Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по русскому языку "Правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок по русскому языку "Правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Скачать материал

Тема: Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

образовательные: формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу;

развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; эффективное использование межпредметных связей для достижения глубины знаний;

воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников

Оборудование: интерактивная доска, проектор, маркеры, презетация, кружочки:

 зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;

жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;

красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Смайлики настроения.

 

 

                                  Ход урока

l. Орг. момент.

Настрой на урок, обучение самовнушению.

-Ребята, представьте все стороны вокруг вас. И в каждую сторону мысленно пошлите пожелания: «Мир, любовь, добро всем, кто справа от меня; мир, любовь, добро всем, кто слева от меня; мир, любовь, добро, всем, кто впереди меня; мир, любовь, добро всем, кто сзади от меня». Повернитесь лицом друг другу произнесите вслух: «Я желаю тебе всего самого доброго!»

- Сегодня к нам на урок собиралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи – то желания. Придется начать урок без нее.

Il.Минутка чистописания.

-Начнем с минутки чистописания.

Загадка

Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка) Слайд 1.

- А какая буква похожа на снежинку?

Стала снежинка буквою «ж»

Солнце ее не растопит уже.

 

NA00523_     ш    NA00523_ч    NA00523_  щNA00523_ж

NA00523_и        NA00523_у

 

 

-К нам прилетели снежинки, а на них буквы, которые мы с вами будем прописывать. Какие это буквы?

-Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу)

Показ правописания букв  ш и ж. Слайд 2.

III. Словарная работа. Слайд 3.

- Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок. Прочитайте слова.

А) Найдите ошибки в написании безударной гласной.

Исправь их – кликни кнопкой мыши по этой букве.

катенок                    земляной                  

молыш                     кливать

затопил                   редовой

писал                       липучий      

честюля                   мясной

- Какое правило, мы с вами повторили, делая это задание?

Б) С-рока, в-рона, в-робей, щ-ки, морж, ч-йки, ерш-.

-Как назвать одним словом? (Животные)

-На какие 2 группы можно разделить слова? (словарные слова и слова с

буквосочетаниями).

-Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы.

(1 ученик работает на интерактивной доске)

Проверка (на интерактивной доске) слайд 4.

-Какие буквосочетания встретились? Что вы знаете об этих буквосочетаниях?

IV.Сообщение темы и цели урока. Слайд 5.

-Кто мне скажет, что мы сегодня будем отрабатывать на уроке?

К нам пришла гостья. В ее названии есть одно из буквосочетаний.

V.Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,  чу-щу:

А) Отгадайте загадку:

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

-Догадались, кто у нас в гостях? (Щука)

-Подберем однокоренные слова.

 

Щука, щучка, щуренок, щучий, щукарь, щуковый, щурок.

 

(Поочереди учащиеся выходят к интерактивной доске и записывают однокоренные слова с помощью маркера.)

 

-Выделим корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркнем графически орфограмму.

- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про нее знаем. (Рассказы детей о щуке)

-А как вы думаете. Приносит ли щука, какую – либо пользу? Можно ли про нее сказать что-то хорошее?

Слайд 6.

Щука еще  нашими предками наделялась мудростью и хитростью.

Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как нападает, прежде всего, на больную рыбу.

А еще щуку называют «речным волком». Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: « На то и щука в реке, чтобы карась не дремал».

Физминутка.

Музыкальная физминутка «Зарядка»

Б) Работа с деформированным предложением.

-Щука остается с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про нее знаем.

-Прочитайте слова, составьте предложение. Слайд 7.

 

в, щука, жила, озере

 

-Какое предложение получилось? Слайд 8.

Жила в озере щука.

 В озере жила щука.

В озере щука жила.

Щука в озере жила.

-Пропустите строчку запишите последнее предложение с красной строчки.

 

В) Работа с деформированным текстом. Слайд 9.

- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.

- Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение.

 

 (Работа в парах. На листочках написаны предложения, учащиеся проставляют цифры)

 

3.Наварила щука щей.

2. Червячка с крючка сняла.

1. Щука в озере жила.

5. Говорила всем ерши:

6. «Щи у щуки хороши!»

4. Пригласила трех ершей

-Теперь давайте проверим. (Учащийся у доски волшебным карандашом проставляет цифры)

- Прочитаем хором. Что заметили? А кто сделал по-другому? Слайд 10.

- Почему записали именно предложение «Щука в озере жила.», а не какое – то другое? (стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!)

-Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение- это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое – либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)

- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. («Щукины щи», «Радушная хозяйка».)

-Запишите стихотворение, которое  у нас получилось, столбиком.

* Начнем со второго предложения – запись с комментированием.

* Третье и четвертое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.

* Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите внимание на последнее  предложение как оно записано.)

-Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Сделайте вывод  о написании буквосочетаний.

Вывод: Слова с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.

Закрепление.

Тренажер по написанию буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Г) Ассоциация. Найди пару. Слайд 11.

этаж .                        пуш . стый  

ж . вотное                круж . ть

груш .                        ж . ть

снеж . нка               свеж . й

 С помощью волшебного карандаша вставляются буквы и находят пару.

VI. Домашняя работа.

Творческая работа. Слайд 12.

-Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?

-Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?

По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы…

-Закончите предложение.

- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно. Если вы сами приложите немного усилий.

V.Итог.

-Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?

-Какие буквосочетания она помогла нам повторить?

-Что было трудным?

- В чем требовалось помощь?

-Что интересного было на уроке?

- Как вы оцените свою работу?

- С каким настроением  вы уходите с урока?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку "Правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Урок по русскому языку «Правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу»Задачи:формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих;; развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений;; воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассниковОборудование: интерактивная доска, проектор, маркеры, презетация, кружочки: зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» Смайлики настроения. Ход урокаl. Орг. момент.Настрой на урок, обучение самовнушению.-Ребята, представьте все стороны вокруг вас. И в каждую сторону мысленно пошлите пожелания: «Мир, любовь, добро всем, кто справа от меня; мир, любовь, добро всем, кто слева от меня; мир, любовь, добро, всем, кто впереди меня; мир, любовь, добро всем, кто сзади от меня». Повернитесь лицом друг другу произнесите вслух: «Я желаю тебе всего самого доброго!»- Сегодня к нам на урок собиралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи – то желания. Придется начать урок без нее.Il.Минутка чистописания.-Начнем с минутки чистописания.Загадка Покружилась звездочкаВ воздухе немножкоСела и растаялаНа моей ладошке. (Снежинка) Слайд 1.- А какая буква похожа на снежинку?Стала снежинка буквою «ж»Солнце ее не растопит уже. ш ч щжи у-К нам прилетели снежинки, а на них буквы, которые мы с вами будем прописывать. Какие это буквы?-Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу)Показ правописания букв ш и ж. Слайд 2.III. Словарная работа. Слайд 3.- Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок. Прочитайте слова.А) Найдите ошибки в написании безударной гласной. Исправь их – кликни кнопкой мыши по этой букве.катенок земляной молыш кливатьзатопил редовойписал липучий честюля мясной- Какое правило, мы с вами повторили, делая это задание?Б) С-рока, в-рона, в-робей, щ-ки, морж, ч-йки, ерш-.-Как назвать одним словом? (Животные)-На какие 2 группы можно разделить слова? (словарные слова и слова сбуквосочетаниями).-Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы.(1 ученик работает на интерактивной доске)Проверка (на интерактивной доске) слайд 4.-Какие буквосочетания встретились? Что вы знаете об этих буквосочетаниях? IV.Сообщение темы и цели урока. Слайд 5.-Кто мне скажет, что мы сегодня будем отрабатывать на уроке? К нам пришла гостья. В ее названии есть одно из буквосочетаний. V.Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща, чу-щу:А) Отгадайте загадку:Стой, плотва и караси!И пощады не проси:Я хозяйка здесь в пруду,На охоту я иду.-Догадались, кто у нас в гостях? (Щука)-Подберем однокоренные слова.Щука, щучка, щуренок, щучий, щукарь, щуковый, щурок.(Поочереди учащиеся выходят к интерактивной доске и записывают однокоренные слова с помощью маркера.)-Выделим корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркнем графически орфограмму.- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про нее знаем. (Рассказы детей о щуке)-А как вы думаете. Приносит ли щука, какую – либо пользу? Можно ли про нее сказать что-то хорошее?Слайд 6.Щука еще нашими предками наделялась мудростью и хитростью.Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как нападает, прежде всего, на больную рыбу.А еще щуку называют «речным волком». Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: « На то и щука в реке, чтобы карась не дремал».Физминутка.Музыкальная физминутка «Зарядка»Б) Работа с деформированным предложением.-Щука остается с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про нее знаем.-Прочитайте слова, составьте предложение. Слайд 7.в, щука, жила, озере-Какое предложение получилось? Слайд 8.Жила в озере щука. В озере жила щука. В озере щука жила. Щука в озере жила. -Пропустите строчку запишите последнее предложение с красной строчки.В) Работа с деформированным текстом. Слайд 9.- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.- Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение. (Работа в парах. На листочках написаны предложения, учащиеся проставляют цифры)3.Наварила щука щей.2. Червячка с крючка сняла.1. Щука в озере жила.5. Говорила всем ерши:6. «Щи у щуки хороши!»4. Пригласила трех ершей-Теперь давайте проверим. (Учащийся у доски волшебным карандашом проставляет цифры)- Прочитаем хором. Что заметили? А кто сделал по-другому? Слайд 10.- Почему записали именно предложение «Щука в озере жила.», а не какое – то другое? (стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!)-Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение- это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое – либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. («Щукины щи», «Радушная хозяйка».)-Запишите стихотворение, которое у нас получилось, столбиком.* Начнем со второго предложения – запись с комментированием.* Третье и четвертое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.* Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите внимание на последнее предложение как оно записано.)-Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Сделайте вывод о написании буквосочетаний.Вывод: Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.Закрепление.Тренажер по написанию буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.Г) Ассоциация. Найди пару. Слайд 11.этаж . пуш . стый ж . вотное круж . тьгруш . ж . тьснеж . нка свеж . й С помощью волшебного карандаша вставляются буквы и находят пару.VI. Домашняя работа.Творческая работа. Слайд 12.-Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?-Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы…-Закончите предложение.- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно. Если вы сами приложите немного усилий.V.Итог.-Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?-Какие буквосочетания она помогла нам повторить?-Что было трудным?- В чем требовалось помощь?-Что интересного было на уроке?- Как вы оцените свою работу?- С каким настроением вы уходите с урока?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 913 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.12.2020 87
    • DOCX 27.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Олеся Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Морозова Олеся Сергеевна
    Морозова Олеся Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71728
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1514 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 848 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 204 человека

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе