Инфоурок Литература КонспектыУрок по теме "Приставки при- и пре-".

Урок по теме "Приставки при- и пре-".

Скачать материал

Урок по теме: Приставки ПРИ- и ПРЕ-

Цели урока:

1.создать условия для проявления интереса к теме урока;

2.обеспечить исследовательский характер учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение;

3.способствовать самостоятельной работе обучающихся со словарями, пособиями, учебником;

4.научить обучающихся различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;

5.обогащать словарный запас обучающихся, обращая внимание на значение и правописание заимствованных и исконно русских слов.

Оборудование.

 

                                              Ход урока.

I. Поэтическая разминка.

 

Задание. Прочитайте наизусть стихотворение, объясните орфограммы в приставках, найдите в тексте примеры художественных тропов. Подготовьте стихотворение к записи по памяти.

(Не)пр…выкайте к ч…десам –

Д…витесь им, д…витесь!

(Не)пр…выкайте к неб…сам,

Гл…зами (к)ним т…нитесь,

Пр…гляд…вайтесь к обл…кам,

Пр…слуш…вайтесь к птицам,

Пр…клад…вайтесь к р…дникам, -

Н…что (не)повт…рит(?)ся.                                 (В. Шефнер)

 

II. Словарно-орфографическая разминка.

 

Задание 1. Запишите слова, в которых пре- и при- не являются приставками и их правописание нельзя объяснить изученными правилами. Отметьте слова, значения которых вам непонятны.

ПРИ-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

ПРЕ-: президиум, президент, премьера, препарат, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

 

Задание 2. Определите лексическое значение слов. Приведите примеры, включив слова в словосочетания или предложения, при необходимости обращайтесь к словарю Л. П. Крысина: Толковый словарь иноязычных слов М.: ЭКСМО, 2011.

                                                                                                                                 

Препарировать – приготовить какой-либо организм или вещество для научного лабораторного исследования;

Преамбула – вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта;

Презентация – публичное представление созданного фильма, печатного издания, предприятия;

Превентивный – предупреждающий что-нибудь, предохранительный;

Привилегия – преимущественное право, льгота.

 

Задание 3. Определите лексическое значение фразеологизмов, при необходимости обращайтесь к  «Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А. И. Молоткова. Если сможете, приведите свои примеры, включив к них фразеологизмы.

Пришлось не по вкусу – не нравится, неприятно кому-либо, вызывает раздражение. Дядюшке Бельтова пришлась не по вкусу петербургская жизнь, и он поселился в Москве. (А. Герцен)

Придержать язык – поменьше говорить, болтать рассуждать, помалкивать, замолчать.  – Ты, Маркуша, - придерживай язык. Я те врать не позволю! (М. Горький)

Прикусить язык – замолчать, воздержаться от высказывания. Тут Иван Игнатьевич заметил, что проговорился, и прикусил язык. (А. Пушкин)

Предавать (предать) огню и мечу – беспощадно разорять, уничтожая и сжигая. О земле, стране, народе. Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег предал он мечам и пожарам.

Превратиться (превращаться) в слух – внимательно слушать.  – Ты хочешь мне что-то сказать? – Да.  – Хорошо, я весь превратился в слух.

 

Задание 4. К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.

   Безграничный (беспредельный), будущий (предстоящий), несправедливый (пристрастный), примерный (приблизительный), печальный (прискорбный), сплошной (непрерывный).

   Грань (предел), зрелище (представление), измена (предательство), правонарушение (преступление), склонность к какой-либо деятельности, одаренность (призвание), убежище (пристанище), последователь (приверженец).

   Доставать, покупать (приобретать), загородить (преградить), закончить (прекратить), мешать (препятствовать), находиться (пребывать), подъезжать к станции (прибывать), понравиться (приглянуться), побороть (превозмочь), очень хвалить (превозносить), преданность (привязанность), превзойти (превысить), прижаться (прильнуть), привлекать (притягивать), предвещать (предрекать).

   Вероломно (предательски), несправедливо (пристрастно), свободно (беспрепятственно), сплошь (непрерывно), неуважительно (пренебрежи      тельно), верно (преданно).

 

Задание 5. Подберите антонимы с приставками при- и пре-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться), очень мало (премного), убавлять (прибавлять), очень злой (предобрый), уважать (презирать), отдалять (приближать), уродливый (прекрасный), последующий (предыдущий).

 

 

III. Актуализация полученных знаний.

Вспомните значение приставок, сравните столбики А и  Б.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, прекрасный, преуспевать.

 

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, превращение, преодолеть, пресечь.

 

3.Что-либо новое, получившееся в результате изменения: преобразовать.

1. Присоединение, прибавление:  приобщение, причастный., пришить.

 

2. Приближение: приехать, придвигать.

 

3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный.

 

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, присесть, причудливый, привередливый.

 

5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать.

 

6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать.

 

7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться.

                                                                                                         Задание 1. Составьте словосочетания с данными словами. Выберите из предыдущего списка значение приставки, запишите, указав номер, например: преходящее явление А2.

Презирать –

Преклоняться –

Преклонить –

Предать –

Пребывать –

Преступить –

Преемник –

Претворить –

Преходящий –

Преуменьшить –

Преувеличить –

Приклоняться –

Приклонить –

Придать (значение) –

Прибывать –

Приступить к (работе) –

Приёмник –

Притворить –

Приходящий (вовремя) –

Приуменьшить –

Приумножить –

 

 

Задание 2. Запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение. Выпишите отдельно слова иноязычного происхождения.

Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, престол, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратности, предел,  пресловутый, прельстить, престиж, преклонный, преставиться, премьер, преследовать, преподаватель, преподнести, камень преткновения, препроводить, препо-

добный, прелюбодей, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия президент, претензия, прерогатива, превалировать, президиум, премьера, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, прибор, пригожий, приличия, пристойно, приесться, приключение, приказ, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, пример, притязание, природа, прическа, прискорбно, приволье, приверженец, примадонна, примета, прилежный, приятный, приватный, привилегия, приматы, примитив, приоритет…

 

 

IV. Практическая работа.

 

Задание 1. Составьте текст. Озаглавьте его. Используйте слова с приставками при- и пре-.

 

Задание 2. От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания.  Образец. Приблизиться – приближение весны.

Превратиться, присоединиться, прикоснуться, преподавать, принуждать, приветствовать, приземляться, препятствовать, преобразовать, препираться,  прекращать, преследовать, преодолевать, пренебрегать, примерять, примирять. 

                                                                                                                                                                                                        

Задание 3. Разберите слова по составу.

Превозносить, перераспределение, неприкосновенный, превзойти, превозмочь, преисполненный, присоединились, беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный, неприспособленный, предрассудок, предназначенный, предрассветный, соприкосновение, предположение, непрерывный, непреклонный, неприступный, непримиримый, беспредельный, беспересадочный, невосприимчивый, пресыщение.

 

Задание 4. Замените слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере- и составьте словосочетания.

Образец. Превозмочь – пересилить себя, превратиться – переворот.

Претерпеть, преступник, предать, пресыщение, предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно, преобразовать, превысить, преходящий, превратиться, превзойти, преобладание, не прекращаться.

 

Задание 5. К данным глаголам подберите однокоренные существительные, прилагательные, наречия (где это возможно) так чтобы в них сохранились приставки. Составьте словосочетания.

Образец. Приветствовать – послать привет (сущ.), приветливый (прил.) человек, встретить приветливо (нар.), торжественное приветствие (сущ.).

Прервать, призывать, препятствовать, привлекать, пренебрегать, преклоняться, приступить, принуждать, превращать, презирать, приземляться, примириться, не прерывать, предать.

 

Задание 6. Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Раскройте скобки, обозначьте предлоги и приставки.

1.  1) Павел служил в (при)станционном буфете. (При) станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о (пре)образовании природы. (При)образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное (пре)вращение. (При)вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли (при)красном свете. Мы отдыхали в (пре)красном доме отдыха. 5) Все произошло (при)странных обстоятельствах. Это был (пре)странный человек.

2.  Самостоятельно составьте подобные пары предложений со словами:

При увеличении – преувеличение, при интересной – преинтересный, при следующих – преследующих, при мудром – премудром, при дорожной –придорожной, при фронтовых – прифронтовых, при усадебном – приусадебном.

 

Задание 7. Вспомните, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, в зависимости от их значения. (Омонимы) Найдите омонимичную пару. Заполните 2-ой столбик таблицы. (См. слова для справок). Придумайте предложения с этими словами.                                                                                                                            

                           ПРЕ-

                        ПРИ-

Пребывать (находиться)

Предавать (изменять, выдавать)

Предел (граница)

Преемник (продолжатель)

Преступить (нарушить)

Претворить (осуществить)

Претвориться (осуществиться)

Преклоняться (относиться с большим уважением)

Превратный (ложный)

Претерпеть (перетерпеть)

Преходящий (временный)

Презирать (отвергать)

 

Слова для справок: призирать (дать приют, заботиться), приходящий (пришедший на время), прибывать (приезжать), придавать (прибавлять), приступить (начать), притворить (прикрыть), притвориться (принять иной вид), приемник (аппарат),  приклониться (приближение к чему-нибудь), привратник (сторож у ворот), придел (боковой алтарь в церкви),  притерпеться (привыкнуть).

 

 

V. Объяснительное списывание.

 

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

   Пр…вратностям судьбы не пр…кословь: все пр…ходяще. Пр…тензии и пр…тязания пр…тендента на пост пр…зидента беспр…цедентны. Камнем пр…ткновения пр…дставлялась ему пр…вередливость юной пр…лестницы, от коей он много пр…терпел. Беспр…страстно и непр…клонно пр…одолевай пр…пятствия и пр…поны.

 

Задание 2. Распределить слова в колонки: 1 - слова с при-, 2 - слова с пре-.

Беспр…страстный, пр…странно, пр…вратник, пр…терпеться, пр…смыкаться, пр…успевать, пр…зент, пр…мьер, пр…мер, пр…ставился, пр…дставил, пр…ставил, пр…ставать, пр…ватизация, пр…меривать, пр…мирить, пр…подать, пр…проводить, пр…неприятно, пр…вилегия, пр…имущество, пр…поднять, пр…шептывать, пр…ем, пр…норовиться, сильно пр…уменьшить, чуть пр…уменьшить, пр…увеличить, пр…умножить, пр…украсить, непр…стойность, непр…язнь, пр…близительно, пр…вознести, пр…поднести, пр…поднять, пр…митивно, пр…ключение, пр…грешение, пр…исподняя, пр…баутка,пр…пираться, пр…переться, пр…следовать пр…ступника, пр…творить в жизнь, пр…старелый, коленопр…клоненный, непр…ходящие ценности.

Задание 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

                    НА ПР…ЕМЕ У ПР…ЗИДЕНТА К…МПАНИИ.

   На пр…еме у пр…зидента к…мпании было много пр…красных специалистов. Пр…зидента бурно пр…ветствовали. Он пр…сел в пр…чудливое кресло. Началось заседание пр…зидиума. Все кричали, пр…вставали с мест. Тогда пр…зидент пр…кратил заседание и возобновил его, когда все пр…молкли. Пр…зидент выразил пр…знательность пр…восходным архитекторам за перестройку пр…зидентской р…зиденции. Пр…сутствующие зааплодировали так, что пр…зидент пр…вскочил со своего пр…чудливого кресла. Когда все разршлись, пр…зидент пр…лег отдохнуть на пр…огромный мягкий-пр…мягкий диван.

·        Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием слов с пре- и при-.

·        Победит тот, в чьем тексте будет больше таких слов.

 

 

VI. Интересное задание.

 

Задание 1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Составьте фразу.

Как пр…красен этот мир, посмотри!

На пр…горке стоит Егорка.

Пр…восходны, красивы, пр…лестны и чудесны с утра небеса.

Там, пр…близительно метрах в десяти, благоухал куст сирени.

Такая пр…чудливая туча пр…поднимается из-за горизонта.

Красота, когда имеешь пр…вилегии, но соблюдаешь пр…личия.

Условие: если пропущена буква И, выпиши первое слово из данного предложения; если пропущена буква Е, выпиши последнее слово из данного предложения. Составьте фразу из выписанных слов.

(Посмотри на небеса. Там такая красота!)

 

Задание 2. Вспомним орфографическую песенку Ф. Крапивина. Сформулируйте правила, о которых в ней рассказывается.

 

Пр…был ли поезд, пр…плыл пароход,

Космонавт пр…летел из Вселенной –

Обо всех, кто пр…дет, пр…летит, пр…плывет,

Пишется ПР…-, несомненно.

 

Винт пр…винтил, пр…крутил колесо,

Пр…клеил, пр…шил умело –

Помни, что пишется ПР…- обо всем,

Что добрые руки пр…делали.

 

 

Язык пр…кусил – не совсем откусил,

Пр…горело – не значит горит.

Помни, что сделано, ноне совсем,

Пишут с приставкой ПР…-.

 

Пр…длинный достанет до крыши рукой,

Пр…жадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой –

ПР…- мы напишем об этом.

 

Дожди непр…рывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не пр…града.

Где очень похожи пере- и пре-,

Там только ПР…- ставить надо.

 

При- или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

 

Задание 3. Запишите слова, обведите указанные преподавателем буквы. Объясните  значение полученного из обведенных букв слова. Составьте предложение с данным словом.

 Оппонент - третья, территория - четвертая, соберём - четвертая, ассоциация - третья, коллегия - четвертая, коснуться - вторая, ковбой - третья, чуткий - вторая, аттракцион - третья, цыпленок - вторая, прийти - четвертая.

(Пресловутый. Приобретший отрицательную или сомнительную известность, славу, являющийся предметом общих толков. Первоначально – знаменитый, славный, без иронического оттенка. Там, где горы, убегая в светлой тянутся дали, пресловутого Дуная льются вечные струи. Тютчев.)

 

Задание 4. Составьте слово.

1.     Приставка из слова пр…морский

2.     корень из слова неприглядный

3.     суффикс из слова смотреть

4.     окончание из слова шуршать

5.     постфикс из глагола учишься.

 

Задание 5. Какое слово здесь написано? Апбрвегвдоезёмжозчиьй.

 

Задание 6. Прочитай слово. Каждой цифре соответствует буква алфавита.

17  18  6  5  19  20  1  3  19  20  6  13  30

(Представитель)

VII. Закрепление знаний.

 

1. Словарный диктант.

Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобретать радиоприемник, преодолевать препятствия, причудливые облака, непререкаемый авторитет, приключилась пренеприятная история, превратиться в беспристрастного наблюдателя, присутствовать на приеме, пригоревшая приправа, прекратить непрерывные переговоры, призадуматься над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнуть и прилечь, прелестный приусадебный участок, преследовать преступника.

 

2. Объяснительный диктант.

   Преподаватель географии предложил нам изучать природу родного края. У нас нет неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестные живописные уголки, беспредельные лесные дали, места, связанные с древними преданиями.

   Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, не пренебрегаем шишками, перышками: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, непременно поддерживая огонь и , притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.

 

·        Проверяется степень усвоения темы обучающимися, анализируются ошибки, допущенные в диктанте.

·        Подводится итог совместной работы.

 

 

VIII. Домашнее задание.

1. Выучите основное правило правописание приставок при- и пре-. Подумайте над значением приставок. (При-: приближение, присоединение, неполнота действия, нахождение рядом. Пре-: сходство с очень, перед, впереди.)

 

2. Выучите словарные слова с при- и пре-.

 

3. Вспомните слова, написание которых связано с различием в их значении.

( Прибывать – приезжать. Поезд прибывает. Пребывать – находиться. Пребывать в столице.). Запомните, что ПРЕУВЕЛИЧИТЬ всегда пишется с пре-. Запомните: преклонный возраст, неприступная крепость, камень преткновения, непреложный закон, непреходящее значение, превратности судьбы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Приставки при- и пре-"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме: Приставки ПРИ- и ПРЕ-Цели урока: 1.создать условия для проявления интереса к теме урока; 2.обеспечить исследовательский характер учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение; 3.способствовать самостоятельной работе обучающихся со словарями, пособиями, учебником; 4.научить обучающихся различать близкие по звучанию, но разные по значению слова; 5.обогащать словарный запас обучающихся, обращая внимание на значение и правописание заимствованных и исконно русских слов.Оборудование. Ход урока.I. Поэтическая разминка.Задание. Прочитайте наизусть стихотворение, объясните орфограммы в приставках, найдите в тексте примеры художественных тропов. Подготовьте стихотворение к записи по памяти.(Не)пр…выкайте к ч…десам – Д…витесь им, д…витесь!(Не)пр…выкайте к неб…сам,Гл…зами (к)ним т…нитесь,Пр…гляд…вайтесь к обл…кам,Пр…слуш…вайтесь к птицам,Пр…клад…вайтесь к р…дникам, - Н…что (не)повт…рит(?)ся.(В. Шефнер)II. Словарно-орфографическая разминка.Задание 1. Запишите слова, в которых пре- и при- не являются приставками и их правописание нельзя объяснить изученными правилами. Отметьте слова, значения которых вам непонятны.ПРИ-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.ПРЕ-: президиум, президент, премьера, препарат, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).Задание 2. Определите лексическое значение слов. Приведите примеры, включив слова в словосочетания или предложения, при необходимости обращайтесь к словарю Л. П. Крысина: Толковый словарь иноязычных слов М.: ЭКСМО, 2011.Препарировать – приготовить какой-либо организм или вещество для научного лабораторного исследования;Преамбула – вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта;Презентация – публичное представление созданного фильма, печатного издания, предприятия;Превентивный – предупреждающий что-нибудь, предохранительный;Привилегия – преимущественное право, льгота.Задание 3. Определите лексическое значение фразеологизмов, при необходимости обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А. И. Молоткова. Если сможете, приведите свои примеры, включив к них фразеологизмы.Пришлось не по вкусу – не нравится, неприятно кому-либо, вызывает раздражение. Дядюшке Бельтова пришлась не по вкусу петербургская жизнь, и он поселился в Москве. (А. Герцен)Придержать язык – поменьше говорить, болтать рассуждать, помалкивать, замолчать.– Ты, Маркуша, - придерживай язык. Я те врать не позволю! (М. Горький)Прикусить язык – замолчать, воздержаться от высказывания. Тут Иван Игнатьевич заметил, что проговорился, и прикусил язык. (А. Пушкин)Предавать (предать) огню и мечу – беспощадно разорять, уничтожая и сжигая. О земле, стране, народе. Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег предал он мечам и пожарам.Превратиться (превращаться) в слух – внимательно слушать.– Ты хочешь мне что-то сказать? – Да.– Хорошо, я весь превратился в слух.Задание 4. К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.Безграничный (беспредельный), будущий (предстоящий), несправедливый (пристрастный), примерный (приблизительный), печальный (прискорбный), сплошной (непрерывный).Грань (предел), зрелище (представление), измена (предательство), правонарушение (преступление), склонность к какой-либо деятельности, одаренность (призвание), убежище (пристанище), последователь (приверженец).Доставать, покупать (приобретать), загородить (преградить), закончить (прекратить), мешать (препятствовать), находиться (пребывать), подъезжать к станции (прибывать), понравиться (приглянуться), побороть (превозмочь), очень хвалить (превозносить), преданность (привязанность), превзойти (превысить), прижаться (прильнуть), привлекать (притягивать), предвещать (предрекать).Вероломно (предательски), несправедливо (пристрастно), свободно (беспрепятственно), сплошь (непрерывно), неуважительно (пренебрежительно), верно (преданно).Задание 5. Подберите антонимы с приставками при- и пре-, составьте с ними предложения.Удаляться (приближаться), очень мало (премного), убавлять (прибавлять), очень злой (предобрый), уважать (презирать), отдалять (приближать), уродливый (прекрасный), последующий (предыдущий).III. Актуализация полученных знаний.Вспомните значение приставок, сравните столбики А иБ. А. Значение приставки пре- Б. Значение приставки при- 1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, прекрасный, преуспевать.2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, превращение, преодолеть, пресечь.3.Что-либо новое, получившееся в результате изменения: преобразовать. 1. Присоединение, прибавление: приобщение, причастный., пришить.2. Приближение: приехать, придвигать.3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный.4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, присесть, причудливый, привередливый.5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать.6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать.7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться. Задание 1. Составьте словосочетания с данными словами. Выберите из предыдущего списка значение приставки, запишите, указав номер, например: преходящее явление А2. Презирать – Преклоняться – Преклонить – Предать – Пребывать – Преступить – Преемник – Претворить – Преходящий – Преуменьшить – Преувеличить – Приклоняться – Приклонить – Придать (значение) – Прибывать – Приступить к (работе) – Приёмник – Притворить – Приходящий (вовремя) – Приуменьшить – Приумножить – Задание 2. Запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение. Выпишите отдельно слова иноязычного происхождения. Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, престол, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратности, предел,пресловутый, прельстить, престиж, преклонный, преставиться, премьер, преследовать, преподаватель, преподнести, камень преткновения, препроводить, препо-добный, прелюбодей, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия президент, претензия, прерогатива, превалировать, президиум, премьера, претендент, прецедент, префект… Прибаутка, привередливый, прибор, пригожий, приличия, пристойно, приесться, приключение, приказ, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, пример, притязание, природа, прическа, прискорбно, приволье, приверженец, примадонна, примета, прилежный, приятный, приватный, привилегия, приматы, примитив, приоритет… IV. Практическая работа.Задание 1. Составьте текст. Озаглавьте его. Используйте слова с приставками при- и пре-.Задание 2. От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания.Образец. Приблизиться – приближение весны.Превратиться, присоединиться, прикоснуться, преподавать, принуждать, приветствовать, приземляться, препятствовать, преобразовать, препираться, прекращать, преследовать, преодолевать, пренебрегать, примерять, примирять.Задание 3. Разберите слова по составу.Превозносить, перераспределение, неприкосновенный, превзойти, превозмочь, преисполненный, присоединились, беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный, неприспособленный, предрассудок, предназначенный, предрассветный, соприкосновение, предположение, непрерывный, непреклонный, неприступный, непримиримый, беспредельный, беспересадочный, невосприимчивый, пресыщение.Задание 4. Замените слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере- и составьте словосочетания.Образец. Превозмочь – пересилить себя, превратиться – переворот.Претерпеть, преступник, предать, пресыщение, предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно, преобразовать, превысить, преходящий, превратиться, превзойти, преобладание, не прекращаться.Задание 5. К данным глаголам подберите однокоренные существительные, прилагательные, наречия (где это возможно) так чтобы в них сохранились приставки. Составьте словосочетания.Образец. Приветствовать – послать привет (сущ.), приветливый (прил.) человек, встретить приветливо (нар.), торжественное приветствие (сущ.).Прервать, призывать, препятствовать, привлекать, пренебрегать, преклоняться, приступить, принуждать, превращать, презирать, приземляться, примириться, не прерывать, предать.Задание 6. Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Раскройте скобки, обозначьте предлоги и приставки.1.1) Павел служил в (при)станционном буфете. (При) станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о (пре)образовании природы. (При)образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное (пре)вращение. (При)вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли (при)красном свете. Мы отдыхали в (пре)красном доме отдыха. 5) Все произошло (при)странных обстоятельствах. Это был (пре)странный человек.2.Самостоятельно составьте подобные пары предложений со словами:При увеличении – преувеличение, при интересной – преинтересный, при следующих – преследующих, при мудром – премудром, при дорожной –придорожной, при фронтовых – прифронтовых, при усадебном – приусадебном.Задание 7. Вспомните, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, в зависимости от их значения. (Омонимы) Найдите омонимичную пару. Заполните 2-ой столбик таблицы. (См. слова для справок). Придумайте предложения с этими словами. ПРЕ- ПРИ- Пребывать (находиться)Предавать (изменять, выдавать)Предел (граница)Преемник (продолжатель)Преступить (нарушить)Претворить (осуществить)Претвориться (осуществиться)Преклоняться (относиться с большим уважением)Превратный (ложный)Претерпеть (перетерпеть)Преходящий (временный)Презирать (отвергать) Слова для справок: призирать (дать приют, заботиться), приходящий (пришедший на время), прибывать (приезжать), придавать (прибавлять), приступить (начать), притворить (прикрыть), притвориться (принять иной вид), приемник (аппарат),приклониться (приближение к чему-нибудь), привратник (сторож у ворот), придел (боковой алтарь в церкви),притерпеться (привыкнуть).V. Объяснительное списывание.Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.Пр…вратностям судьбы не пр…кословь: все пр…ходяще. Пр…тензии и пр…тязания пр…тендента на пост пр…зидента беспр…цедентны. Камнем пр…ткновения пр…дставлялась ему пр…вередливость юной пр…лестницы, от коей он много пр…терпел. Беспр…страстно и непр…клонно пр…одолевай пр…пятствия и пр…поны.Задание 2. Распределить слова в колонки: 1 - слова с при-, 2 - слова с пре-.Беспр…страстный, пр…странно, пр…вратник, пр…терпеться, пр…смыкаться, пр…успевать, пр…зент, пр…мьер, пр…мер, пр…ставился, пр…дставил, пр…ставил, пр…ставать, пр…ватизация, пр…меривать, пр…мирить, пр…подать, пр…проводить, пр…неприятно, пр…вилегия, пр…имущество, пр…поднять, пр…шептывать, пр…ем, пр…норовиться, сильно пр…уменьшить, чуть пр…уменьшить, пр…увеличить, пр…умножить, пр…украсить, непр…стойность, непр…язнь, пр…близительно, пр…вознести, пр…поднести, пр…поднять, пр…митивно, пр…ключение, пр…грешение, пр…исподняя, пр…баутка,пр…пираться, пр…переться, пр…следовать пр…ступника, пр…творить в жизнь, пр…старелый, коленопр…клоненный, непр…ходящие ценности.Задание 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.НА ПР…ЕМЕ У ПР…ЗИДЕНТА К…МПАНИИ.На пр…еме у пр…зидента к…мпании было много пр…красных специалистов. Пр…зидента бурно пр…ветствовали. Он пр…сел в пр…чудливое кресло. Началось заседание пр…зидиума. Все кричали, пр…вставали с мест. Тогда пр…зидент пр…кратил заседание и возобновил его, когда все пр…молкли. Пр…зидент выразил пр…знательность пр…восходным архитекторам за перестройку пр…зидентской р…зиденции. Пр…сутствующие зааплодировали так, что пр…зидент пр…вскочил со своего пр…чудливого кресла. Когда все разршлись, пр…зидент пр…лег отдохнуть на пр…огромный мягкий-пр…мягкий диван.Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием слов с пре- и при-. Победит тот, в чьем тексте будет больше таких слов.VI. Интересное задание.Задание 1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Составьте фразу.Как пр…красен этот мир, посмотри!На пр…горке стоит Егорка.Пр…восходны, красивы, пр…лестны и чудесны с утра небеса.Там, пр…близительно метрах в десяти, благоухал куст сирени.Такая пр…чудливая туча пр…поднимается из-за горизонта.Красота, когда имеешь пр…вилегии, но соблюдаешь пр…личия.Условие: если пропущена буква И, выпиши первое слово из данного предложения; если пропущена буква Е, выпиши последнее слово из данного предложения. Составьте фразу из выписанных слов.(Посмотри на небеса. Там такая красота!)Задание 2. Вспомним орфографическую песенку Ф. Крапивина. Сформулируйте правила, о которых в ней рассказывается.Пр…был ли поезд, пр…плыл пароход,Космонавт пр…летел из Вселенной – Обо всех, кто пр…дет, пр…летит, пр…плывет,Пишется ПР…-, несомненно.Винт пр…винтил, пр…крутил колесо, Пр…клеил, пр…шил умело – Помни, что пишется ПР…- обо всем,Что добрые руки пр…делали.Язык пр…кусил – не совсем откусил,Пр…горело – не значит горит.Помни, что сделано, ноне совсем,Пишут с приставкой ПР…-.Пр…длинный достанет до крыши рукой,Пр…жадный не даст вам конфету.Кто очень такой или очень сякой – ПР…- мы напишем об этом.Дожди непр…рывные льют в октябре, Но грамотным дождь не пр…града.Где очень похожи пере- и пре-,Там только ПР…- ставить надо.При- или пре-? Пре- или при-?Это совсем не секрет.На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ.Задание 3. Запишите слова, обведите указанные преподавателем буквы. Объяснитезначение полученного из обведенных букв слова. Составьте предложение с данным словом. Оппонент - третья, территория - четвертая, соберём - четвертая, ассоциация - третья, коллегия - четвертая, коснуться - вторая, ковбой - третья, чуткий - вторая, аттракцион - третья, цыпленок - вторая, прийти - четвертая.(Пресловутый. Приобретший отрицательную или сомнительную известность, славу, являющийся предметом общих толков. Первоначально – знаменитый, славный, без иронического оттенка. Там, где горы, убегая в светлой тянутся дали, пресловутого Дуная льются вечные струи. Тютчев.)Задание 4. Составьте слово. 1.Приставка из слова пр…морский2.корень из слова неприглядный3.суффикс из слова смотреть4.окончание из слова шуршать5.постфикс из глагола учишься.Задание 5. Какое слово здесь написано? Апбрвегвдоезёмжозчиьй.Задание 6. Прочитай слово. Каждой цифре соответствует буква алфавита.171865192013192061330(Представитель)VII. Закрепление знаний.1. Словарный диктант.Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобретать радиоприемник, преодолевать препятствия, причудливые облака, непререкаемый авторитет, приключилась пренеприятная история, превратиться в беспристрастного наблюдателя, присутствовать на приеме, пригоревшая приправа, прекратить непрерывные переговоры, призадуматься над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнуть и прилечь, прелестный приусадебный участок, преследовать преступника.2. Объяснительный диктант.Преподаватель географии предложил нам изучать природу родного края. У нас нет неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестные живописные уголки, беспредельные лесные дали, места, связанные с древними преданиями.Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, не пренебрегаем шишками, перышками: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, непременно поддерживая огонь и , притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.Проверяется степень усвоения темы обучающимися, анализируются ошибки, допущенные в диктанте.Подводится итог совместной работы.VIII. Домашнее задание.1. Выучите основное правило правописание приставок при- и пре-. Подумайте над значением приставок. (При-: приближение, присоединение, неполнота действия, нахождение рядом. Пре-: сходство с очень, перед, впереди.)2. Выучите словарные слова с при- и пре-.3. Вспомните слова, написание которых связано с различием в их значении.( Прибывать – приезжать. Поезд прибывает. Пребывать – находиться. Пребывать в столице.). Запомните, что ПРЕУВЕЛИЧИТЬ всегда пишется с пре-. Запомните: преклонный возраст, неприступная крепость, камень преткновения, непреложный закон, непреходящее значение, превратности судьбы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 789 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.07.2020 1820
    • DOCX 78.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Николаева Елена Ивановна
    Николаева Елена Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79750
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 457 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек