Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок по теме: Ч.Т.Айтматов Роман «Плаха». 8 класс

Урок по теме: Ч.Т.Айтматов Роман «Плаха». 8 класс

Дата Класс 8 «А»

Урок №

Тема: Ч.Т.Айтматов Роман «Плаха». Идейно-художественное своеобразие. Проблема современного общества. Тема защиты природы в романе.


Цель: познакомить с творчеством писателя;

формировать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, выразительно читать произведение;

формулировать тему, идею, проблематику.


Ожидаемый результат: Все учащиеся смогут: поймут идейную нагрузку

Большинство учащихся сможет: отметить своеобразие повествования

Некоторые учащиеся смогут: смогут произвести комплексно- ступенчатый

произведения

писателя

анализ текста

Предыдущее обучение

повторяют структуру анализа текста

ПЛАН

время

Запланированные мероприятия

Ресурсы


3 мин





2 мин




15 мин

















15 мин





































4 мин



















1 мин


ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В КЛАССЕ: Каков ваш порядок действий, когда учащиеся входят в комнату?

СТАРТЕР:  «Законы человеческих отношений не   поддаются математическим расчетам,  и в этом Земля вращается,  кровавых драм..». Ч.Айтматов.

Основные проблемы:

Экологическая проблема. Проблема богоискательства. Проблема наркомании. Проблема вседозволенности.

Проблема совести.

ВВЕДЕНИЕ:

Роман, появившись в 1986 году в журнале “Новый мир”, вызвал много разных споров. Роман этот поднимает актуальные проблемы современности – это бесспорно.Ч. Айтматов – один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

РАЗВИТИЕ:

Плаха” - многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, варварски относящегося к этому миру.

 Слово о Ч. Айтматове. Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.

     Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953.

Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!)

Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии - жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.  Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас.

Обсуждение основных проблем. «Литературный кружок» 1)Экологическая проблема.

-Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”.

Своеобразие задач вызвало и своеобразие поэтики романа. Глобальность замысла не укладывалась ни в рамки “обличительной”, ни “экологической”, ни традиционной социально-аналитической прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы – характеры.

  (Самое яркое и сильное в романе – начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое – сайгаки, волки – все вместе, гонит общая беда – человек.

- Случайно ли введены в роман волки? .

(Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов – художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу.

С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку – волк”, а может быть, наоборот волк волку – человек? А мотив совести разве не проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?

. Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

     Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.

    -Сегодня мы говорим Ч. Айтматову Большое спасибо за то, что он одним из первых поднял в художественной литературе тему наркомании, мы смотрим не только на факты, но на то, какая философская глубина за этим романом.

Тема вседозволенности

Писатель видит внутреннюю связь между уголовниками – наркоманами, убивающими Авдия и считающими для все дозволенным. Сближает их равнодушие к человеку, их нравственная неполноценность. Резко прорезаются конфликты времени.

 Проблема богоискательства

- Зачем Ч. Айтматов обратился к христианству?

-Как вы понимаете эту проблему?

Он обратился к максимально возможному мифу, ему нужен был рассуждающий Христос, философ, который сам объясняет свое учение , который увидел пророческим взглядом обезлюдевшую землю: люди сами себя могут уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском смысле, например, о жертве, как о форме существования идей.

В романе Ч. Айтматова есть внутренняя проблематика, а не только внешнее опоясывание, прошитое волками.

Главная проблема, как поступать, какому закону подчиняться – закону свободы личности (линия Авдия, Христа) или закону рока, судьбы (линия Бостона). Судьба или свобода – это главное, что связует роман. Поэтому даже и последняя часть, написанная в духе других айтматовских произведений, читается только на фоне предыдущего табло.

Там было “не убий”, здесь разыгрывается трагедия рока.

Линию “не убий” проводит писатель через образ Авдия.

Существует в критике мнение, что герои Ч. Айтматова в “Плахе” – жертвы рока.

-Считаете ли вы Бостона жертвой рока?

-Против чего он борется? И кого? (Он не с роком борется, не с судьбой! Он выступает против универсальной развратной религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей, который хочет честно жить и работать, не более того. Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону – не за его грехи, за чужие. Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться – ему. Он восходит на свою плаху.

- Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В КЛАССЕ: Каков ваш порядок действий для учащихся,уходящих с урока? Написать сочинение –миниатюру по теме: «Чему научила меня произведение Ч. Айтматова?»

методы активного обучения

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ОЦЕНИВАНИЕ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

РЕФЛЕКСИЯ


ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Были ли цели урока достижимыми?


2 успешных момента


Чему сегодня научились учащиеся?



Какой была атмосфера обучения?



Успешными ли были действия по установлению различий м/у учащимися


2 момента , которые способствовали бы улучшению урока

Придерживался ли я временного графика?

































  • Другое
Автор Дуйсенбаева Динара Куандыковна
Дата добавления 07.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 420
Номер материала MA-073194
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»