План-конспект
урока русского языка (5 класс)
Тема:
«Состав слова. Словообразование. Повторение»
Цели:
повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова
по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную
речь; развивать логическое мышление
Педагогические
технологии: - игровая технология; - проблемное обучение; - групповая технология
Оборудование:
- раздаточный материал; - карточки
Ход
урока.
1.
Организационный момент.
2.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок- прогулка по
полянкам знаний. И на этих полянках мы будем собирать ягоды-
клубнички(бумажные). Кто больше ягод насобирает, тому мы присвоим почетное
звание «Умнички».
(класс
делится на группы)
Отгадайте
загадку и поймете, какую тему мы с вами будем повторять и закреплять, гуляя по
полянкам:
Слово
делится на части,
Ах,
какое это счастье!
Может
каждый грамотей
Собрать
слово из частей.
(морфемика)
А
из каких частей состоит слово? Дома вы повторяли все части слова, теперь проверим,
готовы ли вы к уроку.
3.
1 полянка- Разминочная ( за каждый верный ответ выдается ягодка).
а)
Вопросы: Что такое окончание? Как найти его в слове?
Каждой
группе дается задание: выделить окончания в словах, объяснить свой выбор.
1
группа: интересного, дрожь, купите, весело
2
группа: веселой, карандаш, решишь, дружно
б)
Вопрос: Что такое основа слова? Какие морфемы входят в основу слова?
Каждой
группе дается задание: выделить основу слова в словах, объяснить свой выбор.
1
группа: шкаф, любишь, окно, хорошо
2
группа: стулья, щенок, помогаете, интересно
в)
Задание: докажите, что приставка и суффикс являются значимыми частями слова(1
группа-о суффиксе, 2 группа- о приставке)
Выделите
приставки и суффиксы в словах, объясните их значение.
1
группа: преотличный, котята, въехал
2
группа: выбежал, медвежонок, приколоть
г)
Задание: придумайте и запишите однокоренные слова с корнем –говор-. Какая
группа придумает больше слов?
Образец:
проговорить, заговорить, уговорить, говорить, говорение и т.д.
Подсчитываем,
у какой команды больше ягодок.
3.
2 поляна- Соревновательная (за каждый верный ответ выдается
ягодка)
а)Учитель:
Ребята, кто-то забыл на полянке конверты, а я нашла и посмотрела, что в них. В
каждом из них листок с загадкой и задание для вас. Вы должны выписать из текста
загадки слова, состав которых соответствует схемам, нарисованным на этих же
листочках. Но вначале мы с вами отгадаем загадку:
На
окне стоит горшок,
А
в горшке растет цветок,
Посмотреть-
не разберешь:
Не
растение, а еж.
(кактус)
Кто
быстрее и больше выпишет слов, соответствующих схемам?
Образец:
окне, стоит, растет (корень, окончание, основа)
цветок,
растение (корень, суффикс, окончание, основа)
посмотреть
(приставка, корень, суффикс, суффикс, основа)
разберешь
(приставка, корень, окончание, основа)
б)
Учитель: Ребята, какие в загадке слова с необычными корнями вы увидели?( корни
с чередующимися гласными: растет, разберешь, растение)
А
какие еще корни с чередующимися гласными вы помните?(дети называют корни,
примеры-слова с этим корнями, проговаривают правила, учитель показывает
карточки с чередующимися корнями)
Подсчитываем,
у какой команды больше ягодок.
4.
3 поляна- Сообразительная ( за каждый верный ответ выдается
ягодка)
а)
На поляне кто-то рассыпал орехи. Внутри каждого из них три листочка, на каждом
листочке написано слово. Но одно из этих трех слов лишнее. Какое?
Задание:
найдите «третье лишнее» слово и объясните свой выбор.
1
группа- пот, потолок, потливый
2
группа- море, морщины, морской
1
группа- боль, больница, большой
2
группа- водить, вода, подводник
б)
Определите способы образования данных слов:
1
группа: лесоруб (сложение)
водопроводчик
(суфф.)
переход
(бессуфф.)
перепрыгнуть
(прист.)
МГУ
(сложносокращ.)
2
группа: пароходная (суфф.)
пчеловод
(сложение)
отъехать
(прист.)
кресло-кровать
(сложение слов)
заход
(бессуфф.)
Подведение
итогов, подсчет ягодок.
5.
4 поляна- Находчивая (за каждый верный ответ выдается ягодка)
Учитель:
А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова. Кто первый
справится с заданием- поднимите руку.
А)
Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте
приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс
возьмите из слова «обращение».
Добавьте
к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)
Б)
Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение»,
суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное».
Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета
(прилагательное)
В)
Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из
слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул»
(поиграл)
Г)
Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же
приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в
глаголе «слышать» (перелетать)
Подведение
итогов, подсчитывание ягодок.
6.
5 поляна- Логика.
Учитель:
Ребята, на этой поляне мы с вами должны будем решить кроссворд. Все слова в
этом кроссворде сложные с соединительной гласной «О».
1
|
с
|
|
|
|
|
|
|
2
|
11
|
а
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
м
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
о
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
л
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
ё
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
т
|
1.
Специалист по разведению садов (садовод)
2.
Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
3.
Канал для вывода дыма из печи в трубу (дымоход)
4.
Русская народная игра-пляска (хоровод)
5.
Лес, поваленный бурей (бурелом)
6.
Летательный аппарат для перевозки людей (самолет)
7.
Огнестрельное оружие (пулемет)
Подведение
итогов, подсчитывание ягодок. Победившей команде присваивается звание
«Умнички».
Учитель:
Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы
вы сегодня оценили работу своих одноклассников (Всем детям предлагается на листочках
написать имена своих партнеров по команде и поставить оценки, которые, по их
мнению, сегодня заслужили ребята. Учитель при выставлении оценок учитывает
мнения учеников)
Сообщение
и объяснение домашнего задания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.