3 мин
2 мин
15 мин
15 мин
4 мин
1 мин
|
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В КЛАССЕ: Каков ваш порядок действий, когда учащиеся входят в комнату?
СТАРТЕР: «Законы
человеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в
этом Земля вращается, кровавых драм..». Ч.Айтматов.
Основные проблемы:
Экологическая проблема.
Проблема богоискательства. Проблема наркомании. Проблема
вседозволенности.
Проблема совести.
ВВЕДЕНИЕ:
Роман, появившись в 1986 году в журнале
“Новый мир”, вызвал много разных споров. Роман этот поднимает актуальные проблемы современности – это
бесспорно.Ч. Айтматов – один из тех, кто продолжает традиции русской
классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских
проблем.
РАЗВИТИЕ:
“Плаха” -
многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько
сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и
природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной
яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость,
изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека,
варварски относящегося к этому миру.
Слово о Ч. Айтматове. Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне
Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным
государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в
1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по
национальности, была актрисой в местном театре.
Окончив восемь классов,
поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году
Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил
в 1953.
Роман Ч.Айтматова "Плаха"
основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу,
потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает
своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир
человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии,
но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов.
Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!)
Роман построен сложно. В нём переплетаются
две основные сюжетные линии - жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия
Каллистратова. Этот роман -
как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас.
Обсуждение основных проблем. «Литературный кружок» 1)Экологическая проблема.
-Писатель признается, что “хотел бы отразить
всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие
духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы
разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали
свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они
должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна
литература”.
Своеобразие задач вызвало и своеобразие
поэтики романа. Глобальность замысла не укладывалась ни в рамки
“обличительной”, ни “экологической”, ни традиционной социально-аналитической
прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия
повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не
проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы –
характеры.
(Самое яркое и сильное в романе
– начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом
леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же
самое – сайгаки, волки – все вместе, гонит общая беда – человек.
- Случайно ли введены в роман волки? .
(Волки для тюрков – тотемные животные. И
сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” –
означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения
точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов – художник
традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных
проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому
эпосу.
С образами волков связана в романе и
проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов
пытается осмыслить старый тезис “человек человеку – волк”, а может быть,
наоборот волк волку – человек? А мотив совести разве не проходит через
синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?
. Волки не просто очеловечены в романе. Они
наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди,
противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено
то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем
они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко
человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая
определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.
Даром нравственной
памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды,
постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона,
который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну,
Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь,
загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с
человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай,
заслуживший кару, но и невинный ребенок.
-Сегодня мы говорим Ч.
Айтматову Большое спасибо за то, что он одним из первых поднял в
художественной литературе тему наркомании, мы смотрим не только на факты, но
на то, какая философская глубина за этим романом.
Тема вседозволенности
Писатель видит внутреннюю связь между
уголовниками – наркоманами, убивающими Авдия и считающими для все
дозволенным. Сближает их равнодушие к человеку, их нравственная
неполноценность. Резко прорезаются конфликты времени.
Проблема богоискательства
- Зачем Ч. Айтматов обратился к
христианству?
-Как вы понимаете эту проблему?
Он обратился к максимально возможному мифу,
ему нужен был рассуждающий Христос, философ, который сам объясняет свое
учение , который увидел пророческим взглядом обезлюдевшую землю: люди сами
себя могут уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском смысле,
например, о жертве, как о форме существования идей.
В романе Ч. Айтматова есть внутренняя
проблематика, а не только внешнее опоясывание, прошитое волками.
Главная проблема, как поступать, какому
закону подчиняться – закону свободы личности (линия Авдия, Христа) или закону
рока, судьбы (линия Бостона). Судьба или свобода – это главное, что связует
роман. Поэтому даже и последняя часть, написанная в духе других айтматовских
произведений, читается только на фоне предыдущего табло.
Там было “не убий”, здесь разыгрывается
трагедия рока.
Линию “не убий” проводит писатель через
образ Авдия.
Существует в критике мнение, что герои Ч.
Айтматова в “Плахе” – жертвы рока.
-Считаете ли вы Бостона жертвой рока?
-Против чего он борется? И кого? (Он не с
роком борется, не с судьбой! Он выступает против универсальной развратной
религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг
Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей,
который хочет честно жить и работать, не более того. Однако жестокий, чуждый,
враждебный мир приходит к Бостону – не за его грехи, за чужие. Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться
– ему. Он восходит на свою плаху.
- Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В КЛАССЕ: Каков ваш порядок действий для учащихся,уходящих с урока? Написать сочинение –миниатюру по теме: «Чему
научила меня произведение Ч. Айтматова?»
|
методы активного обучения
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.