Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Алфавит" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Алфавит" (2 класс)

МБОУ «Центр образования № 2»



Конспект

открытого урока

по русскому языку

(2В класс)

Тема урока: «Алфавит»


Подготовила

учитель начальных классов:

Пашкова Юлия Викторовна


Тула, 2016 г.


Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс:

Дата проведения урока: 06.12.2016 г.

Учитель: Пашкова Юлия Викторовна

Тема: Алфавит

Тип урока

открытие нового знания

Цель деятельности

учителя

формирование необходимости знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах дея­тельности современного человека.

Планируемые

образовательные

результаты

образовательные:

  • совершенствовать знания алфавита;

  • развивать умение пользоваться алфавитом;

  • пополнять словарный запас учащихся

развивающие:

  • развивать устную и письменную речь;

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;

  • воспитывать у детей любовь к родному языку;

  • воспитывать чувство уважения и бережного отношения к историческому прошлому

Планируемые

метапредметные

результаты


личностные:

  • выражение положи­тельного отношения к процессу познания;

  • готовность и способ­ность к саморазви­тию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа;

  • доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к одноклассникам;

  • желание узнать новое;

  • нравственно-этиче­ская ориентация;

  • сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отра­жающих лично­стные и гражданские пози­ции в деятельности, социальные компе­тенции;

  • умение помогать друг другу;

  • умение сосредотачи­ваться;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формирование уста­новки на здоровый образ жизни

познавательные:

  • анализ и сравнение, установление при­чинно-следственных связей;

  • понимание учебного материала;

  • построение простей­ших моделей объек­тов и про­цессов;

  • анализ, синтез, обобщение, классификация;

  • структурирование ин­фор­мации, её ор­ганизация;

  • умение строить вы­сказывание;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;

  • осознание важности двига­тельной дея­тель­ности;

  • овладение умениями ор­гани­зовывать здо­ровьесбе­регающую жизнедеятель­ность

регулятивные:

  • организация места за­ня­тий в сотрудниче­стве с учите­лем;

  • осмысление поставлен­ной задачи при выпол­нении уп­ражнения;

  • умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для ее выполнения;

  • выбор действия в соответствии с по­ставленной задачей;

  • выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий);

  • прогнозирование результатов своей деятельности;

  • осуществление вза­имного контроля;

  • оценивание соб­ственных результатов полученных на уроке;

  • рефлексия своей дея­тельности

коммуникативные:

  • взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;

  • планирование учебного сотрудниче­ства с учителем и сверстниками;

  • прогнозирование последствий коллек­тивных решений;

  • умение выражать свои мысли;

  • умение проявлять ак­тивность в коллектив­ной деятельности

Межпредметные

связи

  • основы православной культуры;

  • литературное чтение;

Использование

современных образовательных технология

  • личностно-ориентированное обучение;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • электронные образовательные ресурсы;

Формы

обучения

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

Методы

обучения

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический.

Образовательные

ресурсы

Для учителя:

Т.Г.Рамзаева, учебник «Русский язык, 2 класс, часть 1, Москва, «Дрофа», 2010 г.

  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс, «Дрофа», 2010 г.

Для учащихся:

  • учебник;

  • словарь словарных слов;

  • рабочая тетрадь;

  • карточки

Оборудование

  • ноутбук учителя;

  • мультимедиа-проектор;

  • экран;

  • презентация к уроку, разработанная в программе Microsoft Power Point;





















Организационная структура урока


Этапы урока

Содержание учебного процесса

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел, встаньте около своих парт.

Ну-ка проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

  • приветствие уча­щихся;

  • проверка готов­ности учащихся к уроку;

  • создание условий для возникнове­ния у ученика внутрен­ней по­требности вклю­чения в учебную деятельность;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся



  • организация сво­его рабочего ме­ста;

  • приветствие учи­теля;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе



Личностные:

  • выражение положи­тельного отношения к процессу познания;

  • желание узнать новое;

  • умение сосредотачи­ваться;

Регулятивные:

  • организация места за­ня­тий в сотрудниче­стве с учите­лем;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудниче­ства с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация пробного действия

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в один сказочный город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если угадаете загадку.


Слайд 2

На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

- Кто же является жителями сказочного города?

- Правильно, это буквы. Сегодня мы отправимся в город Буквоград. Жители города приготовили для вас интересные задания. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

- А теперь мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на экран и представьте, что мы плывём на кораблях в Буквоград.

Слайд 3

Корабли по морю плыли

К чудо-городу спешили.

Ждали там давно гостей,

Чтобы стали вы умней.


- Вот мы и в городе, все жители-буквы встречают нас. (Учитель открывает плакат с буквами)

  • необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • организация диалога;

  • поддержка высокого уровня мотивации с использованием приёма смеще­ния мо­тива на цель;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;




  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • выполнение зада­ний, требующих творчества в со­держании работы, в способе учебной работы;

  • участие в диалоге с учителем.



Личностные:

  • готовность и способ­ность к саморазви­тию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа;

Регулятивные:

  • прогнозирование своей работы;

Познавательные:

  • умение строить вы­сказывание;

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли




3.

Выявление места и причины затруднения. Постановка учебных целей урока.

- Ребята, жители Буквограда приглашают нас в библиотеку, чтобы мы им помогли.

(Слайд 4 - беспорядок в библиотеке)

У них возникла проблема: они не могут найти нужную им книгу. Что нужно сделать, чтобы им помочь? (Расставить книги в алфавитном порядке).

- Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке)

- Запишите тему урока: Алфавит. Как по-другому можно назвать алфавит? Запишите рядом: Азбука. Эти слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но они одинаковые или близкие по смыслу.)

- Каковы же цели нашего урока-путешествия?

(слайд 5)

- Давайте теперь проверим ваше домашнее задание. Дома вы выполняли упр. 90 на стр. 52 (устно). Вы пересказывали текст о происхождении слов «алфавит» и «азбука». (Один ученик рассказывает на оценку).

- Алфавит гораздо старше аз­буки. В IX веке у славян (наших предков) азбуки не было, и славяне не имели соб­ственных букв.  И поэтому не было и пись­менности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.


Историческая справка учителя

- Сейчас я вам расскажу, откуда появилась наша азбука и почему её так называют.

- Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который создали в 863 году Кирилл и Мефодий.

В IX веке в Греции жили Кирилл и Мефодий – два брата, люди мудрые и очень образованные, они были учениками Иисуса Христа. (Слайд 6).

Кирилл и Мефодий по просьбе славянского князя приехали в Древнюю Русь, чтобы составить для наших предков-славян азбуку. Кирилл и Мефодий сначала создали глаголицу (первую славянскую азбуку) (Слайд 7), но буквы глаголицы были трудные для написания. Глаголица быстро исчезла из употребления. Тогда Кирилл м Мефодий создали вторую славянскую азбуку (кириллицу) на основе греческого алфавита. Так что наша азбука — «дочка» гре­ческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого языка, поэтому они и с виду на них похожи.

Новую старославянскую азбуку назвали кириллицей в честь Кирилла. (Слайд 8 – кириллица)

24 мая – День памяти Кирилла и Мефодия. В этот день проходит праздник славянской письменности и культуры.

При царе Петре I была реформа кириллица. Петр I убрал некоторые буквы из алфавита, некоторые упростил. Возникла азбука, которой и мы сейчас пользуемся.

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • создание проблемной ситуации;

  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;

  • чередование видов де­ятельности;

  • использование творческих домашних заданий развивающего характера








  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • самостоятельное решение проблемы;

  • участие в диалоге с учителем;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе.


Личностные:

  • нравственное-этиче­ская ориентация;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

  • знакомство с историей возникновения алфавита.

Регулятивные:

  • развитие умения формулировать цели урока с помощью учителя.


4.







































5.

Построение проекта выхода из затруднения





































Реализация построенного проекта

- Давайте сейчас по цепочке повторим буквы нашего алфавита.

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных букв? Сколько согласных букв?

- Какие буквы звуков не обозначают?

- Чем отличаются буквы от звуков?

- Давайте сейчас поможем жителям Буквограда расположить авторов книг в алфавитном порядке. Кто может назвать фамилию, имя, отчество этих авторов. (Слайд 9)

- Расскажите, как мы будем действовать. Давайте составим памятку «Как расположить слова в алфавитном порядке?». (устно)

Памятка «Как расположить слова в алфавитном порядке?» (слайд 10)

1) Назови первые буквы в словах.

2) Вспомни место этих букв в алфавите.

3) Запиши слова в алфавитном порядке по первой букве.

4) Если в словах первые буквы одинаковые, то назови вторые буквы в словах.

5) Запиши слова в алфавитном порядке по второй букве.

6) И т.д.












- Давайте, пользуясь памяткой, запишем названия авторов в алфавитном порядке.

(Названия авторов записаны на доске)

(Ученики проговаривают авторов по цепочке)

Взаимопроверка (слайд 11) (работа в парах)

- Книги в библиотеке расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Зачем нам ещё нужно знать алфавит? Где в повседневной жизни нам может пригодиться знание алфавита?

Вы побеседовали с родителями и узнали об использовании алфавита на их ра­боте и об использовании алфавита в повседневной жизни.

1-ый ученик:

- В словарях и энциклопедиях слова расположены в алфавитном порядке.

2-ой ученик:

- Телефоны людей в мобильном телефоне расположены в алфавитном порядке.

3-ий ученик:

- Моя мама работает в больнице. Она мне рас­сказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

4-ый ученик:

- У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рас­смотрели. Телефоны предприятий, различ­ных служб и учреждений расположены в ал­фавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.


- Ребята, благодаря вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита в повседневной жизни.

- Сейчас мы чуть-чуть отдохнём и проведём физминутку (слайд 12). Встаньте около своих парт. Давайте хором прочитаем небольшое стихотворение и выполним такие упражнения, повторяйте за мной:

Алфавит мы изучали,

Мы писали, мы читали,

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

(Дети с учителем выполняют наклоны вправо, влево, разминку для пальчиков)

- Теперь следующее задание физминутки «Покажи печатную букву своим телом» (Кто стоит в паре показывает букву М, Н; кто стоит один показывает букву Г, Р)















  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • фронтальный опрос учащихся;

  • оценка уровня построения алгоритма;

  • применение образо­вательных техноло­гий с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся















  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • оценка уровня вы­полнения проектов;

  • применение образо­вательных техноло­гий с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся;

  • организация взаимопроверки$

  • организация проведе­ния мероприятий, направленных на развитие двигательных навыков учащихся;

  • применение образо­вательные техноло­гии с учетом физиологических воз­можностей уча­щихся









  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • участие в коллективных формах работы;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;

  • выполнение зада­ний.






























  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • участие в групповых формах работы;

  • представление проекта и его защита;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;

  • выполнение зада­ний;

  • анализ причин своих успе­хов и неудач;

участие в меро­ приятие, направ­ленном на разви­тие двигательных навы­ков уча­щихся






Личностные:

  • умение помогать друг другу;

  • сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отра­жающих лично­стные и гражданские пози­ции в деятельности, социальные компе­тенции;

Регулятивные:

  • выбор действия в соответствии с по­ставленной задачей;

  • выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Познавательные:

  • анализ, синтез, обобщение, классификация;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.












Личностные:

  • умение помогать друг другу;

  • сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отра­жающих лично­стные и гражданские пози­ции в деятельности, социальные компе­тенции;

  • формирование уста­новки на здоровый образ жизни

Регулятивные:

  • выбор действия в соответствии с по­ставленной задачей;

  • развитие умения работать по алгоритму

  • осмысление поставлен­ной задачи при выпол­нении уп­ражнения;

Познавательные:

  • анализ, синтез, обобщение, классификация;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;

  • осознание важности двига­тельной дея­тель­ности

Коммуникативные:

  • умение проявлять ак­тивность в коллектив­ной деятельности;

взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;

6.

Первичное закрепление с проговариванием в речи

- Некоторые жители города не знают, как писать словарные слова. Давайте им поможем. Возьмите в руки веер гласных букв, я буду называть вам слово, а вы показывайте мне и жителям Буквограда букву, которую нужно писать в слове.

(Дети показывают букву, один ученик проговаривает слово).

Нужно написать слова в алфавитном порядке, вставить пропущенные буквы, правильно выделить орфограмму в словарных словах.

Слайд 13 (1 ученик выполняет задание у доски с проговариванием на оценку)

Самопроверка (Слайд 14)






















  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • стимулирование моти­вации уча­щихся;

  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса

  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • участие в групповых формах работы;

  • представление проекта и его защита;

  • участие в групповых формах работы;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;

  • участие в коллективном обсуждении и содержательной оценке результа­тов и процесса работы;

  • дети работают с веером гласных букв.
















Личностные:

  • сформированность и способность к само­развитию и личност­ному самоопределе­нию, уважительное отношение к прошлому народа;

  • сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отражающих лично­стные

Познавательные:

  • умение применять знания на практике;

  • умение воспроизводить во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение;

Регулятив­ные:

  • приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли.




7.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Где использует учитель алфавит?

классном журнале).

Учитель:

  • Как записать учеников, фамилии которых начинаются на одну и ту же букву.

- Сегодня мы на нашем уроке-путешествии помогаем жителям Буквограда. Маленькие жители Буквограда в следующем учебном году придут учиться в школу. Нужно помочь их учителю расположить имена учеников в алфавитном порядке.

Слайд 15 (5 имён располагают в алфавитном порядке)

Это задание вы будете выполнять самостоятельно

Слайд 16 (взаимопроверка)

Слайд 17 (критерии выставления оценок). Сами поставьте себе оценки.

оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • стимулирование моти­вации уча­щихся


соблюдение пра­вильной осанки;

  • выбор уровня учебной работы;

  • выполнение зада­ний;



Личностные:

  • умение самостоятельно выполнять учебные задания

  • умение работать в паре, оценивать работу товарища

Познавательные:

  • умение применять знания на практике;

  • закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке

Регулятив­ные:

  • приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

  • умение помогать друг другу





8.

Этап включения в систему знаний и повторение

- Ребята, дополните предложение (устно):

Учеба – это ____________ (слайд 18)

Выполнить это задание вам поможет упражнение 95 на стр. 54 (Учёба – это труд.)

- Составьте устно из слов предложения, объясните смысл пословиц. (слайд 19)

(Дети записывают пословицы в тетрадь, один ученик пишет их на доске)

Самопроверка (слайд 20)

- Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в школу. Все жители Буквограда благодарят вас за помощь, которую вы им оказали. Посмотрите на экран.

(Слайд 21)

Корабли по морю плыли,

Снова в школу мы спешили.

Вы много нового узнали,

И друзей вы повстречали.

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • стимулирование моти­вации уча­щихся


  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • выбор уровня учебной работы;

  • выполнение зада­ний;



Личностные:

  • умение самостоятельно выполнять учебные задания

  • умение работать в паре, оценивать работу товарища

Познавательные:

  • умение применять знания на практике;

  • закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке

Регулятив­ные:

  • приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

  • умение помогать друг другу



9.

Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание

Учитель:

  • Вот мы и в классе. Понравился вам наш урок-путешествие? А сейчас мы выполним следующее задание устно и подведём итог урока.

(Слайд 22)

Задание:

Дополните предложения:

  1. Я узнал на уроке….

  2. Мне понравилось…..

  3. Я научился(лась) на уроке…

Учитель:

- У вас на партах лежат маленькие листочки. Напишите первую букву вашего имени зелёной ручкой, если вам понравился урок и все задания вам были понятны. Напишите первую букву вашего имени синей ручкой, если некоторые задания вызвали у вас затруднения. Поднимите свои карточки вверх.

- Молодцы, многие из вас подняли зелёные буквы, это значит, что вы сможете легко выполнить домашнее задание. Сегодня я поставила вам такие оценки:……….. Теперь запишите домашнее задание. (Слайд 23)

- Всем спасибо за внимание. Урок закончен. (Слайд 24)


организация рефлек­сии и самооценки учениками соб­ственной учебной деятельности;

поддержание бла­гоприятного эмоци­онального и психо­логического фона в классе;

  • строгое соблюдение требований Сан­ПиН к обучению и воспитанию уча­щихся;

  • инструктаж уча­щихся по выполне­нию домашнего за­дания;

  • использование творческого домаш­него задания;

  • соблюдение нормиро­вания учебной нагрузки обучающихся.


  • соблюдение правильной осанки;

  • выполнение самоценки собственной учебной дея­тельности;

анализ и осмысле­ние информации

Личностные:

  • доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к одноклассникам;

Регулятивные:

  • оценивание соб­ственных результатов полученных на уроке;

  • рефлексия своей дея­тельности;

  • умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск средств для ее выполнения;

  • осмысление поставленной задачи.









  • Начальные классы
Описание:

Урок на тему "Алфавит" для 2 класса является уроком открытия нового знания. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит материал проблемного и игрового характера, который развивает умение учеников использовать алфавит в повседневной жизни. Урок содержит интересные сведения о происхождении русского алфавита.

Автор Пашкова Юлия Викторовна
Дата добавления 12.02.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 609
Номер материала MA-070160
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы