Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по русскому языку для 4 класса на тему "Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных"

Урок по русскому языку для 4 класса на тему "Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных"

Скачать материал

 ТЕМА.   Правописание ударных и безударных окончаний имен             существительных

Цель: закрепить и обобщить знания детей о склонении имен существительных, совершенствовать умения определять склонение и падеж существительного, учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания  окончаний существительных; развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать; воспитывать положительное отношение к учебе, чувства сплоченности.

Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина,4 класс,  рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, для работы в группе, интерактивная доска, ноутбук.

                                            Ход урока

І . Организационный момент

      Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.

      А чтобы урок прошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Какие эмоции вы испытываете в начале урока? Что вы ожидаете  от урока? А я жду от вас активности на уроке, грамотных ответов.

ІІ  Речевая разминка. Каллиграфическая минутка.

-         В начале нашего урока немного поиграем. Давайте попробуем отгадать новое словарное слово. Вначале задавайте вопросы, которые помогут отгадать слово.  ( вопросы: какого рода? Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное? Сколько в слове букв?..)

-         Подведем итог: слово м.р., одушевленное, нарицательное, имеет 9 букв…(дети повторяют).

-         Выясним про предмет: какой цвет? Какой формы? Где живет? Где используют?...

-         Что же это за слово? (Космонавт)

-         Дайте определение слову «космонавт».

Слово «космонавт» давно образовалось из 2-х частичек:

 Косм (в древнегреческом языке – «вселенная»)

Онавт («мореплаватель»). Так кто же такой космонавт? (тот, кто плавает по вселенной)

- откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.

Учитель: руки?                Дети: на месте!

               Ноги?                          На месте!

                 Локти?                       У края!

                 Спина?                       Прямая!

Запишите новое словарное слово, вместе проговорим, поделим для переноса, выделим орфограммы.

ІІІ Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

- Мы написали новое словарное слово. Какие еще слова на букву «К» мы изучили? (костер, комбайн, комбайнер…). Что у них общего? (первые две буквы, это существительное, заканчивается на согласный…)

- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о существительных)

- Что такое имя существительное?

Прочитайте, все ли вопросы относятся к теме нашего урока? (слайд)

* Что такое существительное?

* Что такое склонение?

* Как изменяются имена существительные?

* По каким признакам существительные распределяются по 3-м склонениям?

* Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?

- Дайте ответы на все вопросы. (…)  Какой вопрос остался без ответа? (последний).

- Какие задачи поставим перед собой на уроке? ( узнать, как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных….)

Задачи урока: научиться правильно определять падеж существительных, работать над безошибочным написанием ударных и безударных падежных окончаний. Развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи, работать в парах, в группах.

- Давайте вспомним склонения имен существительных.

ІV Физминутка

Если услышите слово 1 склонения – поднимите руки, 2 склонения – стоим, 3 склонения – присесть.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, площадка, сундук, тетрадь, лошадка, класс, окно.

-Молодцы1 Вы не запутались! А выполните ли вы правильно задания, работая в тетради.

V Работа над темой урока

- Выпишите в тетрадь только существительные 1 склонения.

Слайд: Ракета, улица, космос, корабль, море, спутник, Венера, луна, луноход, полет, звезда, мечта, скафандр, игра, космодром, дядя, дедушка.

- Отметьте окончания.

Взаимопроверка. (взять карандаш другого цвета).

Слайд: ракета, улица, Венера, луна, звезда, мечта, игра, дядя, дедушка.

 Проверить, такие ли существительные выписал сосед. Кто закончил, покажите «домик» (сомкнутые руки).

- Встаньте те, у кого не было не ошибок. Есть, над чем работать, но большинство меня порадовали.

- На какие группы можно разделить выписанные слова (по окончаниям, по родам, связаны с космосом…)

-Моя задумка связана именно с окончанием. ( падает ли ударение на окончание)

- Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? ( есть ударные окончания, есть безударные)

Я предлагаю вам следующее задание:

-Просклоняйте одно существительное: 1 вариант – с ударным окончанием, 2 вариант – с безударным окончанием. Выделите окончания.

- Понаблюдайте за тем, что происходит с падежными окончаниями.

Поработайте в «четверках». Понаблюдайте за окончаниями, сделайте вывод об изменениях окончаний в ударной и безударной позициях.

Проверим по учебнику. Найдите ключевые слова (ударные и безударные окончания пишутся одинаково)

Проверим, всегда ли это действует. На партах маленькие листочки со словосочетаниями (глагол+сущ.), определить, в каком падеже стоит данное существительное. Например, долетел до звезд. .

В конце класса 4 пункта: Д.п., Р.п., Т.п., П.п.

Подойти к нужному пункту, обсудить, вставить окончания, выбрать человека, который проверит группу. Если готовы, жду сигнала.

- В нашей группе окончания…., это…падеж.

Р.п. –ы,и                             П.п.- е

Т.п. – ой,ей                         Д.п. –е, предлоги (до,к)

Как работали группы?

VІ  Закрепление изученного материала

Работа в группах. Самоконтроль и самооценка.

Зачитать, поставить окончания.

Зимние народные приметы

1-я группа

Воробьи прячутся в хворост.. - на мороз или к метел...

Ворона в крыл.. нос прячет - к морозу.

Синичка с утра пищит - к стуж...

2-я группа

Сорока под крышу прячется - к вьюг...

Яркие звёзды зимою - к морозу, тусклые - к оттепел...

Кошка стену дерёт - к непогод.., клубком лежит - на мороз.

3-я группа

Держи голову в холод.., живот в голод.., а ноги в тепле.

В здоровом тел.. - здоровый дух.

Спорт - эликсир жизн...

4-я группа

Быстрый и ловкий сбежит от болезн...

От морков.. прибавляется крови.

Зима лодыр.. морозит.

 

Вопросы теста:
1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные,       одушевлённые и неодушевлённые.
    б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
    а) в колыбели
    б) в кровати 
    в) в парке 
    г) в траве
3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
    б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
    а) И.п. — кто? что? 
    б) Р.п. — кого? чего?
    в) Д.п. — кому? чему? 
    г) Т.п. — о ком? о чем?
5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
    а) на столик…
    б) около сторожк…
    в) ветка ел…
    г) на сирен… 

VІІ Итог урока

- Какую большую работу мы провели? Какой вопрос у нас остался без ответа? Как же пишутся ударные и безударные окончания существительных? Какую учебную задачу мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?

Сравните свое настроение в начале и в конце урока.

Рефлексия. 

Сегодня я узнал, что…

Было интересно…

Было трудно….

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Меня удивило….

Урок дал мне для жизни….

 Мне захотелось…

 Рефлексия
«Метод пяти пальцев» 
Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос. 

М (мизинец) – мыслительный процесс. 
Какие знания, опыт я сегодня получил? 
Б (безымянный) – близость цели. 
Что я сегодня делал и чего достиг? 
С (средний) – состояние духа. 
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа? 
У (указательный) – услуга, помощь. 
Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал? 
Б (большой) – бодрость, физическая форма. 
Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? 

 

VІІІ Домашнее задание

Какое домашнее задание вы бы хотели получить? В первую очередь – выучить правило, потренироваться в написании окончаний –упр.159

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку для 4 класса на тему "Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ТЕМА. Правописание ударных и безударных окончаний имен существительныхЦель: закрепить и обобщить знания детей о склонении имен существительных, совершенствовать умения определять склонение и падеж существительного, учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания окончаний существительных; развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать; воспитывать положительное отношение к учебе, чувства сплоченности.Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина,4 класс, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, для работы в группе, интерактивная доска, ноутбук. Ход урокаІ . Организационный момент Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать. А чтобы урок прошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Какие эмоции вы испытываете в начале урока? Что вы ожидаете от урока? А я жду от вас активности на уроке, грамотных ответов.ІІ Речевая разминка. Каллиграфическая минутка. -В начале нашего урока немного поиграем. Давайте попробуем отгадать новое словарное слово. Вначале задавайте вопросы, которые помогут отгадать слово. ( вопросы: какого рода? Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное? Сколько в слове букв?..) -Подведем итог: слово м.р., одушевленное, нарицательное, имеет 9 букв…(дети повторяют). -Выясним про предмет: какой цвет? Какой формы? Где живет? Где используют?... -Что же это за слово? (Космонавт) -Дайте определение слову «космонавт».Слово «космонавт» давно образовалось из 2-х частичек: Косм (в древнегреческом языке – «вселенная»)Онавт («мореплаватель»). Так кто же такой космонавт? (тот, кто плавает по вселенной)- откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.Учитель: руки? Дети: на месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!Запишите новое словарное слово, вместе проговорим, поделим для переноса, выделим орфограммы.ІІІ Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.- Мы написали новое словарное слово. Какие еще слова на букву «К» мы изучили? (костер, комбайн, комбайнер…). Что у них общего? (первые две буквы, это существительное, заканчивается на согласный…)- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о существительных)- Что такое имя существительное?Прочитайте, все ли вопросы относятся к теме нашего урока? (слайд)* Что такое существительное?* Что такое склонение?* Как изменяются имена существительные?* По каким признакам существительные распределяются по 3-м склонениям?* Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?- Дайте ответы на все вопросы. (…) Какой вопрос остался без ответа? (последний). - Какие задачи поставим перед собой на уроке? ( узнать, как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных….)Задачи урока: научиться правильно определять падеж существительных, работать над безошибочным написанием ударных и безударных падежных окончаний. Развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи, работать в парах, в группах.- Давайте вспомним склонения имен существительных.ІV ФизминуткаЕсли услышите слово 1 склонения – поднимите руки, 2 склонения – стоим, 3 склонения – присесть.Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, площадка, сундук, тетрадь, лошадка, класс, окно.-Молодцы! Вы не запутались! А выполните ли вы правильно задания, работая в тетради?V Работа над темой урока- Выпишите в тетрадь только существительные 1 склонения.Слайд: Ракета, улица, космос, корабль, море, спутник, Венера, луна, луноход, полет, звезда, мечта, скафандр, игра, космодром, дядя, дедушка.- Отметьте окончания.Взаимопроверка. (взять карандаш другого цвета).Слайд: ракета, улица, Венера, луна, звезда, мечта, игра, дядя, дедушка. Проверить, такие ли существительные выписал сосед. Кто закончил, покажите «домик» (сомкнутые руки).- Встаньте те, у кого не было не ошибок. Есть, над чем работать, но большинство меня порадовали.- На какие группы можно разделить выписанные слова (по окончаниям, по родам, связаны с космосом…)-Моя задумка связана именно с окончанием. ( падает ли ударение на окончание)- Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? ( есть ударные окончания, есть безударные)Я предлагаю вам следующее задание:-Просклоняйте одно существительное: 1 вариант – с ударным окончанием, 2 вариант – с безударным окончанием. Выделите окончания.- Понаблюдайте за тем, что происходит с падежными окончаниями.Поработайте в «четверках». Понаблюдайте за окончаниями, сделайте вывод об изменениях окончаний в ударной и безударной позициях. Проверим по учебнику. Найдите ключевые слова (ударные и безударные окончания пишутся одинаково) Проверим, всегда ли это действует. На партах маленькие листочки со словосочетаниями (глагол+сущ.), определить, в каком падеже стоит данное существительное. Например, долетел до звезд. .В конце класса 4 пункта: Д.п., Р.п., Т.п., П.п. Подойти к нужному пункту, обсудить, вставить окончания, выбрать человека, который проверит группу. Если готовы, жду сигнала.- В нашей группе окончания…., это…падеж. Как работали группы?VІ Закрепление изученного материалаРабота в группах. Самоконтроль и самооценка.Поставить окончания.1-я группаВоробьи прячутся в хворост.. - на мороз или к метел...Ворона в крыл.. нос прячет - к морозу.Синичка с утра пищит - к стуж...2-я группаСорока под крышу прячется - к вьюг...Яркие звёзды зимою - к морозу, тусклые - к оттепел...Кошка стену дерёт - к непогод.., клубком лежит - на мороз.3-я группаДержи голову в холод.., живот в голод.., а ноги в тепле.В здоровом тел.. - здоровый дух.Спорт - эликсир жизн...4-я группаБыстрый и ловкий сбежит от болезн...От морков.. прибавляется крови.Зима лодыр.. морозит.Вопросы теста: 1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые. 2. Укажи существительное второго склонения: а) в колыбели б) в кровати в) в парке г) в траве 3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ. б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ. 4. К какому из падежей не подходят вопросы? а) И.п. — кто? что? б) Р.п. — кого? чего? в) Д.п. — кому? чему? г) Т.п. — о ком? о чем? 5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е: а) на столик… б) около сторожк… в) ветка ел… г) на сирен… VІІ Итог урока- Какую большую работу мы провели? Какой вопрос у нас остался без ответа? Как же пишутся ударные и безударные окончания существительных? Какую учебную задачу мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?Сравните свое настроение в начале и в конце урока.Рефлексия.Сегодня я узнал, что… Было интересно… Было трудно…. Я выполнял задания…Я понял, что… Меня удивило…. Урок дал мне для жизни…. Мне захотелось…VІІІ Домашнее заданиеКакое домашнее задание вы бы хотели получить? В первую очередь – выучить правило, потренироваться в написании окончаний –упр.159

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 915 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.04.2020 658
    • DOCX 22.3 кбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чиркова Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чиркова Татьяна Сергеевна
    Чиркова Татьяна Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74001
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе