Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-проектные мастерские по теме ""Спящая царевна" В.А.Жуковского как литературная сказка"

Урок-проектные мастерские по теме ""Спящая царевна" В.А.Жуковского как литературная сказка"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Шалабаева Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 гимназия № 18 г.Томска

 

 

 

 

 

Проектные мастерские по теме:

«В.А.Жуковский.

«Спящая царевна» как литературная сказка»

 

Предмет: литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск - 2014

 

Пояснительная записка к уроку

 

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС ООО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке литературы в 5 классе.

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Дидактическая цель: создание условий для систематизации ЗУН

Основные дидактические методы:  деятельностный, проблемный, исследовательский, практический.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, групповая

Место данного урока в системе уроков по теме:

Второй  урок по теме «Сказки В.А.Жуковского».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ, проектные мастерские

Используемое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска

Результативность урока: создание собственных продуктов проектной деятельности через системную работу с ИКТ (представлено в приложениях к уроку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Сказки

Тема урока:   «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»

Тип урока: проектные мастерские

Цели урока:  идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД

Задачи:

¨  Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.

¨  Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.

¨  Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

¨  Самостоятельное формулирование познавательной цели

¨  Поиск и выделение необходимой информации;

¨  Структурирование знаний

¨  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

¨  Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

¨  Рефлексия

¨  Смысловое чтение

¨  Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Личностные УУД:  

¨  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;

¨  нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

¨  на примере отношения В.А.Жуковского  к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  

¨  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

¨  планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

¨  развитие у обучающихся способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник,  раздаточный материал, презентация.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Ресурсы сети Интернет:

¨  Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

¨  Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

¨  Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

 

Время, отведенное на реализацию:

¨  1 урок – организационный

¨  самостоятельная работа учащихся дома

¨  2 урок – реализация проекта

 

Организация работы:

 учащиеся работают над реализацией  6 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера):

1.      «Биографы»

2.      «Мастера сказок»

3.      «Аналитики»

4.      «Энциклопедисты»

5.      «Сказочники»

6.      «Художники»

+ независимый эксперт (учащийся, который в работе мастерских участия не принимал. Заполнение экспертной карты)

Оформление классной доски: портрет В.А.Жуковского, 6 конвертов с названием мастерских (для проведения рефлексии)

 

Сценарий урока

по реализации проекта

I.                   Оргмомент.

Приветствие учащихся. Постановка целей и задач. Просмотр ролика о важности работы в команде. (Приложение 1)

Вопросы классу:

- Какие выводы мы можем сделать из содержания ролика? (Важно действовать в команде, а не одному)

II.                Слово учителя.

        Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

         Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к проекту.

         Давайте вспомним некоторые факты из биографии В.А.Жуковского.

(работаем на интерактивной доске – формат документа  Smart notebook) . Верно ли утверждение? Необходимо добавить галочки к тем утверждениям, с которыми согласны. (Приложение 2)

         Напоминаю, что мы с вами работаем в 6 мастерских. (Приложение 3, слайд 1).

        Давайте вспомним, что такое проект и какие структурные части в него входят. (Приложение 3, слайд 2) Чему мы можем научиться, работая над проектом?

        В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. (Приложение 3, слайд 3).  Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке. (Приложение 3, слайд 4). В 1831 году Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

III. Защита проектов.

Представление творческого «продукта» по итогам работы в проектных мастерских.

 Учащиеся рассказывают о том, как работали над проектом: тема, какие цели и задачи поставили, какую выдвигали гипотезу, какие методы использовали, раскрывают структуру работы над проектом, представляют результат работы – продукт.

1.      Мастерская «Биографы».

Цель: изучить биографию В.А.Жуковского и выделить факты биографии, с которыми не были знакомы. Выдвинули гипотезу, что в биографии Жуковского много интересных фактов, о которых будет интересно узнать одноклассникам. Гипотеза подтвердилась. Результатом работы над проектом стало создание виртуальной экскурсии «8 интересных фактов из биографии В.А.Жуковского» (Приложение 4)

2.      Мастерская «Мастера сказок».

Цель: изучить источники о творческом состязании двух сказочников: В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Выдвинули гипотезу, что в творческом поединке победил В.А.Жуковский. Гипотеза не подтвердилась. Пришли к выводу, что оба поэта – мастера литературных сказок. Результатом работы над проектом стала брошюра «Творческий поединок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина». (Приложение 5)

3.      Мастерская  «Аналитики».

Члены мастерской работали над проблемным вопросом: что в сказке В.А.Жуковского  напоминает русские народные сказки и что отличает. (Приложение 6). Результатом работы стал выпуск брошюры «Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»: черты литературной и народной сказок» (Приложение 6)

4.      Мастерская «Энциклопедисты».

Анализировали язык сказки. Поставили перед собой цель – найти в сказке устаревшие слова, дать их толкование на основе нескольких словарей. Результатом работы стало создание интерактивного словаря «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского». (Приложение 7)

5.      Мастерская «Сказочники».

Сопоставляли 2 сказки: В.А.Жуковского и «Спящая красавица» Ш.Перо. Структура проекта – Приложение 8. Результатом работы стала сказка собственного сочинения. (Приложение 8)

6.      Мастерская «Художники».

Работали по теме «Спящая царевна» в иллюстрациях художников. Результатом работы стало создание фотоальбома (в распечатанном и электронном виде) (Приложение 9) и создание своих иллюстраций к сказке.

IV.             Выступление независимого эксперта, подведение итогов по защите проектов. Рефлексия учителя и учащихся.

 

V. Самооценка и оценка работы других групп.

Учащимся предлагается письменно поразмышлять над 2 вопросами:

- Какой твой вклад в реализацию проекта.

- Чей проект тебе понравился? Дать обоснование. (Приложение 10)

Положить картинку со старичком-боровичком в конверт, той мастерской, работа которой вам понравилась больше всего (конверты на доске).

 

VI.Домашнее задание: познакомиться с балладой В.А.Жуковского «Кубок».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-проектные мастерские по теме ""Спящая царевна" В.А.Жуковского как литературная сказка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 У       Учащиеся работают над реализацией  6 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера):1.      «Биографы», 2.      «Мастера сказок», 3.      «Аналитики», 4.      «Энциклопедисты», 5.      «Сказочники», 6.      «Художники».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 125 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 420
    • DOCX 31 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шалабаева Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шалабаева Татьяна Анатольевна
    Шалабаева Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12211
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек