Проект-урок по физике в 7-м классе
по теме: "Строение вещества"
Антонова Ольга Георгиевна, учитель физики
МБОУ СОШ № 78 г. Нижнего Новгорода
Цель
проекта: Закрепить знания о строении вещества.
Дать
возможность ученикам на практике понять, как совершаются открытия, и своими
выводами подтвердить, что все вещества состоят из частичек, частички эти очень
малы и находятся в постоянном движении, между частичками есть промежутки,
которые увеличиваются или уменьшаются при изменении температуры, и в
результате изменяется объем вещества.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать
умение проводить эксперимент и самостоятельно проводить наблюдения, выдвигать
гипотезу и делать выводы, подтверждающие эту гипотезу.
- Способствовать
прочному усвоению материала.
Воспитательные:
- Способствовать
самостоятельному мышлению и умению самостоятельно делать логические выводы.
- Способствовать
целеустремленности и готовности к действию.
Развивающие:
- Формировать
способность без посторонней помощи продумать и сформулировать цель
экспериментальной задачи.
- Формирование
способности делать индуктивные и субъективные выводы.
- Формирование
умение концентрировать внимание, вести диалог, аргументировано отстаивать свое
мнение.
Методы:
Словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Формы
работы: Групповая, индивидуальная.
Оборудование:
Стакан
и блюдце с водой; полиэтиленовая бутылка, закрытая пробкой и наполненная
водой, и кусочек мела; колба с узким горлышком; три мерных стаканчика с
водой и крупинка гуаши; фильтровальная бумага и пипетка с каплей спирта;
дощечка с двумя вбитыми гвоздями, монета и пинцет; Колба, закрытая пробкой со
вставленной трубкой, закрепленная на штативе и подкрашенная вода; спиртовка.
Ход
урока:
1.Организационный
момент. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Здравствуйте, садитесь. Проверим вашу готовность к уроку.
Учитель
записывает тему на доске: «Строение вещества. Гипотеза Демокрита»
2.Актуализация
знаний.
Вопрос
учителя: Из чего состоят все вещества?
Ответ
ученика:
Многие опыты
подтверждают, что все вещества состоят из частиц;
Частицы так малы,
что вещества кажутся нам сплошными.
Вопрос
учителя: Почему газы, жидкости и даже твердые тела можно
сжимать?
Ответ
ученика:
Между частицами
есть расстояния. У газов больше, а у твердых тел меньше. Благодаря этому тела
можно сжимать.
Вопрос учителя: Почему, несмотря на то, что все тела состоят из
молекул, между которыми есть промежутки и которые непрерывно движутся,
окружающие нас тела не распадаются на отдельные молекулы или атомы?
Ответ
ученика:
На расстояниях,
сравнимых с размерами самих молекул, между молекулами существует взаимное
притяжение.
Вопрос
учителя: Как меняется объем тела при нагревании или охлаждении?
Ответ
ученика:
При нагревании
частицы двигаются быстрее, расстояния между ними увеличиваются, поэтому тела
при нагревании расширяются.
Учитель:
Как совершаются открытия в физике? Ученые наблюдают и ставят опыты, на основе
этого они выдвигают гипотезу (предположение). А затем проверяют эту гипотезу,
для чего опять ставят много самых разных опытов.
3.Учитель
ставит перед учениками экспериментальную задачу.
Учитель:
В физике многие знания добываются путем проведения различных опытов и
экспериментов. Наблюдения и опыты являются источником физических знаний. На
сегодняшнем уроке вы будете самостоятельно ставить разные опыты, выдвигать
гипотезу и самостоятельно делать выводы. Для этого мы создадим 10 рабочих
групп по три человека (теоретик, экспериментатор и лаборант). Каждая группа
получит от меня карточку с описанием эксперимента, который ей предстоит
поставить самостоятельно. Только те группы, которым потребуется спиртовка,
будут проделывать свои опыты под моим наблюдением.
Обязанности
распределим так:
Лаборант выбирает
нужное оборудование;
Все трое во главе с
теоретиком вместе продумывают проведение эксперимента;
Экспериментатор ставит
эксперимент с помощью лаборанта;
Теоретик предложит
объяснение эксперимента всему классу.
Учитель
раздает карточки группам, предлагает подумать и взять с кафедры необходимое
оборудование на свой стол.
4.
Содержание карточек для рабочих групп:
Карточка
№ 1
Оборудование:
Колба с узким горлышком, стакан с водой.
Задание:
Погрузите конец колбы в стакан с водой, перевернув колбу донышком вверх.
Обхватите колбу руками, согревая её.
-
Что вы наблюдаете?
-
Почему пузырьки воздуха выходят из колбы?
-
Объясните, что произошло с объемом воздуха в колбе.
-
Объясните, почему увеличился объем воздуха в колбе.
- Какую гипотезу о строении вещества вы можете
выдвинуть?
Карточка
№ 2
Оборудование:
лист бумаги и кусочек мела.
Задание:
Проведите пальцем по поверхности мела. Проведите мелом по поверхности листа
бумаги.
-
Что вы наблюдаете?
-
Насколько тонкий слой вы наблюдаете на пальце, на листе бумаги?
-
Что можно сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
-
Почему кусочек мела не распадается в ваших руках на отдельные
молекулы?
-
Подтверждает ли этот опыт гипотезу Демокрита?
Карточка
№ 3
Оборудование:
Три мерных стаканчика с водой и крупинка синей гуаши, палочка для размешивания.
Задание:
Бросьте в первый стакан кристаллики гуаши, размешайте. Раствор стал красным. Перелейте
небольшую часть красного раствора во второй стакан с водой. Во втором стакане
раствор стал розовым. Затем небольшую часть раствора из второго стакана
перелейте в третий стакан. Сравните цвет растворов во всех трех стаканах.
-
Сохранится ли основное свойство вещества - цвет раствора при
уменьшении его концентрации?
-
На много ли меньше частичек гуаши в третьем стакане по сравнению
с первым?
-
Вспомните размеры кристалликов, брошенных вами в первый стакан.
Выскажите гипотезу о размерах мельчайших частиц, из которых
состоит это вещество.
-
Подтверждает ли этот опыт гипотезу Демокрита?
Карточка
№ 4
Оборудование:
Полиэтиленовая бутылка, закрытая пробкой и наполненная водой.
Задание:
Сожмите бутылку как можно сильнее.
-
Удается ли вам немного изменить объем воды в бутылке?
-
Почему объём воды всё же немного уменьшается?
-
Уменьшился ли при этом объем молекул?
- Какую гипотезу о
строении вещества вы можете выдвинуть?
Карточка
№ 5
Оборудование:
Велосипедный насос.
Задание:
Зажмите выходное отверстие насоса пальцем и попытайтесь сжать в нем воздух
поршнем как можно сильнее.
-
На много ли изменился объем воздуха в насосе?
-
Почему объем воздуха так заметно уменьшился?
-
Уменьшился ли при этом объем молекул?
- Какую гипотезу о
строении вещества вы можете выдвинуть, для
объяснения этого
явления?
Карточка
№ 6
Оборудование:
Фильтровальная бумага и пипетка с каплей спирта.
Задание:
Капнуть капельку спирта на бумагу. Объясните, почему через некоторое время
пятно исчезло.
-
Мгновенно ли спирт исчезал?
-
Видели ли вы, как спирт покидал бумагу?
-
Куда исчез спирт? Где он сейчас?
-
Подтверждает ли этот опыт гипотезу Демокрита?
Карточка
№ 7(Выполнять вместе с учителем!)
Оборудование:
Стакан, кусочек бумаги, блюдце с водой.
Задание:
Вместе с учителем (!) бросьте в пустой стакан зажженную бумажку. Переверните
стакан дном вверх и опустите в блюдце с водой.
-
Что вы наблюдаете?
-
Почему вода поднимается в стакан?
-
Объясните, почему объем воздуха стал меньше.
-
Стал ли меньше объем молекул воды?
Карточка
№ 8
(Выполнять вместе с учителем!)
Оборудование:
Дощечка с двумя вбитыми гвоздями, пинцет, монета и спиртовка.
Задание:
Возьмите монету пинцетом и убедитесь, что монета проходит между двумя гвоздями
(плотно). Попросите учителя (!) зажечь спиртовку. Подержите одну минуту монету
над пламенем спиртовки с помощью пинцета.
-
Проходит ли теперь монета между двумя гвоздями?
-
Будет ли проходить ли монета между гвоздями, когда остынет?
-
Как вы объясните этот опыт?
-
Какую гипотезу этот опыт подтверждает?
Карточка
№ 9 (Выполнять вместе с учителем!)
Оборудование:
Колба с подкрашенной водой, закрытая пробкой со вставленной трубкой, закрепленная
на штативе, мел, спиртовка.
Задание:
Закрепите колбу на штативе. Отметьте мелом уровень воды в трубке. Попросите
учителя зажечь спиртовку и грейте колбу над огнем. Наблюдайте, что происходит с
уровнем воды в трубке, после чего сообщите учителю об окончании опыта.
-
Почему уровень воды в трубке поднимался?
-
Объясните, что произошло с объемом воды.
-
Почему объем воды в колбе увеличился?
-
Какую гипотезу этот опыт подтверждает?
Карточка
№ 10 (Выполнять вместе с учителем!)
Оборудование:
Пустая колба, закрытая пробкой со вставленной трубкой, закреплена на штативе.
В трубке находится капля подкрашенной воды, которая ограничивает объем воздуха
в колбе, мел, спиртовка.
Задание:
Закрепите колбу на штативе. Отметьте мелом положение капли воды в трубке.
Попросите учителя зажечь спиртовку и грейте колбу над огнем. Наблюдайте, что
происходит с положением капли воды в течении нескольких секунд, после чего
сообщите учителю об окончании опыта.
-
Расскажите, что вы наблюдали?
- Почему капля воды в трубке двигалась?
-
Почему объем воды в колбе увеличился?
-
Какую гипотезу этот опыт подтверждает?
5.Работа в
классе:
В каждом
случае учитель выслушивает ученика, а затем повторяет его ответ на «языке
физики», т.е. употребляя общепринятую терминологию: «все вещества состоят из
молекул», «частицы так малы, что тела кажутся сплошными», «между молекулами
существуют промежутки», «при нагревании частицы двигаются быстрее, поэтому
тела при нагревании расширяются».
Учитель:
Эти опыты подтверждают гипотезу о строении вещества:
1).Все
вещества состоят из частиц (опыт 2, 3 и 6).
2).Частицы
так малы, что тела кажутся сплошными (опыт 2).
3).Между
частицами есть расстояния. У газов больше, у твердых тел
меньше.
Благодаря этому тела можно сжимать (опыт 4 и 5).
4).При
нагреве частицы двигаются быстрее и расстояния между ними
увеличиваются,
поэтому тела при нагревании расширяются (опыт 1 и 7-10).
6.Закрепление
материала:
Вопросы
к классу для закрепления материала:
1).Вы делаете
уроки. Из кухни доносится запах жареной картошки.
Объясните это согласно
гипотезе Демокрита.
2).Рука золотой
статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет
заметно похудела. Священники в панике, кто украл золото? Объясните это на
основе гипотезы Демокрита.
7.Домашнее
задание:
§7
«Строение вещества»; В.И.Лукашик, Е.В.Иванова №20,21,23,24.
8.Использованные
материалы:
Литература: А.В.Перышкин Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011г.
9.Практическая ценность проекта:
Каждый ученик получил самостоятельный участок работы в
проекте. Согласно теме проекта, учащиеся получили карточку с заданием и
составляли план работы в каждой группе, продумывали пути проведения опыта, обдумывали
полученные результаты и наблюдения. А это огромный стимул к активному усвоению
знаний и развитию учащихся.
В
процессе совместной работы:
- формировалась
культура выполнения работы;
- отрабатывалась
коммуникабельность участников проекта;
- развивалось
критическое мышление и творчество;
·
В
ходе самостоятельной работы учащихся учитель играл роль консультанта,
помощника, наблюдателя, координатора, следя за ходом их работы. Главная его
задача была в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент
делался не на преподавание, а на организацию деятельности учащихся. В
результате учащиеся провели поиск и анализ информации самостоятельно.
·
Принцип
коммуникативности обуславливает всю учебно– познавательную деятельность
учащихся в процессе осуществления проекта, предполагая формирование и
развитие умений учащихся совместно работать в больших и малых группах
.
В
результате поставленные проектом задачи были выполнены:
Учащиеся научились самостоятельно ставить эксперимент,
проводить наблюдения, выдвигать гипотезу и делать выводы, подтверждающие выдвинутую
гипотезу, что способствует прочному усвоению материала.
Самостоятельная работа ведет к развитию логического
мышления и умению без посторонней помощи продумывать и формулировать цель
экспериментальной задачи и самостоятельно делать индуктивные и субъективные
выводы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.