Урок – презентация
по повести Елены Верейской «Три девочки»
(75 лет – прорыву
блокады и 70 –летию книги посвящается…)
Цель:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой
народ.
- Познакомить
ребят с понятием блокада; со страшным периодом в жизни нашей страны.
- Пробудить в
детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период
блокады Ленинграда через произведение Елены Верейской «Три девочки».
- привлечение к
чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у
ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать
собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Ход урока:
Урок
внеклассного чтения у нас сегодня необычный. Урок – презентация книги, у
которой в 2018 году – юбилей- 70 лет.
На
урок я пригласила сегодня библиографов, историков, аналитиков…
1.
Слово библиографу: Елена Николаевна Верейская
– русская писательница родилась 130 лет назад в конце 19 века в 19 декабря
1886 году. И уже 50 лет как её нет с нами Она умерла в 1966г. она много писала
для детей. И в том числе книгу «3 девочки», вышла из печати в 1948г. – 70 лет .
И задумалась, что же в этой книге
такого, что спустя много лет так трогает нас , современных читателей?
2. « Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»
- Не один раз эти слова встречаются в
повести. Кому принадлежат эти слова?
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Вот мы с вами сегодня выясним, что
делали, как жили, о чем думали герои произведения,
чтобы окружающим было тепло и весело.
- Какой подзаголовок имеет книга? ( "История одной квартиры" -
подзаголовок повести.)
- Кого бы вы определили гл. героем?
( а) Наташа, Люся, Катя - девочки-ровесницы, которым предстоит пережить
вместе радость и горе
б) это люди, о которых рассказывает автор: несколько
семей, живущих в большой коммунальной квартире. Все они очень отличаются друг
от друга: у них разный жизненный опыт, возраст, интересы, образование –
казалось бы все это должно было разделить, разобщить их. Но, если это люди
открытые общению, готовые разделить с ближними и горе, и радость, то никакие
барьеры не страшны.)
- С чего начинается
повесть «Три девочки»?
- Сколько комнат было в
коммунальной квартире ?А сколько семей жило в квартире?
- У кого из героев было 2
комнаты?
- Составьте кластер
жителей коммунальной квартиры. Попробуйте вспомнить имена героев повести. (Образовательный кластер – это
изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного
материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем)
Наташа с мамой, папой и братом занимают одну комнату, Люся с мамой
другую, Катя с дедушкой (и брат Вася, который учится на художника) третью. Ещё
две комнаты занимает доктор, который живёт один, переживает собственную
трагедию (его жена погибла).
- Что вы можете рассказать о семье Наташи, какие традиции есть в этой
семье. (совместные творческие походы в театры, музеи, дружные посиделки ,
беседы…)
- Как характеризует Софью Михайловну рассказ о Вихрашке.я (твердый
характер, преданность)
- Итак, вспомнили всех
героев коммунальной квартиры. Какие отношения связывают жителей квартиры: (Постепенно в дружескую атмосферу квартиры вовлекаются и
остальные соседи. Софья Михайловна, обладая природной чуткостью, незаурядной
силой характера и прямотой, смогла вернуть радость в жизнь одинокого и
замкнутого соседа доктора, помогла ему преодолеть боль давней потери любимого
человека и предательства друзей. Новые соседи стали
настоящими друзьями)
3адание:
1) Кто говорит и по
какому поводу?
-
Я говорю о людях, которые вокруг вас. Не обязательно о больных, но и о
здоровых, о больших и маленьких, хороших и плохих, – вот о тех самых
людях, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с вами.
Понимаете?
2) Кто
говорит и по какому поводу?
– Случается, –
улыбнулась Софья Михайловна. – С каждым человеком так бывает, что вдруг
какая-то самая нелепая глупость выбьет из колеи. Но тут важно не поддаться
этому, не верить своему ощущению, будто все к тебе плохо относятся. Какой совет
дает мама Наташе?
Какой
совет дочери дает мама? (Будь сама собой и поменьше думай о себе)
3) Что
же произошло?
Поздно
вечером, лежа в постели, Наташа долго думала, – как же быть с папой? Как
дать ему понять, что с Катей теперь все хорошо?.. Но дать понять так, чтоб
ничего-ничего не рассказывать о том, что произошло…
- Какие события в квартире показывают,
что люди заботятся друг о друге…(День рождение Наташи, тихая ссора подруг из-
за Кати и переживания Наташи, уборка в комнате доктора,
Новый год, в который каждый внес свою веселую задумку!)
2 задание:
в тексте встречаются всякие странные слова. (слова и определения нужно
разбросать в таблице, чтобы дети потом правильно соединили)
1
|
«Классная»
|
А
|
Название
комнаты как в «Детстве» и «Отрочестве» Л.Н.Толстого, где девочки, по словам,
Наташи будут «читать, играть, уроки учить»
|
2
|
«Разговорка»
|
Б
|
Крошечная
темная проходная комнатка перед кухней, вся левая сторона которой была
отделена занавеской, где стояли сундуки и всякое старьё. «Местечко, где можно
сидеть вместе и разговаривать о самых интересных вещах»
|
3
|
сумерничали
|
В
|
Сидеть без огня в сумерках, в ожидании
наступления темноты, ничего не делая или тихо беседуя.
|
4
|
Вихрашка
|
Г
|
Детское
прозвище Софьи Михайловны
|
5
|
украинский
«узвар»
|
Д
|
национальный украинский напиток,
приготовленный из сухих фруктов и ягод
|
6
|
«буржуйка»
|
Е
|
Металлическая (стальная или чугунная) печка,
в городской квартире, которую попили деревом…
|
7
|
«Соленая
Католюандо»
|
Ё
|
Ребус-
шифр название квартиры:
Соня-
Лёня- Наташа- Яков- Катя –Тотик - Люся – Анна – Доктор.
|
8
|
жених
|
Ж
|
Юноша, который собирался пожениться ( у
которого есть невеста).
|
9
|
«Медный
всадник»
|
З
|
Памятник
Петру I
французского скульптора Фальконе. Голова Петра сделана Марией Колло, ученицей
скульптора.
|
10
|
удостоверение
члена отряда по бытовому обслуживанию трудящихся
|
И
|
Документ
райкома комсомола, выдававшийся добровольцам в блокадном Ленинграде,
помогавшим жителям города.
|
- «Чудно встретили сорок первый год! – воскликнула Анна
Николаевна. – И вот увидите, он весь пройдет радостно и весело и мы еще
лучше встретим следующий. Все охотно согласились с ней. И никто не подозревал, как
жестоко она ошибается.»
- На сколько частей можно разделить повесть? Назовите их. ("До
войны", "Блокада" - так можно было бы назвать две части повести.)
- Мирную жизнь Ленинграда, да и всей страны обрывает война.
- Ленинград,
ночь на 1 января 1942 года
Чтец:
(наизусть письма Наташи)
"…Папа!
Помнишь, в прошлом году ты говорил мне, что я – счастливая, что дожила до
двенадцати лет и ни разу не видела ни одной смерти. Ой, папа, сколько я ее вижу
теперь! Я не могу забыть одного ребеночка, который погиб на пожаре. И на улице
часто видишь, как человек падает и умирает.
Да,
папа, трудно нам, очень-очень трудно. Очень голодно, – ведь подвоза
продуктов нет. Нет света, нет воды. Получаем 125 граммов хлеба в сутки на
человека. Тотик в садик не ходит, очень ослабел. Мы приносим ему из садика его
паёк – немножко супу и каши без масла. Но это так мало!
По
вечерам на улицах совсем темно, все окна завешены. А после десяти часов
выходить запрещено. Мама купила нам всем большие плоские значки, вроде брошек.
Они покрыты каким-то составом, который светится в темноте. Теперь все
ленинградцы носят такие значки, чтобы в темноте не натыкаться друг на друга.
Но
только ты, пожалуйста, не подумай, что мы унываем, падаем духом. Нет, ты знай:
мы выдержим! Все выдержим, – ведь мы знаем: вы не отдадите наш город этим
проклятым фашистам.
Знаешь,
вчера вечером мы шли через Неву – я, Люся и доктор. Остановились на мосту,
оглядываемся – в какую сторону ни посмотрим, всюду зарево: одно – ближе, другое
дальше, и все время слышим пушечные выстрелы. А доктор и говорит: «Вот,
девочки, запомните на всю жизнь, как мы своими глазами видели это огненное
кольцо вокруг своего города!»
Конечно,
мы все запомним. Разве возможно это забыть?! Ну, вот видишь, – я хотела
написать все по порядку, а не получилось. Ну ничего, ты только знай: выдержим!
До
свиданья, папа! До счастливого свиданья после победы! Я знаю, мой папа вернется
героем!..
Целую
тебя крепко-крепко.
- Чье
письмо прочитали? Кому оно написано? - Дошло оно до адресата? Почему? (Наташа
пишет отцу на фронт, но сжигает письмо, заботится об отце, чтобы не переживал)
-
Чем занимались наши герои до войны и во время войны?
Герои повести
|
До войны
|
Во время войны
|
Леонтий Федорович
|
Юрист
|
Ушел
на войну
|
Софья Михайловна
|
Дома
помогала мужу, писала тексты
|
В
госпитале, дружинница
|
Яков Иванович
|
Мастер,
слесарь на Балтийском заводе
|
Анна Николаевна
|
Мед.
сестра
|
В
госпитале, на фронте
|
Доктор
|
больница
|
Госпиталь,
дома
|
-
Чем занимались во время войны девочки?
-
Приведите примеры героических поступков наших героев произведения. Что же они
делали, чтобы людям, которые находятся рядом, было тепло и весело?
1.
Тушили на крышах зажигательные бомбы
«Сейчас все ребята, оставшиеся тут, как умеют,
помогают защищать город. Мы собрали по всему дому очень много старых чулок,
набили их песком, зашили и сложили в кучу на чердаке. Мы перетаскали на чердак
целые горы песку, чтобы тушить зажигательные бомбы. Я сама ими потушила целых
две бомбы. Катя и Люся – в санитарном звене. У них в нашем подвале, где
бомбоубежище, медпункт»»
2.
Ходили за хлебом и водой
«Эта очередь была такая же молчаливая и
хмурая, как очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на
что сесть. Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки,
забитые снегом и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную
дорожку. Люди старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу,
но падали, разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все
расширялась. Иногда кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой
топор и вырубал ступеньки во льду, но их хватало ненадолго»
3.
Помогли старушке принести воды и , узнав, что она одна в квартире, взяли над
ней шефство.
4.
Люся спасла под завалом 6 – летнюю девочку.
«Эта очередь была такая же молчаливая и
хмурая, как очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на
что сесть. Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки,
забитые снегом и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную
дорожку. Люди старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу,
но падали, разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все
расширялась. Иногда кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой
топор и вырубал ступеньки во льду, но их хватало ненадолго»
5.
Наташа ищет Нину Смолину, члена отряда по бытовому обслуживанию, комсомолку,
и сообщает о ней в райком, помогает мальчику вести гробик…
-
Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали
выдавать по карточкам:.. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.
-
Вспомните какими продуктами питались жители коммунальной квартиры?
(технический желатин варили с лавровым листом и перцем для вкуса, рыбий жир,
глицерин на хлеб)
-
Хлеба получали люди в самые страшные голодные дни всего 125г. Сейчас мы порой
не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда… кроме хлеба есть было
нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прями на улицах, не
дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.
-
Взрослые отдавали еду детям – умирали (доктор-
Тотику, мамы - девочкам)
« Доктор,
зачем вы это делаете? – сказала укоризненно Софья Михайловна. Она откинула
угол салфетки с порцией доктора. – Ну что это? Надо делить
справедливо, – строго сказала она.
– Справедливо? –
сказал доктор. – А вы считаете справедливым, чтобы ребенок погиб раньше,
чем никому не нужный старик?
Софья Михайловна
подняла на него глаза. Он стоял перед ней – высокий, страшно тощий, и глядел на
нее сверху вниз с ласковой и печальной улыбкой. Софья Михайловна хотела что-то
возразить, но судорога свела ее горло, и, неожиданно для самой себя, она вдруг
наклонилась и поцеловала руку доктора, прежде чем тот успел отдернуть ее. И
стремительно выбежала из комнаты»
-
Все работали не покладая рук (Дедушка на заводе,
мамы - в госпитале)
«Софья Михайловна
отправилась утром на работу, и за весь день съела только тарелку жидкого
супу. В госпитале, поглощенная работой, она не чувствовала ни голода, ни
усталости. Сейчас же с каждым шагом падали силы, голова кружилась, ноги не
держали. А до дому было далеко…
Почти теряя
сознание, она прислонилась к стене дома, прижимаясь к ней спиной из последних
сил, чтобы не сползти вниз. «Если упаду, уже не встану», – подумала она, И
вдруг с поразительной ясностью увидела перед собой старый заснеженный парк
– Держись,
Вихрашка, держись! – прозвучали в ее ушах слова покойного отца, которые он
столько раз говорил ей в трудные минуты жизни.
Софья Михайловна
открыла глаза и улыбнулась.
– Держись, Вихрашка,
держись! – сказала она вслух.
И как будто это наивное
прозвище влило в нее новые силы. Она оттолкнулась от стены она ощупью
добралась до перил и, крепко вцепившись в них, стала медленно подниматься по
лестнице.
– Осторожно.
На человека наступите, – раздался знакомый голос у самых ее ног. Она
вскрикнула от неожиданности
– Яков
Иванович?! Вы?!
– Софья
Михайловна?
– Я! Господи,
какое счастье! Мы так боялись за вас! Катя очень волнуется! Вы что, упали?
– Нет, сел
отдохнуть.
– Ну, и
я! – Она нащупала в темноте плечо Якова Ивановича и села рядом с ним на
ступеньку. – Яков Иванович, миленький! Вы целы, невредимы?
– Цел, Устал
очень. Дома благополучно?
– Насколько
сейчас возможно, да. Все живы. А где вы пропадали столько дней?
– Работал.
Молодежь обучал…
– Обучили?
– Малость!
Работы выше горла. Сейчас самое время приналечь. А сил-то и нет… Меня начальник
цеха насильно выгнал. «Не смейте, – говорит, – двое суток на заводе
показываться…»
Они помогли друг
другу встать и, поддерживая один другого, добрались до своей двери.»
-
Какой неписанный закон помогал нашим героям на протяжении всей повести?
(Закон
взаимовыручки)
«Наташа и Катя
стали вместе разбирать исписанные бумажки. Это были письма в райком комсомола.
Их было много.
«Помогите, девушки! Мы все лежим и не в силах
подняться. Я и трое детей…»
«Вчера умерли муж и сын, помогите похоронить…»
«В квартире № 8 умерли все взрослые, остались двое
маленьких ребят. Устройте их куда-нибудь…»
«Пришлите кого-нибудь принести воды, затопить печку,
сходить за хлебом…»
Девочки прочитали все и молча переглянулись. Почти
на всех бумажках было написано с боку синим карандашом: «Исполнено. Н.
Смолина».
– Мы еще очень хорошо живем, Наташа, –
прошептала Катя. – А ты подумай, как эти…»
Слово
историку: 8 сентября 1941 года началась 900 дневная
блокада Ленинграда. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а
Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, та и страна потеряет
свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. но жители мужественно обороняли свой
город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами. а женщины рыли
окопы вокруг города, тушили зажигалки на крышах домов.
Учитель:
как вы думаете почему? Как сохранили многие памятники, вспомните из
произведения? (Город Ленинград называют музеем под открытым
небом, многие памятники решили обложить мешками с песком и обнести толстыми
досками, как памятник Петру 1.)
«Наташа знала, что все
четыре скульптуры с Аничкова моста сняты и закопаны глубоко в землю. И
наверное, еще многое спрятано, укрыто, защищено… Берегут ленинградцы красоты
города! А разве все убережешь?.. Наташа вздохнула. Она слышала, в очереди
говорили, – в Русский музей попала бомба,
в театр оперы и балета…»
Учитель:
Каким образом удалось эвакуировать девочек? Почему девочки согласились на
эвакуацию?
«Конечно, вам надо ехать всем. Тяжко расставаться, не
спорю. И мне самому… будет не легко. Но, во-первых, чем меньше людей останется
в Ленинграде, тем легче будет оставшимся. А во-вторых, вы же знаете, с Люсей
делится пайком ее мама, с Катей – ее дедушка. Если вы уедете, они будут съедать
его сами. Значит, надо ехать. Ради них же».
Учитель:
вспомните, что вы запомнили из повести о дороге жизни? (снабжать город
приходилось довольно сложным путем. С приходом зимы трасса, названная Дорогой
жизни стала проходить по льду. Часто лед трескался и машины тонули)
«Ладога…Мороз…
жестокая снежная пурга… и люди! Много людей, выбиваясь из сил, прокладывают
путь хлебу… По льду озера… по глубокому болотистому лесу… почти на глазах у
озверелого врага… Рвутся снаряды… падают бомбы…»
-
Каким представила Наташа врага, замерзая в кузове грузовика? (дракон)
Учитель:
Скажите, кто из героев повести умер, что с ним случилось? (доктор)
Кто
и кому рассказывает?
«Он почти ничего не ел. Все Тотику… Да и годы его
немалые, он ведь много старше меня был. А как уехали все, он и вовсе ослабел.
Тосковал очень. Все весточки ждал, – доехали ли?.. Я-то на работе с утра
до ночи, и тревожиться некогда. А он дома. Весь день – думы да тревога…. »
Учитель:
Страшные цифры блокады
Слово
историкам:
1)
18 января 1943 года была прорвана блокада.
И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой
землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300
км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
2)
900
дней и ночей длилась блокада Ленинграда . Немцы взяли город в кольцо 8
сентября 1941 года, а 27 января 1944-го жители Северной столицы радовались
полному освобождению города от фашистской блокады.
1)
На фронт можно было доехать на трамвае за 15-20 минут
2) Фашисты сбросили на Ленинград 150 тысяч
тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных
бомб.
1)Они разрушили 3 тысячи зданий, а повредили
больше 7 тысяч.
2)
125 граммов хлеба в сутки. Мы не
смогли бы употреблять в пищу блокадный хлеб, потому что его готовили из
практически несъедобных примесей. Хлеб пекли из ржаной и овсяной муки с
добавлением целлюлозы, обойной пыли, елочной хвои, жмыха и нефильтрованного
солода. Буханка получалась очень горькой на вкус и абсолютно черной.
1)-
32° мороза. Первая блокадная зима стала самой холодной в осажденном городе. В
некоторые дни столбик термометра опускался до -32°С , высота сугробов в апреле 1941г достигала 53 сантиметра.
2)
12 сентября 1941 года открылась Дорога жизни –
единственная магистраль, связывающая осажденный город со страной. Дорога жизни
спасла Ленинград: по ней в город доставили около 1 миллиона 615 тысяч тонн
грузов – продовольствия, горючего и одежды. За время блокады по трассе через
Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.
Самая
страшная цифра - До полутора миллиона погибших из 2,5 миллионов живших в
городе до войны
1)
Каждый день умирало более 4 000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч
человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось
примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную
часть городского населения.
2)
В январе-феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000
человек:
в
марте умерло 100 000 человек, в мае − 50 000 человек, в июле − 25 000
человек, в сентябре − 7000 человек.
Учитель:
Вспомните последние сточки повести. (Клятву)
Поклянемся
все наши силы отдать нашему народу, нашей Родине!
-
Вернемся к тем словам, с которых начали наш урок
Будьте
такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»
-
Можно ли сказать, что смысл повести заключается в этих словах? Почему?
- Рефлексия:
Писательница дает им лучший пример того, как в самых тяжелых
испытаниях люди не теряли человеческое достоинство, помогали друг другу,
жертвовали ради детей последнее, не ломались, не теряли доброты, любви,
стойкости. О таких светлых и добрых людях эта книга, о том, как важно, быть
таким человеком, «чтобы всем окружающим около тебя всегда тепло и весело».
Приложение
Книги для детей о детях
блокадного Ленинграда (Для самостоятельного чтения на выбор)
М. Сухачев «Дети блокады»
Л. Пожедаева «Война,
блокада, я и другие»
В. Дубровин «Мальчишки в
сорок первом»
Г. Черкашин «Кукла»
Л. Никольская «Должна
остаться живой»
Ю. Герман «Вот как это было»
И. Миксон «Жила, была девочка» Документальная
повесть о Тане Савичевой
Нисон Ходза «Дорога жизни»
Т. Цинберг «Седьмая симфония
Э. Фонякова «Хлеб той зимы»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.