Западно-Казахстанская
область, Таскалинский район. Учитель русского языка и литературы средней
общеобразовательной школы имени К.Сатбаева Курмышева Жаннат Ербулатовна
русский
язык 8 класс Тема: Виды односоставных
предложений. Назывные предложения.
Цели урока:
Образовательные: Ведение понятия
«назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения,
характеризовать, определять роль, выразительно читать. Закрепление умения использовать
односоставные предложения в речи.
Развивающие: Обеспечить развитие
самостоятельности при выполнении заданий.
Воспитательные: осуществить эстетическое воспитание, способствовать
развитию творческих способностей уч-ся.
Оборудование: компьютер
Наглядности: презентация, аудиозапись,
карточки с заданиями
Виды деятельности на уроке: групповая,
индивидуалная
Ход урока: І.Организационный момент
Вид урока-путешествие
Эпиграф урока : «Не стыдно не
знать, стыдно не учиться».
Ход урока:
Деление на 4
группы «Ужин в ресторане»
Представьте,
что вы посетители ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали
некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а
кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем
«ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им
понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь
еще из здешней кухни, — прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы
покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то
блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться
в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет
ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»
Выбор лидеров
групп
І.Организационный момент Разминка « Улыбнитесь»
- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те,
кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся.
Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас
вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь
вы готовы к работе.
II. Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку. «Не
стыдно не знать, стыдно не учиться»
Давайте сегодня урок мы
проведем под этим девизом. Наша цель на уроке – познакомится с назывными
предложениями, их значением и сферой употребления
-Здравствуйте, ребята и
уважаемые гости! Сегодня у нас урок- восхождение на гору.
Наш урок будут
сопровождать произведения литературы, музыки.
3. Подготовка к восприятию новой темы
На свете много разных горных
вершин, но мы с вами будем покорять вершину горы “Знание”. Но прежде чем
отправиться на восхождение, нам необходимо проверить снаряжение.
Проверка Д/З Игра «Похлопаем-потопаем»
Учащиеся читают предложения . В случае правильного ответа задача
детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками.
Найдите «3-е лишнее» предложение: задание каждой группе
Оценивание самого себя
a.
Весна наступила. Идёт дождь.
Оттепель. (Лишнее
последнее предложение, так как оно односоставное, а остальные – двусоставные.)
b.
Осень пришла. Уже пожелтели
стройные берёзки. Притих лес.(Лишнее
второе предложение, так как оно распространённое, а остальные
нераспространённые.)
c.
Рассвет. Туман. В тумане
падают листья. (Лишнее последнее предложение, так как оно
двусоставное и распространённое, а остальные предложения односоставные и
нераспространённые.)
d.
Зимний лес. Наступила холодная зима. Волшебная зима. (
лишнее второе предложение , так как оно двусоставное)
- Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Зимний лес.
Волшебная зима. Туман. (Односоставные)
4.Можем ли мы отправляться в
путь? Да, если назовём, какие новые знания мы сегодня получим. Наша цель на
уроке- познакомиться с назывными предложениями, их значением и сферой
употребления. Об этом мы с вами узнаем из следующего выступления.
1.Выступление назывного предложения .
– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное
предложение.
Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно,
догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о
самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на
каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели:
«Уральск», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Столовая», «Остановка автобуса»
и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор
объявляет остановки: «Юбилейная», «Механический завод», «Пединститут» – это
Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это
опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за
предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины
«Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно
одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они
говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой
сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много
говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть
частицы – вот и вон.
Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!»
или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача –
называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и
в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только
Назывными предложениями.
Закоптелые
палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!
Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои
сочинения.
Задание всему классу
Наша цель на уроке-
познакомиться с назывными предложениями, их значением и сферой употребления.
Нам необходимо получить билет-разрешение для восхождения на высоту горы
«Знание», запишем в тетради отрывок из стихотворения А.А.Фета «Шёпот, робкое
дыханье...» Выделите грамматические основы, проведите лексический разбор слов,
дайте характеристику предложениям.
Лидер оценивает
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря...
Янтарь — окаменевшая Живи́ца — смолистая густая масса, выделяющаяся из разрезов на хвойных деревьях. древнейших хвойных
деревьев, обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине,
приборостроении.
Пурпур — тёмный или ярко-красный цвет.
Лобзание — целование, поцелуй.
Какова особенность этого стихотворения?
А. А. Фет, смог построить целое стихотворение только из назывных
предложений.
Л.Н. Толстой сказал о нем так: «В нем нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина». Сегодня на уроке мы говорим о назывных
предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не
случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над
назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют
односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в
поэзии?»
Назывные предложения делают стихотворение
мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта. В
основном используются в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и
журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели, журналисты обычно в начале
своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку,
пейзаж.
5. Вашему вниманию предоставляются аудиозаписи
1.Песня: “Зима. Холода.” в исп. А. Губина,
2.“Хочу у зеркала” в исполнении А. Пугачевой
3. Стихотворение А.Блока « Ночь. Улица.
Фонарь. Аптека…»
Задание: Выписать назывные предложения.
Группы читают выписанные предложения
6. У нас есть билет-разрешение, погода
хорошая. Идём на вершину горы “Знание”.
Первая высота. “Снежная лавина”.
Запишите назывное предложение, выраженное:
а).Только именем
существительным.
Зима.
б).Существительным с
прилагательным.
Поздний вечер.
в).Существительным с причастием.
Смеющиеся лица.
г).Существительным с
числительным.
Девять часов.
д).Существительным с частицами
вот, вон.
Вот мельница.
е).Существительным с другим
существительным.
Начало января.
ё).Существительным с наречием.
Спуск вниз.
ж).Фразеологизмом.
Буря в стакане воды.
Ответы групп
7. Вторая высота. “Ледяная трещина”.
Отгадайте загадки.
Найдите в них односоставные предложения.
Ответом служит назывное односоставное предложение.
а).Скоро ест, мелко жуёт,
Сама не глотает, другим не даёт.
(ПИЛА)
б).Стоят вместе, ходят врозь.
(НОГИ)
в). Сверху кожа, снизу тоже, а в середине
пусто.
(БАРАБАН)
г).Крупно, дробно зачастил и всю землю
напоил.
(ДОЖДЬ)
8. Третья высота.
“Камнепад”.Лидеры групп оценивают
Распределите
предложения на 2 группы. Запишите, выделяя грамматические основы:
Односоставные
предложения
|
Двусоставные
предложения
|
2,3,4,5,7,9,10
|
1,6,8
|
1.Снег белеет кругом по колено.
2. Так морозно, светло и бело!..
3. Снегом пушистым лёд замело.
4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.
5. Любишь кататься, люби и саночки возить.
6. Зимний воздух был тих и звучен.
7. В домах зимними вечерами зажигают огни.
8. Ночь светла, мороз сияет.
9.Любуемся чудесной картиной зимней природы.
10.Какой сильный мороз!
9. Нами преодолены все вершины, и вот мы на горе “Знание”.
Посмотрим вниз и попрощаемся с осенней природой: ведь совсем скоро
наступит зима.
Найти назывные предложения. Выделить грамматическую основу.
Град. Иней. Туманы и росы. Изморозь, белой солью лежащая
по утрам на траве. Вот и зимний узор на окнах… Красота.
( В.Песков – журналист. Из статьи «Средняя полоса России»)
Синтаксический разбор предложения Чистые
стены, обитые лесом. (повест., невосклиц., простое,
односост., назывное, распр., осложнено причастным оборотом)
Подведение итогов урока
1.
Блиц-опрос взаимопроверка
–
Назывные – односоставные предложения? (Да).
–
Назывные – двусоставные предложения? (Нет).
–
Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член
предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).
–
Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).
–
Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).
–
Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием
числительного с существительным? (Да).
9. Домашнее ЗАДАНИЕ:1-2группы: напишите на
одну из предложенных тем рассказ, состоящий из возможно большего числа назывных
(в том числе и распространённых) предложений.
·На дискотеке.
·На перемене.
3-4 группы - из
поэзии Некрасова, Фета, Есенина выписать 3–4 односоставных назывных
предложений.
Решение
проблемного вопроса
–
Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких
предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник
поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить
на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в
прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают
стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые
волнуют поэта).
И я предлагаю вам
слово. Опишите свои чувства, которые испытываете, используя в речи
односоставные предложения.
Учащиеся. Радостно. Легко. Весело. Прекрасное настроение.
– Мне
сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных
заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё
равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.
Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я
старался. Я делал открытия»
Оцените себя
+ хорошо работал
+ – был пассивным
– плохо работал
И мы предлагаем вам
слово. Опишите свои чувства, которые испытываете, используя в речи односоставные
предложения.
Учащиеся. Радостно. Легко. Весело. Прекрасное настроение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.