Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-практикум в 6 классе.

Урок-практикум в 7 классе.

Скачать материал

                                                                                              Приложение 6

 

                          Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

                     в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

 

                                     Урок-практикум в 7 классе.

Цель: показать детям высокий моральный облик главной героини «Повести…», величие и красоту взаимоотношений, основанных на любви, закрепить в сознании учащихся приоритет нравственных ценностей над материальными, воспитывать доброжелательность, скромность, чуткость, честность, умение прощать,  верность в любви и дружбе. Побуждать детей к поступкам, приносящим добрые плоды, развивать понятие о древнерусском летописании, навыки словесного описания  героев и умение правильно отвечать на вопросы.

Оборудование: современная икона «Петр и Феврония Муромские», книги и журналы по духовно-нравственному воспитанию, электронная презентация  «Русские святые».

                                         Ход урока:

                        «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая

                              об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

                                                                                                   Д.С.Лихачев.

1.Проверка домашнего задания. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Почему  «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?

- Какие события отражены в древнейшей русской летописи?

-Каковы особенности древнерусского летописания? (Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине, религиозность, образность, сила духа).

 

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя:

1. На Руси всегда находились люди, не только следовавшие библейским заповедям праведной жизни, но и творившие духовные подвиги, подобные подвигам древних пророков, апостолов, мучеников веры. Некоторые из них уходили в пустыню, где не было ни одного человека, и жили там всю жизнь. Они целыми днями и даже ночами общались с Богом.

Кого из русских святых вы можете назвать? Что вы знаете о них?

(Учащиеся провели исследование «Русские святые», создали вместе с учителем одноименную электронную презентацию и подготовили краткие  сообщения о святых земли Русской).

Учащимся демонстрируется электронная презентация «Русские святые». Учитель комментирует слайды. Например: «Одним  из наиболее почитаемых святых на Руси  был  преподобный Серафим Саровский, старец-пустынножитель, затворник и провидец. Сын купца, Серафим  родился в городе Курске, в 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни, спустя восемь лет пострижен в монашество. Добровольно удаляясь в затвор, он проводил время в строгом посте, трудах и молитве. Множество людей стекалось к его келье, чтобы открыть ему тайны своей совести, свои скорби и нужды, и каждый получал утешение.

         Святитель Митрофан Воронежский оказывал деятельную помощь Петру I и все свои сбережения передавал на строительство русского флота.

         Он отказался войти во дворец к Государю, потребовав выбросить из дворца статуи языческих богов. Петр пришел в ярость и угрожал Митрофану казнью. Святитель сказал, что лучше умереть, чем собственным присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество, и начал готовиться к смерти. Потрясенный царь убрал статуи.

Петр I участвовал в похоронах святителя Митрофана, вместе со старшими морскими офицерами нес гроб и после погребения сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, буди ему вечная память».

         В 1732 году мощи святого были найдены нетленными». И т.д. (Показываем 1-17 слайды).

 

 

2. А сегодня, ребята, мы поговорим о величии и красоте взаимоотношений, основанных на любви и верности.

(Развернутый рассказ учащихся  по заранее подобранным и записанным ключевым словам  об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских»).

 

Ответы на вопросы:

-Кем вы представляете Февронию: доброй кудесницей или хитрой волшебницей? Или еще кем-либо? Как вы поняли ее образ, смысл ее поступков?

Слово учителя:

Повесть, которую вы прочитали, была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был  священником в Пскове, потом протопопом (настоятелем собора) дворцового собора Спаса-на Бору в Москве, а потом стал монахом. «Повесть…» стала популярной, сохранилось множество ее списков, в которых история о Петре и Февронии излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда родом была Феврония.

III. Закрепление материала.

В повести мы видим признаки устного жанра. Какие это признаки?

(Это элементы волшебной сказки: змий- оборотень; жена Павла выпытывает у него. От чего он может умереть; меч-кладенец, от которого умер змий; мудрая дева, говорящая загадками; при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка).

Что вам напоминает начало повести? (Сказочный зачин).

Мы нашли признаки волшебной сказки. Какие признаки жития обнаруживаются в повести? Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Через какие испытания проходят Петр и Феврония? Какой вывод мы можем сделать, ответив на эти вопросы? (Повесть написана в форме жития, но содержание повести отличается от каконического жития. Начало повести не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей.  Но автор прославляет святых, создавая идеальные образы. В повести есть восхваляющие эпитеты: Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, преблаженная, блаженная. Герои любят Бога, живут по «заповедям Божьим».Февронья творит чудеса, исцеляя больных;  крошки со стола превращаются в зерна благовонного ладана Феврония наделена не какой-то волшебной, магической силой, а силой веры в Бога. Смерть героев необычна, после их смерти происходят новые чудеса).

Чем привлекает повесть читателя? (Заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, она является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости).

Почему слуга Петра не может ничего понять в словах дочери древолаза?  (Характер преподобной будущей княгини Февронии исключительный, она обладает всеми качествами для княжеской жены).

Найдите в повести те эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.

Какое качество подчеркивает автор в ее характере в первую очередь? (Мудрость).

К кому обращается Феврония в трудные минуты? (К Богу).

Как вы понимаете слова Февронии: «Тот сможет излечить, кто потребует князя твоего себе»? Согласны ли вы с тем, что свое искусство Феврония использовала с целью извлечь выгоду – выйти замуж за князя?

(Феврония исцеляет Петра не только мазью,  но и  своей верой, своим желанием помочь. Струпья появляются на теле Петра от крови дьявола, и Февронья, требуя Петра к «себе», приводит его к воплощенной в ней божественной силе исцеления. Она делает его как бы частью себя самой. Петр, как и Феврония, становится «носителем» божественной силы (случай с боярами). Не случайно слово «блаженный» (счастливый) как характеристика Петра появляется только после того, как он становится мужем Февронии. Не случайно в дальнейшем Петр и Феврония становятся как бы единым целым. Их духовная связь так сильна, что ни люди, ни  даже смерть не в состоянии разлучить их).

Почему после ее смерти происходят чудеса? Почему князь не стал больше испытывать свою благоверную супругу, когда обнаружил, что хлебные крошки, собранные ею со стола, превращаются в ладан и фимиам?

(Перед нами – образ русской святой, созданный по всем правилам жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и признание автором того, что он не достоин описывать жития святых.

 Почему вырастают срубленные деревья?

 Эпизод с благословением отрубленных веток – это, возможно, своеобразная параллель с судьбой князя Петра: отрубленные ветки стали могучими  деревьями, изгнанный князь обретает еще большее доверие и власть.

В чем особенность правления  князя Петра и княгини Февронии?

(Они всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей – «княжили во граде как чадолюбивые отец и мать»).

Проводим словарную работу: объясняем значение слов чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.

Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте свое суждение.

В заключение учащимся предлагается досмотреть электронную презентацию «Русские святые» (слайды 18- 28 – о Петре и Февронье).

IV. Задание на дом: Cтр. 55, вопросы 6-8. Подготовиться к выступлению с сообщениями о русских святых (по выбору).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-практикум в 6 классе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Урок-практикум в 6 классе.

Цель: показать детям высокий моральный облик главной героини «Повести…», величие и красоту взаимоотношений, основанных на любви, закрепить в сознании учащихся приоритет нравственных ценностей над материальными, воспитывать доброжелательность, скромность, чуткость, честность, умение прощать, верность в любви и дружбе. Побуждать детей к поступкам, приносящим добрые плоды, развивать понятие о древнерусском летописании, навыки словесного описания героев и умение правильно отвечать на вопросы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 844 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 1030
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дуплякина Людмила Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дуплякина Людмила Алексеевна
    Дуплякина Людмила Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 64108
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек