УРОК-ПОВТОРЕНИЕ
ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цели и задачи:
– систематизировать знания по теме
«Сложное предложение»;
– проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;
– проверить умение делать полный синтаксический разбор сложного предложения;
– объяснять постановку знаков препинания;
– составлять схемы предложений;
– различать как средство связи придаточных союзы и союзные слова в
сложноподчиненном предложении;
– повторить постановку знаков при обособленном определении со значением
причины;
– повторить орфограммы о – ё после шипящих в различных частях
речи, н и нн в причастиях.
ХОД
УРОКА
I
ЭТАП
1. Сообщение темы урока и его
целей.
2. Проверка домашнего задания.
А. Диктант с орфограммой о – ё
после шипящих.
Капюшон, медвежонок,
пчелка, скворчонок, чопорный, врачом, ночевка, обнаженный, шепот, ре-мажор.
Учащиеся формулируют правило, Буква
о употребляется:1. Для передачи гласного о в начале слова и после гласных,
напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров.2. Для передачи
гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного,
напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок,
парной, сто.3. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о
употребляется:
а) для передачи гласного о после
j, передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных,
напр.: йод, майор);
б) для передачи сочетания j с
последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного; перечень
основных слов[10]: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, кар- маньола,
кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, павильон, па- пильотки, почтальон,
сеньор, сеньора, синьор, синьора, шампинь- он, шиньон; квадрильон, квинтильон,
секстильон (наряду с вариантами квадриллион, квинтиллион, секстиллион, передаю-
щими другое произношение); мильон (написание, передающее один из вариантов
произношения слова миллион); в собственных именах: Авиньон, Асунсьон, Гильом,
Миньона, Тальони, Фритьоф. В редких случаях буквосочетание ьо пишется для
передачи звуков безударного слога: гильотина, гильотинировать, сеньорат,
сеньорита, сеньория, синьорина, синьория, Мурильо.
. Буква ё употребляется:1. Для
передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость
предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый, лёгкий,
подмёл, оленёнок, пёстрый, рёбра, осёл, потёртый, растёт.
Примечание 1. Буква ё после
согласных букв г, к, х встречается в основном в словах иноязычного
происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гёзы, гёрлс, ликёр;
Гёте, Гёльдерлин, Гётеборг, Кёльн, Кёстлер, Хёглунд. Сочетание кё представлено
также в словах с иноязычным суффиксом -ёр типа киоскёр, паникёр и в личных
формах глагола ткать: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте.Примечание 2. Буква ё может писаться
на месте гласного о, имеющего побочное ударение (напр.: трёхгодичный,
четырёхметровый, тёмно-красный), а также на месте безударного гласного о в
словах иноязычного происхождения (напр.: гёте-анец, кёнигсбергский).
II
ЭТАП
А теперь, ребята, вам предстоит
доказать, что вы умеете на практике применять теоретические знания, полученные
в процессе изучения темы «Сложное предложение».
Синтаксический
разбор предложения
Объясните постановку знаков
препинания и орфограммы.
Привлеченные (прич.) сладким (прил.) запахом
(сущ.) сада (сущ.), часто (нареч.) появляются
(глаг.) пчелы (сущ.); галчонок (сущ.),
по-видимому выпавший (прич.) из (пред.) гнезда
(сущ.), пытается (глаг.) взлететь
(глаг.).
Общая характеристика. 1.
Повествовательное. 2. Невосклицательное. 3. Предложение сложное
бессоюзное, состоит из двух предложений, средство связи – интонация.
(Точку с запятой ставим потому, что перечисляются факты и обе части предложения
осложнены обособленными определениями.)
1-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным
причастным оборотом с обстоятельственным значением (причины).
(Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется, если имеет
обстоятельственное значение.)
2-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным
причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
(Вводное слово не обособляется, т.к. находится в начале обособленного оборота.)
III
ЭТАП
Викторина
с синтаксическим заданием
Она позволит выяснить, насколько
хорошо учащиеся определяют тип сложных предложений, умеют составлять схемы и
определять вид придаточных предложений в составе сложноподчиненного
предложения, указывать средства связи.
Для анализа привлекаются примеры из произведений М.Ю. Лермонтова, которые
параллельно изучаются на уроке литературы.
1. По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
(«Воздушный корабль»)
[ , (лишь)2, – =, =
]1
Сложноподчиненное с придаточным
времени. Средство связи – союз лишь.
2. Поверь: ничтожество есть благо в
здешнем свете.
(«Монолог»)
[ = ]1 : [ – = ]2
Бессоюзное предложение, в котором 2-е
предложение раскрывает смысл первого.
3. Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою,
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю.
(«Поцелуями прежде считал...»)
[ = – ]1, но [ – =,
= ]2
Сложносочиненное предложение, которое
состоит из двух предложений. Средство связи – противительный союз но.
4. Тогда напрасно вы прибегнете к
злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
(«Смерть Поэта»)
[ – = ]1 : [ – = ]2,
и [ – = ]3
Предложение с разными видами связи:
бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м;
средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный
союз и).
5. Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
(«Выхожу один я на дорогу...»)
Сложноподчиненное предложение с
однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение. Средства
связи – подчинительный союз чтоб.
6. Так жизнь скучна, когда боренья
нет.
(«1831 июня 11 дня»)
Сложноподчиненное предложение с
придаточным условным с союзным словом когда.
7. Ты знал ли дикий край под знойными
лучами,
Где рощи и луга поблекшие цветут,
Где хитрость и беспечность злобе дань несут,
Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой
Умы и хладные, и твердые, как камень?
(«Жалобы турка»)
Сложноподчиненное предложение с
однородным подчинением; придаточные определительные; средство связи – союз где.
Подведение итога: что повторили на
уроке?
Ребята сами задают друг другу вопросы по теме.
Домашнее
задание
III гр. Выписать из учебника
литературы по 5 предложений разных типов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.