Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / География / Урок по теме "Изучение Вселенной" география 5 класс

Урок по теме "Изучение Вселенной" география 5 класс

МОУ «Обшиярская ООШ»













Урок географии в 5 классе


«Изучение Вселенной».


Методическая разработка

к учебнику И.И.Баринова,

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

География.Начальный курс.

5 класс

Автор: учитель географии

МОУ «Обшиярская ООШ»

Павлова Т.А.







Тема урока. Изучение Вселенной.

Тип урока. Комбинированный.

Цели и задачи.

  1. Сформировать понятия «Вселенная», «галактика».

  2. Познакомить с представлениями людей о Вселенной и форме планеты Земля в древности, с выдающимися древнегреческими учеными.

  3. Познакомить с моделью Вселенной Николая Коперника, идеями Джордано Бруно и Галилео Галилея.


Планируемый результат:

Предметные УУД

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Метапредметные УУД

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Личностные УУД

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Оборудование ЭОР. ПК, проектор


Ход урока


  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Представьте себе, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что Вы почувствовали? (свежий воздух).

Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне …

Улыбнитесь Вселенной… Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Спасибо!

Эпиграф к уроку:


Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на него,

И он глядел в лицо Вселенной.

Он лишь хотел всем только рассказать,

Что Солнце – это яркая звезда,

Вокруг которой движется Земля.

И на века осталась в памяти людей

Его непобедимая натура,

Что стоя в центре раскаленного костра

Он не отрекся от своих воззрений.

А теперь посмотрите на доску и запишите в тетрадь данные слова (слова уже написаны на доске).

Подумайте, все ли слова на своем месте или я допустила ошибку?

Земля

Телескоп

Метеорит

Планеты

Солнце

Микроскоп

Объясните свой выбор.

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся высказывают свое мнение) Правильно, мы продолжим изучение Вселенной и познакомимся с тем как изменялись представления о Вселенной с развитием науки.

Тема нашего урока «Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней»

Откройте ваши учебники §8 и 9 и посмотрите на иллюстрации к § и ответьте на вопрос:

Какова цель и задачи сегодняшнего урока?» (познакомиться с этапами накопления знаний о Вселенной, ролью учёных в открытии новых знаний о Вселенной, познакомиться с жизнью и деятельностью этих учёных)

- Смогли бы Вы, ребята, отдать свою жизнь науке, за науку, за просвещение?

- А такие учёные, как Н. Коперник, Д. Бруно и Г. Галилей смогли.

2.Изучение нового («открытие новых знаний»). Организация и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний.

Прочитайте первые пункт § 8 (с.41). и запишите в тетрадь определение «Вселенная»

Вселенная- это космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль.

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали вопрос: как устроена Вселенная? Современное представление о Вселенной складывалось постепенно.

Давайте вспомним, как древние представляли Землю? (ответы детей).

Очень большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной внесли древнегреческие ученые.

3.Первичное усвоение новых знаний. (Вступительное слово учителя)

Много веков господствовало учение о Вселенной Клавдия Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и считалось истинным и неоспоримым. Но рост городов, развитие торговли и ремесла позволили европейцам узнать много новых стран и народов. Расцвет мореплавания в XIV –XVI веках привел к открытию новых земель, а первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана стало одним из доказательств шарообразности Земли

Клавдий Птолемей и его система мира

Аристотель-сообщение

Пифагор- сообщение .

Все это дало новые знания и новые представления о Вселенной, с которыми мы сегодня познакомимся.

Задания для групп. ( Группы учащихся получают задание и заполняют таблицу , знакомятся с ним, определяют время выполнения задания, распределяют роли и приступают к выполнению задания)

1 группа.

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Николае Копернике и подготовьте небольшое сообщение о нём. Внимательно изучите пункт и попробуйте изобразить (схематично) модель Вселенной, предложенную Н. Коперником. Расскажите о ней.

2 группа.

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Джордано Бруно и подготовьте сообщение о нем.

Внимательно изучите пункт 2 (стр. 47) и подготовьте сообщение о модели Вселенной предложенной Д. Бруно. Внимательно слушайте сообщение о модели Вселенной Н.Коперника и определите: чем отличались модели Вселенных двух ученых?

3 группа.

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Галилео Галилее и подготовьте сообщение о нем. Внимательно изучите пункт 3 (стр. 47-48) и определите, какой вклад в изучение Вселенной внес Галилео Галилей.

Ученый

Вклад в науку

Пифагор

Предположил, что Земля имеет форму шара

Аристотель

Предложил систему мира, с центром Земля, вокруг которой вращаются небесные сферы, на кот. Неподвижно закреплены небесные тела:планеты, Луна, Солнце, звезды

Аристарх Самосский

Солнце- центр Вселенной, все движется вокруг него

Клавдий Птолемей

В центре Вселенной земля неподвижная, шарообразная, вокруг которой движутся Луна, Солнце и 5 планет.

Николай Коперник

Земля вращается вокруг Солнца, Центром мира является Солнце, вокруг него и своей оси движутся все планеты


Джордано Бруно

Вселенная бесконечна, Солнце- центр солнечной системы, Солнце -звезда


Галилео Галилей

Солнце вращается вокруг собственной оси, открыл спутник Юпитера


IV. Физминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону согнули

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Знакомство с произведением М.В. Ломоносова

«Случились вместе 2 астронома в пиру»

     Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).

      Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли.

      — Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?

      Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.

      — В чем противоположность взглядов ученых? Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.

      — К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?

      Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.

Современное представление о Вселенной

Для того чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение учёных. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования.

4.10.1957 г. на орбиту Земли был запущен первый советский космический аппарат. Дата запуска этого спутника является началом космической эры человечества. В России четвёртое октября отмечается как памятный день Космических войск.

Однако на этом достижении Советский Союз не остановился. 19 августа 1960 года советские собаки-космонавты (Белка и Стрелка) совершили орбитальный космический полёт и вернулись на Землю целыми и невредимыми.

Полёт Белки и Стрелки внёс существенный вклад в изучении и освоении космического пространства. То, что эти легендарные собаки совершили полёт в Космос и вернулись невредимыми, позволило сделать вывод о возможности человека совершить орбитальный полёт вокруг Земли.

Так, 12 апреля тысяча 1961 года советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин, стал первым человеком в мировой истории, который совершил полёт в космическое пространство. Около ста восьми минут Юрий Гагарин провёл на околоземной орбите. В течении этого времени было изучено, как человек ведёт себя в космосе и как чувствует себя в условиях невесомости.

Юрий Гагарин

Стоит отметить, что первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость.

Проанализировав все полученные данные разных учёных, современная наука предполагает следующую модель Вселенной.

Вселенная не имеет границ. Никто не знает где находится её центр. Наша планета Земля входит в состав Солнечной Системы, которая является частью Галактики. К сведению. Солнечная Система – это система планет, которая включает в себя центральную звезду – Солнце, а также все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца. А Галактика – это система звёзд во Вселенной.


Современное представление о Вселенной:


Земля является планетой Солнечной системы.

Солнечная система является частью галактики (Млечный путь)

Наша и другие галактики образуют сверхгалактики.

Все сверхгалактики являются частью Вселенной.


  1. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Фронтальная проверка:

Что такое Вселенная?

Что такое галактика?

Какой древнегреческий ученый предположил, что Земля имеет форму шара?

Чем система мира Коперника, отличалась от системы мира по Птолемею?

Кто утверждал, что центром мира является Солнце? (Н. Коперник)

Он увидел неровности на Луне и темные пятна на Солнце. (Г. Галилей)

Он считал, что Вселенная бесконечна. (Д. Бруно)

Он говорил, что Солнце- это центр лишь солнечной системы. (Д. Бруно)

Он открыл у Юпитера спутники. (Г. Галилей)

Как называется гигантское скопление звезд? (галактика)

Как называется наша галактика? (Млечный путь)


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Наш урок подходит концу. Сегодня мы с вами узнали, что такое Вселенная и как представляли Вселенную древние ученые.

Вселенная полна загадок и тайн. Как магнит она притягивает к себе все человечество, которое невольно обращает взор на завораживающее своей красотой ночное звездное небо.

Я думаю, что каждый человек мечтает, чтобы на этом бескрайнем небосводе сияла и его звезда. И сегодня у вас есть такая возможность.

Перед вами лежат 4 разные звездочки (1-красная,2-голубая , 3-желтая, 4 белая)

Красная- я испытываю проблемы

Голубая- мне комфортно

Желтая- я уверен в своих знаниях

Белая - это же так просто!


Выберите свою звездочку и приклейте ее на наше звездное небо.

Сегодня, мы, ребята, познакомились с историей изучения Вселенной. С наиболее яркими открытиями человеческой мысли.

-А что ещё Вы открыли для себя? Что Вас поразило, удивило на уроке? Запомнилось?

Чему Вы научились?

-Достигли ли мы цели нашего урока?


  1. Домашнее задание

Параграф 8,9 читать

Творческое задание: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока.

Выставление отметок







Красная- я испытываю проблемы



Голубая- мне комфортно



Желтая- я уверен в своих знаниях



Белая - это же так просто!


















































hello_html_4684cd02.gifhello_html_7b0ebf11.gifhello_html_2c804808.gif


hello_html_68b0de3a.gif






hello_html_m19ec252a.gif

hello_html_m6c103ecb.gif

hello_html_m53ddfc30.gif

hello_html_a63c71c.gif







hello_html_m34915483.gifhello_html_5f226087.gifhello_html_m7710ae6d.gifhello_html_58ef79fe.gifhello_html_147da8e3.gifhello_html_m5446963f.gifhello_html_1a79dae0.gifhello_html_7fbb9786.gif

9


  • География
Описание:

Конспект урока "Изучение Вселенной " разработан по требованиям ФГОС.

Цель урока: продолжить формирование представлений об изучении ВселеннойЗадачи урока: Обучающие – познакомить с представлениями о Вселенной ученых, сформировать понятие «галактика».

Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать умение работать в парах (мини-группах), слушать и слышать друг друга.

Планируемые результаты: Предметные – сформировать понятие «галактика»; продолжить формирование представлений об изучении Вселенной; познакомиться с моделью Вселенной Николая Коперника, идеями Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Метапредметные – познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, определять основную и второстепенную информацию.

- регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, оценивают достигнутый результат.

- коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные – формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.8. Тип урока: комбинированный.

9. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.

10. Формы работы: Индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Автор Павлова Татьяна Аркадьевна
Дата добавления 25.10.2017
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1174
Номер материала MA-071930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»