Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по русскому языку на тему "Число имён существительных" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Число имён существительных" (2 класс)

Скачать материал

Тема урока:  Число имён существительных.

 

Цель: Создание  условий для закрепления знаний  об изменении имён существительных по числам.  Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Проблема урока: имена существительные изменяются по числам, неизменяемые

имена существительные.

 

Задачи урока :

Личностные:

     - мотивация учебной деятельности;

     - самооценка  на основе критериев успешности учебной  деятельности;

     - формирование социальной роли ученика.

Метапредметные:

     - формулировать и удерживать учебную задачу;

Предметные:

     - определять число имён существительных;

     - различать имена существительные в единственном и во множественном                

       числе;

     - изменять имена существительные по числам;

     - употреблять в речи единственное и множественное число имён

       существительных.

Планируемые результаты:

Предметные:

     - определять грамматический признак имён существительных – число;

     - изменять имена существительные по числам;

     - совершенствовать навык правописания слов с изученными орфограммами.

Метапредметные:

     - использовать специальную терминологию, отделять главное  от

       второстепенного,  использовать  правила для подтверждения своей позиции;

     - работать с разными  видами информации, представленными в текстовой

       форме, с правилами,  с дидактическими иллюстрациями.

     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом

       учебника.

Личностные:

     - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

       соответствии с задачами и условиями коммуникации;

     - уметь слушать и понимать речь друг друга.

 

Технологии, методы: работа в парах, фронтальная  работа, индивидуальная

работа,  физкультминутка.

Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык», 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.

 

Ход урока:

I Организационный момент.

Проверка готовности. Настрой учащихся на работу.

 

На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «пять».

II Словарная работа.

1.  - Отгадайте загадку:

 

Что за Мастер? Крепкий Мастер!

Полено развалил на части.

Стальная Голова

Поколола нам дрова.

И в деревнях до сих пор

Мастер славится … (топор)

 

- Рассмотрите  рисунок.  Что такое топор? (орудие, инструмент для рубки и

  тесания, состоит из рукоятки, лезвия и обуха)

- Подберите родственные слова к слову топор. Поставьте ударение.

  ТОПОР, ТОПОРик, ТОПОРище.

- Что обозначают эти слова? (топорик – это маленький топор, топорище – это

  большой топор)

- Прочитайте с выделением корней.

- Как пишутся  безударные гласные в корне топор? ( безударные гласные в корне

  пишутся одинаково)

2. Работа по учебнику (упр. 112 с. 64)

- Прочитайте с выделением корней.

 

Без ТОПОРа по ДРОВа не ХОДят.

КРЕПкую ДРУЖбу и ТОПОРом не разРУБишь.

 

- Объясните смысл пословиц. Когда так говорят? (Не берись за то, к чему не готов,

  не подготовлен. Настоящей, хорошей дружбе не страшны любые испытания)

- Спишите с выделением корней.

- Укажите над именами существительными число.

Взаимопроверка. (топор – ед.ч., дрова – мн.ч., дружба – ед.ч., топор – ед.ч. )

 

III Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

1. - Прочитайте текст, записанный на доске с выделением корней имён

      существительных. Определите число имён существительных.

 

У меня есть ТОВАРИЩ. Мы с ТОВАРИЩем любим играть. Вот МЯЧ, а вот

СКАКалка. Нам весело.

 

- Почему эти существительные стоят в единственном числе? (они обозначают один

  предмет)

- Поставьте имена существительные во множественное число. Прочитайте

  получившийся текст с выделением корней.

 

У меня есть ТОВАРИЩи. Мы с ТОВАРИЩами любим играть. Вот МЯЧи, а вот

СКАКалки. Нам весело.

 

- Почему эти существительные стоят во множественном числе? (они обозначают

  много предметов)

IV Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Сформулируйте тему нашего урока. (имя существительное)

- Как вы думаете, что мы должны повторить? (единственное и множественное

  число имён существительных)

V Включение в систему знаний и повторение. Работа с учебником.

1. Упр. 109 (с. 63)

- Прочитайте с выделением корней.

 

СОСНа, ТРАВа, ДЕРЕВо, ПИСЬмо, ПЧЕЛа.

ДРОЗДы, ХЛЕБа, ГРАЧи, МОРя, ГРИБы.

 

- В каком числе стоят имена существительные? Почему? (1-я строчка – в ед.ч.,

  обозначают один предмет, 2-я строчка – во мн.ч., обозначают много предметов)

- Подберите проверочные слова путём изменения формы слова.

- Запишите с выделением корней по образцу. (работа в тетрадях и на доске)

 

СОСНы – СОСНа, ТРАВы – ТРАВа, ДЕРЕВЬя – ДЕРЕВо, ПИСЬма – ПИСЬмо,

ПЧЁЛы – ПЧЕЛа.

ДРОЗД – ДРОЗДы, ХЛЕБ – ХЛЕБа, ГРАЧ – ГРАЧи, МОРе – МОРя, ГРИБ –

ГРИБы.

 

    - Прочитайте записанные пары слов с выделением корней.

    - Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать корень? (правило о

      безударных гласных)

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Какой вывод можно сделать? (корни  пишутся одинаково независимо от числа

  имён существительных)

 

Физкультминутка.

     Ветер сильно вдруг подул,

Листья с дерева смахнул.

Закружились листья все,

Прилетели все к земле.

 

2. упр. 110 (с.63) Устное выполнение.

- Прочитайте  про себя.

- В каком числе стоят имена существительные? Почему?  ( во мн.ч., обозначают

  много предметов)

- По какому признаку имена существительные распределены на две группы?

  (1-я строчка – одушевлённые, 2-я строчка – неодушевлённые имена

  существительные)

- Подберите к этим словам имена существительные в единственном числе.

  Прочитайте слова парами с выделением корней.

 

ЛЕБЕДи – ЛЕБЕДЬ, ГОЛУБи – ГОЛУБЬ, ЛЬВы – ЛЕВ, ЕЖи –ЁЖ, ЕРШи – ЁРШ,

КРОТы – КРОТ.

ШАЛАШи – ШАЛАШ, ОСТРОВа – ОСТРОВ, СУГРОБы – СУГРОБ, расСКАЗы –

расСКАЗ, УТЮГи – УТЮГ, ШКАФы – ШКАФ.

 

- Какое правило нужно знать, чтобы правильно  написать корни? ( правило о

  безударных гласных, правило о парных согласных)

- Как проверить безударную гласную в корне? Приведите примеры из упражнения.

  (ёж – ежи, ёрш – ерши, крот- кроты, шкаф – шкафы, шалаш – шалаши, остров –

   острова)

- Как проверить парную согласную в корне? Приведите примеры из упражнения.

 

VI  Открытие нового знания. Наблюдение за изменением имён существительных

       числам.

 1. Игра «Один – много»

  - Что обозначают эти имена существительные? (один предмет)

 

  ПОЛе, ПЕРо, СТРАНа, ЯДРо, ВОЛНа, ЛИСа, ПАЛЬТО,  ДОБРота.

 

  - Существительные, обозначающие один предмет, употребляются в единственном

    числе. Они имеют окончания  -а, -е, -о, -я, нулевое.

  - Образуйте от данных имён существительных множественное число. Прочитайте

    слова парами с выделением корней.

 

   ПОЛе – ПОЛя, ПЕРо – ПЕРЬя, СТРАНа – СТРАНы, ЯДРо – ЯДРа, ВОЛНа –

   ВОЛНы, ЛИСа – ЛИСы.

 

 - Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет)

 - Что вы можете сказать про слова  пальто, доброта? ( не изменяются по

    числам, имеют только единственное число)

 - Что обозначают эти имена существительные? (много предметов)

 

   ГЛАЗа, ДВОРы, СТОЛы, ДОЖДи, СНЕГа, ЩИПцы, КАНИКУЛы, ЧЕРНила.

 

 - Существительные, обозначающие много предметов, употребляются во

   множественном числе. Они имеют окончания -и, -ы, -а, -я.

 - Образуйте от данных имён существительных единственное число. Прочитайте

   слова парами с выделением корней.

 

 ГЛАЗа – ГЛАЗ, ДВОРы – ДВОР, СТОЛы – СТОЛ, ДОЖДи – ДОЖДЬ, СНЕГа –

 СНЕГ.

 

- Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет)

- Что вы можете сказать про слова  щипцы, каникулы, чернила? (не изменяются по

  числам, имеют только множественное число)

2. Чтение в учебнике рубрики «Обратите внимание» (с.64)

Физкультминутка.

      Потрудились – отдохнём,

      Встанем, глубоко вздохнём.

      Руки в стороны, вперёд,

      Влево, вправо поворот.

      Три наклона, прямо встать,

      Руки вниз и вверх поднять.

      Руки плавно опустили,

      Всем улыбки подарили.

VII Включение в систему знаний и повторение. Работа с учебником.

  Упр. 111 (с.64)

  - Прочитайте слова про себя.

  - Запишите слова в три столбика: в1-й – имена существительные, которые

    изменяются по числам; во 2-й – существительные, которые употребляются в

    единственном числе; в 3-й – существительные, которые употребляются во

    множественном числе. Корни выделить. ( 3 ученика работают у доски,

    остальные в тетрадях)

 

ТЕТРАДЬ                                 СОЛНце                                     САНки

ДОСКа                                      САХАР                                       НОЖницы

ТОРТы                                      МОЛОКо                                    ОЧки

СТАКАНы                                МЕТРО                                       ВЕСы

БАНТы                                      ТВОРОГ

СНЕЖинка

ГЕРБы

 

- Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет)

- В какой столбик  запишем слова ПАЛЬТО, ДОБРота? ( во 2-й, так как

  употребляются только в единственном числе)

- В какой столбик запишем слова ЩИПцы, КАНИКУЛы, ЧЕРНила? ( в 3-й, так   как

  употребляются только во множественном числе)

VIII Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее

     усвоенных знаний и умений.

- Прочитайте предложение с выделением корней.

 

Без СПОРТа нет СИЛЫ, а без ОВОЩей ЗДОРОВЬя.

 

- Назовите имена существительные в начальной форме. (СПОРТ, СИЛа, ОВОЩи,

  ЗДОРОВЬе)

- Что вы можете рассказать об этих именах существительных? (Существительные

   спорт, сила, здоровье употребляются только в единственном числе, а 

   существительное  овощи употребляется и в ед.ч. и во мн.ч. – овощи – овощ)

Запись предложения под диктовку с выделением корней.

 IX Рефлексия деятельности (итог урока).

    - Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён

       существительных во множественном числе? (обозначают разное количество

       предметов, имеют разные окончания)

    - Какие правила письма нам пришлось вспомнить, чтобы правильно написать

 имена существительные? (правило о безударных гласных, правило о парных

 согласных)

    - Приведите примеры существительных, которые употребляются только в

       единственном числе, только во множественном числе.

    - Продолжите предложения:

    - На уроке я узнал …

    - На уроке я сумел …

    - Грабли, шорты, макароны, сливки – это …

    - Самара, смелость, кофе, какао – это …

    - Какое задание показалось трудным?

    - Какое задание было интересно выполнять?

    - Оцените свою работу на уроке.

 X  Домашнее задание. Упр. 110 (с.63)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Число имён существительных" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка "Число имён существительных" - это урок закрепления нового материала. Учащиеся закрепляют знания об изменении имён существительных по числам, учатся определять число имён существительных, различать имена существительные единственного и множественного числа, употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Учащиеся научатся изменять имена существительные по числам, познакомятся с несклоняемыми именами существительными. Второклассники узнают, какие имена существительные имеют только единственное число, а какие - только множественное, научатся группировать имена существительные по группам в зависимости от числа (изменяются по числам, имеют только единственное число, имеют только множественное число). В каждом примере учащиеся выделяют корень слова, что способствует запоминанию написания имён существительных, подбирают проверочные слова.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.11.2020 1626
    • DOCX 27.9 кбайт
    • 102 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шапкова Альбина Назиповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шапкова Альбина Назиповна
    Шапкова Альбина Назиповна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 101257
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе