1.
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
- Здравствуйте, ребята! Звонок
прозвенел, встаньте около своих парт.
Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
|
ü приветствие учащихся;
ü проверка готовности
учащихся к уроку;
ü создание условий
для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную
деятельность;
ü строгое соблюдение
требований СанПиН к обучению и воспитанию учащихся
|
ü организация своего
рабочего места;
ü приветствие учителя;
ü анализ и оценка
характера своего участия в учебной работе
|
Личностные:
ü
выражение
положительного отношения к процессу познания;
ü
желание
узнать новое;
ü
умение
сосредотачиваться;
Регулятивные:
ü организация места занятий в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2.
|
Актуализация пробного действия
|
- Ребята,
сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в один сказочный
город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если угадаете загадку.
Слайд 2
На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
-
Кто же является жителями сказочного города?
- Правильно,
это буквы. Сегодня мы отправимся в город Буквоград. Жители города
приготовили для вас интересные задания. Давайте откроем тетради и запишем
число, классная работа.
- А теперь мы
отправляемся в путешествие. Посмотрите на экран и представьте, что мы плывём
на кораблях в Буквоград.
Слайд 3
Корабли по
морю плыли
К чудо-городу
спешили.
Ждали там
давно гостей,
Чтобы стали вы
умней.
- Вот мы и в
городе, все жители-буквы встречают нас. (Учитель открывает плакат с
буквами)
|
ü необходимая
коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических,
интеллектуальных);
ü организация диалога;
ü поддержка
высокого уровня мотивации с использованием приёма смещения мотива на цель;
ü создание условий
для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки,
волевой регуляции в учебной деятельности;
ü подача нового
материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;
ü применение
дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении
заданий субъектный опыт;
|
ü соблюдение правильной
осанки;
ü выполнение заданий,
требующих творчества в содержании работы, в способе учебной работы;
ü участие в
диалоге с учителем.
|
Личностные:
ü
готовность
и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа;
Регулятивные:
ü прогнозирование
своей работы;
Познавательные:
ü умение строить высказывание;
Коммуникативные:
ü умение выражать
свои мысли
|
3.
|
Выявление места и причины затруднения. Постановка
учебных целей урока.
|
- Ребята, жители
Буквограда приглашают нас в библиотеку, чтобы мы им помогли.
(Слайд 4 -
беспорядок в библиотеке)
У них возникла
проблема: они не могут найти нужную им книгу. Что нужно сделать, чтобы им
помочь? (Расставить книги в алфавитном порядке).
- Что такое
алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке)
- Запишите тему
урока: Алфавит. Как по-другому можно назвать алфавит? Запишите рядом: Азбука.
Эти слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, которые
произносятся по-разному, но они одинаковые или близкие по смыслу.)
- Каковы же цели
нашего урока-путешествия?
(слайд 5)
- Давайте теперь
проверим ваше домашнее задание. Дома вы выполняли упр. 90 на стр. 52 (устно).
Вы пересказывали текст о происхождении слов «алфавит» и «азбука». (Один
ученик рассказывает на оценку).
- Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке у славян (наших
предков) азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И
поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни
книг, ни даже писем друг другу.
Историческая
справка учителя
-
Сейчас я вам расскажу, откуда появилась наша азбука и почему её так называют.
-
Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который создали в 863
году Кирилл и Мефодий.
В IX веке в Греции жили Кирилл и Мефодий – два брата, люди мудрые и
очень образованные, они были учениками Иисуса Христа. (Слайд 6).
Кирилл и Мефодий по просьбе славянского князя приехали в Древнюю Русь, чтобы
составить для наших предков-славян азбуку. Кирилл и Мефодий сначала создали
глаголицу (первую славянскую азбуку) (Слайд 7), но буквы глаголицы
были трудные для написания. Глаголица быстро исчезла из употребления. Тогда
Кирилл м Мефодий создали вторую славянскую азбуку (кириллицу) на основе
греческого алфавита. Так что наша азбука — «дочка» греческого
алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого языка, поэтому они и с виду
на них похожи.
Новую старославянскую азбуку назвали кириллицей в честь
Кирилла. (Слайд 8 – кириллица)
24 мая – День памяти Кирилла и Мефодия. В этот день проходит
праздник славянской письменности и культуры.
При царе Петре I
была реформа кириллица. Петр I убрал некоторые буквы из алфавита, некоторые
упростил. Возникла азбука, которой и мы сейчас пользуемся.
|
ü оценка и
необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических,
интеллектуальных);
ü создание условий
для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки,
волевой регуляции в учебной деятельности;
ü создание
проблемной ситуации;
ü подача нового
материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;
ü чередование
видов деятельности;
ü использование творческих
домашних заданий развивающего характера
|
ü соблюдение правильной
осанки;
ü самостоятельное
решение проблемы;
ü участие в
диалоге с учителем;
ü анализ и оценка
характера своего участия в учебной работе.
|
Личностные:
ü нравственное-этическая
ориентация;
ü формирование
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
ü знакомство с
историей возникновения алфавита.
Регулятивные:
ü развитие умения
формулировать цели урока с помощью учителя.
|
4.
5.
|
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
|
- Давайте сейчас
по цепочке повторим буквы нашего алфавита.
- Сколько букв в
русском алфавите?
- Сколько
гласных букв? Сколько согласных букв?
- Какие буквы
звуков не обозначают?
- Чем отличаются
буквы от звуков?
- Давайте
сейчас поможем жителям Буквограда расположить авторов книг в алфавитном
порядке. Кто может назвать фамилию, имя, отчество этих авторов. (Слайд 9)
- Расскажите,
как мы будем действовать. Давайте составим памятку «Как расположить слова в
алфавитном порядке?». (устно)
Памятка «Как
расположить слова в алфавитном порядке?» (слайд 10)
1)
Назови первые буквы в словах.
2)
Вспомни место этих букв в алфавите.
3)
Запиши слова в алфавитном порядке по первой букве.
4)
Если в словах первые буквы одинаковые, то назови вторые буквы в словах.
5)
Запиши слова в алфавитном порядке по второй букве.
6)
И т.д.
- Давайте,
пользуясь памяткой, запишем названия авторов в алфавитном порядке.
(Названия
авторов записаны на доске)
(Ученики
проговаривают авторов по цепочке)
Взаимопроверка (слайд
11) (работа в парах)
- Книги в
библиотеке расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Зачем
нам ещё нужно знать алфавит? Где в повседневной жизни нам может пригодиться
знание алфавита?
Вы побеседовали с
родителями и узнали об использовании алфавита на их работе и об
использовании алфавита в повседневной жизни.
1-ый ученик:
- В словарях и энциклопедиях слова
расположены в алфавитном порядке.
2-ой ученик:
-
Телефоны людей в мобильном телефоне расположены в алфавитном порядке.
3-ий ученик:
-
Моя мама работает в больнице. Она мне рассказала, что в регистратуре
поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном
порядке.
4-ый ученик:
-
У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели.
Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном
порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.
- Ребята, благодаря
вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита в
повседневной жизни.
-
Сейчас мы чуть-чуть отдохнём и проведём физминутку (слайд 12). Встаньте
около своих парт. Давайте хором прочитаем небольшое стихотворение и выполним
такие упражнения, повторяйте за мной:
Алфавит мы изучали,
Мы писали, мы читали,
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
(Дети
с учителем выполняют наклоны вправо, влево, разминку для пальчиков)
-
Теперь следующее задание физминутки «Покажи печатную букву своим телом» (Кто
стоит в паре показывает букву М, Н; кто стоит один показывает букву Г, Р)
|
ü оценка и
необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических,
интеллектуальных);
ü создание условий
для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки,
волевой регуляции в учебной деятельности;
ü фронтальный
опрос учащихся;
ü оценка уровня
построения алгоритма;
ü применение
образовательных технологий с учетом физиологических возможностей учащихся
ü оценка и
необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических,
интеллектуальных);
ü применение дидактического
материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный
опыт;
ü создание условий
для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки,
волевой регуляции в учебной деятельности;
ü оценка уровня выполнения
проектов;
ü применение
образовательных технологий с учетом физиологических возможностей учащихся;
ü организация
взаимопроверки$
ü организация
проведения мероприятий, направленных на развитие двигательных навыков учащихся;
ü применение
образовательные технологии с учетом физиологических возможностей учащихся
|
ü соблюдение правильной
осанки;
ü участие в
коллективных формах работы;
ü анализ и оценка
характера своего участия в учебной работе;
ü выполнение заданий.
ü соблюдение правильной
осанки;
ü участие в
групповых формах работы;
ü представление
проекта и его защита;
ü анализ и оценка
характера своего участия в учебной работе;
ü выполнение заданий;
ü анализ причин
своих успехов и неудач;
участие в меро приятие, направленном на развитие двигательных навыков
учащихся
|
Личностные:
ü умение помогать
друг другу;
ü сформированность
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции
в деятельности, социальные компетенции;
Регулятивные:
ü выбор действия в
соответствии с поставленной задачей;
ü выстраивание
последовательности необходимых операций (алгоритма действий)
Познавательные:
ü анализ, синтез,
обобщение, классификация;
ü умение
устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.
Личностные:
ü умение помогать
друг другу;
ü сформированность
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции
в деятельности, социальные компетенции;
ü формирование установки на здоровый образ жизни
Регулятивные:
ü выбор действия в
соответствии с поставленной задачей;
ü развитие умения
работать по алгоритму
ü
осмысление
поставленной задачи при
выполнении упражнения;
ü
Познавательные:
ü анализ, синтез,
обобщение, классификация;
ü умение
устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;
ü осознание
важности двигательной деятельности
Коммуникативные:
ü умение проявлять
активность в коллективной деятельности;
взаимодействие
со сверстниками в парах и группах в игре;
|
6.
|
Первичное закрепление с проговариванием в речи
|
- Некоторые
жители города не знают, как писать словарные слова. Давайте им поможем.
Возьмите в руки веер гласных букв, я буду называть вам слово, а вы
показывайте мне и жителям Буквограда букву, которую нужно писать в слове.
(Дети показывают
букву, один ученик проговаривает слово).
Нужно написать
слова в алфавитном порядке, вставить пропущенные буквы, правильно выделить
орфограмму в словарных словах.
Слайд 13 (1
ученик выполняет задание у доски с проговариванием на оценку)
Самопроверка (Слайд
14)
|
ü оценка и
необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических,
интеллектуальных);
ü применение
дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении
заданий субъектный опыт;
ü создание условий
для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки,
волевой регуляции в учебной деятельности;
ü стимулирование
мотивации учащихся;
ü подача нового
материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса
|
ü соблюдение правильной
осанки;
ü участие в
групповых формах работы;
ü представление
проекта и его защита;
ü участие в
групповых формах работы;
ü анализ и оценка
характера своего участия в учебной работе;
ü участие
в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
ü дети
работают с веером гласных букв.
|
Личностные:
ü сформированность
и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа;
ü сформированность
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные
Познавательные:
ü умение применять
знания на практике;
ü умение
воспроизводить во внешней речи правильный способ действий, вызвавший
затруднение;
Регулятивные:
ü приобретение
способа действия по достижению целей;
Коммуникативные:
ü умение выражать
свои мысли.
|
7.
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
|
- Где использует учитель алфавит?
(В
классном журнале).
Учитель:
-
Как
записать учеников, фамилии которых начинаются на одну и ту же букву.
- Сегодня мы на
нашем уроке-путешествии помогаем жителям Буквограда. Маленькие жители
Буквограда в следующем учебном году придут учиться в школу. Нужно помочь их
учителю расположить имена учеников в алфавитном порядке.
Слайд 15 (5 имён
располагают в алфавитном порядке)
Это задание вы
будете выполнять самостоятельно
Слайд 16 (взаимопроверка)
Слайд 17 (критерии
выставления оценок). Сами поставьте себе оценки.
|
оценка и
необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических,
интеллектуальных);
ü применение
дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении
заданий субъектный опыт;
ü создание условий
для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки,
волевой регуляции в учебной деятельности;
ü стимулирование
мотивации учащихся
|
соблюдение
правильной осанки;
ü выбор уровня
учебной работы;
ü выполнение заданий;
|
Личностные:
ü умение
самостоятельно выполнять учебные задания
ü умение работать
в паре, оценивать работу товарища
Познавательные:
ü умение применять
знания на практике;
ü закрепить навык
расставлять слова в алфавитном порядке
Регулятивные:
ü приобретение
способа действия по достижению целей;
Коммуникативные:
ü умение помогать
друг другу
|
8.
|
Этап включения в систему знаний и повторение
|
- Ребята,
дополните предложение (устно):
Учеба – это ____________
(слайд 18)
Выполнить это
задание вам поможет упражнение 95 на стр. 54 (Учёба – это труд.)
- Составьте
устно из слов предложения, объясните смысл пословиц. (слайд 19)
(Дети записывают
пословицы в тетрадь, один ученик пишет их на доске)
Самопроверка (слайд
20)
- Наше
путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в школу. Все жители Буквограда
благодарят вас за помощь, которую вы им оказали. Посмотрите на экран.
(Слайд 21)
Корабли по
морю плыли,
Снова в
школу мы спешили.
Вы много
нового узнали,
И друзей вы
повстречали.
|
ü оценка и
необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических,
интеллектуальных);
ü применение
дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении
заданий субъектный опыт;
ü создание условий
для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки,
волевой регуляции в учебной деятельности;
ü стимулирование
мотивации учащихся
|
ü соблюдение правильной
осанки;
ü выбор уровня
учебной работы;
ü выполнение заданий;
|
Личностные:
ü умение
самостоятельно выполнять учебные задания
ü умение работать
в паре, оценивать работу товарища
Познавательные:
ü умение применять
знания на практике;
ü закрепить навык
расставлять слова в алфавитном порядке
Регулятивные:
ü приобретение
способа действия по достижению целей;
Коммуникативные:
ü умение помогать
друг другу
|
9.
|
Рефлексия
учебной деятельности, домашнее задание
|
Учитель:
-
Вот мы и в классе. Понравился вам наш урок-путешествие? А сейчас
мы выполним следующее задание устно и подведём итог урока.
(Слайд
22)
Задание:
Дополните
предложения:
1) Я узнал на
уроке….
2) Мне
понравилось…..
3) Я научился(лась)
на уроке…
Учитель:
-
У вас на партах лежат маленькие листочки. Напишите первую букву вашего имени
зелёной ручкой, если вам понравился урок и все задания вам были понятны.
Напишите первую букву вашего имени синей ручкой, если некоторые задания
вызвали у вас затруднения. Поднимите свои карточки вверх.
-
Молодцы, многие из вас подняли зелёные буквы, это значит, что вы сможете
легко выполнить домашнее задание. Сегодня я поставила вам такие оценки:………..
Теперь запишите домашнее задание. (Слайд 23)
-
Всем
спасибо за внимание. Урок закончен. (Слайд 24)
|
организация рефлексии и самооценки учениками собственной
учебной деятельности;
поддержание благоприятного эмоционального и психологического
фона в классе;
ü строгое
соблюдение требований СанПиН к обучению и воспитанию учащихся;
ü инструктаж учащихся
по выполнению домашнего задания;
ü использование
творческого домашнего задания;
ü соблюдение
нормирования учебной нагрузки обучающихся.
|
ü соблюдение правильной
осанки;
ü выполнение
самоценки собственной учебной деятельности;
анализ и осмысление информации
|
Личностные:
ü доброжелательное
и эмоционально-нравственное отношение к одноклассникам;
Регулятивные:
ü оценивание собственных
результатов полученных на уроке;
ü рефлексия своей
деятельности;
ü умение принимать
и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск средств для ее выполнения;
ü осмысление поставленной
задачи.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.