Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку в 8 классе на тему "Безличное предложение"

Урок по русскому языку в 8 классе на тему "Безличное предложение"

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему

«Безличное предложение»

Дата:

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цели урока:

Образовательные:

- закрепить и углубить изученное о безличных предложениях;

-способствовать формированию умения употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды;

Развивающие:

-развивать речевую культуру учащихся;

-развивать навыки мышления, внимания и выразительного чтения;

Воспитательные:

-воспитывать чувство коллективности и уважительного отношения друг к другу;

- воспитывать интерес к русскому языку.



Методы обучения: слово учителя, беседа, различные виды упражнений, работа с учебником и наглядным материалом, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, таблица-опора, раздаточный материал, наглядный материал, магнитофон.





Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие, сообщение темы урока и целей.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть, садитесь. Открыли тетради, записываем сегодняшнее число.

Учитель: Будьте добры, кого сегодня нет? (отмечает отсутствующих). Сегодня мы продолжаем тему «Безличное предложение». Цели урока - углубить представление о безличных предложениях, повторить способы морфологического выражения главного члена безличного предложения.

  1. Актуализация прежних знаний: опрос, проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Безличное предложение» и способами выражения главного члена безличного предложения. Давайте вспомним их (один ученик у доски рассказывает теоретический материал предыдущего урока, остальные ученики внимательно слушают и готовятся дополнять, придумывают собственные примеры безличных предложений).

Учитель: Хорошо, молодцы. Теперь сделаем небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача – определить вид односоставных предложений. Даю вам две минуты. Начинайте делать.

Карточка с заданием:

Задание: определить вид односоставного предложения.

  1. С утра морозит.

  2. После драки кулаками не машут.

  3. В избе жарко натоплено.

  4. В избе жарко натопили.

  5. Вам не видать таких сражений!

  6. Мороз и солнце; день чудесный!

  7. Приготовьтесь к уроку.

  8. Бездонную бочку водой не наполнишь.

  9. Дерево зажгло грозою.

10)В воздухе пахнет сосновой смолой.



Учитель: Сделали? Сейчас обменяйтесь карточками и оцените работу своего товарища.

На доске – правильные ответы и критерии оценивания:

Правильные ответы


Критерии оценивания

  1. Безличное


«5» - ошибок нет

  1. Обобщенно-личное


«4» - 1-2 ошибки

  1. Безличное


«3» - 3-4 ошибки

  1. Неопределенно-личное


«2» - 5 и более ошибок

  1. Безличное



  1. Назывное



  1. Определенно-личное



  1. Обобщенно-личное



  1. Безличное



  1. Безличное





Учитель: Если все проверили, сдаем (ученики сдают работы). На дом вам было задано упражнение 395. Вы должны были заменить двусоставные предложения односоставными и определить способ выражения главного члена односоставных предложений. Все сделали? (проверка).

  1. Закрепление полученных знаний по теме «Безличное предложение».

Учитель: Сейчас поработаем у доски. Вы видите здесь безличные предложения. Ваша задача – найти главный член и указать, чем он выражен (ученики по одному предложению выполняют задание у доски).

На доске:

  1. В лесу смеркалось. (безл. гл.)

  2. В ухе стреляет. (лич. гл.в безл. знач.)

  3. Герасима уже не было на дворе. (гл. БЫТЬ+inf.)

  4. Быть оттепели. (inf.)

  5. Решено запрягать лошадей. (крат. cтрад. причаст.+inf.)

  6. Маше тоскливо. (сл. кат. сост.)

  7. Кругом нет ни души. (отриц. сл. НЕТ)

Учитель: Ребята, сейчас прочитайте, пожалуйста, теоретический материал, расположенный в желтом поле на странице 200-201 (один ученик читает вслух).

Учитель: Таким образом, слов категории состояния нужно отличать от омонимичных слов: наречий и кратких прилагательных. Слова категории состояния выполняют роль главного члена в безличных предложениях. Наречия выполняют роль обстоятельства в двусоставных предложениях. А краткие прилагательные являются именной частью составного именного сказуемого в двусоставных предложениях. Например:



Слово категории состояния

Наречие

Краткое прилагательное

Мне тепло.

Солнце тепло согревает.

Его пальто тепло.



Учитель: Сейчас делаете упражнение 403. От вас требуется придумать предложения, где слова светло, грустно будут являться словами категории состояния, наречиями, краткими прилагательными (после того как закончили, 2-3 ученика читают свои предложения).

Учитель: Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием. Ребята, сейчас посмотрите, пожалуйста, на картинки. Перед вами природа при наступлении сумерек. Ваша задача – описать состояние природы, используя только односоставные предложения. Безличные предложения должны быть обязательно. Примерно 5-6 предложений. Работу подобного рода мы с вами уже делали. Даю вам 5 минут. Начинайте писать. А пока вы пишете – небольшое музыкальное сопровождение. Думаю, оно поможет вам настроиться (идет музыкальная композиция: Фредерик Шопен).

    1. ученика читают сочинение-описание)

Отлично, молодцы!

  1. Подача домашнего задания.

Учитель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание: упр.408. На доске написано.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель: Итак, давайте обобщим, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

Ученик: О безличных предложениях и о способах выражения их главного члена. И также уделили внимание употреблению безличных предложений в речи для передачи состояния природы, окружающей среды.

Учитель: Правильно. Так какие же предложения называются безличными?

Ученик: Безличное предложение – это односоставное глагольное предложение, в котором говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Учитель: Хорошо. И чем может быть выражен главный член безличного предложения?

Ученик: Безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, словами категории состояния, инфинитивом, кратким страдательным причастием ср. рода (+инфинитив), отрицательным словом НЕТ, глаголами БЫТЬ, СТАТЬ, КАЗАТЬСЯ и др. с отрицанием НЕ.

Учитель: Молодцы! Спасибо тем, кто активно участвовал.

Использованная литература

  1. С.И. Львова, В.И. Львов Русский язык: Учебник 8 кл.- М.: Мнемозина, 2007.

  2. Русский язык 8 кл. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М.: Дрофа, 2000.

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя/ Г.А.Богданова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Газета «Первое сентября» [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/575201/

  5. http://namonitore.ru/wallpapers/big/smerkaetsya_1280.html





















  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цели урока:

  • Образовательные:

- закрепить и углубить изученное о безличных предложениях;

-способствовать формированию умения употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды;

Развивающие:

-развивать речевую культуру учащихся;

  • -развивать навыки мышления, внимания и выразительного чтения;

Воспитательные:

  • -воспитывать чувство коллективности и уважительного отношения друг к другу;
  • - воспитывать интерес к русскому языку.


Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Мубаракшина Алсу Фаиезовна
Дата добавления 14.11.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 30
Номер материала MA-072169
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓