Инфоурок Литература КонспектыУрок по русскому языку в 8 классе на тему "Безличное предложение"

Урок по русскому языку в 8 классе на тему "Безличное предложение"

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему

«Безличное предложение»

Дата: 

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цели урока:

Образовательные:

- закрепить и углубить изученное о безличных предложениях;

-способствовать формированию умения употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды;

Развивающие:

-развивать речевую культуру учащихся;

-развивать навыки мышления, внимания и выразительного чтения;

Воспитательные:

-воспитывать чувство коллективности и уважительного отношения друг к другу;

- воспитывать интерес к  русскому языку.

 

Методы обучения: слово учителя, беседа, различные виды упражнений, работа с учебником и наглядным материалом, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, таблица-опора, раздаточный материал, наглядный материал, магнитофон.

 

 

Ход урока

I.                  Организационный момент: приветствие,  сообщение темы урока и целей.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть, садитесь. Открыли тетради, записываем сегодняшнее число.

Учитель: Будьте добры, кого сегодня нет? (отмечает отсутствующих). Сегодня мы продолжаем тему «Безличное предложение».  Цели урока -  углубить представление о безличных предложениях, повторить способы морфологического выражения главного члена безличного предложения.

II.               Актуализация прежних знаний: опрос, проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Безличное предложение» и способами выражения главного члена безличного предложения. Давайте вспомним их (один ученик у доски рассказывает теоретический материал предыдущего урока, остальные ученики внимательно слушают и готовятся дополнять, придумывают собственные примеры безличных предложений).

Учитель: Хорошо, молодцы. Теперь сделаем небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача – определить вид односоставных предложений. Даю вам две минуты. Начинайте делать.

Карточка с заданием:

Задание: определить вид односоставного предложения.

1)    С утра морозит.

2)    После драки кулаками не машут.

3)    В избе жарко натоплено.

4)    В избе жарко натопили.

5)    Вам не видать таких сражений!

6)    Мороз и солнце; день чудесный!

7)    Приготовьтесь к уроку.

8)    Бездонную бочку водой не наполнишь.

9)    Дерево зажгло грозою.

10)В воздухе пахнет сосновой смолой.

 

Учитель: Сделали? Сейчас обменяйтесь карточками и оцените работу своего товарища.

На доске – правильные ответы и критерии оценивания:

Правильные ответы

 

Критерии оценивания

1.     Безличное

 

«5» - ошибок нет

2.     Обобщенно-личное

 

«4» - 1-2 ошибки

3.     Безличное

 

«3» - 3-4 ошибки

4.     Неопределенно-личное

 

«2» - 5 и более ошибок

5.     Безличное

 

 

6.     Назывное

 

 

7.     Определенно-личное

 

 

8.     Обобщенно-личное

 

 

9.     Безличное

 

 

10. Безличное

 

 

 

Учитель: Если все проверили, сдаем (ученики сдают работы). На дом вам было задано упражнение 395. Вы должны были заменить двусоставные предложения односоставными и определить способ выражения главного члена односоставных предложений. Все сделали? (проверка).

III.           Закрепление полученных знаний по теме «Безличное предложение».

Учитель: Сейчас поработаем у доски. Вы видите здесь безличные предложения. Ваша задача – найти главный член и указать, чем он выражен (ученики по одному предложению выполняют задание у доски).

На доске:

1)    В лесу смеркалось. (безл. гл.)

2)    В ухе стреляет. (лич. гл.в безл. знач.)

3)    Герасима уже не было на дворе. (гл. БЫТЬ+inf.)

4)    Быть оттепели. (inf.)

5)    Решено запрягать лошадей. (крат. cтрад. причаст.+inf.)

6)    Маше тоскливо. (сл. кат. сост.)

7)    Кругом нет ни души. (отриц. сл. НЕТ)

Учитель: Ребята, сейчас прочитайте, пожалуйста, теоретический материал, расположенный в желтом поле на странице 200-201 (один ученик читает вслух).

Учитель: Таким образом, слов категории состояния нужно отличать от омонимичных слов: наречий и кратких прилагательных. Слова категории состояния выполняют роль главного члена в безличных предложениях. Наречия выполняют роль обстоятельства в двусоставных предложениях. А краткие прилагательные являются именной частью составного именного сказуемого в двусоставных предложениях. Например:

 

Слово категории состояния

Наречие

Краткое прилагательное

Мне тепло.

Солнце тепло согревает.

Его пальто тепло.

 

Учитель: Сейчас делаете упражнение 403. От вас требуется придумать предложения, где слова светло, грустно будут являться словами категории состояния, наречиями, краткими прилагательными (после того как закончили, 2-3 ученика читают свои предложения).

Учитель: Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием. Ребята, сейчас посмотрите, пожалуйста, на картинки. Перед вами природа при наступлении сумерек. Ваша задача – описать состояние природы, используя только односоставные предложения. Безличные предложения должны быть обязательно. Примерно 5-6 предложений. Работу подобного рода мы с вами уже делали. Даю вам 5 минут. Начинайте писать. А пока вы пишете – небольшое музыкальное сопровождение. Думаю, оно поможет вам настроиться (идет музыкальная композиция: Фредерик Шопен).

(2-3         ученика читают сочинение-описание)

Отлично, молодцы!

IV.            Подача домашнего задания.

Учитель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание: упр.408. На доске написано.

V.               Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель: Итак, давайте обобщим, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

Ученик: О безличных предложениях и о способах выражения их главного члена. И также уделили внимание употреблению безличных предложений в речи для передачи состояния природы, окружающей среды.

Учитель: Правильно. Так какие же предложения называются безличными?

Ученик:  Безличное предложение – это односоставное глагольное предложение, в котором говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Учитель: Хорошо. И чем может быть выражен главный член безличного предложения?

Ученик: Безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, словами категории состояния, инфинитивом, кратким страдательным  причастием ср. рода (+инфинитив), отрицательным словом НЕТ, глаголами БЫТЬ, СТАТЬ, КАЗАТЬСЯ и др. с отрицанием НЕ.

Учитель: Молодцы! Спасибо тем, кто активно участвовал.

Использованная литература

1.     С.И. Львова, В.И. Львов Русский язык: Учебник 8 кл.- М.: Мнемозина, 2007.

2.     Русский язык 8 кл. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М.: Дрофа, 2000.

3.     Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя/ Г.А.Богданова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

4.     Газета «Первое сентября» [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/575201/  

5.     http://namonitore.ru/wallpapers/big/smerkaetsya_1280.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 8 классе на тему "Безличное предложение""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: урок закрепления изученного материала.Цели урока:Образовательные:- закрепить и углубить изученное о безличных предложениях;-способствовать формированию умения употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды;Развивающие:-развивать речевую культуру учащихся;-развивать навыки мышления, внимания и выразительного чтения;Воспитательные:-воспитывать чувство коллективности и уважительного отношения друг к другу; - воспитывать интерес к русскому языку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 962 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.06.2020 785
    • DOCX 20.8 кбайт
    • 92 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хабибулина Гузель Тагировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хабибулина Гузель Тагировна
    Хабибулина Гузель Тагировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75894
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 889 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек