Конспект урока по русскому языку в 8
классе на тему
«Безличное предложение»
Дата:
Тип
урока: урок закрепления изученного материала.
Цели
урока:
Образовательные:
-
закрепить и углубить изученное о безличных предложениях;
-способствовать
формированию умения употреблять безличные предложения в речи для передачи
состояния природы, окружающей среды;
Развивающие:
-развивать
речевую культуру учащихся;
-развивать навыки мышления, внимания
и выразительного чтения;
Воспитательные:
-воспитывать чувство
коллективности и уважительного отношения друг к другу;
- воспитывать интерес к
русскому языку.
Методы обучения: слово
учителя, беседа, различные виды упражнений, работа с учебником и наглядным
материалом, самостоятельная работа.
Оборудование:
учебник, таблица-опора, раздаточный материал, наглядный материал, магнитофон.
Ход урока
I.
Организационный момент: приветствие,
сообщение темы урока и целей.
Учитель: Здравствуйте,
ребята. Я рада вас видеть, садитесь. Открыли тетради, записываем сегодняшнее
число.
Учитель:
Будьте добры, кого сегодня нет? (отмечает отсутствующих). Сегодня мы продолжаем
тему «Безличное предложение». Цели урока - углубить представление о безличных
предложениях, повторить способы морфологического выражения главного члена
безличного предложения.
II.
Актуализация прежних знаний: опрос,
проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Безличное предложение» и
способами выражения главного члена безличного предложения. Давайте вспомним их
(один ученик у доски рассказывает теоретический материал предыдущего урока,
остальные ученики внимательно слушают и готовятся дополнять, придумывают
собственные примеры безличных предложений).
Учитель:
Хорошо, молодцы. Теперь сделаем небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам
карточки с заданием. Ваша задача – определить вид односоставных предложений.
Даю вам две минуты. Начинайте делать.
Карточка с заданием:
Задание:
определить вид односоставного предложения.
1) С утра
морозит.
2) После
драки кулаками не машут.
3) В избе
жарко натоплено.
4) В избе
жарко натопили.
5) Вам не
видать таких сражений!
6) Мороз и солнце;
день чудесный!
7) Приготовьтесь
к уроку.
8) Бездонную
бочку водой не наполнишь.
9) Дерево
зажгло грозою.
10)В воздухе пахнет сосновой смолой.
Учитель: Сделали?
Сейчас обменяйтесь карточками и оцените работу своего товарища.
На доске – правильные
ответы и критерии оценивания:
Правильные ответы
|
Критерии
оценивания
|
1. Безличное
|
«5»
- ошибок нет
|
2. Обобщенно-личное
|
«4»
- 1-2 ошибки
|
3. Безличное
|
«3»
- 3-4 ошибки
|
4. Неопределенно-личное
|
«2»
- 5 и более ошибок
|
5. Безличное
|
|
6. Назывное
|
|
7. Определенно-личное
|
|
8. Обобщенно-личное
|
|
9. Безличное
|
|
10. Безличное
|
|
Учитель:
Если все проверили, сдаем (ученики сдают работы). На дом вам было задано
упражнение 395. Вы должны были заменить двусоставные предложения односоставными
и определить способ выражения главного члена односоставных предложений. Все
сделали? (проверка).
III.
Закрепление полученных знаний по теме
«Безличное предложение».
Учитель:
Сейчас поработаем у доски. Вы видите здесь безличные предложения. Ваша задача –
найти главный член и указать, чем он выражен (ученики по одному предложению
выполняют задание у доски).
На доске:
1)
В лесу смеркалось. (безл.
гл.)
2) В ухе стреляет.
(лич. гл.в безл. знач.)
3) Герасима
уже не было на дворе. (гл. БЫТЬ+inf.)
4) Быть оттепели. (inf.)
5)
Решено запрягать лошадей. (крат. cтрад. причаст.+inf.)
6)
Маше тоскливо.
(сл. кат. сост.)
7)
Кругом нет
ни души. (отриц. сл. НЕТ)
Учитель:
Ребята, сейчас прочитайте, пожалуйста, теоретический материал, расположенный в
желтом поле на странице 200-201 (один ученик читает вслух).
Учитель:
Таким образом, слов категории состояния нужно отличать от омонимичных слов:
наречий и кратких прилагательных. Слова категории состояния выполняют роль
главного члена в безличных предложениях. Наречия выполняют роль обстоятельства
в двусоставных предложениях. А краткие прилагательные являются именной частью
составного именного сказуемого в двусоставных предложениях. Например:
Слово категории состояния
|
Наречие
|
Краткое прилагательное
|
Мне тепло.
|
Солнце тепло согревает.
|
Его пальто тепло.
|
Учитель:
Сейчас делаете упражнение 403. От вас требуется придумать предложения, где
слова светло, грустно будут являться словами категории состояния,
наречиями, краткими прилагательными (после того как закончили, 2-3 ученика
читают свои предложения).
Учитель:
Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием. Ребята, сейчас посмотрите,
пожалуйста, на картинки. Перед вами природа при наступлении сумерек. Ваша
задача – описать состояние природы, используя только односоставные предложения.
Безличные предложения должны быть обязательно. Примерно 5-6 предложений. Работу
подобного рода мы с вами уже делали. Даю вам 5 минут. Начинайте писать. А пока
вы пишете – небольшое музыкальное сопровождение. Думаю, оно поможет вам
настроиться (идет музыкальная композиция: Фредерик Шопен).
(2-3
ученика читают сочинение-описание)
Отлично, молодцы!
IV.
Подача домашнего задания.
Учитель:
Запишите, пожалуйста, домашнее задание: упр.408. На доске написано.
V.
Подведение итогов урока. Выставление
оценок.
Учитель:
Итак, давайте обобщим, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
Ученик:
О безличных предложениях и о способах выражения их главного члена. И также
уделили внимание употреблению безличных предложений в речи для передачи
состояния природы, окружающей среды.
Учитель:
Правильно. Так какие же предложения называются безличными?
Ученик:
Безличное предложение – это односоставное глагольное предложение, в котором
говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от
производителя действия или носителя состояния.
Учитель:
Хорошо.
И чем может быть выражен главный член безличного предложения?
Ученик: Безличным глаголом,
личным глаголом в безличном значении, словами категории состояния, инфинитивом,
кратким страдательным причастием ср. рода (+инфинитив), отрицательным словом
НЕТ, глаголами БЫТЬ, СТАТЬ, КАЗАТЬСЯ и др. с отрицанием НЕ.
Учитель:
Молодцы! Спасибо тем, кто активно участвовал.
Использованная
литература
1.
С.И. Львова, В.И. Львов Русский язык:
Учебник 8 кл.- М.: Мнемозина, 2007.
2.
Русский язык 8 кл. / М.М. Разумовская,
С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М.:
Дрофа, 2000.
3.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8
классе: Кн. для учителя/ Г.А.Богданова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
4.
Газета «Первое сентября» [Электронный
ресурс] http://festival.1september.ru/articles/575201/
5.
http://namonitore.ru/wallpapers/big/smerkaetsya_1280.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.