Инфоурок Физика КонспектыУрок-проект по физике для 7 класса по теме: "Строение вещества", презентация.

Урок-проект по физике для 7 класса по теме: "Строение вещества", презентация.

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Проект-урок по физике в 7-м классе.pptx

Скачать материал "Урок-проект по физике для 7 класса по теме: "Строение вещества", презентация."

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проект-урок  по  физике  в 7-м классе     по теме: "Строение вещества"  Р...

    1 слайд

    Проект-урок по физике в 7-м классе
    по теме: "Строение вещества"
     
     

    Разработала и провела:
    Антонова Ольга Георгиевна, учитель физики
    МБОУ СОШ № 78 г. Нижнего Новгорода
    2014г.

  • Цель проекта: 

Закрепить знания о строении вещества. 
Дать возможность у...

    2 слайд


    Цель проекта:

    Закрепить знания о строении вещества.
    Дать возможность ученикам на практике понять, как совершаются открытия.
    Задачи:

    Способствовать прочному усвоению материала.
    Способствовать самостоятельному мышлению и умению самостоятельно делать логические выводы.
    Формировать умения концентрировать внимание, вести диалог, аргументировано отстаивать свое мнение.


  • Ход урока:
 
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2.Актуализ...

    3 слайд

    Ход урока:
     
    1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
    2.Актуализация знаний.
    3.Учитель ставит перед учениками экспериментальную задачу.
    4.Работа в классе:
    5.Закрепление материала.
    6.Домашнее задание.
    7.Практическая ценность проекта.

    Методы: Словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
     
    Формы работы: Групповая, индивидуальная.

  • 1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.Учитель: Здравствуйте,...

    4 слайд

    1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
    Учитель: Здравствуйте, садитесь. Проверим вашу готовность к уроку.
    Учитель записывает тему на доске: «Строение вещества. Гипотеза Демокрита»

    2.Актуализация знаний.
    Вопрос учителя: Из чего состоят все вещества?
    Ответ ученика: Многие опыты подтверждают, что все вещества состоят из частиц; Частицы так малы, что вещества кажутся нам сплошными.
    Вопрос учителя: Почему газы, жидкости и даже твердые тела можно сжимать?
    Ответ ученика: Между частицами есть расстояния. У газов больше, а у твердых тел меньше. Благодаря этому тела можно сжимать.

  • 3.Учитель ставит перед учениками экспериментальную задачу.

    5 слайд

    3.Учитель ставит перед учениками экспериментальную задачу.

  • Ученики разбиты на группы по 3 человека

    6 слайд

    Ученики разбиты на группы по 3 человека

  • 4.Работа в классе:
 
      В каждом случае учитель выслушивает ученика, а зат...

    7 слайд

    4.Работа в классе:
     
    В каждом случае учитель выслушивает ученика, а затем повторяет его ответ на «языке физики», т.е. употребляя общепринятую терминологию: «все вещества состоят из молекул», «частицы так малы, что тела кажутся сплошными», «между молекулами существуют промежутки», «при нагревании частицы двигаются быстрее, поэтому тела при нагревании расширяются».

  • 5.Закрепление материала:
 
Вопросы к классу для закрепления материала:

1).Вы...

    8 слайд

    5.Закрепление материала:
     
    Вопросы к классу для закрепления материала:

    1).Вы делаете уроки. Из кухни доносится запах жареной картошки.
    Объясните это согласно гипотезе Демокрита.
    2).Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике, кто украл золото? Объясните это на основе гипотезы Демокрита.
     

  • 6.Домашнее задание: §7 «Строение вещества»;   В.И.Лукашик и  Иванова №20,21...

    9 слайд

    6.Домашнее задание:

    §7 «Строение вещества»; В.И.Лукашик и Иванова №20,21,23,24. 

    7.Практическая ценность проекта:
    В процессе совместной работы:
    - формировалась культура выполнения работы;
    - отрабатывалась коммуникабельность участников проекта;
     - развивалось критическое мышление и творчество.
    - в ходе самостоятельной работы учащихся учитель играл роль консультанта, помощника, наблюдателя, координатора, следя за ходом их работы.

  • В результате поставленные проектом задачи были выполнены: 

      Учащи...

    10 слайд

    В результате поставленные проектом задачи были выполнены: 

    Учащиеся научились проводя эксперимент, самостоятельно проводить наблюдения и делать выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу, что способствовало прочному усвоению заявленного материала.
    Самостоятельная работа способствовала развитию логического мышления и умения без посторонней помощи продумывать и формулировать цель экспериментальной задачи и самостоятельно делать индуктивные и субъективные выводы.

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Проект-урок по физике в 7-м классе.docx

 

Проект-урок по физике в 7-м классе

по теме: "Строение вещества"

 

Антонова Ольга Георгиевна,  учитель физики

МБОУ СОШ № 78 г. Нижнего Новгорода

 

Цель проекта: Закрепить знания о строении вещества.

Дать возможность ученикам на практике понять, как совершаются открытия,  и своими выводами подтвердить, что все вещества состоят из частичек, частички эти очень малы и находятся в постоянном движении, между частичками есть промежутки, которые  увеличиваются или уменьшаются при изменении температуры, и  в результате изменяется объем вещества.

 

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение проводить эксперимент  и самостоятельно проводить наблюдения, выдвигать гипотезу и делать выводы, подтверждающие эту гипотезу.

- Способствовать прочному усвоению материала.

Воспитательные:

- Способствовать самостоятельному мышлению и умению самостоятельно делать логические выводы.

- Способствовать целеустремленности и готовности к действию.

Развивающие:

- Формировать способность без посторонней помощи продумать и сформулировать цель экспериментальной задачи.

- Формирование способности делать индуктивные и субъективные выводы.

- Формирование умение концентрировать внимание, вести диалог, аргументировано отстаивать свое мнение.

 

 

Методы: Словесные, наглядные, проблемно-поисковые.

 

Формы работы:  Групповая, индивидуальная.

 

Оборудование: Стакан и блюдце с водой;  полиэтиленовая бутылка, закрытая пробкой и  наполненная водой,  и кусочек мела;  колба с узким горлышком;  три мерных стаканчика с водой и крупинка гуаши;  фильтровальная бумага и пипетка с каплей спирта;  дощечка с двумя вбитыми гвоздями, монета и пинцет;  Колба, закрытая пробкой со вставленной трубкой, закрепленная  на штативе и подкрашенная вода;  спиртовка.

Ход урока:

 

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Проверим вашу готовность к уроку.

Учитель записывает тему на доске: «Строение вещества. Гипотеза Демокрита»

2.Актуализация знаний.

Вопрос учителя: Из чего состоят все вещества?

Ответ ученика:

Многие опыты подтверждают, что все вещества состоят из частиц;

Частицы так малы, что вещества кажутся нам сплошными.

Вопрос учителя:  Почему газы, жидкости и даже твердые тела можно

               сжимать?

Ответ ученика:

Между частицами есть расстояния. У газов больше, а у твердых тел меньше. Благодаря этому тела можно сжимать.

Вопрос учителя:  Почему, несмотря на то, что все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки и которые непрерывно движутся, окружающие нас тела не распадаются на отдельные молекулы или атомы?

Ответ ученика:

На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, между молекулами существует взаимное притяжение.

Вопрос учителя:  Как меняется объем тела при нагревании или охлаждении?

Ответ ученика:

При нагревании частицы двигаются быстрее, расстояния между ними увеличиваются, поэтому тела при нагревании расширяются.

Учитель:  Как совершаются открытия в физике?  Ученые наблюдают и ставят опыты,  на основе этого они выдвигают гипотезу (предположение). А затем проверяют эту гипотезу, для чего опять ставят много самых разных опытов.

 

3.Учитель ставит перед учениками экспериментальную задачу.

Учитель:  В физике многие знания добываются путем проведения различных опытов и экспериментов. Наблюдения и опыты являются источником физических знаний.  На сегодняшнем уроке вы будете самостоятельно ставить  разные опыты, выдвигать гипотезу и самостоятельно делать выводы.  Для этого мы создадим 10 рабочих групп по три человека (теоретик, экспериментатор и лаборант).  Каждая группа получит от меня карточку с описанием эксперимента, который ей предстоит поставить самостоятельно. Только те группы, которым потребуется спиртовка, будут проделывать свои опыты  под моим наблюдением.

 

Обязанности распределим так:

Лаборант выбирает нужное оборудование;

Все трое во главе с теоретиком вместе продумывают проведение эксперимента;

Экспериментатор  ставит эксперимент с помощью лаборанта;

Теоретик предложит объяснение эксперимента всему классу.

Учитель раздает карточки группам, предлагает подумать и взять с кафедры необходимое оборудование на свой стол.

 

4. Содержание карточек для рабочих групп:

 

Карточка № 1

Оборудование: Колба с узким горлышком, стакан с водой.

Задание: Погрузите конец колбы в стакан с водой, перевернув колбу донышком вверх. Обхватите колбу руками, согревая её.

         - Что вы наблюдаете?

         - Почему пузырьки воздуха выходят из колбы?

         - Объясните, что произошло с объемом воздуха в колбе.

         - Объясните, почему увеличился объем воздуха в колбе.

- Какую гипотезу о строении вещества вы можете выдвинуть?

         Карточка № 2

Оборудование: лист бумаги и кусочек мела.

Задание: Проведите пальцем по поверхности мела. Проведите мелом по поверхности листа бумаги.

         - Что вы наблюдаете?

         - Насколько тонкий слой вы наблюдаете на пальце, на листе бумаги?

         - Что можно сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

         - Почему кусочек мела не распадается  в ваших руках на отдельные

            молекулы?

         - Подтверждает ли этот опыт гипотезу Демокрита?

Карточка № 3

Оборудование: Три мерных стаканчика с водой и крупинка синей гуаши, палочка для размешивания.

Задание: Бросьте в первый стакан кристаллики гуаши, размешайте. Раствор стал красным. Перелейте небольшую часть красного раствора во второй стакан с водой. Во втором стакане раствор стал розовым. Затем небольшую часть раствора из второго стакана перелейте в третий стакан. Сравните цвет растворов во всех трех стаканах.

         - Сохранится ли основное свойство вещества - цвет раствора при

            уменьшении его концентрации?

         - На много ли меньше частичек гуаши в третьем стакане по сравнению

           с первым?

         - Вспомните размеры кристалликов, брошенных вами в первый стакан.

            Выскажите гипотезу о размерах мельчайших частиц, из которых

            состоит это вещество.

         - Подтверждает ли этот опыт гипотезу Демокрита?

Карточка № 4

Оборудование: Полиэтиленовая бутылка, закрытая пробкой и  наполненная водой.

Задание: Сожмите бутылку как можно сильнее.

         - Удается ли вам немного изменить объем воды в бутылке?

         - Почему объём воды всё же немного уменьшается?

         - Уменьшился ли при этом объем молекул?

- Какую гипотезу о строении вещества вы можете выдвинуть?

         Карточка № 5

Оборудование: Велосипедный насос.

Задание: Зажмите выходное отверстие насоса пальцем и попытайтесь сжать в нем воздух поршнем как можно сильнее.

         - На много ли изменился  объем воздуха в насосе?

         - Почему объем воздуха так заметно уменьшился?

         - Уменьшился ли при этом объем молекул?

- Какую гипотезу о строении вещества вы можете выдвинуть, для

  объяснения этого явления?

Карточка № 6

Оборудование: Фильтровальная бумага и пипетка с каплей спирта.

Задание: Капнуть капельку спирта на бумагу. Объясните, почему через некоторое время пятно исчезло.

         - Мгновенно ли спирт исчезал?

         - Видели ли вы, как спирт покидал бумагу?

         - Куда исчез спирт? Где он сейчас?

         - Подтверждает ли этот опыт гипотезу Демокрита?

Карточка № 7(Выполнять вместе с учителем!)

Оборудование: Стакан, кусочек бумаги, блюдце с водой.

Задание: Вместе с учителем (!) бросьте в пустой стакан зажженную бумажку. Переверните стакан дном вверх и опустите в блюдце с водой.

         - Что вы наблюдаете?

         - Почему вода поднимается в стакан?

         - Объясните, почему объем воздуха стал меньше.

         - Стал ли меньше объем молекул воды?

Карточка № 8 (Выполнять вместе с учителем!)

Оборудование: Дощечка с двумя вбитыми гвоздями, пинцет, монета и спиртовка.

Задание: Возьмите монету пинцетом и убедитесь, что монета проходит между двумя гвоздями (плотно). Попросите учителя (!) зажечь спиртовку. Подержите одну минуту монету над пламенем спиртовки с помощью пинцета.

         - Проходит ли теперь монета между двумя гвоздями?

         - Будет ли проходить ли монета между гвоздями, когда остынет?

         - Как вы объясните этот опыт?

         - Какую гипотезу этот опыт подтверждает?

 

 

Карточка № 9 (Выполнять вместе с учителем!)

Оборудование: Колба с подкрашенной водой, закрытая пробкой со вставленной трубкой, закрепленная  на штативе, мел, спиртовка.

Задание: Закрепите колбу на штативе. Отметьте мелом уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку и грейте колбу над огнем. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в трубке, после чего сообщите учителю об окончании опыта.

         - Почему уровень воды в трубке поднимался?

         - Объясните, что произошло с объемом воды.

         - Почему объем воды в колбе увеличился?

         - Какую гипотезу этот опыт подтверждает?

 Карточка № 10 (Выполнять вместе с учителем!)

Оборудование: Пустая колба, закрытая пробкой со вставленной трубкой, закреплена  на штативе. В трубке находится капля подкрашенной воды, которая ограничивает объем воздуха в колбе, мел, спиртовка.

Задание: Закрепите колбу на штативе. Отметьте мелом положение капли воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку и грейте колбу над огнем. Наблюдайте, что происходит с положением капли  воды в течении нескольких секунд, после чего сообщите учителю об окончании опыта.

         - Расскажите, что вы наблюдали?

         - Почему капля воды в трубке двигалась?

         - Почему объем воды в колбе увеличился?

         - Какую гипотезу этот опыт подтверждает?

 

5.Работа в классе:

 

В каждом случае учитель выслушивает ученика, а затем повторяет его ответ на «языке физики», т.е. употребляя общепринятую терминологию: «все вещества состоят из молекул», «частицы так малы, что тела кажутся сплошными», «между молекулами существуют промежутки», «при  нагревании частицы двигаются быстрее, поэтому тела при нагревании расширяются».

 

Учитель: Эти опыты подтверждают   гипотезу о строении вещества:

 

         1).Все вещества состоят из частиц (опыт 2, 3 и 6).

         2).Частицы так малы, что тела кажутся сплошными (опыт 2).

         3).Между частицами есть расстояния. У газов больше, у твердых тел

 меньше. Благодаря этому тела можно сжимать (опыт 4 и 5).

         4).При нагреве частицы двигаются быстрее и расстояния между ними

 увеличиваются, поэтому тела при нагревании расширяются (опыт 1 и 7-10).

        

 

 

 

6.Закрепление материала:

 

Вопросы к классу для закрепления материала:

1).Вы делаете уроки. Из кухни доносится запах жареной картошки.

Объясните это согласно гипотезе Демокрита.

2).Рука золотой статуи  в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике, кто украл золото? Объясните это на основе гипотезы Демокрита.

 

7.Домашнее задание:

§7 «Строение вещества»;   В.И.Лукашик, Е.В.Иванова №20,21,23,24.

 

8.Использованные материалы:

Литература: А.В.Перышкин Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011г.

 

9.Практическая ценность проекта:

 

Каждый ученик получил самостоятельный участок работы в проекте. Согласно теме проекта, учащиеся получили карточку с заданием и составляли план работы в каждой группе, продумывали пути проведения  опыта, обдумывали полученные результаты и  наблюдения. А это огромный стимул к активному усвоению знаний и развитию учащихся.

В процессе совместной работы:

  • формировалась культура выполнения работы;
  • отрабатывалась коммуникабельность участников проекта;
  •  развивалось критическое мышление и творчество;

·         В ходе самостоятельной работы учащихся учитель играл роль консультанта, помощника, наблюдателя, координатора, следя за ходом их работы. Главная его задача была в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делался не на преподавание, а на организацию деятельности учащихся. В результате учащиеся провели поиск и анализ информации самостоятельно.

·         Принцип коммуникативности обуславливает всю учебно– познавательную деятельность учащихся в процессе  осуществления проекта, предполагая формирование и развитие умений учащихся  совместно работать в больших и малых группах . 

В результате поставленные проектом задачи были выполнены: 

Учащиеся научились самостоятельно ставить эксперимент, проводить наблюдения, выдвигать гипотезу и делать выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу, что способствует прочному усвоению  материала.

Самостоятельная работа ведет к  развитию логического мышления и умению без посторонней помощи продумывать и формулировать цель экспериментальной задачи и  самостоятельно делать индуктивные и субъективные выводы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-проект по физике для 7 класса по теме: "Строение вещества", презентация."

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель проекта - закрепить знания о строении вещества. Дать возможность ученикам на практике понять, как совершаются открытия, как выдвигаются гипотезы и своими выводами подтвердить, что все вещества состоят из частичек. Эти частички малы и находятся в постоянном движении, между ними есть промежутки.

Задача проекта - формировать у учеников умение самостоятельно проводить эксперимент и самим проводить наблюдения, выдвигая гипотезу и делая выводы, подтверждающие эту гипотезу. Способствовать самостоятельному мышлению и умению  делать логические выводы. 

Учитель ставит перед учениками экспериментальную задачу. Для этого он создает из учеников до десяти рабочих групп по три человека ( теоретик, экспериментатор и лаборант). Каждая группа получает карточку с описанием эксперимента, который ей предстоит поставить самостоятельно.

В итоге урок получается интересный, познавательный и способствует прочному усвоению материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 111 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по физике на тему "Температура" (10 класс)
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: § 66. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул
  • 01.10.2020
  • 530
  • 5
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 1460
    • RAR 2.1 мбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антонова Ольга Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антонова Ольга Георгиевна
    Антонова Ольга Георгиевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 29194
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе