Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Урок по русской литературе на тему " Великая отечественная война в произведениях советских писателей" (11 класс)

Урок по русской литературе на тему " Великая отечественная война в произведениях советских писателей" (11 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Дата: 25. 02. 2016 г.

Тема урока: Негасимый огонь памяти

( по художественным произведениям о ВОВ)


Цель урока: - повторить и обобщить знания учащихся по произведениям

о Великой Отечественной войне,

-развивать монологическое высказывание, знать содержание текстов,

уметь отвечать на вопросы, работать с текстом и

ориентироваться в нем,

- прививать уважение к памяти, истории народа, воспитывать чувство

сострадания и переживания за героев произведений,

патриотическое воспитание.


Оборудование: м/м доска, иллюстративный материал, выставка книг, фонотека.


Ход урока: 1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь.


2.Сообщение темы урока

Тема нашего урока «Негасимый огонь памяти».

Наш урок посвящен великой победе над фашизмом. Сегодня мы поговорим о трех произведениях – Б.Васильева «А зори здесь тихие»,

М. Шолохова «Судьба человека» и вспомним произведение В. Быкова «Обелиск». Вспомним героев этих произведений, ответим на вопросы.

Многоуважаемый Президент Гурбангулы Бердымухамедов сказал: « Духовное совершенство людей начинается со знания истории народа, ее культуры и искусства». 2016 год в Туркменистане объявлен годом почитания наследства, преобразования Отчизны. Это не случайно. Ведь каждый человек должен знать и почитать свою историю.

Эпиграфом к нашему уроку я беру слова Булата Окуджавы: «И, значит, нам нужна одна победа. Одна на всех – мы за ценой не постоим». В конце урока вы мне ответите – раскрыл ли эпиграф тему урока.


Звучит мелодия «Священная война»

УЧИТЕЛЬ: Помни войну! Пусть далека она и туманна.

Годы идут – командиры уходят в запас.

Помни войну! Это, право же Вовсе не странно —

Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас.


- Мы - поколение людей, не видевших войну, но принявшие по наследству от наших дедов и отцов эстафету памяти об этом грандиозном событии, потрясшем весь мир. Каждая семья, каждый дом бережно хранят свои реликвии войны: пожелтевший лист солдатского треугольника, боевые награды своего деда, фотографии военных лет.

- 1941 год 22 июня. Война… погибают девушки, почти ваши ровесницы. У каждой своя судьба, свои мечты, стремления, свои привязанности… были… Война резко, грубо, жестоко прерывает, комкает все их жизни.

Погибают девушки, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла война, злобно растоптав всё то, что было у них своего… Всё самое лучшее, самое прекрасное, что было у них: их обаяние, нежность, любовь, наивные девичьи раздумья скрылись за коротким словом «солдат», от которого так недалеко до другого ещё более горького и ужасного слова «смерть»…

3. Работа по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие»

- Я думаю, что вы догадались, что сейчас речь пойдет о произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие»

- А почему именно девушек сделал Б.Васильев героями своей повести?»

(- Не случайно. Он хотел показать, насколько противоестественна, жестока война и то, что она порождает.)

- У нас в гостях Борис Васильев.

Входит Борис Васильев и говорит:

«Я хотел рассказать о пережитом сегодняшней молодёжи. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными — их современницами. И в то же время девочками тридцатых годов.... Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 г. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести — большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь... Женщина для меняэто воплощенная гармония жизни. А война — всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное не сочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. Они ухаживали за ранеными, подносили снаряды, были лётчиками, связистами, партизанами, снайперами, зенитчиками... Они были солдатами.




- Вспомним, где и когда происходят действия повести.

(На 141 разъезде. Шел май 1942 года. На востоке немцы день и ночь бомбили Беломорканал и Мурманскую дорогу.)


4. Портретная галерея героев

Входят Васков и 5 девочек:

- Товарищ старшина, 1 и 2 отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта.

- Таааак… нашли, значит. Из расположения без моего слова ни ногой!

- Даже за ягодами?

- Ягод еще нет…

- А щавель можно собирать?

- Не дальше реки.


Я – Федот Васков – человек почти без образования. Но писать-читать умею и счет в пределах 4 классов знаю. Как раз в аккурат, в конце 4 класса отца медведь заломал. Полковую школу окончил и за 10 лет до старшинского звания дослужился. Незадолго до финской на одной санитарке женился из гарнизонного госпиталя. Сын родился, Игорьком назвали. А тут финская началась. На фронт уехал, а как вернулся с двумя медалями, жена к другому ушла. Я мальчонку забрал и к матери в деревню отправил. А через год он помер. И перестал я улыбаться. Всего-то три раза улыбнулся – генералу, что орден вручал, хирургу, который из плеча осколок вытащил да хозяйке своей Марии Никифоровне за догадливость. А тут вот этих красавиц прислали.


Идут слайды о каждой девушке.

Девушки рассказывают о своей жизни и смерти


- Девушки погибли. А почему автор оставляет жить Васкова?

- Как вы к нему относитесь?

- А как поступили бы вы на его месте?

( Сами девушки не простили бы старшину, если бы он отступил. И первая – Рита. Он сам рисковал прежде всего. А уцелел потому, что был опытным, много воевал, знал лес, все видел, все слышал и не надеялся на помощь)

- Но самое главное, одно знал Васков в этом бою – не отступать.

- Найдите и прочитайте отрывок о том, как думал об этом Васков.

( Одно знал Васков: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. Держать эту позицию, а то сомкнут – и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евфграфыч Васков был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.)


- У кого из девушек личный счет с врагами?

( у каждой девушки свой личный счет с фашистами.

У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке

мужа».

У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемета

уложили. Семьи комсостава захватили и под пулемет»)

У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного

счастья.

У Сони Гурвич – «дружная очень большая семья в оккупированном

Минске». Она любит театр, поэзию.

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.


- Итак, мы поговорили о героях повести, которая носит удивительное название «А зори здесь тихие».

- Почему автор так называет эту повесть? Как вы понимаете смысл этого заглавия?

( В повести много контрастов: мир, тишина и те события, о которых

рассказывает писатель – природа и война, «тихие зори» и жестокий бой.

Заглавие подчеркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных

карельских лесах. Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори,

в свою очередь, хранят все события той войны, хранят тишину и

спокойствие над их могилами. По-моему, заглавием Б. Васильев выразил

главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли,

чтобы жили мы, чтобы над нами было мирное небо, тихие зори, чтобы

мы не знали войны. Заглавие повести – это протест против войны.

Обобщение учителя

- Заглавие повести ёмко и многозначно. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через все произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчеркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом - война, кровь, смерть.



5. Работа по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»

- Война искалечила много судеб. Но сломить дух солдата невозможно. Об их героизме, их подвигах написано много произведений. Одним из таких является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека».

- Где происходят события? ( На верхнем Дону)

- Зачем автор указывает конкретное место действий?

( Чтобы подчеркнуть правдивость изображения событий)

- На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? ( До войны, война, после войны)

- Какие основные события можно отнести к довоенному периоду?

( Семья, Ирина, работа, дом)

- К периоду войны? ( ранение, плен, побег, карцер, побег с «языком», госпиталь, отпуск, демобилизация)

- К послевоенному? ( пустота- воронка от дома, Валюшка)


Входит Андрей Соколов, рассказывает о себе

АНДРЕЙ СОКОЛОВ: Я – Андрей Соколов. С сердечным трепетом вспоминаю довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь мою, оторвала от дома, от семьи. С начала войны, в первые дни ее я был дважды ранен. Контужен. Но самое страшное ждало меня впереди – я попал в плен. Мне пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года я стойко переносил ужасы фашистского плена. Пытался бежать, но неудачно. Расправился с трусом, предателем, который, спасая свою шкуру, готов был выдать командира.

Не уронил я достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Я был истощен, измучен. Обессилен. Но все равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. И все же мне удается бежать. Но беды по-прежнему преследуют меня: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Я жил лишь надеждой на встречу с сыном. Но погиб в последние дни войны.

Казалось, после всех этих испытаний, выпавших на мою долю, я должен был озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось. Я встретил мальчика Ванюшу, у которого война отняла родителей. Я пригрел и осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам стал возвращаться к жизни. Я, не смотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить и радоваться своей жизни.

- Что помогло Соколову остаться человеком в нечеловеческих условиях? (духовность)


АНДРЕЙ СОКОЛОВ: У меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…

- В каком эпизоде мы видим, что герой верен совести, чести и долгу русского солдата? ( сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)


Демонстрация эпизода из фильма Мюллер и Соколов


- Что хочет показать Михаил Шолохов в этой сцене?

(поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского

народа, непобедимость его воли)

- Не сломили героя обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

- Кто кого нашел?

- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту?


6. Проверка домашнего задания

- Вашим домашним заданием было выучить монолог из рассказа

«Два осиротевших человека» ( Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.)

Обобщение учителя:

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.


- Война ни на что не смотрела – ни на пол, ни на возраст. Погибали все: мужчины, женщины, старики. Фашисты не жалели никого, убивали и детей.

СТИХ Мусы Джалиля «Их расстреляли на рассвете…»


7. Работа по повести В. Быкова «Обелиск»

- Победа досталась нашей стране дорогой ценой. События ВОВ все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не только не стирают их из нашей памяти, но все ярче высвечивают, полнее раздвигая границы знаний об этой эпохе народного подвига. А помнить об этом нам помогают произведения писателей о войне. Одним из таких произведений является «Обелиск».

- Сегодня автор повести Василь Быков у нас в гостях.


Входит Быков, рассказывает о себе

Я родился в 1924 г. в Витебской обл., в крестьянской семье. Когда немецкие захватчики вторглись в нашу страну, мне исполнилось 17 лет. Учился я в художественном училище города Витебска. Добровольцем пошел на фронт, стал офицером, командовал подразделением автоматчиков, а затем огневым взводом противотанковых пушек. Мои солдатские дороги тянулись через Украину, Румынию, Венгрию, Австрию, был дважды ранен, имею правительственные награды. Через все мое творчество проходит тема ВОВ.

- Кому и как жить в народной памяти и как отзовется наша жизнь на судьбе потомков, мысль о силе благородного примера – основная идея этой повести. Долгие годы бился учитель Миклашевич, чтобы имя погибшего учителя Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Мороз учительствовал…Война…. В тайне от него ученики задумали убийство ненавистного полицая. 14-летние обречены на муки, молчали под пытками. Мороз узнал и поступил, как диктовала ему совесть. Добровольно сдался. Здесь и завязался сложный узел, который пытался развязать Миклашевич.

- Почему так по-разному оценивают учителя Мороза действующие лица повести?

( Жители округи прониклись доверием, его уважают, к нему шли с плохим и хорошим во время немецкой оккупации. Его решения разделить судьбу своих учеников некоторые (Ксендзов) считали безрассудной, напрасной жертвой. Ткачук сначала не понял Мороза, но потом говорит: “ Мороз своим умом обошел нас . Не будем учить мы, будут оболванивать они”. Честным был командир партизанского отряда Ткачук и потом понял поступок учителя.)

- Понимая, что немцы не выпустят арестованных ими мальчиков, Мороз решает: “ И все-таки надо идти”. Как вы думаете, почему он так поступил? Во имя чего Мороз жертвует своей жизнью?

( Для Мороза надо было идти. Он не мог не откликнуться на материнское горе. “ …Сходи. Он умный , он учитель”, просили родители связную с партизанским отрядом. Решение умереть с учениками не было для него порывом. Это итог его убеждений прожитой жизни. В последний час думает не о себе, спасая любимого ученика Миклашевича.)

- Почему долго не было не обелиске имени Мороза? Это выясняется в споре заврайоно Ксендзова с Ткачуком.

- Прочтите диалог (на слайде).

- Чья позиция вам ближе и почему?

( Ксендзов – натура безнравственная. Это воплощение сытого благополучия. Для него совсем не важно, что Мороз продолжал учить белорусских ребятишек, защищал духовные ценности.)

- Личность Мороза героическая. Он всю свою жизнь и даже смерть отдал главной цели – служению людям, детям, в которых будущее страны. Не явись Мороз к арестованным, вера детей в благородство, мужество и порядочность были бы растоптаны, человеческое было бы “расчеловечено”, чего Мороз допустить никак не мог. Удалось уберечь Миклашевича , он продолжал дело учителя Мороза. Смысл и цель жизни Алеся Ивановича вошли в новые судьбы. Прав Ткачук: “Такое не пропадает. Прорастет. Таких людей не забудут.”

- Какие же проблемы раскрывает автор в повести «Обелиск»?

(Автор исследует истоки подвига, раскрывает проблему долга перед Родиной, товарищами, проблему выбора в определенной жизненной ситуации. Я думаю, что повести “ Обелиск” и “ Сотников” обращены к нашим дням каждой своей мыслью, напоминая о том, каким должен быть человек, о его достоинстве, напоминая о тех принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.)

- Запомните слова: “ Пускай на всем , что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты”.

- Я хочу, чтобы вы прослушали стихотворение М. Шульгина «У обелиска»

(Ученик читает стихотворение.)

Средь берез, под синим небом лета, –
Обелиск, увенчанный звездой…
...Ты погиб, чтоб я шагал по свету,
В том бою спасенный, молодой…
Если вновь война раздаст нам каски,
Буду насмерть биться с той войной,
Только жил бы после без опаски
Паренек, идущий вслед за мной .
Лягу.
Ни наград, ни обелиска – ничего себе не попрошу,
Лишь бы он шагал тропой росистой
И дышал, как я сейчас дышу.

-Найдите в тексте описание обелиска.

( Это был приземистый бетонный обелиск, сделанный руками местных умельцев. Выглядел он скромно. Но памятник любимому учителю не был заброшенным или небрежным, так как всегда был тщательно прибран. Этот скромный обелиск за десять лет несколько раз менял окраску. Он был то белоснежный, то зеленый – под цвет солдатской военной формы. Однажды я проезжал по этому шоссе и увидел его серебристым, как крыло самолета. Теперь же он был серым, потому что посчитали этот цвет более подходящим. Обелиск часто менял свой облик, но неизменной оставалась лишь черная металлическая табличка. На ней были написаны имена пяти школьников, известных в местности в годы войны: Бородич Николай, Кожан Тимофей, Кожан Остап, Смурный Николай, Смурный Андрей. Я уже не вчитывался в них, ибо знал их на память. Но теперь удивился, оттого что табличка была дополнена новым именем – Мороз А. И.

Обобщение учителя

- Мы до сих пор ставим обелиски неизвестным павшим героям, потому что неизвестный герой – наша славная история. И мы не прекращаем поиски пропавших без вести, ибо хотим подтвердить мудрость девиза: «Никто не забыт, ничто не забыто».


8. Беседа о воинах-туркменистанцах

- Около 30 млн человек погибло в войне. Огромный вклад в дело победы над врагом внесли и туркменистанцы. Долгие годы войны туркменистан как и вся страна жил под лозунгом «Все для фронта, все для победы!», не жалея ни своего труда, ни материальных ресурсов. Но самое дорогое, что отдала наша страна делу борьбы с нацизмом – это десятки тысяч жизней наших земляков.

За свободу страны и наше счастливое будущее сложили голов более 740 тысяч наших соотечественников. Показывая истинные образцы мужества и героизма на полях сражений, многие не вернулись к родным очагам. Все они стали национальными героями. Туркменистан чтит и помнит ушедших в вечность верных защитников Отчизны. Дед нашего многоуважаемого Президента Бердымухамед Аннаев, будучи истинным патриотом родной земли, добровольно ушел на фронт, где ковал победу, не жалея сил бил фашистов, чтобы в спокойном небе независимого нейтрального Туркменистана всегда сияло солнце.


9. Обобщение урока

- Для чего нужно помнить об этой страшной войне?

( чтоб она не повторилась )

- У нас действительно героический народ и победа в войне его заслуга. Нам есть, чем гордиться, а мы должны ценить это и помнить.

- Что объединяет все эти произведения, о которых мы сегодня говорили? ( проблема памяти )


Одна лишь просьба есть у нас:

«Потомки, память сохраните!»

Мы жизни отдали за вас,

А вы Отчизну берегите!


- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Прочтите его. Раскрыл ли он тему нашего урока? ( да, потому что победа нам досталась дорогой ценой и об этом нам надо помнить)

- К теме войны обращались, обращаются и будут обращаться писатели, чему свидетельствует выставка книг.

- Скульпторы, которые вкладывают всю душу в свои творения. В каждом городе есть памятники воинам-победителям.

- Художники, которые запечатлели суровые дни войны и великую победу на своих полотнах.

- О войне написано много песен. И до сих пор композиторы обращаются к этой теме.


10. Итог урока

- Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что он оставит неизгладимый след в вашей душе.


Помните! Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда –

Помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечны достойны!


Звучит песня Марка Бернеса «Журавли»




  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока "Негасимый огонь памяти" это материал для проведения урока по произведениям советских писателей М. Шолохова "Судьба человека", Василя Быкова "Обелиск" и Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." - о подвиге советского человека в Великой отечественной войны.

Разработка урока содержат обширный материал, используются стихотворения советских поэтов, а так же песни военных лет. Рекомендуется и для проведения читательских конференций по этим произведениям.

Автор Мухамедмурадова Эне Аманмурадовна
Дата добавления 29.03.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 736
Номер материала MA-070866
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»