Тема урока: Число имён
существительных.
Цель: Создание
условий для закрепления знаний об изменении имён существительных по числам.
Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека.
Проблема урока: имена существительные
изменяются по числам, неизменяемые
имена существительные.
Задачи урока :
Личностные:
- мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев
успешности учебной деятельности;
- формирование социальной роли ученика.
Метапредметные:
- формулировать и удерживать учебную
задачу;
Предметные:
- определять число имён
существительных;
- различать имена существительные в
единственном и во множественном
числе;
- изменять имена существительные по
числам;
- употреблять в речи единственное и
множественное число имён
существительных.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять грамматический признак
имён существительных – число;
- изменять имена существительные по
числам;
- совершенствовать навык правописания
слов с изученными орфограммами.
Метапредметные:
- использовать специальную терминологию,
отделять главное от
второстепенного, использовать
правила для подтверждения своей позиции;
- работать с разными видами
информации, представленными в текстовой
форме, с правилами, с
дидактическими иллюстрациями.
- уметь высказывать своё
предположение на основе работы с материалом
учебника.
Личностные:
- сотрудничать с одноклассниками при
выполнении учебной задачи;
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг
друга.
Технологии, методы: работа в
парах, фронтальная работа, индивидуальная
работа, физкультминутка.
Средства (ресурсы, учебник и учебные
пособия, оборудование):
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский
язык», 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.
Ход урока:
I Организационный
момент.
Проверка
готовности. Настрой учащихся на работу.
На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в
тетрадь
За урок поставил
«пять».
II Словарная
работа.
1.
- Отгадайте загадку:
Что
за Мастер? Крепкий Мастер!
Полено
развалил на части.
Стальная
Голова
Поколола
нам дрова.
И
в деревнях до сих пор
Мастер
славится … (топор)
-
Рассмотрите рисунок. Что такое топор? (орудие, инструмент для рубки и
тесания, состоит из рукоятки, лезвия и обуха)
-
Подберите родственные слова к слову топор. Поставьте ударение.
ТОПОР, ТОПОРик, ТОПОРище.
-
Что обозначают эти слова? (топорик – это маленький топор, топорище – это
большой топор)
-
Прочитайте с выделением корней.
-
Как пишутся безударные гласные в корне топор? ( безударные гласные в
корне
пишутся одинаково)
2.
Работа по учебнику (упр. 112 с. 64)
-
Прочитайте с выделением корней.
Без
ТОПОРа по ДРОВа не ХОДят.
КРЕПкую
ДРУЖбу и ТОПОРом не разРУБишь.
-
Объясните смысл пословиц. Когда так говорят? (Не берись за то, к чему не готов,
не подготовлен. Настоящей, хорошей дружбе не страшны любые испытания)
-
Спишите с выделением корней.
-
Укажите над именами существительными число.
Взаимопроверка.
(топор – ед.ч., дрова – мн.ч., дружба – ед.ч., топор – ед.ч. )
III Актуализация
знаний и мотивация учебной деятельности.
1.
- Прочитайте текст, записанный на доске с выделением корней имён
существительных. Определите число имён существительных.
У
меня есть ТОВАРИЩ. Мы с ТОВАРИЩем любим играть. Вот МЯЧ, а вот
СКАКалка.
Нам весело.
-
Почему эти существительные стоят в единственном числе? (они обозначают один
предмет)
-
Поставьте имена существительные во множественное число. Прочитайте
получившийся текст с выделением корней.
У
меня есть ТОВАРИЩи. Мы с ТОВАРИЩами любим играть. Вот МЯЧи, а вот
СКАКалки.
Нам весело.
-
Почему эти существительные стоят во множественном числе? (они обозначают
много предметов)
IV Формулирование
проблемы, планирование деятельности.
-
Сформулируйте тему нашего урока. (имя существительное)
-
Как вы думаете, что мы должны повторить? (единственное и множественное
число имён существительных)
V Включение
в систему знаний и повторение. Работа с учебником.
1.
Упр. 109 (с. 63)
-
Прочитайте с выделением корней.
СОСНа,
ТРАВа, ДЕРЕВо, ПИСЬмо, ПЧЕЛа.
ДРОЗДы,
ХЛЕБа, ГРАЧи, МОРя, ГРИБы.
-
В каком числе стоят имена существительные? Почему? (1-я строчка – в ед.ч.,
обозначают один предмет, 2-я строчка – во мн.ч., обозначают много предметов)
-
Подберите проверочные слова путём изменения формы слова.
-
Запишите с выделением корней по образцу. (работа в тетрадях и на доске)
СОСНы
– СОСНа, ТРАВы – ТРАВа, ДЕРЕВЬя – ДЕРЕВо, ПИСЬма – ПИСЬмо,
ПЧЁЛы
– ПЧЕЛа.
ДРОЗД
– ДРОЗДы, ХЛЕБ – ХЛЕБа, ГРАЧ – ГРАЧи, МОРе – МОРя, ГРИБ –
ГРИБы.
- Прочитайте
записанные пары слов с выделением корней.
- Какое
правило нужно знать, чтобы правильно написать корень? (правило о
безударных
гласных)
-
Как проверить безударную гласную в корне?
-
Какой вывод можно сделать? (корни пишутся одинаково независимо от числа
имён существительных)
Физкультминутка.
Ветер сильно
вдруг подул,
Листья
с дерева смахнул.
Закружились
листья все,
Прилетели
все к земле.
2.
упр. 110 (с.63) Устное выполнение.
-
Прочитайте про себя.
-
В каком числе стоят имена существительные? Почему? ( во мн.ч., обозначают
много предметов)
-
По какому признаку имена существительные распределены на две группы?
(1-я строчка – одушевлённые, 2-я строчка – неодушевлённые имена
существительные)
-
Подберите к этим словам имена существительные в единственном числе.
Прочитайте слова парами с выделением корней.
ЛЕБЕДи
– ЛЕБЕДЬ, ГОЛУБи – ГОЛУБЬ, ЛЬВы – ЛЕВ, ЕЖи –ЁЖ, ЕРШи – ЁРШ,
КРОТы
– КРОТ.
ШАЛАШи
– ШАЛАШ, ОСТРОВа – ОСТРОВ, СУГРОБы – СУГРОБ, расСКАЗы –
расСКАЗ,
УТЮГи – УТЮГ, ШКАФы – ШКАФ.
-
Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать корни? ( правило о
безударных гласных, правило о парных согласных)
-
Как проверить безударную гласную в корне? Приведите примеры из упражнения.
(ёж – ежи, ёрш – ерши, крот- кроты, шкаф – шкафы, шалаш – шалаши, остров –
острова)
-
Как проверить парную согласную в корне? Приведите примеры из упражнения.
VI Открытие
нового знания. Наблюдение за изменением имён существительных
числам.
1.
Игра «Один – много»
- Что обозначают эти имена существительные? (один предмет)
ПОЛе, ПЕРо, СТРАНа, ЯДРо, ВОЛНа, ЛИСа, ПАЛЬТО, ДОБРота.
- Существительные, обозначающие один предмет, употребляются в единственном
числе. Они имеют окончания -а, -е, -о, -я, нулевое.
- Образуйте от данных имён существительных множественное число. Прочитайте
слова парами с выделением корней.
ПОЛе – ПОЛя, ПЕРо – ПЕРЬя, СТРАНа – СТРАНы, ЯДРо – ЯДРа, ВОЛНа –
ВОЛНы, ЛИСа – ЛИСы.
-
Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет)
-
Что вы можете сказать про слова пальто, доброта? ( не изменяются по
числам, имеют только единственное число)
-
Что обозначают эти имена существительные? (много предметов)
ГЛАЗа, ДВОРы, СТОЛы, ДОЖДи, СНЕГа, ЩИПцы, КАНИКУЛы, ЧЕРНила.
-
Существительные, обозначающие много предметов, употребляются во
множественном числе. Они имеют окончания -и, -ы, -а, -я.
-
Образуйте от данных имён существительных единственное число. Прочитайте
слова парами с выделением корней.
ГЛАЗа
– ГЛАЗ, ДВОРы – ДВОР, СТОЛы – СТОЛ, ДОЖДи – ДОЖДЬ, СНЕГа –
СНЕГ.
-
Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет)
-
Что вы можете сказать про слова щипцы, каникулы, чернила? (не
изменяются по
числам, имеют только множественное число)
2.
Чтение в учебнике рубрики «Обратите внимание» (с.64)
Физкультминутка.
Потрудились
– отдохнём,
Встанем,
глубоко вздохнём.
Руки в
стороны, вперёд,
Влево,
вправо поворот.
Три наклона,
прямо встать,
Руки вниз и
вверх поднять.
Руки плавно
опустили,
Всем улыбки
подарили.
VII Включение
в систему знаний и повторение. Работа с учебником.
Упр.
111 (с.64)
- Прочитайте слова про себя.
- Запишите слова в три столбика: в1-й – имена существительные, которые
изменяются по числам; во 2-й – существительные, которые употребляются в
единственном числе; в 3-й – существительные, которые употребляются во
множественном числе. Корни выделить. ( 3 ученика работают у доски,
остальные в тетрадях)
ТЕТРАДЬ
СОЛНце САНки
ДОСКа
САХАР НОЖницы
ТОРТы
МОЛОКо ОЧки
СТАКАНы
МЕТРО ВЕСы
БАНТы
ТВОРОГ
СНЕЖинка
ГЕРБы
-
Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет)
-
В какой столбик запишем слова ПАЛЬТО, ДОБРота? ( во 2-й, так как
употребляются только в единственном числе)
-
В какой столбик запишем слова ЩИПцы, КАНИКУЛы, ЧЕРНила? ( в 3-й, так как
употребляются только во множественном числе)
VIII Обобщение
изучаемого на уроке и введение его в систему ранее
усвоенных знаний и умений.
-
Прочитайте предложение с выделением корней.
Без
СПОРТа нет СИЛЫ, а без ОВОЩей ЗДОРОВЬя.
-
Назовите имена существительные в начальной форме. (СПОРТ, СИЛа, ОВОЩи,
ЗДОРОВЬе)
-
Что вы можете рассказать об этих именах существительных? (Существительные
спорт, сила, здоровье употребляются только в единственном числе, а
существительное овощи употребляется и в ед.ч. и во мн.ч. – овощи –
овощ)
Запись
предложения под диктовку с выделением корней.
IX Рефлексия
деятельности (итог урока).
- Чем
отличаются имена существительные в единственном числе от имён
существительных во множественном числе? (обозначают разное количество
предметов,
имеют разные окончания)
- Какие
правила письма нам пришлось вспомнить, чтобы правильно написать
имена
существительные? (правило о безударных гласных, правило о парных
согласных)
- Приведите
примеры существительных, которые употребляются только в
единственном числе, только во множественном числе.
- Продолжите
предложения:
- На уроке я
узнал …
- На уроке я
сумел …
- Грабли,
шорты, макароны, сливки – это …
- Самара,
смелость, кофе, какао – это …
- Какое
задание показалось трудным?
- Какое
задание было интересно выполнять?
- Оцените свою
работу на уроке.
X Домашнее
задание. Упр. 110 (с.63)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.