5
класс. Русская речь. 13.10. 2014 г.
Тема:
Прямое и переносное значение слов
Цель:
Познакомить учащихся с прямым и
переносным лексическим значением слова, формировать умение находить в тексте
слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном
значении.
Ход урока:
1)
Орг момент
слово, кроме своего прямого значения,
может иметь еще и другое,
переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и
переносное значение слова»
(запись в тетрадях).
2) Запись на доске:
железные гвозди, железное здоровье.
Объяснение учащихся: В словосочетании
железные гвозди прилагательное обозначает - «сделанный из железа», а в
словосочетании железное здоровье это прилагательное обозначает - «крепкий,
сильный». ---- Почему одно и тоже
слово железный употребляется в этих как
будто бы далеких друг от друга значениях?
- Вещи из железа прочные, крепкие.
Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое
здоровье.
Учитель: Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось
переносное значение. И тема нашего урока
…
3) Запись
словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащимся):
золотое кольцо, золотое слово
4) Вопрос к классу: В каких
словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном
значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень
ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании «золотое»
обозначает «очень хорошее, ценное как золото». В этом случае наименование
признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова
и золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое
значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).
Вывод: Слово, кроме своего прямого
значения, может иметь еще и другое,
переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и
переносное значение слова».
5) Вопрос к
классу: А в каком значении употреблено это слово в словосоче- тании
золотые руки?
(Переносное значение «золотые», т. е,
которые все делают умело, искусно любую работу).
6) Учитель: Послушайте очень
интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:
Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете.
7) Информация о
толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)
9) Информация об использовании
слов с переносным значением в художественных произведениях. (Сведения из
учебника).
10) Выполнить упр.4
11) Учитель: Слова с переносным
значением делают яркой, выразительной не только поэтическую речь, но и
прозаическую.
12) Обратимся к
упр.6.
а) Чтение текста.
Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять
прямое и переносное значение слова.
13) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
14) Подведем итоги урока.
Вопросы к классу:
а) Чем переносное значение отличается от
прямого?
б) Для чего используются слова с
переносным значением в речи?
24) Домашнее задание:
Теоретические сведения на стр. 43, упр.7
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Задание:
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то
пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая
песня согрела нас в пути.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.