Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Урок по основам светской этики "Добро и зло"

Урок по основам светской этики "Добро и зло"

Название документа конспект урока по теме Добро и зло.docx


Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики.

Модуль « Основы светской этики»







Разработка урока на тему:



Добро и зло











Симоненко Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1 с.Покойного





Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс под редакцией Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлёва, 2015г., толковый словарь С. И. Ожегова,цветные маркеры, пословицы, притчи, запись песни «Дорогою добра» ,маленькие сердечки на весь класс, большое сердце класса.

Список литературы:

Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики».

М., Просвещение, 2015 г.

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М., Просвещение, 2015 г.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5к.-

М.: Просвещение, 2015г.

Электронное пособие к модулю «Основы светской этики».

Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи:

расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

формировать потребность совершать добрые дела;

формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;


Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

ХОД УРОКА.


1. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 2

Учитель: Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись,

Тихо сели.

- А теперь посмотрите друг на друга и сделайте недовольное выражение лица. Что вам приятнее видеть?

-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу и нашим гостям.

-Мир - это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

2. Актуализация знаний.

А сейчас послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

3. Первичное усвоение учебного материала. Слайд 3

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – добре и зле. Слайд 4

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

-В каком литературном жанре мы наиболее часто сталкиваемся с победой добра над злом?

  • Назовите героев народных сказок, представителей этих сил.

- Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека. Слайд 5

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

А сейчас мои друзья назовите однокоренные слова к слову «добро»? Слайд 6

Ребята назовите из предложенных сказок добрых и злых героев.
(“Царевна-лягушка”, “Гуси-лебеди”,“Русалочка”, “Дикие лебеди”, “Белоснежка и семь гномов”, “Финист – ясный сокол”).
Слайд 7

4. Осознание и осмысление учебного материала.


1) Работа с понятиями добро и зло.

- Так что же такое добро и зло? Попробуйте дать определения.

- Как вы понимаете слово добро? (ответы детей)

- Как вы понимаете слово зло? (ответы детей)


2) Словарная работа (исследовательская работа в группах)

А сейчас мы свами поработаем группами:

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.(дети ищут и читают определения вслух)

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». Слайд 8

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Слайд 9

Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?

Ученик: (Савелий) Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед.


3) Творческая работа в группах. Составление кластера.

А сейчас мы повесим на доску кластер, которые вы выполняли по группам.

1 группа(девочек) составила кластер к слову добро.

2 группа(мальчиков) составила кластер к слову зло.

Проверка.



4)Беседа с учащимися по вопросам.

- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

- Как вы относитесь к злым людям?


5. Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете ладошками глаза..

Итак, начали:

1.Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ... (Кощей)


2.Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор…(Айболит)


3.В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.(кот Леопольд)


4.Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке (Шапокляк)
.


Учитель. Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова?

( Добрыми должны быть и поступки.)

Учитель: - Прочитайте слова «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» Слайд 10.

Как вы их понимаете?


6. Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»

Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом,

Как вы поступите в данной ситуации?


Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание» Слайд 11.

1. Дам списать, чтоб выручить товарища.

2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.


Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его» Слайд 12.

1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

2. Поддержу друга.


Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт» Слайд 13.

1. Скажу всем, что это неправда.

2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.


Учитель: - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.


Учитель: - Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица Слайд 14.





ПОСЛОВИЦЫ







Проверка выполненной работы. Слайд 15.


Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Слайд 16.

    1. Помогать людям.

    2. Защищать слабого.

    3. Делиться последним с другом.

    4. Не завидовать.

    5. Прощать ошибки другим.



ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Слайд 17.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

7. Итог урока.

Учитель: - Я уверена, что вы всегда будете стараться в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям.

- И помните: всё в ваших руках!

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

- Почему важно бороться со злом?

- Что человека делает добрым или злым? ( Его поведение, мысли, поступки и т.д.)


1)Учитель: Обобщим наши знания о добре и зле. Составим коллективно синквейн со словами добро и зло. Слайд 18.

1) ДОБРО

2) душевное, сердечное

3)исцеляет, помогает, вдохновляет

4) Добро сближает людей.

5) РАДОСТЬ

  1. ЗЛО

  2. страшное, плохое

  3. калечит, обижает, убивает

4) Зло влечёт за собой горе и вражду.

5) ГОРЕ


Добрые слова – корни. Слайд 19

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сады – это ваши сердца.


- А чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко.

(На столе у вас лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых вы напишите добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепите их на большое сердце класса.)


8.Домашнее задание. Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра».

Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

- Ребята, я желаю вам творить добро, чтобы добро вас нашло...!


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Игра «Торопись обрадовать» Слайд № 20

Учитель. Ребята, образуйте круг. Сейчас мы поиграем в игру «Торопись обрадовать»

У меня есть волшебный клубочек, и вы передаёте его из рук в руки и при этом говорите доброе слово рядом стоящему игроку.


Звучит песня «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») (аудиозапись)


Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.







10. Если успею… И в заключении мне хотелось бы прочитать вам еще одну притчу.

Жил мудрый старец. Люди, зная это,
И в холод, и в палящую жару
За помощью и за простым советом
Из дальних стран толпою шли к нему.

Вопросов у людей всегда так много,
Кто только гостем здесь не побывал.
Но старец, помолясь усердно Богу,
На все вопросы притчей отвечал.

И вот, когда закат земли касался,
А ночь была готова день сменить,
Из дальних странствий путник возвращался,
Спешил он с мудрецом поговорить.

Не смог тот путник отыскать ответа
На свой вопрос, куда бы ни ходил.
А поутру, встав рано до рассвета,
С надеждой у мудрейшего спросил:

"Скажи, отец, ну почему так быстро
Плохое может сердцем завладеть?
Греховные привычки или мысли
Стараются поглубже кинуть сеть.

К плохому мы нетрудно привыкаем,
И злое укрепляется быстрей,
Чем доброе, посеянное нами.
В неравной схватке зло добра сильней?

А если зло в себе хотим исправить,
Греховное на чистое сменить,
То ждать плода приходится годами,
Чтоб доброту в себе укоренить.

Чтоб грех посеять не нужна сноровка,
Он может быстро душу погубить.
А доброе нужна тут тренировка,
Нельзя иначе сердце сохранить.

Ну почему, отец, так происходит?
Должно добро быстрее всход давать.
А в жизни получается напротив…
Что ты на это можешь мне сказать?"

Подумал старец, помолился Богу,
Но притчу говорить свою не стал.
Окинул взглядом пыльную дорогу,
Нагнулся и два семечка поднял.

Одно из них с изъянами, гнилое,
Он в землю возле дома закопал,
Второе же хорошее такое
На солнце положил и так сказал:

- Гнилое семя - грех, добро - другое.
Ты наблюдай, вот мой тебе совет.
Природа лгать не будет, и ты вскоре
На свой вопрос получишь сам ответ.

Неделя пролетела в ожиданье,
Не находил себе тот путник сна.
Едва дождавшись солнца утром ранним,
Пришел он посмотреть на семена.

То семя, что на солнышке лежало,
Засохло. Выдул влагу ветерок.
Гнилое же погибнуть не желало -
Из семечка проклюнулся росток.

Он с каждым днем корнями укреплялся,
Хоть и невзрачным был совсем на вид.
«Сорняк!» - все говорили. Ухмылялся.
Поскольку знал, что многим навредит.

Порою с нами тоже так бывает -
Спешим всем рассказать про добрый плод.
Его на обозренье выставляем,
От слов красивых внутренность поет.

Людские речи согревают душу,
Возводят на почетный пьедестал,
И вновь хотят услышать наши уши
Досель еще не слышанных похвал.

Хорошее в нас быстро угасает,
От счастья и похвал мы польщены.
Гордыня с хвастовством одолевают
Все доброе, чем были мы полны.

Грехи же скрыть пытаемся поглубже
И ничего о них не говорим,
Стараемся мы Богу быть послушны,
Но об изъянах в сердце мы молчим.

Грехи молчанье наше одобряют:
Их не тревожат, их не теребят.
Все глубже свои корни опускают -
Так укрепить позиции хотят.

Мой друг, хочу совет тебе дать дельный,
Да и себе, конечно, что ж скрывать:
В молитве перед Богом на коленях
Не бойся об изъянах рассказать.

О том, что много лет тебя терзает,
Излей пред Богом, голову склоня.
Отец о всех тревогах, тайнах знает,
И где бы ни был ты, хранит тебя.

А добрые дела твори в смиреньи,
Не выставляй их людям напоказ.
Имей в себе любовь, храни терпенье,
И Бог, увидев тайное, воздаст!



Название документа презентация к уроку.pptx

Урок по основам светской этики «Добро и зло»
 Тема урока: Добро и зло
Прикоснись ко мне добротой- И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной...
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и общ...
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, дос...
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать...
Учитесь делать добрые дела «Друг просит у тебя списать задание» Дам списать,...
Учитесь делать добрые дела Ситуация 2 « Твой друг (подруга) обзывает другого...
« Приятель в компании беззастенчиво врёт» Скажу всем, что это неправда. Попро...
Доброе слово а худое само приспеет Не одежда красит человека и кошке приятно»...
ПРОВЕРЬ СЕБЯ «Доброе слово и кошке приятно» «Торопись на доброе дело, а худое...
Помогать людям. Защищать слабого. Делиться последним с другом. Не завидовать...
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак по...
1) ДОБРО 2) душевное, сердечное 3)исцеляет,помогает, вдохновляет 4) Добро сбл...
Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Добрые сады...
 Игра «Торопись обрадовать»
‹‹
1 из 20
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок по основам светской этики «Добро и зло»
Описание слайда:

Урок по основам светской этики «Добро и зло»

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3  Тема урока: Добро и зло
Описание слайда:

Тема урока: Добро и зло

№ слайда 4 Прикоснись ко мне добротой- И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной
Описание слайда:

Прикоснись ко мне добротой- И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и общ
Описание слайда:

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

№ слайда 9 С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, дос
Описание слайда:

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.

№ слайда 10 «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать
Описание слайда:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

№ слайда 11 Учитесь делать добрые дела «Друг просит у тебя списать задание» Дам списать,
Описание слайда:

Учитесь делать добрые дела «Друг просит у тебя списать задание» Дам списать, чтоб выручить товарища. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать. Ситуация 1

№ слайда 12 Учитесь делать добрые дела Ситуация 2 « Твой друг (подруга) обзывает другого
Описание слайда:

Учитесь делать добрые дела Ситуация 2 « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его» Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга. Поддержу друга.

№ слайда 13 « Приятель в компании беззастенчиво врёт» Скажу всем, что это неправда. Попро
Описание слайда:

« Приятель в компании беззастенчиво врёт» Скажу всем, что это неправда. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь. Учитесь делать добрые дела Ситуация 3

№ слайда 14 Доброе слово а худое само приспеет Не одежда красит человека и кошке приятно»
Описание слайда:

Доброе слово а худое само приспеет Не одежда красит человека и кошке приятно» Торопись на доброе дело, а его добрые дела» Не хвались серебром, не делает никому» Худо тому, кто добра а хвались добром» Не ищи красоты того Бог отблагодарит» В ком добра нет в том и правды мало» Кто добро творит, а ищи доброты»

№ слайда 15 ПРОВЕРЬ СЕБЯ «Доброе слово и кошке приятно» «Торопись на доброе дело, а худое
Описание слайда:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ «Доброе слово и кошке приятно» «Торопись на доброе дело, а худое само приспеет» «Не одежда красит человека, а его добрые дела» «Не хвались серебром, а хвались добром» «Худо тому, кто добра не делает никому» «Не ищи красоты, а ищи доброты» «Кто добро творит, того Бог отблагодарит» «В ком добра нет, в том и правды мало»

№ слайда 16 Помогать людям. Защищать слабого. Делиться последним с другом. Не завидовать
Описание слайда:

Помогать людям. Защищать слабого. Делиться последним с другом. Не завидовать. Прощать ошибки другим.

№ слайда 17 ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак по
Описание слайда:

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

№ слайда 18 1) ДОБРО 2) душевное, сердечное 3)исцеляет,помогает, вдохновляет 4) Добро сбл
Описание слайда:

1) ДОБРО 2) душевное, сердечное 3)исцеляет,помогает, вдохновляет 4) Добро сближает людей. 5) РАДОСТЬ ЗЛО страшное, плохое калечит, обижает, убивает 4) Зло влечёт за собой горе и вражду. 5) ГОРЕ

№ слайда 19 Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Добрые сады
Описание слайда:

Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Добрые сады – это ваши сердца.

№ слайда 20  Игра «Торопись обрадовать»
Описание слайда:

Игра «Торопись обрадовать»

  • Начальные классы
Описание:

Урок по основам светской этики "Добро и зло". Урок составлен по всем современным требованием. Есть и работа в группах, и работа в парах, и индивидуальная самотоятельная

работа, которая требует от детей умения не только думать, размышлять, делать выводы,

но и умение высказывать свои мысли , доказывать свою точку зрения.

Автор Симоненко Татьяна Ивановна
Дата добавления 17.03.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 2256
Номер материала MA-070738
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы