.А.Жуковского
«Кубок».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.