Инфоурок Литература КонспектыУрок по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов"(6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов"(6 класс)

Скачать материал

 5 класс. Русская речь. 13.10. 2014 г.

Тема: Прямое и переносное значение слов

 Цель: Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова, формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

                                                    Ход урока:

1)    Орг момент

 слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

(запись в тетрадях).

2) Запись на доске:

железные гвозди, железное здоровье.

Объяснение учащихся: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает - «сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное обозначает -  «крепкий, сильный».                                    ---- Почему одно и тоже слово железный употребляется в этих как будто бы далеких друг от друга значениях?

- Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье.                                                                Учитель: Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось

переносное значение. И тема нашего урока …

3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащимся):

золотое кольцо, золотое слово

4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото». В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).

 Вывод: Слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова».

5) Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосоче- тании золотые руки?

(Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно любую работу).

6) Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:

Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете.

7) Информация о толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)

9) Информация об использовании слов с переносным значением в художественных произведениях. (Сведения из учебника).

10) Выполнить упр.4

11) Учитель: Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только поэтическую речь, но и прозаическую.

12) Обратимся к упр.6.

а) Чтение текста.

 Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова.

13) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

14) Подведем итоги урока.

Вопросы к классу:

а) Чем переносное значение отличается от прямого?

б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?

24) Домашнее задание:

Теоретические сведения на стр. 43, упр.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов"(6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Так как данный урок относится к уроку повторения, в качестве предварительной подготовки ученикам предлагается повторить теоретические сведения, выполнить упражнение из учебника, направленное на определение значения конкретных слов. Также ученикам может быть предложен поиск многозначных и однозначных слов с помощью словаря.Цели:1.Повторить особенности употребления ряда слов в прямом и переносном значении.2.Воспитывать умение грамотно употреблять в устной и письменной речи слова не только в прямом, но и в переносном значении.3.Развивать у учащихся грамотную речь, расширять словарный запас.Оборудование: учебник, детские картинки-карикатуры, на которых переносное значение слова изображалось бы как прямое (например, светящийся мальчик, девочка, у которой горят щеки и т.д.), распечатка теоретического грамматического материала. Тип урока: применение и совершенствования знаний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 653 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.04.2020 192
    • DOCX 18 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игнаткевич Владимир Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84409
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 321 человек из 64 регионов

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 21 региона

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов