Инфоурок Литература КонспектыУрок по русскому языку на тему "Состав слова"(5 класс)

Урок по русскому языку на тему "Состав слова"(5 класс)

Скачать материал

План-конспект урока русского языка (5 класс)

Тема: «Состав слова. Словообразование. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление

Педагогические технологии: - игровая технология; - проблемное обучение; - групповая технология

Оборудование: - раздаточный материал; - карточки

Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок- прогулка по полянкам знаний. И на этих полянках мы будем собирать ягоды- клубнички(бумажные). Кто больше ягод насобирает, тому мы присвоим почетное звание «Умнички».

(класс делится на группы)

Отгадайте загадку и поймете, какую тему мы с вами будем повторять и закреплять, гуляя по полянкам:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.

(морфемика)

А из каких частей состоит слово? Дома вы повторяли все части слова, теперь проверим, готовы ли вы к уроку.

3. 1 полянка- Разминочная ( за каждый верный ответ выдается ягодка).

а) Вопросы: Что такое окончание? Как найти его в слове?

Каждой группе дается задание: выделить окончания в словах, объяснить свой выбор.

1 группа: интересного, дрожь, купите, весело

2 группа: веселой, карандаш, решишь, дружно

б) Вопрос: Что такое основа слова? Какие морфемы входят в основу слова?

Каждой группе дается задание: выделить основу слова в словах, объяснить свой выбор.

1 группа: шкаф, любишь, окно, хорошо

2 группа: стулья, щенок, помогаете, интересно

в) Задание: докажите, что приставка и суффикс являются значимыми частями слова(1 группа-о суффиксе, 2 группа- о приставке)

Выделите приставки и суффиксы в словах, объясните их значение.

1 группа: преотличный, котята, въехал

2 группа: выбежал, медвежонок, приколоть

г) Задание: придумайте и запишите однокоренные слова с корнем –говор-. Какая группа придумает больше слов?

Образец: проговорить, заговорить, уговорить, говорить, говорение и т.д.

Подсчитываем, у какой команды больше ягодок.

3.     2 поляна- Соревновательная (за каждый верный ответ выдается ягодка)

а)Учитель: Ребята, кто-то забыл на полянке конверты, а я нашла и посмотрела, что в них. В каждом из них листок с загадкой и задание для вас. Вы должны выписать из текста загадки слова, состав которых соответствует схемам, нарисованным на этих же листочках. Но вначале мы с вами отгадаем загадку:

На окне стоит горшок,

А в горшке растет цветок,

Посмотреть- не разберешь:

Не растение, а еж.

(кактус)

Кто быстрее и больше выпишет слов, соответствующих схемам?

Образец: окне, стоит, растет (корень, окончание, основа)

цветок, растение (корень, суффикс, окончание, основа)

посмотреть (приставка, корень, суффикс, суффикс, основа)

разберешь (приставка, корень, окончание, основа)

б) Учитель: Ребята, какие в загадке слова с необычными корнями вы увидели?( корни с чередующимися гласными: растет, разберешь, растение)

А какие еще корни с чередующимися гласными вы помните?(дети называют корни, примеры-слова с этим корнями, проговаривают правила, учитель показывает карточки с чередующимися корнями)

Подсчитываем, у какой команды больше ягодок.

4.     3 поляна- Сообразительная ( за каждый верный ответ выдается ягодка)

а) На поляне кто-то рассыпал орехи. Внутри каждого из них три листочка, на каждом листочке написано слово. Но одно из этих трех слов лишнее. Какое?

Задание: найдите «третье лишнее» слово и объясните свой выбор.

1 группа- пот, потолок, потливый

2 группа- море, морщины, морской

1 группа- боль, больница, большой

2 группа- водить, вода, подводник

б) Определите способы образования данных слов:

1 группа: лесоруб (сложение)

водопроводчик (суфф.)

переход (бессуфф.)

перепрыгнуть (прист.)

МГУ (сложносокращ.)

2 группа: пароходная (суфф.)

пчеловод (сложение)

отъехать (прист.)

кресло-кровать (сложение слов)

заход (бессуфф.)

Подведение итогов, подсчет ягодок.

5.     4 поляна- Находчивая (за каждый верный ответ выдается ягодка)

Учитель: А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова. Кто первый справится с заданием- поднимите руку.

А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

Суффикс возьмите из слова «обращение».

Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)

Подведение итогов, подсчитывание ягодок.

6.     5 поляна- Логика.

Учитель: Ребята, на этой поляне мы с вами должны будем решить кроссворд. Все слова в этом кроссворде сложные с соединительной гласной «О».

 

1

 

с

 

2

11

 

а

 

3

 

м

 

4

 

о

 

5

 

л

 

6

 

ё

 

7

 

т

1.     Специалист по разведению садов (садовод)

2.     Локомотив с паровым двигателем (паровоз)

3.     Канал для вывода дыма из печи в трубу (дымоход)

4.     Русская народная игра-пляска (хоровод)

5.     Лес, поваленный бурей (бурелом)

6.     Летательный аппарат для перевозки людей (самолет)

7.     Огнестрельное оружие (пулемет)

Подведение итогов, подсчитывание ягодок. Победившей команде присваивается звание «Умнички».

Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников (Всем детям предлагается на листочках написать имена своих партнеров по команде и поставить оценки, которые, по их мнению, сегодня заслужили ребята. Учитель при выставлении оценок учитывает мнения учеников)

Сообщение и объяснение домашнего задания.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Состав слова"(5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Так как данный урок относится к уроку повторения, в качестве предварительной подготовки ученикам предлагается повторить теоретические сведения, выполнить упражнение из учебника, направленное на определение значения конкретных слов. Также ученикам может быть предложен поиск многозначных и однозначных слов с помощью словаря.Цели:1.Повторить особенности употребления ряда слов в прямом и переносном значении.2.Воспитывать умение грамотно употреблять в устной и письменной речи слова не только в прямом, но и в переносном значении.3.Развивать у учащихся грамотную речь, расширять словарный запас.Оборудование: учебник, детские картинки-карикатуры, на которых переносное значение слова изображалось бы как прямое (например, светящийся мальчик, девочка, у которой горят щеки и т.д.), распечатка теоретического грамматического материала. Тип урока: применение и совершенствования знаний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.05.2020 171
    • DOCX 19.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеенко Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65778
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе