Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок по основам светской этики на тему "Этикет" (4 класс)

Урок по основам светской этики на тему "Этикет" (4 класс)

Название документа #U041f#U0440#U0435#U0437#U0435#U043d#U0442#U0430#U0446#U0438#U044f.ppt

Добрый день!
 13 АПРЕЛЯ 2016 Г. Основы светской этики 4 класс Тема урока: «Этикет»
НА ОДНОМ ИЗ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ПРИЁМОВ У КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИКА XIV ГОСТЯМ ВРУЧИ...
ПРИ ПЕТРЕ I В 1717 ГОДУ ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА О ХОРОШИХ МАНЕРАХ ПОД НАЗВАНИЕМ «Ю...
3 4 5
‹‹
1 из 12
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Добрый день!
Описание слайда:

Добрый день!

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3  13 АПРЕЛЯ 2016 Г. Основы светской этики 4 класс Тема урока: «Этикет»
Описание слайда:

13 АПРЕЛЯ 2016 Г. Основы светской этики 4 класс Тема урока: «Этикет»

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 НА ОДНОМ ИЗ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ПРИЁМОВ У КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИКА XIV ГОСТЯМ ВРУЧИ
Описание слайда:

НА ОДНОМ ИЗ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ПРИЁМОВ У КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИКА XIV ГОСТЯМ ВРУЧИЛИ КАРТОЧКИ С ПЕРЕЧИСЛЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ. ОТ ФРАНЦУЗСКОГО НАЗВАНИЯ КАРТОЧЕК – «ЭТИКЕТКА» - И ПРОИЗОШЛО СЛОВО ЭТИКЕТ – ВОСПИТАННОСТЬ, ХОРОШИЕ МАНЕРЫ, УМЕНИЕ ВЕСТИ СЕБЯ.

№ слайда 7 ПРИ ПЕТРЕ I В 1717 ГОДУ ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА О ХОРОШИХ МАНЕРАХ ПОД НАЗВАНИЕМ «Ю
Описание слайда:

ПРИ ПЕТРЕ I В 1717 ГОДУ ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА О ХОРОШИХ МАНЕРАХ ПОД НАЗВАНИЕМ «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЯ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ»

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 3 4 5
Описание слайда:

3 4 5

№ слайда 12
Описание слайда:

Название документа #U0421#U0430#U043c#U043e#U0430#U043d#U0430#U043b#U0438#U0437 #U0443#U0440#U043e#U043a#U0430.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатневская средняя общеобразовательная школа»


Самоанализ урока по ОРКСЭ (модуль Основы светской этики)

Тема: «Этикет».

Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся.

Основные понятия, изучаемые на уроке: этикет, правила этикета, виды этикета.

Тип урока: изучение нового материала.

Урок начинается традиционно с проверки домашнего задания. Использую два вида работ: компьютерное тестирование и беседу по вопросам. Во время работы с электронным приложением дети сами имеют возможность оценить свои знания, т. к. видят, на сколько процентов справились с работой. За домашнюю работу все уч-ся получают по 2 балла. Для введения в тему урока использую короткий отрывок из м/ф «Винни Пух идёт в гости» и игрушечного медвежонка, который вместе с детьми познаёт премудрости этикета. Дети самостоятельно определяют тему урока и ставят задачи. Тема «Этикет» имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека.       Определение слова «этикет» учащиеся находят самостоятельно, используя толковые словари. Для этого они работали в школьной библиотеке. Наш библиотекарь Бурмистрова В. И. посоветовала ребятам, какими словарями надо воспользоваться. Выполнение дополнительной работы к уроку оценивается в 2 балла. Также в школьной и в сельской библиотеке мы искали литературу для выставки книг. Нам помогали и родители – это Ряшенцева М. Ю., мама Виолетты.

На уроке были использованы различные виды работ: индивидуальные сообщения уч-ся, игровая ситуация «Разговор по телефону», сценка, работа с текстом, компьютерное тестирование по новой теме. Для психологической разгрузки уч-ся использовала физкультминутку. Работу на уроке я старалась строить таким образом, чтобы успеха добился каждый ребёнок в меру своих способностей и возможностей. Для этого использовала словесную оценку, наблюдение, бальную сетку, самооценку, использование цветовых сигналов. За активную работу на уроке уч-ся имели возможность получить дополнительно 1 балл. В конце урока на этапе «закрепление» дети имели возможность высказаться, о каких видах этикета они хотели бы узнать. С помощью цветовых сигналов оценивали, на сколько они владеют правилами этикета. Научили медвежонка различным правилам этикета. В конце урока уч-ся подсчитали свои баллы.

По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.). Поэтому к следующему уроку ребята вместе с родителями или друзьями должны составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. Все свои небольшие творческие работы уч-ся складывают в папки. Мы также ведём рабочие тетради и словари, в которых ребята записывают новые понятия. Два раза в год выполняют творческие проекты по темам учебника. Кроме этого, дети по мере надобности используют на уроках ОРКСЭ проекты, которые они готовили по окружающему миру.

В 2016-2017 учебном году уч-ся 4 класса также будут изучать Основы светской этики. У нас прошло родительское собрание, на котором родители третьеклассников написали заявление на выбор модуля Основы светской этики. Вся информация по родительскому собранию представлена в папке на выставке. На сайте школы есть страница ОРКСЭ и ОДНКНР.

Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и ученика, использовала частично поисковый метод. Старалась ставить так вопросы, чтобы у детей возникала необходимость обосновывать свою точку зрения. Я думаю, что нам удалось решить поставленные задачи, сохранив продуктивную мотивацию к учению.








Тазенкова Л. В.

учитель начальных классов










Название документа #U0423#U0440#U043e#U043a #U043f#U043e #U043e#U0441#U043d#U043e#U0432#U0430#U043c #U0441#U0432#U0435#U0442#U0441#U043a#U043e#U0439 #U044d#U0442#U0438#U043a#U0438.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатневская средняя общеобразовательная школа»





Основы религиозных культур

и светской этики


Основы светской этики


4 класс


(Открытый урок – 13. 04. 2016 г.)

hello_html_5814f84d.gif







Подготовила и провела

учитель начальных классов

Тазенкова Л. В.






Тема: «Этикет».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание значения этикета в жизни человека, знание правил этикета, понимание значения речи и одежды для этикета.

П. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Находить нужную информацию в печатных источниках.

Р. Способность к анализу и синтезу информации.

Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.

Способность к прогнозированию и оценке своего поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.

К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться. Выступать перед знакомой аудиторией сверстников с сообщениями.

Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе. Воспитание чувства терпимости друг к другу, вежливости, аккуратности и самостоятельности, развивать воображение, коммуникативные способности.

Цель урока

Раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Этикет, правила этикета, виды этикета.

Оборудование: учебник, презентация, выставка книг, толковый словарь, листы самооценки, карточки с текстом.





Сценарий урока

  1. Организационное начало урока. Эмоциональный настрой на урок.

- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И подобно этим цветам раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. 

- Ребята, я желаю вам успехов в работе на сегодняшнем уроке.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

- Ребята, назовите тему нашего прошлого урока. (Образцы нравственности в культуре Отечества.)

Компьютерное тестирование. (2 уч-ся работают с тестами за компьютером, остальные отвечают устно на вопросы учителя.)

- В чём выражается нравственное отношение к Отечеству?

(В труде на благо Родины, в любви к своему народу, в добрых чувствах к природе родного края.)

- Кто такой патриот? (Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги.)

- Что можно назвать образцом нравственности?

(Дела, направленные на общее благо людей.)

- Приходилось ли вам защищать честь класса, школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах?

- Какие чувства вы при этом испытывали? (Ответы детей.)

  - Человеку одному трудно добиваться всего самому без поддержки семьи, друзей, коллектива, страны в целом. Ощущение своей силы за счёт мощи народа позволяло человеку гордиться «своими» и чувствовать собственное достоинство от принадлежности к сильному коллективу. Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал и справились с домашним заданием.

Оценка работы по бальной системе. 2 б за д/з

3.Мотивация к деятельности.

- Сегодня на урок я пришла не одна. Рядом со мной находится сказочный герой. Вы его знаете, это Вини Пух. А как вы думаете, почему он у нас в гостях? Посмотрите фрагмент из мультфильма «Винни Пух идет в гости» (3 мин). Слайд 2

- О чем просмотренный вами видеосюжет?

- Чем вас заинтересовал этот отрывок?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Определите тему урока. Этикет. Слайд 3.

- А вы знаете, что такое этикет? (Этикет – это принятый порядок поведения людей.)

- Давайте поставим задачи урока. Что нам нужно: Слайд 4

Узнать:

- что такое этикет; какие правила этикета должен знать каждый человек.

Понять:

- понимать нормы этикета в повседневном поведении.

Учиться: - внимательно слушать других; принимать другую точку зрения; выполнять правила этикета.

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Откройте тетради и запишите число и тему урока.

4. Работа со словарём.

- К сегодняшнему уроку вы должны были найти определение слова этикет

в различных толковых словарях. Давайте послушаем, как его толкуют.

Толковый словарь Ожегова

Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический э. Речевой э.

Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

Этикет - установленный порядок поведения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.).

Этикет в учебнике – правила хорошего поведения, описание образцов поведения.
Толковый словарь Ефремовой

Этикет - установленный порядок поведения, формы обхождения.

- Сравните определения и сделайте вывод, какое определение более точно толкует это слово. (Все определения подходят.)

- Итак, этикет - установленный порядок поведения, описание образцов поведения. Слайд 5.

- Запишите слово этикет в словарь.

Оценка дополнительной работы по бальной системе. 2 б

5. Рассказ учителя.

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие 
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!

- С древнейших времен люди должны были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Уже в древних египетских, римских рукописях говорилось о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В то время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. Слайд 6. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. Первая книга об этом так и называлась «О правилах поведения» и была издана еще в 1204 году.

При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало. Слайд 7. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

- Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (Ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.)

- От кого вы узнали о правилах этикета?

6. Сообщение уч-ся.

- В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. Какую роль в этикете играет одежда, нам расскажет Залина.

- Особую роль в этикете играет одежда. Её выбор зависит от времени года, вкусов, финансовых возможностей человека и моды. Но с точки зрения этикета главное – уместность одежды. Для работы необходим деловой костюм, для занятий физической культурой – спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду, но тоже разную.

Словарь: выбор костюма.

Учитель: - Огромное значение в этикете придается речи.

- Об этом вы прочитаете сейчас самостоятельно на с. 56-57 в учебнике и ответите на вопрос: Какую роль играет речь в этикете?

Словарь: речевой этикет.

7. Игровая ситуация.

Кате звонит одноклассник. Трубку берёт Катин папа.
– Алло! Здравствуйте! Это говорит Петров Саша. Позовите, пожалуйста, к телефону Катю.
– Здравствуйте, Саша. Кати нет дома. Может быть ей что-нибудь передать?
– Передайте ей, пожалуйста, что я звонил.
– Хорошо, я обязательно передам.
– Спасибо. До свидания.
– До свидания.

Словарь: телефонный этикет.

8. Музыкальная физкультминутка. Слайд 8

9. Столовый этикет.

Учитель: Как вы думаете, правила повеления за столом будут относиться к этикету? Почему? (Ответы учащихся.)

- Да действительно, правила поведения за столом являются частью этикета.

- О правилах поведения за столом в шуточной форме расскажет Виолетта.

Медвежонок хлеб жевал - 
Крошки хлебные ронял. 
Говорил с набитым ртом - 
Что? Не мог понять никто. 
После взялся за компот - 
Стол облил и свой живот! 
Все над ним хохочут звонко, 
Застыдили медвежонка: 
- Ты не знаешь? За столом. 
Надо есть с закрытым ртом, 
Не спешить, не говорить, 
Крошки на пол не сорить. 
После встать из-за стола. 
В шубке чистой, как была

Виолетта:

- Я приготовила для ребят памятки о правилах поведения за столом. Они им обязательно пригодятся. (Раздаёт памятки.)

Правила поведения за столом

  • садиться за стол можно только с чистыми руками

  • сидеть надо прямо, не раскачиваясь, не на краю стула, но и не приваливаясь к его спинке, не болтать ногами и не толкать соседей

  • на стол можно положить только запястье, а не локти

  • руки следует держать как можно ближе к туловищу, не расставляя их слишком широко в стороны

  • сидя за столом, только слегка наклоняют голову над тарелкой, а не низко сгибаются над ней

  • разговаривать во время еды не следует.

  • есть нужно не торопясь.

  • не облизывайте тарелку

  • не допивайте суп из тарелки

Словарь: столовый этикет.

Оценка дополнительной работы по бальной системе. 2 б + 1 б Виолетте за памятки.

10. Работа с иллюстрациями в учебнике.

- Обратите внимание на иллюстрации на с. 57. Что на них изображено? (Ответы детей.)

- А какие правила нарушают герои рисунков на с. 56?

11. Сценка «День рождения».

- А бывают и такие случаи. Инсценировка.

«Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

Учитель.

- Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны. (Ответы детей.)

Вопрос:  Вам подарили подарок, ваши действия.

Ответ: Во-первых, за подарок надо поблагодарить, развернуть его при вашем госте. И даже, если у вас эта вещь уже есть, не стоит об этом говорить - можно обидеть человека. Если вам подарили сладкий подарок - конфеты - предложите их гостям.

Словарь: гостевой этикет.
- С какими видами этикета из перечисленных мы ещё не познакомились? Опережающее задание – найти информацию об этих видах этикета. Слайд 9.

Воинский этикет.

Профессиональный этикет.

Деловой этикет.

- Много ещё правил мы не вспомнили, да это и невозможно, ведь учиться культуре поведения можно всю жизнь.

12. Работа с текстом.

- Прочитайте внимательно текст. Ответь на вопрос:

- Как нужно жить среди людей?

Ты живёшь среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от твоего характера, но не только. Людям нужно время, чтобы узнать твой характер. Русская пословица гласит «По одёжке встречают…» Твой внешний облик, манеры поведения, правильная речь, доброжелательность - всё влияет на восприятие тебя другими людьми. И мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внешним обликом, является этикет - правила поведения, принятые в обществе. Будьте культурными людьми! И хорошие манеры откроют перед вами многие двери.

- Человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. Нужно жить, соблюдая правила этикета и золотое правило нравственности.

Вывод: (читают в учебнике).

- Правил этикета много. А вот основа у всех правил один – здравый смысл и уважение к другим людям. Каждый может быть уверен: люди, которые не знают вас близко, не знают, какой вы замечательный человек, будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.

Итог урока.

Компьютерное тестирование (2 уч-ся работают с тестами за компьютером, остальные отвечают устно на вопросы учителя.)

- Что такое этикет? (Установленный порядок поведения, описание образцов поведения.)

- От какого слова произошло название этикет?

- Нужны ли сейчас знания правил этикета?

- Как вы считаете, научился Винни Пух правилам этикета?

Выставка книг. (Знакомит Илья.)

- Для урока мы подготовили выставку книг. Познакомившись с ними, мы ещё больше узнаем о правилах этикета. Также можно обратиться в нашу школьную библиотеку или найти ответы на вопросы в сети Интернет.

Домашнее задание. Слайд 10.

Читать стр. 56-57

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Самооценка. Слайд 11.

- Оцените, насколько вы владеете правилами этикета.

Использование цветовых сигналов

Зелёный - 5

Желтый - 4

Красный - 3

Лист самооценки урока Слайд 12.

Тема урока: «Этикет»

1. Сегодня на у уроке я понял(а)…

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Я постараюсь всегда…

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Мне захотелось узнать больше о…

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Активная работа на уроке — 1 балл всем. Подсчёт баллов.


Бальная сетка

  • активная работа на уроке — 1 балл

  • выполнение домашнего задания — 2 балла

  • активное участие в групповой работе — 2 балла

  • выполнение творческого задания — 3 балла

  • выполнение дополнительного задания — 2 балла

  • составление проекта — 4 балла

  • Другое
Описание:

С древнейших времен люди должны были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Уже в древних египетских, римских рукописях говорилось о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В то время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет.

Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Автор Тазенкова Любовь Викторовна
Дата добавления 14.11.2017
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1220
Номер материала MA-072149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы