Укусы
насекомых и защита от них
Тема: Укусы насекомых и
защита от них
Тип
учебного занятия: изучение нового материала.
Цель:
познакомиться учащихся
с часто встречающимися в природе насекомыми, которые представляют определённую
угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).
Задачи:
развития способности применять полученные знания
на практике;
уметь защищать себя от нападения кровососущих и
жалящих насекомых;
воспитывать интерес учащихся к
вопросам урока, воспитание чувства сострадания
Ход
учебного занятия
1 Организационный
Здравствуйте! Сегодня мы начнём урок с релаксации (звучит музыка
природы)
Мы выполним упражнение «Прощай, напряжение! Возьмём лист
бумаги, скомкаем его, вложим в него всё своё напряжение и выбросим
в корзину.
Как вы себя чувствуете? Расстались со своим напряжением?
Тогда приступим к уроку.
2. Актуализация знаний
- Какие погодные явления вы знаете?
3. Определение
темы, целей урока
Прослушайте ситуацию:
В конце учебного года учащиеся с классным руководителем
отправились в поход. День был ясным и тёплым. При прохождении по намеченному
маршруту ребята слушали пение птиц, изучали растения и животных своего края,
увидев гнездо синицы, наблюдали, как заботливые родители кормят своих птенцов.
На одном из деревьев Саша обнаружила рой пчёл. Их было очень
много. Часть из них жужжали и кружили вокруг неё. Испугавшись, Саша начала
кричать, махать и прогонять пчёл руками. Две пчелы всё же ужалили Сашу. На
помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой.
Ближе к полудню ребят всё больше одолевала усталость, и они
организовали привал. А тут опять неприятность – Коля обнаружил у себя на ноге
присосавшегося клеща. Игорь Борисович сказал, что Коля зря отправился в поход
в шортах и тоже оказал ему первую помощь?
Вечером ребята с учителем устроили стоянку на открытой
местности, хорошо проветриваемой, и развели костёр.
- Как вы думаете, почему пчёлы ужалили Сашу?
-Почему именно к Коле присосался клещ?
- Почему учащиеся с классным руководителем устроили стоянку на
открытой местности, и развели костёр?
Пытаются дать
ответы:
- потому что она
махала руками.
- на нём не было
защитной одежды.
- чтобы не
покусали комары
А сейчас, проанализировав сказанное, я прошу
вас определить тему и поставить цели урока.
- Укусы насекомых
и защита от них.
- Выявить часто встречающихся в природе
насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие
и жалящие).
4. Объяснение нового
материала
Исходя из случая, описанного мной в начале
урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Хорошо, что
на помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой. Саше он пинцетом вытащил
жало пчелы, ужаленное место смочил спиртом, дал обильное питьё. А у Коли на
ноге обмазал место впившегося клеща вазелином и оставил на пол - часа, а
затем, осторожно, взял клеща пинцетом и, покачивая из стороны в сторону,
вытащил его. Обработал место укуса йодом и тщательно вымыл руки.
Нам на сегодняшнем уроке нужно выяснить методы защиты от
нападения кровососущих и жалящих насекомых.
Насекомые
|
Меры по обеспечению
личной защищённости
|
Комары
|
Плотная одежда,
пользование отпугивающими средствами
|
Мошки
|
Плотная
одежда, пользование отпугивающими средствами, москитная сетка для лица
|
Слепни
|
Плотная
одежда
|
Пчёлы
|
Не подходить
близко к местам их обитания, не трогать цветки с пчёлами, не махать руками,
когда пчела пролетает мимо, использовать одеколон с мятными каплями.
|
Осы
|
Не
оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не разорять гнёзда ос,
не махать руками, когда оса пролетает мимо.
|
Шмели
|
Не
трогать подземные гнёзда шмелей, не махать руками.
|
Шершни
|
Не
оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не махать руками, когда
шершень пролетает мимо.
|
Клещи
|
Плотная
одежда, пользование отпугивающими средствами.
|
5. Физминутка.
Сейчас я предлагаю
всем встать, проведем физкультминутку в виде игры: «Верно-неверно».
Если мое
утверждение верно – вы приседаете, если нет – остаетесь сидеть.
1. Комары являются
переносчиками инфекционных заболеваний.(Верно)
2. Чтобы не покусали
пчёлы, осы или шершни, рекомендуется смазывать открытые участки тела
одеколоном, в который добавлены мятные капли.(Верно)
3.
От укусов комаров и клещей
защищает плотная одежда и использование отпугивающих средств.(Верно)
4.
Пчела может ужалить
несколько раз и улететь. (Неверно).
5. При нападении роя
пчёл спастись можно только бегством, прикрывая лицо руками. (Верно).
6. Клещи являются переносчиками
гриппа.
(Неверно)
7. Во время
похода стоянку необходимо устраивать в густой чаще леса. (Неверно) .
В
походе желательно обходить стороной места обитания опасных насекомых и не
разорять их гнёзда.(Верно).
На столе разложены средства защиты от насекомых.
Задание 1: отыскать средства защиты от комаров, москитов и мошек.
Задание 2: отыскать средства защиты от пчёл, шершней и шмелей.
Задание 3: отыскать средства защиты от клещей.
6. Закрепление
Для
закрепления знаний я предлагаю вам выполнить следующий тест. Выберите один правильный
ответ.
1. Кровососущие насекомые – это…
А) оводы и моль;
Б) комары, мошки, мокрецы и слепни;+
В) тля, клещи и оводы;
Г)
все перечисленные выше.
2.
Жало пчелы имеет вид
А) кухонного ножа;
Б) скальпеля;
В) копья;
Г) гарпуна.+
3.От укусов
комаров и мошек можно защититься:
А) не оставляя сладкие продукты открытыми рядом с
собой;
Б) прогоняя их
руками;
В) плотная одежда, пользование отпугивающими
средствами;+
Г) не подходить близко к местам их обитания.
4. Защитой от укусов клещей не является:
А) плотная одежда;
Б) закрытая обувь;
В) средство «Акрозоль»;
Г) табакокурение.+
5. После укуса
пчелы у некоторых людей может появиться
А) веселье;
Б) припухлость;
В) крапивница,
отёк, першение в горле, рвота;+
Г) бешенство.
6. Чтобы не
покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется
А) смазывать
открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятное масло или мятные
капли; +
Б) смазывать
открытые участки тела спиртом;
В) смазывать
открытые участки тела любыми духами;
Г) смазывать
открытые участки тела кремом от загара.
7. Клещи являются
переносчиками тяжёлого заболевания
А) миозита;
Б) колита;
В) энцефалита;+
Г) фарингита.
8. В какой период
года, и в каких местах наиболее часто встречаются клещи:
А) весной на
болотах;
Б) весной в широколиственных лесах;+
В) во второй
половине лета на болотах
Г) осенью в
светлых сухих лесах.
Учитель:
- Работаем
индивидуально с последующей взаимопроверкой.
8.
Рефлексия. Подведение итогов
Ребята, что нового
узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Ну вот ребята, наш
урок подошел к концу. Ваша работа была активной и результативной. Благодарю за
работу на уроке! Урок окончен!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.