Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №24 р.п. Юрты
Районный конкурс
«Методических
разработок уроков, проведенных с использованием оборудования, полученного в
рамках Комплекса мер по модернизации Иркутской области».
Тема урока «Как зимой помочь
птицам?»
Предмет «Окружающий мир»
Класс 1
УМК «Школа России».
Используемое
оборудование, полученное в рамках Комплекса мер по модернизации Иркутской
области:
- интерактивная доска SmartBoard;
-проектор VivitekD79ISIдля демонстрации слайдов;
-персональный компьютер.
Автор
методической разработки:
учитель начальных
классов МКОУ СОШ №24 р. п. Юрты
Немкова Екатерина
Сергеевна
г.Тайшет,
2014 год
Урок-проект по
окружающему миру в 1 классе
Тема: « Как зимой помочь
птицам?»
Немкова Екатерина
Сергеевна
учитель начальных
классов МКОУ СОШ «24 р.п.Юрты
Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с
устройством кормушек и видами корма.
Задачи:
Образовательные:
v знакомить детей с птицами, зимующими
в наших краях, учить различать их;
v раскрыть важность заботы
о птицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой проблемы ;
v научить изготавливать кормушку
и подбирать корм для птиц.
Развивающие:
v Развитие умения сравнивать, обобщать,
делать выводы на основе полученной информации;
v Развитие умения анализировать и
находить пути решения поднимаемой проблемы;
Воспитательные:
v Воспитание гуманного отношения к
природе;
v Экологическое и нравственное
воспитание;
v Пополнять словарный запас детей.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация « Как зимой
помочь птицам?», учебник « Мир вокруг нас», 1 класс, автор Плешаков; у учащихся — цветные
фишки, учебник и рабочая тетрадь к учебнику, цветные карандаши; ведро из-под
майонеза; таблички
с названиями инициативных групп.
Методы:
v Словесный (индивидуальные
рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
v Наглядный (показ слайдов).
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Инновационные технологии:
- объяснительно –
иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной
и творческой деятельности.
Предварительная работа:
v На уроках изобразительного
искусства ученики рисуют птиц.
v На уроках технологии ученики
выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
v Проводятся экскурсии и
прогулки с целью наблюдения ,узнавания и охраны птиц, живущих в данной
местности.
v Изучения литературы и
заучивание стихотворения о птицах.
v Итогом данной работы -
стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, определение готовности
учащихся к уроку. Настрой на урок.
Прозвенел веселый звонок,
Начинается урок.
2. Актуализация знаний.
(развивающие вопросы)
-Чем питается лиса? (мышами);
-Чем питается белка? (орехами, грибами);
-Докажите, что животные- живые существа. (они
рождаются, растут, питаются, приносят потомства);
-Что необходимо животным для жизни? (солнце, воздух,
вода, пища).
3.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня к нам на урок пришли Мудрая
Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.
Слайд 1,2
У: - Муравей Вопросик просит
тебе помочь решить вот такое задание.
Игра « Третий лишний».
Слайд 3
У: -Кого убрали и почему?
У: -Какую пользу приносят птицы? ( Они являются
украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)
У: - Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода,
воздух, свет, тепло)
У: -В какое время года птицам особенно тяжело? Почему?
Слайд 4.
( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода
замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
У: -С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые
перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает
только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?
У: - Предположите, о чем сегодня пойдет речь.
-Прочитайте тему урока на с. 74 учебника.
- Прочитайте какие учебные задачи мы ставим перед
собой.
У: - Каких птиц мы видели во время прогулки, и
где видели? Что делали птицы?
4.Работа по теме урока.
* Подробное знакомство с птицами.
У:- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.
Слайды 5-6загадка о синице(Приложение 1)
У: - Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите
фишку , если вы встречали птицу у нас.
Рассказ учителя об этой птице.
Слайды 7-8загадка про поползня (Приложение 2)
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите
фишку , если вы встречали птицу у нас. Рассказ учителя об этой птице.
Слайды 9-10 загадка
про снегиря (Приложение3)
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите
фишку , если вы встречали птицу у нас.Рассказ учителя об этой птице.
Слайды 11-12загадка про воробья (Приложение4)
У: - Почему воробей имеет такое название?Рассказ
учителя об этой птице.
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите
фишку , если вы встречали у нас.
Слайды 13-14загадка про свиристеля (Приложение 5)
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите
фишку , если вы встречали ее у нас.Рассказ учителя об этой птице.
Физкультминуткa
У:- Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А
какие прилетают на зиму ?
Слайды 15-16.
У:- Эти птицы остаются с нами на всю
зиму, поэтому их называют зимующие.
v Знакомство с новой птицей.
Слайды 17 -19
У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это?
(Дрозд).
Рассказ учителя об этой птице.
- У птиц зимой есть природные столовые. Это
рябина и калина. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать
птичью столовую.
Слайды 20 -21
v Беседа “ Как живётся птицам
зимой?”Приложение 6
Дети рассматривают кормушки. Слайд 22
v Практическая работа
У:- Нам не унять метели,
не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках.
Изготовление кормушки из майонезного ведра
(из-под майонеза ). Слайд 23.
У:- Кормушка готова. Кто из вас хочет покормить птиц? Чем
же можно подкармливать птиц, а чем нельзя?
5. Составление «Меню для птичьей
столовой»
У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки?Слайды
24-27.
У: А что нельзя класть в кормушку ?Слайды 28-30.
У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна
птичка не погибнет в нашем крае .
6. Ученик читает стих А.Яшин « Покормите
птиц зимой» (Приложение 7)
Нам встречать весну. Слайд 31.
У: - Кормушку, которую мы с вами вместе смастерили,
повесим во дворе школы. Важно следить за тем, чтобы вы регулярно
подкармливали птиц.
Сделайте дома такие же кормушки и подкармливайте птиц
в своем дворе.
5. Рефлексия
Оцените свои достижения на уроке.
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
У:- Продолжите любое из этих предложений. Слайд 32
6. Подведение итогов урока
Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов и
полей. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Из рисунков вырезаем птиц и наклеиваем на плакат.
- Урок окончен. Пусть наш плакат напоминает нам обо
всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.
Ресурсный материал
урока- проекта
Приложение 1
-Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Приложение 2
-По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…(Поползень)
Приложение 3
-Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Приложение 4
-Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив! (Воробей)
Приложение 5
-Засвистели: «Сври-свир!»
На рябину налетели
Дружной стаей…(Свиристели)
Приложение 6
Беседа: «Как живется птицам зимой?»
Голодно птицам зимой. Многие из них питаются
исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью
насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами,
не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем
птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как
им помочь?
Приложение 7
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.