Инфоурок География Другие методич. материалыУрок-пресс-конференция по географии. Стихийные явления природы, связанные с земной корой и их экологические последствия на территории России. 8 класс

Урок-пресс-конференция по географии. Стихийные явления природы, связанные с земной корой и их экологические последствия на территории России. 8 класс

Скачать материал

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1.                    В ходе работы с учебным материалом и дополнительной литературой выявить причины стихийных явлений природы, связанных с земной корой.

2.                    При работе с картами атласа установить районы распространения этих явлений на территории России и Республики Крым.

3.                    На базе полученных знаний сделать прогнозы о возможном воздействии стихийных явлений на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье людей.

4.                    Предложить возможные пути снижения вредного воздействия стихийных явлений на компоненты природы, на жизнь и здоровье населения.

5.                    Продолжить формирование творческого отношения к решению учебных задач, самостоятельного выбора оптимального выбора решения при работе в группе.

6.                    Продолжить формирование экологической культуры и экологического мышления как одной из главных мировоззренческих идей современности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

·                        карты России – физическая, тектоническая, природных зон, растительности; физическая карта Республика Крым;

·                        атлас;

·                        таблицы;

·                        компьютер и мультимедийная установка.

ТИП УРОКА: изучение нового материала, расширение знаний.

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ: групповая работа, использование разнообразных источников информации, презентации.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: нетрадиционная – пресс-конференция.

УЧАСТНИКИ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ:

1.                    Пресс-секретарь.

2.                    Группы специалистов: геологи, экологи, представители МЧС.

3.                    Представители СМИ.

I. Подготовительный этап.

Проведение урока такого типа требует дополнительной, внеурочной работы учащихся. Примерно за две недели я формирую группы “специалистов”. Принципы формирования могут быть разными: добровольный или по каким-то критериям. Группы получают задания и готовят ко дню проведения пресс-конференции таблицы-схемы, картографический материал и тезисы выступления группы специалистов.

Тезисы должны включать определения понятий стихийных явлений, причины их возникновения, возможные последствия воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Представители СМИ готовят вопросы по теме “специалистам”.

Учитель готовить нужный печатный материал о землетрясениях и вулканизме.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА.

1.                    Стол пресс-секретаря.

2.                    Столы для групп “специалистов”.

3.                    Места для представителей СМИ.

На столах таблички с обозначением участников пресс-конференции, на стене карты России и Республики Крым.

II. Основной этап – пресс-конференция.

1. Вступительное слово пресс-секретаря.

- Разрешите открыть пресс-конференцию, посвященную проблемам стихийных явлений и их воздействия на состояние окружающей среды. В работе пресс-конференции принимают участие специалисты служб, чья деятельность связана с обозначенной проблемой. Это – геологи, экологи и представители МЧС. Они познакомят вас с причинами возникновения стихийных явлений, последствиями их воздействия на окружающую среду, путями снижения вредного воздействия стихийных явлений на жизнь и здоровье населения.

Прошу всех вас внимательно слушать выступления специалистов, вы можете задавать им вопросы по темам их выступлений

2. Выступление специалистов геологической и сейсмологической службы.

Знакомят присутствующих с видами стихийных явлений, связанных с земной корой, их происхождением и районами вероятного распространения. Выступление проходит по заранее заданному плану: определение, причины происхождения, районы распространения. Сопровождается демонстрацией слайдов о землетрясениях и вулканизме, карсте, оползнях и обвалах, селях. По ходу рассказа на карту России и Республики Крым наносятся значки на территории распространения этих явлений.

После выступления дается возможность присутствующим задавать вопросы специалистам геологической и сейсмологической службы.

Предполагаемые вопросы:

Может ли деятельность людей спровоцировать движения земной коры?

Возможны ли землетрясения в нашей республике и в селе Добром?

 

3. Выступление экологической службы и службы МЧС.

Сопровождают свое выступление демонстрацией таблицы-схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение. На таблице-схеме показано лишь воздействие извержения вулканов на состояние окружающей среды и их возможные последствия. Если учесть, что в районах вулканизма могут быть расположены крупные города с многочисленными хозяйственными объектами, то в этом случае отрицательное воздействие на экологию планеты в целом могут быть намного серьезнее.

ВЫВОДЫ.

1.                    Отрицательные воздействия на экологию среды оказывают оба этих явления, но их вредные последствия увеличиваются многократно, если в зоне стихийных явлений разрушаются опасные хозяйственные объекты.

2.                    Карст, оползни, обвалы носят более локальный характер, естественно, размеры их отрицательного экологического воздействия не так велики, как после землетрясений и вулканизма.

Предполагаемые вопросы.

1.                    Может ли человек предотвратить стихийные явления?

2.                    Как снизить отрицательное воздействие стихийных явлений на экологию земли, жизнь и здоровье людей?

Предполагаемые ответы специалистов МЧС.

1.                    Сейсмологические станции постоянно следят за активностью земной коры, таким образом можно предсказать землетрясение за несколько часов, оповестить население, тем самым снизить человеческие жертвы.

2.                    Исследования земной коры и учет мнения геологических служб при строительстве городов, опасных хозяйственных объектов, разрушение которых несет большую опасность для состояния окружающей среды.

3.                    Просвещение населения, проживающей в зонах возможного возникновения стихийных явлений.

4.                    Знание природных признаков, предвещающих землетрясения, извержения вулканов (поведение домашних и диких животных, растения-предвестники и др.).

III. Заключительный этап.

1.                    Что полезного для себя вы вынесли из сегодняшней пресс-конференции?

2.                    Как вы думаете, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут произойти в нашей республике и в наших сёлах?

3.                    Каковы способы снижения отрицательного воздействия стихийных явлений на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье людей?

После обсуждения подводятся итоги работы пресс-конференции, объявляется благодарность ее участникам.

Домашнее задание.

В листках с заданиями для групп прописано и домашнее задание. На следующий урок будут прослушаны отчеты групп и проверены письменные задания, после чего ребята получат оценки.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ СЛУЖБЫ МЧС.

1.                    Изучите по § 19 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?

2.                    Какие отрицательные последствия возникают после их действия на территории России?

3.                    В каких районах России стихийные явления природы чаще всего приводят к стихийным бедствиям?

4.                    Установите по дополнительным источникам информации знаний, существуют ли способы уменьшения масштабов стихийных бедствий, возникающих в результате стихийных явлений, происходящих в земной коре?

5.                    Напишите памятки для жителей нашей республики и сёл Добровской долины, которые научили бы нас – граждан, правилам поведения при стихийных явлениях.

6.                    Напишите отчет о проделанной работе и список использованной литературы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ ЭКОЛОГОВ.

1.                    Изучите по § 19 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?

2.                    Подумайте, какие отрицательные последствия вследствие этих стихийных явлений могут наблюдаться в окружающей среде.

3.                    Постарайтесь построить таблицу-схему, цепочку последствий стихийных явлений.

4.                    Какие стихийные явления и их проявления в окружающей среде могут наблюдаться в нашей республике, в нашем районе и городе?

5.                    Напишите отчет о проделанной работе и список источников дополнительно использованной информации.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ И СЕСМОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБЫ.

1.                    Изучите по § 19 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?

2.                    Какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России и Республики Крым?

3.                    Расскажите о них по схеме: определение – причины происхождения – районы распространения.

4.                    На картах России и Республики Крым условными значками обозначьте районы вероятного происхождения этих явлений.

5.                    Напишите отчет о проделанной работе и список источников информации.

 

 



Памятка для жителей Добровской долины о правилах поведения при стихийных явлениях.

   Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал Гражданской обороны «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио и телеприемник, прослушайте сообщение управления по делам ГО и ЧС города. Оказавшись в районе чрезвычайной ситуации, вы должны проявлять выдержку и самообладание, не поддаваться панике. Помните, все аварийные силы уже действуют, чтоб спасти вас.

   К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, снежные заносы, лавины, лесные пожары, циклоны, штормы и другие явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Они нарушают нормальную жизнедеятельность людей, иногда приводят к их гибели, разрушают и уничтожают материальные ценности. Каждый ученик, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание, личным примером воздействовать на окружающих.

   Поведение во время землетрясения.

   В помещении: от начала землетрясения до его максимума у вас есть 10-20 секунд для того, чтобы покинуть помещение, либо относительно безопасно укрыться в нем. Последнее прежде всего относится к жителям верхних этажей. Необходимо побеспокоится о безопасности детей, стариков, инвалидов.

   В домах относительно безопасны следующие места:

1. Дверные проемы, проемы в капитальных стенах;

2. Углы, образованные капитальными внутренними стенами;

3. Места у колонн, под каркасными балками, под прочными столами.

   На улице: прежде всего необходимо защититься от падающих обломков, стекол, тяжелых предметов. Необходимо немедленно отойти на открытое место: находясь рядом со зданием, необходимо отойти от него на расстояние не меньше, чем высота здания. Следует держаться подальше от водонесущих коммуникаций, линий электропередач, газопровода.

   В транспорте: водителю следует остановиться, отъехав подальше от зданий. Не следует оставаться на мосту или под мостом. Целесообразно переждать землетрясение, оставаясь в транспорте, открыв двери.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-пресс-конференция по географии. Стихийные явления природы, связанные с земной корой и их экологические последствия на территории России. 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1.     В ходе работы с учебным материалом и дополнительной литературой выявить причины стихийных явлений природы, связанных с земной корой.

2.     При работе с картами атласа установить районы распространения этих явлений на территории России и Республики Крым.

3.     На базе полученных знаний сделать прогнозы о возможном воздействии стихийных явлений на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье людей.

4.     Предложить возможные пути снижения вредного воздействия стихийных явлений на компоненты природы, на жизнь и здоровье населения.

5.     Продолжить формирование творческого отношения к решению учебных задач, самостоятельного выбора оптимального выбора решения при работе в группе.

 

6.     Продолжить формирование экологической культуры и экологического мышления как одной из главных мировоззренческих идей современности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 643
    • DOCX 166 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яценко Людмила Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яценко Людмила Семеновна
    Яценко Людмила Семеновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 13033
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции