Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-проект "Трагическая судьба М.Ю.Лермонтова"

Урок-проект "Трагическая судьба М.Ю.Лермонтова"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Eduard_Artemev_-_Instrumentalnaya_tema_Svoj_sredi_chuzhih_chuzhoj_sredi_svoih_-_Eduard_Artemev_-_In_(iPlayer.fm).mp3 Shedevry-Instrumental39noi-Muzyki-Ennio-Morikone---Muzyka-iz-fil_ma-quotProfessionalquot-romanticheskaya-skripka(muzofon.com).mp3 Страницы жизни Лермонтова.ppt разработка урока.doc

Выбранный для просмотра документ Страницы жизни Лермонтова.ppt

Скачать материал "Урок-проект "Трагическая судьба М.Ю.Лермонтова""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 200 - летие со дня рожденияМ.Ю. Лермонтова 1814 – 1841



Это было странное,...

    1 слайд

    200 - летие со дня рождения
    М.Ю. Лермонтова
    1814 – 1841



    Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.

    А. Ахматова


  • Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837. 
Из коллекции Третьяко...

    2 слайд

    Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837.
    Из коллекции Третьяковской галереи.

  • М.Ю.Лермонтов.Страницы загадочной 
жизни

    3 слайд

    М.Ю.Лермонтов.
    Страницы загадочной
    жизни

  • Загадки происхождениярода поэта.
На запад, на запад помчался бы я,
Где цвету...

    4 слайд

    Загадки происхождения
    рода поэта.

    На запад, на запад помчался бы я,
    Где цветут моих предков поля,
    Где в замке пустом, на туманных горах,
    Их забвенный покоится прах.

  • Легенда эта родилась давным-давно,
 в тринадцатом веке, 
в маленькой стране Ш...

    5 слайд

    Легенда эта родилась давным-давно,
    в тринадцатом веке,
    в маленькой стране Шотландии.

  • Рыцарь по имени Томас  Лермонт, был известен тогда  каждому шотландцу .Руины...

    6 слайд

    Рыцарь по имени Томас Лермонт, был известен тогда каждому шотландцу .
    Руины замка Лермонт

  • Так представлял себе своих таинственных  предков М.Ю.Лермонтов.«Герцог»«Герцо...

    7 слайд

    Так представлял себе своих таинственных предков М.Ю.Лермонтов.
    «Герцог»
    «Герцог Лерма»

  • Тарханы

    8 слайд

    Тарханы

  • «Когда я был трёх лет, 
то была песня ,от которой 
я плакал: её не могу те...

    9 слайд




    «Когда я был трёх лет,
    то была песня ,от которой
    я плакал: её не могу теперь
    вспомнить, но уверен, что
    если б услыхал
    её, она бы произвела
    прежнее
    действие.
    Её певала мне
    покойная мать».

    Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта.
    Неизвестный художник. 1810-е

  • Бабушкин внук.

    10 слайд

    Бабушкин внук.

  • «Ужасная судьба 
  отца и сына.
Жить розно 
                и в разлуке...

    11 слайд

    «Ужасная судьба
    отца и сына.
    Жить розно
    и в разлуке умереть.»

  • Русская поэтесса А.А.Ахматова писала о Лермонтове: «Он подражал Пушкину и Бай...

    12 слайд

    Русская поэтесса А.А.Ахматова писала о Лермонтове: «Он подражал Пушкину и Байрону, зато всем уже целый век хочется подражать ему…»
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой

  • «Погиб поэт!- невольник чести-
 Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и...

    13 слайд

    «Погиб поэт!- невольник чести-
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Не вынесла душа поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде... и убит!»

  •  Кавказ-судьба М.Ю.Лермонтова.

    14 слайд

    Кавказ-судьба М.Ю.Лермонтова.

  • Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду...

    15 слайд

    Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.
    Н. С. Мартынов
    1815-1875

  •    Памятник на месте дуэли ЛермонтоваАвтор - скульптор 
Б. М. Микешин.

    16 слайд


    Памятник на месте дуэли Лермонтова
    Автор - скульптор
    Б. М. Микешин.

  • Фамильная часовня Арсеньевых, где похоронен М.Ю.Лермонтов   Над могилой поэта...

    17 слайд

    Фамильная часовня Арсеньевых, где похоронен М.Ю.Лермонтов
    Над могилой поэта воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841".

  • Шумит Тарханский парк, склоняется над часовней старый дуб, посаженный 
М. Ю....

    18 слайд

    Шумит Тарханский парк, склоняется над часовней старый дуб, посаженный
    М. Ю. Лермонтовым. И нескончаемым потоком идут и идут сюда люди. Исполнилось желание поэта:

    …Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мною вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.

  • «Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к...

    19 слайд

    «Настанет год, России черный год,
    Когда царей корона упадет;
    Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
    И пища многих будет смерть и кровь;
    Когда детей, когда невинных жен
    Низвергнутый не защитит закон;
    Когда чума от смрадных, мертвых тел
    Начнет бродить среди печальных сел…

    «Предсказание»

  • В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубо...

    20 слайд

    В полдневный жар в долине Дагестана
    С свинцом в груди лежал недвижим я;
    Глубокая еще дымилась рана;
    По капле кровь точилася моя.

    Лежал один я на песке долины;
    Уступы скал теснилися кругом,
    И солнце жгло их желтые вершины
    И жгло меня - но спал я мертвым сном.

  • Откуда пришло к поэту это страшное видение? Не из далёких ли времён, через ве...

    21 слайд

    Откуда пришло к поэту это страшное видение? Не из далёких ли времён, через века и страны, от великого шотландского прорицателя Томаса Рифмача, бесследно исчезнувшего в подземном царстве фей?

  • Проклятие Лермонтова1914 г. -  100 лет со дня рождения – начало первой мирово...

    22 слайд

    Проклятие Лермонтова
    1914 г. - 100 лет со дня рождения – начало первой мировой войны
    1941 г. – 100 лет со дня смерти – начало ВОВ
    1939 г. – 125 лет со дня рождения – финская война, начало второй мировой войны
    1964 г. – 150 лет со дня рождения – заговор против Н.С. Хрущева
    1991 г. – 150 лет со дня смерти – крах СССР
    2014 г. – 200 лет со дня рождения - ???

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ разработка урока.doc

Урок-проект русской литературы по теме "Загадочная судьба М.Ю. Лермонтова".

 


Планируемые результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе,

Предметные: знать поворотные события в жизни М.Ю.Лермонтова, оказавших воздействие на его творчество;

умение проникать во внутренний мир и поэзию Лермонтова, подвести к пониманию его противоречий, страданий, происходящей в душе борьбы между «ангельски прекрасным» и «демонски мятежным».

Метапредметные: умения работать с разными источниками информации в процессе создания монологического высказывания,

умение самостоятельно организовать собственную деятельность и публично представить ее результаты,

развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, паре.

Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, его картины, иллюстрации к произведениям Лермонтова, кроссворд, презентация, оценочные листы, компьютер.

                                                           

                                                                    Ход урока

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.

А. Ахматова

Оргмомент.  видеофрагмент «М.Ю.Лермонтов».

Слово учителя: Наш сегодняшний урок посвящен    200-летию со дня рождения  (слайд 1) Михаила Юрьевича Лермонтова, и начать я его хочу строчками из стихотворения Игоря Талькова:

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена великой тайной,

Хотя они открыты и просты.

 Жизнь и творчество Лермонтова тоже таит в себе множество тайн и загадок, о которых и пойдет речь на уроке.

– Итак, мы  начинаем наш  необычный урок. Необычен он тем, что это урок–проект. Каждый его этап будет полностью строиться на ваших творческих проектах.

1-й этап.

– А теперь обратите внимание на слова Анны Ахматовой о Лермонтове и найдите в этом высказывании эпитеты, характеризующие поэта.

– Назовите синонимы к слову загадочный.

– Непонятный, труднообъяснимый, таинственный.

– Значит, мы сегодня будем говорить о непонятном, таинственном, загадочном человеке. Что же в нём таинственного, загадочного? Это и будет основным вопросом нашего урока.

Давайте начнём наш разговор с портрета М.Ю.Лермонтова. (слайд 2) Чем он поражал современников?

Выступление участника проекта о портретах Лермонтова.

– Перед нами парадный портрет знаменитого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Несмотря на то, что Заболотский не был профессиональным художником, портрет получился великолепным. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благородный гвардеец с правильными чертами лица: удлинённый овал, высокий лоб, строгие карие глаза и щегольские усики. Художник старательно пытается передать выражение глаз. Сам Лермонтов иронизировал над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность.

По своей сути писатель был гражданским человеком. И художник – П.Е.Заболоцкий несколькими деталями убеждает нас в этом: расстёгнут мундир, отсутствует головной убор, приветливый и чуть насмешливый взгляд.

На протяжении короткой трагической  жизни Лермонтова писали многие хорошие живописцы, и все будто нарочно противоречили друг другу, будто писали разных людей. Художники старательно пытались передать прежде всего выражение глаз. У Лермонтова было удивительное лицо, выражение которого менялось разительно, когда какая-нибудь новая мысль овладевала его воображением.

Портреты получались все разные, как будто позировал не один человек, а разные люди.

Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка (1834 год, принадлежит кисти Ф.А. Будкина)
Данный портрет бабушка Лермонтова заказа сразу по производству внука в звание корнета. 

Но вот автопортрет – бесценное свидетельство, наиболее верное, может быть, как на исповеди, стремление понять в себе самое главное.

В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине — В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.

Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.

Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1838 год)

М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. Акварель К.А. Горбунова. (1841)
Последний прижизненный портрет Лермонтова. 

До нашего времени дошло 15 прижизненных изображений Лермонтова. Это немало, если принять во внимание трагическую судьбу поэта — две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира гениального поэта.

 

2-й этап. Чтение высказываний современников о Лермонтове (готовила группа учащихся).

Из воспоминаний современников мы знаем, что Лермонтов был человеком безудержной отваги и пылкого темперамента. В нём удивительно сочетались такие качества характера, как грусть, строгость, нежность, смелость, благородство, мечтательность и проницательный ум.

 «В его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение», - вспоминал князь Лобанов – Ростовский.

 «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на широких плечах, возбуждало ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий...», – говорил И.С.Тургенев.

А вот строки из воспоминаний художника М.Е.Меликова: «...Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти, умные, с чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал, симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны...»

«По натуре своей горделивый, сосредоточенный и отличавшийся силой характера, наш поэт был честолюбив и скрытен», – говорил о Лермонтове Дружинин.

Н.П.Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодёжи летом 1841 года, рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжёлый придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать толь)ко нужно было, с какой стороны подойти... Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».

«Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах». Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на последней – роковой – дуэли с Мартыновым.

Таким образом, проанализировав различные высказывания о Лермонтове, можно сделать вывод, что воспоминания современников о Лермонтове совсем противоположные, временами кажется, словно речь идёт о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и весёлостью. Кому из них верить? Вопрос остается открытым.

Слово учителя. Постараемся разобраться в этом, а для этого обратимся к фактам жизни.

3-й этап. Предлагаю познакомиться ещё с одним результатом проекта – презентацией «Страницы жизни М.Ю.Лермонтова» (слайд 3). Выступление ученицы, подготовившей эту презентацию. (См. приложение 1.)

 (слайд 4)На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

 

( Слайд 5) Легенда, связанная с происхождением рода Лермонтовых  родилась давным-давно, в тринадцатом веке, в маленькой стране Шотландии.

Род Лермонтовых берёт начало (слайд 6) от знаменитого шотландского барда, мага, чародея Томаса Лермонта, прозванный Рифмачом.  В легендах он описывается как непревзойдённый поэт, певец и музыкант.  Ходила легенда, что однажды Лермонт пропал из дома на месяц и вернулся очень постаревшим. Он стал рассказывать, что побывал в царстве мертвых, где разговаривал с тенями предков. После этого у него открылся дар пророчества. Предсказания Томаса Лермонта были полны глубокого смысла и всегда исполнялись. К самым известным предсказаниям   относятся предсказания гибели шотландского короля Александра III, объединение Англии и Шотландии, а также будущий конец света.

Через некоторое время он  вновь исчез – уже навсегда. Остатки замка Томаса Лермонта сохранились до сих пор. Юный Михаил был очарован легендой. И некоторые юношеские стихи подписывал - Лерма. (слайд 7 Он считал Томаса Лермонта своим предком. Действительно, в начале XVII века некий шотландский дворянин Георгий Лермонт поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу и был назначен «обучать хитростям ратного строения дворян и детей боярских». М.Ю. Лермонтов является потомком этого Лермонта в восьмом колене.

 

Детство Михаила Лермонтова  (слайд 8) прошло в Тарханах, имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши.

( слайд 9) Лермонтову не было еще и 3х лет, когда скончалась его мама, Мария Михайловна.

«Когда я был трёх лет, то была песня ,от которой я плакал: её не могу теперь

 вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие.

Её певала мне покойная мать».

 Ее образ навсегда остался в его памяти. Он часто останавливался перед большим портретом в позолоченной раме, который висел  в гостиной. На него смотрела Мише в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив отчетливо из его мучительно-смутных снов. Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны красной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо. Миша не мог глаз отвести от портрета.

(слайд 10) Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.
Он ни о чем не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки. 
(слайд 11) Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе. Но связала она его этой бумагой.
«После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П. Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю. Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего потребует, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк. 
Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку – его сыну.

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!

В подростковом возрасте Миша не расставался с книгами. Восхищался Пушкиным, любил Байрона. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Миша стал переписывать в него любимые поэмы. Но, глядя на страницы переписанных поэм, он видел уже за ними своё… И он начал писать.  Чудесный мир фантазии вмещал удивительные образы. (слайд 12)

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой

Развитие Лермонтова было стремительным. Исследователи отмечают всего 13 лет творчества, но каких лет! Он сумел рассказать о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиночестве, об изломах любви и дружбы, о пустоте и богатстве жизни.

(слайд 13)Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937)

«Погиб поэт!- невольник чести-

 Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!»

 

   Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I.

18 февраля М. Ю. Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

В 24 года изгнание - это «судьба поэтов всех времён, но горше всех она казнит Россию»: Сибирь и Кавказ. Лермонтов - военный, значит, на войну под пули горцев.

Кавказ еще с раннего детства величаво вошел в жизнь Лермонтова. (слайд 14)

 Именно туда, на Кавказ, бабушка возила слабого здоровьем внука к целебным источникам и где юношей поэт познал первую любовь; Кавказ, куда Лермонтов был переведен на службу высочайшим указом за стихотворение «Смерть Поэта» в 1837 году и отправлен вновь за дуэль с сыном французского посла в 1940-ом. Кавказ, где 26-летнему Лермонтову суждено было погибнуть. Кавказ-судьба

 

4-й этап. Смерть поэта (выступление учащихся).

Однажды Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф, которая предсказала ему раннюю смерть. Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело. Он почти поверил этому.
Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца, а на дуэли. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

Поручик Лермонтов встретил свою смерть на Кавказе, а именно на курорте Пятигорск, куда в мае 1841 года заехал повидать друзей. Здесь же оказался и Николай Соломонович Мартынов (слайд 15) — его давний знакомый еще по школе гвардейских прапорщиков. Определенную роль сыграл горделивый характер поэта: современники отмечали его капризность и нервозность. Он был то любезен и весел, то рассеян и мрачен, мог часами хранить молчание, но нередко отпускал желчные замечания и делал язвительные комментарии.
Особенно доставалось Мартынову. Когда-то они оба писали для юнкерского литературного журнала, но со временем выяснилось, что один из них — гений, а другой — посредственность. Ко всему нужно добавить, что Мартынов был великолепно образован, а потому не мог не чувствовать гигантскую пропасть, разделявшую его с бывшим приятелем. Зависть — вот чувство, которое очень часто питает ненависть. И если внешне они продолжали оставаться друзьями, то в душе уже росла вражда.
Лермонтов посмеивался над Николаем Соломоновичем, его стихами, озабоченностью своей внешностью и любовью к романтическим жестам. Огня в отношения добавляли эпиграммы, авторство которых приписывают Лермонтову: «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет, мой друг Мартыш». Красавец Мартынов считался щеголем и по мирному Пятигорску разгуливал с длинной саблей наперевес. Лермонтов же называл его с издевкой «гордецом с большим кинжалом».
Из-за подобной колкости и случилась ссора. Сам вызов на дуэль произошел в доме генеральши Верзилиной. По воспоминаниям общего приятеля, когда стали расходиться, Мартынов подошел к Лермонтову: «Мишель, я тобой обижен, мое терпение лопнуло — мы будем завтра стреляться». В ответ поэт громко рассмеялся. Николай Соломонович изменился в лице: «Не думай, что это шутка».

Трагедия разыгралась июльским вечером у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому для поединка  выбрали небольшую и довольно покатую полянку. Выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмерили 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.
– Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

 Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.
Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…

 В ту секунду, когда упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта. Страшное предсказание сбылось.

Простой люд, пришедший провожать 27-летнего поэта в последний путь, говорил, что непогода в час гибели – это не к добру. Мол, не хотели небеса принимать его душу, не выполнила она своей миссии на грешной земле. Известно, что перед роковым выстрелом Лермонтов был удивительно спокоен. На его лице играла благостная улыбка, будто он искал смерти.

(слайд 16) Спустя 30 лет после дуэли, за четыре года перед смертью, Николай Соломонович Мартынов сделал страшное, но откровенное признание. Он осознал, что оказался жертвой адского замысла поэта! Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова и подставил себя под пулю. Но тогда обозленный на Лермонтова дуэлянт не мог осознать зловещего плана противника. Иначе выстрелил бы в воздух.

  В высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога». А российский император Николай I произнес: «Собаке собачья смерть», правда, быстро взял себя в руки, сказав публично «Получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». Впрочем, эти слова мало что изменили. Похороны Лермонтова в Пятигорске не были совершены по церковному обряду. Это произошло лишь спустя почти год, когда бабушка поэта добилась разрешения и перевезла прах внука в Тарханы, (слайд 17)где он упокоился в семейном склепе.

Шумит Тарханский парк, склоняется над часовней старый дуб, посаженный М. Ю. Лермонтовым. И нескончаемым потоком идут и идут сюда люди. Исполнилось желание поэта: (слайд 18)

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мною вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

 

5-й этап. Пророчества Лермонтова и его проклятие (выступление уч-ся).

 

Михаил Юрьевич унаследовал от предка не только поэтический гений, но и дар прорицателя. 

 «С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока».

 

Пророк Лермонтов в свои 15 лет предсказал кровавые события 1917 года: (слайд 19)
Стихотворение «Предсказание» было написано за 87 лет до революции.

«Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь – и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож:

И горе для тебя! – твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом…».

 

Другим пророчеством стало предсказание смерти. (слайд 20)

Это может показаться странным и почти неправдоподобным, но в стихотворении «Сон»  Лермонтов ясно и точно описал свою собственную смерть.

 

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана;

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня - но спал я мертвым сном.

 

(слайд 21) Откуда пришло к поэту это страшное видение? Не из далёких ли времён, через века и страны, от великого шотландского прорицателя Томаса Рифмача, бесследно исчезнувшего в подземном царстве фей?

 

Обстоятельства своей смерти Лермонтов описывает и в романе «Герой нашего времени». Мартынов, убийца Лермонтова, был одним из прототипов Грушницкого. В романе на дуэли с Печориным был убит Грушницкий, а в действительности – Лермонтов, который в какой-то степени является прототипом Печорина.

 

Над памятью же Лермонтова и после его смерти продолжали глумиться... (слайд 22)
Но демон российской поэзии, с рождения наделенный нечеловеческим даром, и после своей смерти мстит России за пренебрежение.

Суть заключается в том, что даты, связанные с именем Михаила Юрьевича, в России часто отзываются весьма горькими событиями.
Первой, еще в пятидесятых годах прошлого века, на эту закономерность обратила внимание Анна Ахматова, которая подметила,  что самые страшные катаклизмы в нашей стране совпадают с лермонтовскими юбилеями:  в год столетия поэта в 1914 году началась Первая мировая война. А  1941 год -  столетнюю годовщину его смерти знаменует начало Великой Отечественной войны, страшной и кровопролитной.
 

Примечательно, что именно в октябре 1941 года — почти день в день с датой рождения Лермонтова — под Москвой грянули страшные морозы, заставившие танки Гудериана «увязнуть» в своем наступлении. Это и стало поворотным моментом в истории всей Второй мировой.

На поверку оказалось, что таят опасности даже «четверти».

125 лет со дня рождения поэта в 1939 году было отмечено для России финской войной, а для мира – началом Второй мировой войны.

150-летие со дня рождения Лермонтова пришлось на 1964 год – в это время был организован заговор против Никиты Хрущева, причем свергли его точно в день рождения поэта, в ночь с 14 на 15 октября. А 150-летие со дня смерти Лермонтова было в 1991 году. В этом «зеркальном» году перестал существовать СССР.

Очевидно, что такого количества совпадений просто не может быть. Это мистические знаки: проклятие Лермонтова все-таки существует.

В этом году — двухсотлетие со дня рождения поэта. На новый 2014 год известный астролог Павел Глоба предсказывал, что Россия может быть втянута в войну. Частично это сбылось. К тому же, если учесть, что территория Украины, где сейчас идет Гражданская война, долгое время входила в состав России, то невольно задумаешься о мистической магии чисел. Но ни в коем случае не стоит бояться. Всегда есть надежда, что ничего страшного не произойдет. Проклятие Лермонтова — это всего лишь наиболее вероятный вариант развития событий, а вовсе не приговор неумолимого рока.

К сожалению, правители прошлого были совершенно невнимательны к циклам истории своего Отечества. Александр Второй, Александр Третий, Николай Второй, а также Столыпин, Хрущев и Михаил Горбачев стали жертвами лермонтовских циклов. Но у нас есть шанс — это возможность вынести из прошлого необходимые уроки. Просто надо не бездействовать, а учиться на своих ошибках.

6 этап. Представление кроссворда «Лермонтов».

 

По горизонтали:

1. В какой полк он вышел офицером.

2. Имя отца поэта.

3. Место ссылки Лермонтова.

4. Фамилия  бабушки Лермонтова .

По вертикали:

1.Главное увлечение Лермонтова.

2.Чем рисовал поэт картины?

3.Из какого стихотворения взяты строки :

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

4.На каком инструменте играл поэт.

5.Из какого стихотворения взяты строки:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть…

6.Имя царя, при котором жил и творил Лермонтов

Ответы: по горизонтали: 1.гусарский 2.Юрий 3.Кавказ 4.Арсеньева.

По вертикали:1.Литература  2.маслом  3.нищий 4.скрипка. 5.молитва. 6.Николай.

 

7-й этап. Предлагаю познакомиться ещё с одним результатом проекта – презентацией «Живопись Лермонтова». Выступление ученицы, подготовившей эту презентацию.

 

М.Ю. Лермонтов для нас прежде всего великий писатель и поэт. Но не только этим даром судьба  наградила Михаила Лермонтова, также  он обладал редкой музыкальностью – играл на рояле, на скрипке, сочинял музыку, он был великолепно образован, знал несколько языков. Живопись и рисование были еще одной гранью таланта Михаила Лермонтова и страстным увлечением, которое сопровождало его всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Не удивляйтесь, но, судя по всему, рисовать Лермонтов начал еще раньше, чем писать стихи. У кого еще из русских поэтов пол в детской был покрыт сукном специально для того, чтобы мальчик рисовал на нем цветными мелками?

Первые уроки рисования Лермонтову давал художник А. С. Солоницкий, преподаватель Пансиона. Позднее серьезные занятия живописью с художником П. Е. Заболотским дали свои результаты.

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп:

1)      военная тема -  ей посвящено большинство рисунков и акварелей Лермонтова, где Лермонтов-баталист уверенно владеет линией, великолепно передает движение, умело строит композицию.

v Русские гусары в наступлении на Варшаву 7 сентября 1831 г.

v Одной из картин на военную тему явилось полотно "Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

v  Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас. Лермонтов сам принимал участие в бою при Валерике. За проявленную отвагу в сражении на реке Валерик представляется к награде, но был вычеркнут из списков императором Николаем I.

2)      пейзажи

Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова-художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы.

v  Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё  замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса". Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

v  В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом".

v  Эти места воспел Лермонтов в поэме "Мцыри", действие которой происходит "...там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...". Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты

 До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии, созданной Жуковским и Пушкиным.

3)      портреты - этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках; акварельные портреты составляют целую сюиту, а по альбомам, отдельным листкам и на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок;

v  Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы». Предположительно автор изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину

v  Герцог Лерма – так Лермонтов представлял своего знаменитого шотландского предка.

v   Портрет Ю.П.Лермонтова. Отец поэта. 1831

Юрий Петрович скончался в 1831 г., считается, что этот акварельный портрет Лермонтов скопировал с масляного оригинала, когда приезжал на отцовские похороны в имение Кропотово.

v  На этом портрете в символическом костюме курда Лермонтов изображает своего двоюродного дядю и близкого друга - Столыпина Алексея Аркадьевича (1816-1858). В своем кругу он носил прозвище Монго, и Лермонтов писал о нем в одноименной шутливой поэму:

Монго — повеса и корнет,
Актрис коварных обожатель,
Был молод сердцем и душой,
Беспечно женским ласкам верил
И на аршин предлинный свой
Людскую честь и совесть мерил.

 

Монго-Столыпин был секундантом Лермонтова на роковой дуэли, оборвавшей жизнь поэта в 1841 году.

4)      карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей);

Карикатура на Г. Захаржевского «Поспешает на тревогу»

Русский генерал, комендант Санкт-Петербурга  Григорий Андреевич Захаржевский не пользовался большой популярностью. А.О Смирнова-Россет в своих воспоминаниях вскользь упоминает «петербургского коменданта, толстого, очень неуклюжего и скучного». А.А Суворов  вспоминал, что «полковник Захаржевский был чрезвычайно толст и неповоротлив и на учениях всегда боялся марш-маршей». ;

5)       наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, — обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, выразительность делают многие из этих рисунков  маленькими шедеврами;

Среди рисунков и набросков Лермонтова особое место занимают лошади. Лермонтов-художник стремится передать различные виды движения — от тихой езды до стремительной скачки, породу, норов каждой лошади, любуется их благородной статью, выразительно рисует положение ног, шеи, гривы, хвоста.

В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии.

 

Живописные произведения Лермонтова не профессиональны, они нередко грешат против правил мастерства, но все имеют только им присущую гамму красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрительных впечатлений поэта.

Исследователи полагают, что не только в литературе, но и в живописи Лермонтов стоял на пороге замечательных открытий…

 

8-й этап. Рефлексия

- В чём же загадочность Лермонтова? (дети высказывают свои мнения).

- Отзывы и предложения по проекту.

9-й этап. Выставление оценок на оценочных листах. Дети оценивают работу каждого участника проекта.

10-й этап. Наш урок подходит к концу. Мы с вами узнали много интересного, таинственного, загадочного о М.Ю.Лермонтове. Каждый, наверное, запомнил то, что ему показалось интереснее, таинственнее.

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Что для меня было таинственное в жизни Лермонтова?»

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Картинная галерея

Современники о Лермонтове

Страницы жизни Лермонтова

Лермонтов – пророк

Кроссворд

Портреты Лермонтова

Живопись Лермонтова

 

 

 

Смерть поэта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Картинная галерея

Современники о Лермонтове

Страницы жизни Лермонтова

Лермонтов – пророк

Кроссворд

Портреты Лермонтова

Живопись Лермонтова

 

 

 

Смерть поэта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Картинная галерея

Современники о Лермонтове

Страницы жизни Лермонтова

Лермонтов – пророк

Кроссворд

Портреты Лермонтова

Живопись Лермонтова

 

 

 

Смерть поэта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Картинная галерея

Современники о Лермонтове

Страницы жизни Лермонтова

Лермонтов – пророк

Кроссворд

Портреты Лермонтова

Живопись Лермонтова

 

 

 

Смерть поэта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-проект "Трагическая судьба М.Ю.Лермонтова""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, именно на это нас нацеливают ФГОС.

Урок литературы в 7 классе, посвященный 200-летию со дня рождения великого поэта М.Ю.Лермонтова, был проведен мною в соответствии с требованиями ФГОС. Это был  урок - проект, каждый этап которого был полностью построен на творческих мини-проектах учащихся. Каждая группа получила свое творческое задание, результаты которого были представлены на уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 855 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 769
    • RAR 13.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шитикова Вера Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шитикова Вера Александровна
    Шитикова Вера Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 12054
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 198 человек из 61 региона

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе