Инфоурок Литература КонспектыУрок по теме "Назывные предложения"

Урок по теме "Назывные предложения"

Скачать материал

Западно-Казахстанская  область, Таскалинский район. Учитель русского языка и литературы средней  общеобразовательной школы имени К.Сатбаева Курмышева Жаннат Ербулатовна

русский язык   8 класс  Тема: Виды односоставных предложений. Назывные предложения.

Цели урока:

Образовательные:   Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать.   Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.

Развивающие:  Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

Воспитательные:  осуществить эстетическое воспитание, способствовать развитию творческих способностей уч-ся.

Оборудование: компьютер

Наглядности: презентация, аудиозапись, карточки с заданиями

Виды деятельности на уроке: групповая, индивидуалная

Ход урока:    І.Организационный момент

Вид урока-путешествие

Эпиграф  урока : «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Ход урока:

Деление на 4 группы «Ужин в ресторане»

 Представьте, что вы посетители  ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, — прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Выбор лидеров групп

   І.Организационный момент   Разминка « Улыбнитесь»

      - Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

  Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

 

II. Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Давайте сегодня урок мы проведем под этим девизом. Наша цель на уроке – познакомится с назывными предложениями, их значением и сферой употребления

 -Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок- восхождение на гору.

    Наш урок будут сопровождать произведения литературы, музыки.

3. Подготовка к восприятию новой темы

 На свете много разных горных вершин, но мы с вами будем покорять вершину горы “Знание”. Но прежде чем отправиться на восхождение, нам необходимо проверить снаряжение.

 Проверка Д/З  Игра «Похлопаем-потопаем»

Учащиеся читают предложения . В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками.

Найдите «3-е лишнее» предложение: задание каждой группе  

 

 Оценивание самого себя

a.       Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. (Лишнее последнее предложение, так как оно односоставное, а остальные – двусоставные.)

b.      Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес.(Лишнее второе предложение, так как оно распространённое, а остальные нераспространённые.)

c.       Рассвет. Туман. В тумане падают листья. (Лишнее последнее предложение, так как оно двусоставное и распространённое, а остальные предложения односоставные и нераспространённые.)

d.      Зимний лес.   Наступила холодная зима. Волшебная зима. ( лишнее  второе предложение , так как оно двусоставное)

- Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Зимний лес. Волшебная зима. Туман. (Односоставные)

4.Можем ли мы отправляться в путь? Да, если назовём, какие новые  знания мы сегодня получим. Наша цель на уроке- познакомиться с назывными предложениями, их значением и сферой употребления. Об этом мы с вами узнаем из следующего выступления.

 

1.Выступление назывного предложения .

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Уральск», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Столовая», «Остановка автобуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Юбилейная», «Механический завод», «Пединститут» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями.

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

Задание всему классу

 Наша цель на уроке- познакомиться с назывными предложениями, их значением и сферой употребления. Нам необходимо получить билет-разрешение для восхождения на высоту горы «Знание», запишем в тетради отрывок из стихотворения А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье...» Выделите грамматические основы, проведите  лексический разбор слов, дайте характеристику предложениям.

Лидер оценивает

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря...

 

 Янтарь — окаменевшая  Живи́ца — смолистая густая масса, выделяющаяся из разрезов на хвойных деревьях.  древнейших хвойных деревьев, обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении.

    Пурпур — тёмный или ярко-красный цвет.

    Лобзание — целование, поцелуй.

Какова особенность этого стихотворения?

А. А. Фет, смог построить целое стихотворение только из назывных предложений.

Л.Н. Толстой сказал о нем так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Сегодня на уроке мы говорим о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта. В основном используются в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели, журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.

 

   5. Вашему вниманию предоставляются аудиозаписи  

1.Песня: “Зима. Холода.” в исп. А. Губина,

2.“Хочу у зеркала” в исполнении А. Пугачевой 

3. Стихотворение  А.Блока « Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»

Задание: Выписать назывные предложения.

Группы читают выписанные предложения

6.  У нас есть билет-разрешение, погода хорошая. Идём на вершину горы “Знание”.

   Первая высота.  “Снежная лавина”. Запишите назывное предложение, выраженное:

 

а).Только именем существительным.

Зима.

 

б).Существительным с прилагательным.

Поздний вечер.

 

в).Существительным с причастием.

Смеющиеся лица.

г).Существительным с числительным.

Девять часов.

д).Существительным с частицами вот, вон.

Вот мельница.

 

е).Существительным с другим существительным.

Начало января.

 

ё).Существительным с наречием.

Спуск вниз.

 

ж).Фразеологизмом.

Буря в стакане воды.

Ответы групп

 

7. Вторая высота. “Ледяная трещина”. Отгадайте загадки.

Найдите в них односоставные предложения. Ответом служит назывное односоставное предложение.

 

а).Скоро ест, мелко жуёт,

 Сама не глотает, другим не даёт.  

(ПИЛА)

 

б).Стоят вместе, ходят врозь.

  (НОГИ)

 

в). Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.  

(БАРАБАН)

 

г).Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.

 (ДОЖДЬ)

 

8.    Третья высота. “Камнепад”.Лидеры групп оценивают

 

Распределите предложения на 2 группы. Запишите, выделяя грамматические основы:

 

Односоставные предложения

Двусоставные предложения

2,3,4,5,7,9,10

1,6,8

 

1.Снег белеет кругом по колено.

2. Так морозно, светло и бело!..

3. Снегом пушистым лёд замело.

4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.

5. Любишь кататься, люби и саночки возить.

6. Зимний воздух был тих и звучен.

7. В домах зимними вечерами зажигают огни.

8. Ночь светла, мороз сияет.

9.Любуемся чудесной картиной зимней природы.

10.Какой сильный мороз!

 

9. Нами преодолены все вершины, и вот мы на горе “Знание”.

Посмотрим вниз и попрощаемся с осенней природой: ведь совсем скоро наступит зима.

  Найти  назывные  предложения.  Выделить  грамматическую  основу.

Град.  Иней.  Туманы  и  росы.  Изморозь,  белой  солью  лежащая  по  утрам  на  траве.  Вот  и  зимний  узор  на  окнах… Красота.

( В.Песков – журналист.  Из  статьи  «Средняя  полоса  России»)

Синтаксический разбор предложения Чистые стены, обитые лесом. (повест., невосклиц., простое, односост., назывное, распр., осложнено причастным оборотом)

Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос      взаимопроверка

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

 

 

9. Домашнее ЗАДАНИЕ:1-2группы: напишите на одну из предложенных тем рассказ, состоящий из возможно большего числа назывных (в том числе и распространённых) предложений.

·На дискотеке.

·На перемене.

3-4 группы - из поэзии Некрасова, Фета, Есенина выписать 3–4 односоставных назывных предложений.

 

Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

И я предлагаю вам слово. Опишите свои чувства, которые испытываете, используя в речи односоставные предложения.

Учащиеся. Радостно. Легко. Весело. Прекрасное настроение.

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия»

 

Оцените себя

+ хорошо работал
+ – был пассивным
– плохо работал

 

И мы предлагаем вам слово. Опишите свои чувства, которые испытываете, используя в речи односоставные предложения.

Учащиеся. Радостно. Легко. Весело. Прекрасное настроение.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Назывные предложения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:Образовательные: Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать. Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.Развивающие: Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.Воспитательные: осуществить эстетическое воспитание, способствовать развитию творческих способностей уч-ся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 104 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.08.2020 366
    • DOCX 26.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Суркова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Суркова Наталья Николаевна
    Суркова Наталья Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77493
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек