Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / География / Урок природоведения в 5 классе .Тема: «Среда обитания растений»

Урок природоведения в 5 классе .Тема: «Среда обитания растений»

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Урок природоведения в 5 классе

Тип урока: комбинированный

(урок-путешествие)

Тема: «Среда обитания растений»

Цель:

- продолжать знакомить учащихся с многообразием растительного мира и приспособлением растений к среде их обитания;

-активизация познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

- воспитание интереса к предмету, формирование навыков адекватного самооценивания учащихся

Оборудование:

Компьютерная презентация, кроссворды , карточки для самостоятельной работы, цветные бумажные яблоки для самооценивания, «путевые листы»,разноцветные бумажные чемоданчики для релаксации, фигурка мальчика из бумаги.





Ход урока:

1.Организационный момент:

Дорогие ребята! Каждый урок - это увлекательное путешествие.

И мы тоже сегодня отправимся путешествовать, но об этом немного позже.

Упражнение «Турпоход»

Цель : раскрепощение учащихся в начале урока, умение рассказать о себе, о своих личных качествах, почувствовать желание быть вместе с другими.

(Учащиеся становятся в круг и все по очереди представляются и называют дату своего рождения. Далее делятся на группы:

1гр - те, кто родился в нечётные дни;

2гр.- те, кто родился в чётные дни;

Каждый в группе должен рассказать о своих личных качества)

Представьте, что вы собираетесь в длительное путешествие.

А какими качествами должны обладать люди, которые идут все вместе в поход?

( выносливость, дружба, взаимопомощь и обязательно хорошо знать и доверять друг другу).

Но прежде, чем отправиться в путешествие, нужно проверить ваши знания.

Во время путешествия вы будете заполнять «Путевые листы», которые вам впоследствии помогут самим оценить свою работу на уроке а эти яблочки помогут поставить себе соответствующую оценку. ( раздаю путевые листы и яблоки цветные красное яблоко -5, жёлтое-4, зелёное-3)


2.Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания

1)1-2гр. Реши кроссворд «Культурные и дикорастущие растении»


G:\сканер презентация\10003.jpg


3гр. Заполните таблицу, используя слова для справок


Растения

Дикорастущие

культурные












Слова для справок: одуванчик, клубника, берёза, крапива, яблоня, подорожник, крыжовник, морковь, дуб, капуста.


2)Коррекционное упражнение «Угадай растение»

1,2гр. У какого растения самый толстый ствол? Об этом вы узнаете, если правильно выпишите буквы с желтых листочков.

3гр. Какое дерево самое высокое? Ответ прячется в красных листьях.

(слайд 3,слайд 4) G:\сканер презентация\10001 - копия (2).jpg






G:\сканер презентация\80001.jpg



Баобаб – дерево, имеющее самый толстый ствол (в обхвате до 10м), высота до 25 м, живёт 4-5 тыс. лет. Произрастает в Африке. В стволе образуется запас влаги, чтобы выжить в период засухи.

G:\сканер презентация\80002.jpg


Секвойя– самое высокое дерево в мире. Всота достигает 100м. растёт только в Северной Америке. Живёт до 4тыс. летЭто очень редкое растение, находится под охраной.

Подробно об этих растениях вы узнаете на уроках географии в 8 классе.

3. Сообщение темы и целей урока


Итак, наступило время отправляться в путь в «Царство растений» (Слайд2) где вы узнаете о многообразии растений, о среде их обитания.В начале урока вы лучше узнали друг о друге, ведь в путешествие отправляются только с теми людьми, с которыми хорошо знакомы. Но мы отправляемся не одни. С нами хочет путешествовать ещё один ученик, которого вы очень хорошо знаете, так как он часто бывает у нас на уроках и хочет узнать много нового. Это Дима Любознайкин.

( фигурка ученика из бумаги)


4.Изучение новой темы:

«Среда обитания растений»

  1. Рассказ с элементами беседы. Среда называется не только день недели, средой называют и места произрастания растений. И сегодня в этих местах мы и побываем. Итак, в путь!

  2. ЛЕС. Когда мы говорим о лесе, то представляем обширную местность, заросшую деревьями, кустарниками, травами.

Название леса зависит от того, какие там растут деревья. ( слайд 7,8,9,10)

Если в лесу растёт больше хвойных деревьев ( ель, сосна, кедр, лиственница)) – это хвойный лес. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья (берёза, осина, клён, липа, рябина)

Если в лесу растут хвойные и лиственные деревья вместе – это смешанный лес.

А лучше запомнить каким бывает лес, вам поможет стихотворение:

Кусты и деревья, листья на ветках.

Лиственный лес это. Помните, детки.

Дуб в нём, берёза ,липы, рябины.

Лещина, шиповник, ясень, осины.

Если иголки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Если в нём есть и листва и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовётся, друзья.

Тут все деревья от «А» и до «Я».

Работа с учебником ( стр.50-51) ( еловый лес, сосновый бор)



  1. ЛУГ (Слайд 12)

Мы с вами попали на большой участок с травянистой растительностью. Это луг. Среди зелёной травы можно разглядеть большое количество ярких цветов: голубые колокольчики, красные шапочки клевера, синие васильки , желтые лютики, белые ромашки. Особенно красивы луга в середине лета, когда цветут почти все растения.

Физминутка «Мы отправились в поход» (Слайд11)

Мы отправились в поход

Раз, два, три (шаги на месте)

Посмотреть кто как живёт?

(раз. два, три)

Впереди у нас овраг

Перепрыгнули – вот так!

(прижок на месте)

Переплыли Ниагару

(плавные движения руками)

Посмотрели на Сахару

И отправились домой

Раз, два, три,

Вот какой он, шар Земной!

(показываем руками большой круг)


Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.


  1. Растения, которые любят влагу, растут у ВОДОЁМОВ.(Слайд13,14,15)

На берегах болот, озёр можно встретить рогоз, камыш. Воду болота или пруда часто покрывает растение ряска.(Слайд14)

Поверхность водоёма украшают белые цветы кувшинок.

Кувшинка – это необычное растение! Она растёт в реках с медленным течением. Корни спрятаны на дне, а крупные листья лежат на поверхности воды. Очень красив цветок кувшинки. Он большой с белоснежными лепестками. Днём цветок раскрывается, а к вечеру закрывается и погружается под воду. Когда цветок отцветает, на его месте образуется плод, очень похож на кувшин, - отсюда и название этого растения.


5)В САДАХ (Слайд 16) человек выращивает плодовые деревья: яблони, груши, сливы, абрикосы, В них содержится немало ценных для человека веществ. Их плоды вкусные, сочные, сладкие. Из яблок и груш многие хозяйки готовят компоты, варенье, джемы, соки

В садах также разводят кустарники: малину, смородину, крыжовник. В них содержится немало ценных для человека веществ. ИХ плоды вкусные, сочные, сладкие. Из яблок и груш многие хозяйки готовят компоты, варенье ,джемы, соки

6)Места, где человек выращивает культурные растения, называют полем. (Слайд 17,18) На полях растёт пшеница, рожь, кукуруза, овёс. Из ржаной и пшеничной муки выпекают хлеб.


Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют,

Пашут каждую весну,
Подымают целину,

Сеют,жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.


7)В ОГОРОДАХ растут: капуста, помидоры, укроп, петрушка, редис, салат, баклажаны. (слайд 20).Много труда затрачивает человек, чтобы вырастить хороший урожай свежих овощей, в которых содержится так много витаминов и полезных веществ.


5.Первичное закрепление новой темы:

А сейчас пришло время проверить ваши знания, но делать мы это будем необычным способом. Мы совместим ваши знания, полученные на уроках русского языка и всё, что вы узнали сегодня.

1) Упражнение «Дополните предложение», не забудьте произносить глагол РАСТУТ ( на доске слова и предлоги)


ОВОЩИ Р на ------------------------.


ФРУКТЫ А в -------------------------.


ПШЕНИЦА, РОЖЬ С на -------------------------.


КУВШИНКА, КАМЫШ Т на -------------------------.


ЕЛЬ, БЕРЁЗА, СОСНА У в --------------------------.


КОЛОКОЛЬЧИКИ, КЛЕВЕР Т на --------------------------.


2 )Поставьте слова в единственном числе. Запомните, какие буквы пишутся в конце этих слов:


ЛУГА ОГОРОДЫ САДЫ















3) Какая вторая буква в этих словах?. Найдите и запишите проверочные слова. Поставьте ударение.


П


Л

Я

___________________________________

В


Д

О

Е

М

____________________________________

6.Итог урока.

Метод «Багаж знаний»

Цель: подведение итогов урока.

Материал: разноцветные бумажные чемоданчики для каждого учащегося.

Проведение: Пришла пора подвести итоги. Каждый из вас получил маленький чемоданчик. Это багаж ваших знаний и достижений.

Ваша задача-н аписать с обратной стороны чемоданчика ответы на вопросы:

-Что вы узнали нового во время виртуального путешествия в царство растений?

-Что вам понравилось, а что нет?

(учащиеся зачитывают записи и приклеивают на доске свои чемоданчики на лист «Багаж знаний»)

7. Домашнее задание: стр.50-53учебник, вопросы

1,2 гр.- заполнить кроссворд, придумав вопросы к словам;

3гр. –заполнить кроссворд, используя буквы-подсказки;

8.Самооценивание.

Метод «Оцени себя сам»

Цель: адекватное самооценивание учащимися своей деятельности

По итогам заполнения путевых листов, оценить свою работу на уроке, используя бумажные яблоки разного цвета

(красное –«5», жёлтое-«4»,зелёное «3»).Помещают яблочки на доске на бумажное дерево «Дерево успехов»














  • География
Описание:

Тип урока-комбинированный. Целью является показать детям среду обитания растений. Воспитать интерес к предмету. Класс делится на 2 группы. Занятие проходит в виде урока путешествия. на протяжении урока дети разгадывают кроссворд, заполняют таблицы, разгадывают загадки, решают шарады. данный урок подходит для коррекционной школы 8 вида.

Автор Ванярха Семён Юрьевич
Дата добавления 15.02.2017
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1449
Номер материала MA-070204
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»