Тема урока технологии в 5
классе «Вышивка»
Дата:
Цели: Познакомить с
элементом рукоделия вышивка крестом.
Развить навыки и умения
вышивать обычным крестом по схемам.
Воспитывать у детей
трудолюбие, усидчивость и эстетическое отношение к выполняемой работе.
Оборудование: Схемы
рисунков для вышивания крестом, технологические карты для вышивания крестом,
образцы, готовые изделия.
Тип урока: Урок
формирования умений и навыков.
Методы: Объяснительно-иллюстративный.
Ход урока:
Организационный момент:
Организация рабочего
стола:
Материалы, т.е.: ткань,
нитки, положите слева, а инструменты - ножницы, иглы, наперстки – справа.
Психологический настрой:
Желаю вам творческих
успехов, удачи в работе и хорошего настроения.
Сообщение темы урока:
Сегодня на уроке вы
познакомитесь с техникой - вышивка крестом.
Повторение:
Правила по ТБ при работе с
иглами, ножницами.
Фронтальный опрос:
Что такое рукоделие?
Что такое вышивание?
Какие виды швов вам
известны?
Изложение нового
материала:
Вводная беседа:
У всех народов мира наряду
с общими имеются свои виды рукоделия. Одни из распространенных видов рукоделия
является вышивка. В начальных классах вы уже знакомились с техникой вышивания.
Вышивка включает в себя большое количество различных швов. Вышивку принято
делить на сквозную и глухую.
К сквозной вышивке можно
отнести следующие виды работ: мережка, гипюр и т.д.
К глухой вышивке можно
отнести следующие виды работ: гладь, крестик, роспись и т.д.
В свободной вышивке кроме
гладьевых швов используются и другие – стебельчатый тамбур, елочка, козлик,
соединительные швы и т.д.
Шов крест широко
используют в цветной вышивке для украшения салфеток, подушек, скатертей,
изготовления настенных панно. Крестом вышивают по канве (демонстрация), по
продернутым ниткам, по счету ниток, но можно вышивать также по ткани с крупной
ровной нитью, составляющей квадраты.
Запись темы урока и таблиц
вместе с терминами в тетрадь:
Практическая работа
учащихся.
Текущий инструктаж:
По технике безопасности
Проверка правильности
выполнения работы –обход учителем.
Завершение работы –обход
учителем.
Релаксация:
Кроссворд на доске.
Заключительный инструктаж
Итог урока:
Домашнее задание.
Тема урока технологии в 5 классе «Вышивка» Дата:
Задачи:
·
Познакомить с историей вышивки.
·
Освоить приемы вышивания.
·
Вспомнить вышитые семейные реликвии.
·
Показать образцы современной вышивки.
Ход
урока:
·
Немного истории.
·
Выставка семейных, образцов вышивки
·
Дефиле современной одежды с вышивкой.
·
Показ слайд-шоу с современной вышивкой.
·
Практическая работа: приемы вышивки, изготовление образцов.
Немного
истории.
Оттого,
что мы забываем о солнце, оно не перестает нам светить, прощая нас забывчивых.
Так и народ, в целом, прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды,
предания, легенды, поверья, молитвы, традиционные украшения одежды и жилищ.
Любой народ бережлив, но для каждодневной жизни остается только самое ценное и
необходимое. Обряды играли раньше столь значительную роль в жизни народа, что
переоценить их невозможно. Они не только поддерживали нравственный свод норм
поведения, но во многом и сами составляли его. А в песенном, поэтическом,
этническом облачении и украшениях одежды и жилищ, сопровождении тех или иных
действий, народ не только воплотил представление о добре и зле, о прекрасном,
безобразном, но и оставил свои, веками накопленные, педагогические,
медицинские, бытовые познания.
Любая
обрядовая одежда украшена вышивкой. Вышивка — способ украшения одежды и
предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия
возник очень давно, возможно, именно тогда, когда первобытная женщина сшила
первую одежду из шкур.
Искусство
вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения
его отношения к окружающему миру. Именно поэтому узоры вышивки порой символичны
и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа. В древние времена
различные виды вышивки имели свое предназначение.
В
культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Одежду
расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили
оберегами от зла. Такими знаками были руны – магические
символы, в дальнейшем способствовавшие происхождению письменности. Неслучайно
вышивка располагалась на вороте, подоле, краях рукавов, то есть именно в тех
местах, где тело человека было открыто. Определенные узоры предназначались для
украшения праздничных и свадебных нарядов, ритуальной одежды. На Руси
существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон.
Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение
ребенка.
В
Х-ХII вв. вышивку стали использовать не только в ритуальных целях, но и для
украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей,
занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать
самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая
сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно
совершенствовали приемы вышивки. Одним из наиболее распространенных видов стала
вышивка крестиком
Вышивание
было известно в глубокой древности, и, как для многих других отраслей искусства
и науки, колыбелью его был Восток. Так как древние народы были пастухами, то и
первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте
были открыты волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и
льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались
особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели
употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было
хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым
вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.
Очень
часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном
в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые
имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому
роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней
Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V
веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно
к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки,
выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.
В
Азии это искусство процветало широко гораздо ранее того, чем оно стало известно
грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение Минерве, Афине-Палладе.
Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что
дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать,
превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание,
победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва,
рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя
повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивке и
указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато
украшена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом были
привезены в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена
своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по
белоснежной ткани битвы из-за нее троян и греков.
Более
развитое искусство вышивки заимствовано греками у персов, когда во время
походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов.
Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками
и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато
разукрашенных разноцветными вышивками Некоторые писатели приписывают фригийцам
изобретение вышивки золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним
через Атталу, царя пергамского, умершего в 133 г. до Р. Хр.; поэтому первые
вышивки золотом получили название атталинских; но по искусству исполнения
самыми лучшими вышивками были фригийские.
Сначала
узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами,
что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения
книгопечатания узоры сделались более общедоступны, они собирались и издавались
в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в
Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для
вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все
оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin)
вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал разводить в нем самые
разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех;
вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, сделавшись
принадлежностью правительства, стало называться "королевским садом".
В 1626 г. ученому Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль
воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного
обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des
Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала
помощь и услугу науке.
Сегодня
вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным
вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
Инструменты
и приспособления.
Для
вышивания потребуются несложные инструменты и приспособления: пяльцы, иглы,
ножницы и некоторые другие.
Пяльцы. Вышивать
гораздо удобнее, если ткань равномерно натянута. В этом случае отдельные стежки
получаются ровными, а вышивка не стягивает полотно. Для натяжения
ткани при вышивке используют пяльцы. Существует несколько их разновидностей,
различающихся формой, материалом и конструктивными особенностями.
Круглые
пяльцысостоят из двух обручей разного диаметра. На меньший кладут
ткань, натягивают с помощью большего и закрепляют, регулируя винт. Круглые
пяльцы изготавливают из пластмассы или дерева.
Иглы. Иглы для
вышивки подбирают так, чтобы их размер соответствовал толщине используемых
ниток и ткани. Чем тоньше ткань, тем меньше должен быть диаметр иглы. В то же
время удобнее использовать иглы с широким ушком, так как чаще всего вышивку
выполняют нитками в несколько сложений. Для вышивки гладью рекомендуются иглы с
острым кончиком, для вышивки крестиком - с тупым. Длина иглы также имеет
значение: для вышивки нитками удобнее использовать сравнительно короткие (до 3
см) иглы, для вышивки бисером — более длинные, вам понадобится игольница
(небольшая подушечка, наполненная ватой или поролоном)
Ножницы. Ножницы
могут понадобиться для обрезания нити. Удобнее использовать небольшие ножницы с
острыми кончиками, которыми можно легко подцепить отдельные стежки. Если нет
специальных, подойдут маникюрные ножницы с загнутыми кончиками. Чтобы при
распарывании вышивки не повредить ткань, перед работой ножницы нужно хорошо
заточить.
Дополнительные
инструменты и приспособления. Кроме пялец, игл, канвы и ножниц, для вышивания вам могут
понадобиться некоторые другие инструменты и приспособления, которые значительно
облегчат работу.
Наперсток нужен
для того, чтобы не поранить руки иглой, особенно если приходится работать с
толстыми плотными тканями. Его надевают на средний палец, при этом он должен
быть подобран по размеру.
Сантиметровая
лента или линейка<="" font="">необходима для того,
чтобы разметить на ткани размеры вышивки.
·
Калька и копировальная бумага понадобятся для
переведения рисунка вышивки с бумаги на ткань. На кальку наносят рисунок, затем
скрепляют ее с тканью, прокладывают по контурам рисунка стежки, после чего
кальку удаляют. С помощью копировальной бумаги узор перенести еще проще.
Достаточно проложить ее между тканью и листом бумаги с рисунком, скрепить
булавками и обвести рисунок по контуру.
·
Способ перевода рисунка, выполненного специальной печатной
краской: соответствующий узор положить стороной с печатным узором на
ткань и подержать под утюгом не более 5 секунд при температуре нагрева 185
градусов С. При вышивке на синтетических тканях рекомендуется между утюгом и
рисунком положить лист бумаги.
·
“На просвет”. На тонкие прозрачные ткани узор переводят с помощью
подсвечивания или через стекло. Ткань кладут на бумагу с узором и скалывают.
Затем через стекло карандашом переводят узор на ткань.
·
“Бабушкин”. На готовое вышитое изделие накладывают непрозрачный лист
бумаги, закрепляют по краям и трут алюминиевой ложкой, пока не проявится контур
рисунка.
Нитки
для вышивки.
Мулине
обычно изготавливают из хлопка, кроме того, в продаже бывают мулине с
металлизированными нитями и мулине из мерсеризированного хлопка (специально
обработанного с целью повышения блеска и прочности волокон)
Кроме
хлопковых ниток, можно вышивать шелковыми, шерстяными и синтетическими
Прекрасные нитки получаются из атласных лент, из шерстяной, шелковой тесьмы,
если она распускается, а также из капронового шнура. Атласную ленту надо
распустить по долевой нити, предварительно срезав кромку. Яркие нитки
проверяют, линяют ли они.
Вышивают
нитками, бумагою, шерстью, шелком, золотом, серебром с примесью бус, бисера,
стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и
монет, что преимущественно делается в Грузии и Малой Азии. У многих восточных
народов в вышивку. входят самые разнородные элементы: цветные блестящие жучки,
когти, зубы, меха некоторых животных, а также змеиная кожа. Индейские женщины
вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных.
Перья употребляются весьма искусно и с большим вкусом, особенно в Бразилии, где
такое изобилие и разнообразие красивых и разноцветных птиц.
Орнамент.
Термин происходит от латинского слова “украшение”. Орнамент - это
условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к
явлениям природы.
Орнаменты
бывают:
·
Геометрические (разные геометрические фигуры).
·
Меандровый (непрерывные ломаные линии).
·
Растительный (растения), Животный (фигуры зверей), Птичий
(фигуры птиц).
·
Человекообразный
·
Шрифтовый (знаки., напоминающие восточную письменность).
Композиция: в переводе с
латинского “составление”, “сочинение”, “соединение”. Композиция - это
определенное расположение узора или отдельных его частей на ткани, т.е. единое
целое.
Раппорт
- абсолютно одинаковое повторение элементов или групп элементов орнамента.
Большое
значение в вышивке придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой
гамме. Определенные сочетания цветов являлись визитной карточкой той или иной
народности, региона, а иногда и отдельной деревни.
Виды
декоративных стежков ручной вышивки.
Шов
“вперед иголку”, “назад иголку”, стебельчатый шов, тамбурный, петельный,
узелки, “рококо”, счетные стежки, полукрест, крест, козлик, “владимирская
гладь”(односторонняя гладь), “Александровская” и “белая” гладь” (двухсторонняя
гладь.)
В наше время вновь
завоевывает былую популярность вышивка бисером. В современных изделиях
появились самые разнообразные виды бисера, пришивных стразов, бусин, пайеток,
стекляруса, вызывающие восхищение
3.Закрепление
пройденного П.р. Виды декоративных стежков ручной вышивки.
Шов
“вперед иголку”, 1 ряд
назад
иголку2 ряд
тамбурный,
3ряд
Инструктаж по Тб учителем.
Заключительный инструктаж
4. Итог урока: Оценивание
Д\з Стр 55-58 чит.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.