Цели:
1) Образовательная: научить уч-ся использовать и выделять в речи имена прилагательные,
обобщить морфологические знания уч-ся об имени прилагательном как части
речи.
Оборудование: учебник,
компьютер, карточки со стих-ем, толковый словарь, дерево, облака,
Ход урока:
1. Психологический настрой. Медитация
-прикройте глазки и мысленно произнесите:
«Я внимателен, я хорошо думаю,
я сосредоточен, догадлив,
сообразителен и уверен в себе»
-откройте глаза. Я желаю вам успеха!
2. Сообщение целей
урока
- Сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать изученное об имени
прилагательном. А главная задача: понять особенности имени прилагательного.
- В конце урока вам предстоит ответить на 14 вопросов. А сделать мы это
сможем, если будете работать дружно.
-Запишем число,
классная работа_______________________________________
3.Минутка чистописания.(на облачках)
-ая;- яя;- ий;- ый;
- ое; - ее;- ие;- ой;- ые.
- Что вы можете
сказать о записях на облаках ?
-А как вы определили, что это именно окончания?
-Можно ли их объединить в группы? ( родовые окончания – ж.р, м.р., ср.р.)
- Что вы можете сказать об окончаниях имен прилагательных?(бывают ударными
и безударными)
-Пропишите эти окончания через запятую: ж.р., м.р., ср.р.
4. Проверка
пройденного материала. « Игра с текстом».
- Прочитайте небольшой текст. Какая часть речи поможет нам украсить этот
авторский текст?
Пригрело (весеннее)
солнце. На (лесной) полянке начал таять (рыхлый) снег. С (крутого) пригорка
побежал (говорливый) ручеёк.
(Г. Скребицкий)
- В какое время
года можно это наблюдать? (весна)
- (фронтальная работа)
-найдите имена прилагательные в тексте, выделите окончания, определите род
и падеж.
-давайте сделаем синтаксический разбор 2и 3 предложений. (1в- 2предл,
2в-3предл)
-Итак, как зависит прилагательное от существительного?
ВЫВОД: (
Прилагательное в предложениях стоят в том же роде, числе и падеже, что и
существительное)
5. Работа в группах
( задание на карточках)
- Вставьте пропущенные окончания , определите падеж прилагательных, найдите
лишнее словосочетание.
Родник
В глуши лесн…, в глуши зелен…,(П.п)
Всегда тенист… и сыр…(П.п)
В крут… овраге под горой (П.п)
Бьёт из камней родник студён… (И.п)
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальн… клубами (Т.п)
( И.Бунин)
-Какое словосочетание
на ваш взгляд лишнее? (хрустальными клубами)
-Почему? (мн.ч.)
- Итак, что можно сказать о прилагательных во мн.ч.?( по родам не
изменяются, но можно изменить по падежам, бывают с мягким и твердым согласным
на конце основы, окончания бывают ударными и безударными)
6.Физминутка
(музыка)
7. Самостоятельная
работа
- Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с
греческого языка?
«Эпитет»
-Что же такое эпитет? (образное сравнение, описание)
- Предлагаю выполнить упражнение №214 с.59 сам-но , найти эпитеты и
выписать их из текстов.( здесь 3 текста, разделим его по рядам)
8.Словообразование.
- от каких частей речи образовались эти прилагательные?
-разберите несколько слов по составу. ( у доски)1-ряд-пёстрая, 2-ряд
–сладкий, 3-ряд- утреннего.
- при помощи чего образуются? (суффиксов) (если будет время)
-чем похожи основы существительных и прилагательных? ( корнем)
9.Итог урока
- Весь урок вы хорошо мне помогали, но наша экспертная комиссия (Женя и
Вероника) помогут мне подвести итог урока. Кто ответит правильно на мои
вопросы, тот успешно справился с задачей урока.
Работа в парах( у
каждой пары на зеленом листике написан вопрос. Нужно одеть дерево
)Получится небольшой рассказ о имени прилагательном.
П. 1.Что такое
прилагательное? (ч.р., …)
Р. 2.Как изменяются
имена прилагательные?( по родам, числам, падежам)
И 3.Чем является
прилагательное в предложении?( определением)
Л 4.От какой части
речи зависит прилагательное?( от существительного)
А 5.Что обозначает
прилагательное?( признак предмета)
Г 6.каким членом
предложения является имя прилагательное??(второстепенным)
А 7.Какие окончания
имеют прилагательное?(….)
Т 8.Как определить
падеж прилагательного?(по падежу существительного.)
Е 9.Как правильно
написать безударное окончание прилагательного?( задать вопрос)
Л 10.Какую
смысловую нагрузку несут имена прилагательное в речи?
(описыв.предметы, делают их более яркими)
Ь 11.Как подчеркиваем
прилагательное в предложении?(волнистой линией)
Н 12.Что означает
слово прилагательное в переводе с греческого ?(эпитет)
О 13.Как образуются
прилагательное? (от существительных, наречий с помощью ^)
Е 14.Можно ли
прилагательное разобрать по составу?
10. В каком типе
текста используются прилагательные больше всего? (текст описания)
(буквы на
карточках, а с обратной стороны вопрос.)
- Слово экспертной
группе:…..
11. Домашнее задание : подготовиться к зачету по этой теме сборник
с.163-165, уровень 2,3
12. Рефлексия
* Перед вами
лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?
Хочу знать больше
Хорошо, но могу
лучше.
Пока испытываю
трудности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.