Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок по окружающему миру по теме: "Зелёная аптека. Лекарственные растения." (4 класс)

Урок по окружающему миру по теме: "Зелёная аптека. Лекарственные растения." (4 класс)

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ИМЕНИ В.П.ЧКАЛОВА

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: « Зелёная аптека. Лекарственные растения». 4 класс.

                 ( использование технологии проблемного обучения).

 

 

 

 

                                                                                   Учитель начальных классов:

                                                                                                            Аксёненко Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

 

 

Тема: « Зелёная аптека. Лекарственные растения». 4 класс

Цель: Сформировать у учащихся знания о многообразии  лекарственных растений  и способах их применения человеком.

Задачи:

1. Развивающие:

·         развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;                                                              

·         развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;

·         формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;

·         формирование умения логично и последовательно излагать свою мысль;

·         развитие кругозора детей;

·         обогащение словарного состава учащихся;

·         развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные: 

·         познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

3. Воспитательные:

·         воспитание бережного отношения к природе;

·         воспитание положительного отношения  к учёбе.

·         воспитание  интереса к предмету «окружающий мир»;

·         воспитание умения работать в группе.

 

Оборудование: доска, презентация, иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых  растений, план (на карточках) выполнения практической работы, гербарий  для практической работы (тысячелистник, земляника лесная, ромашка пахучая, малина), формы лекарственных растений,  ПК, мультимедийная установка , сигнальные кружки разных цветов.

 

 

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие гостей.

Учитель:

Начинается урок

Вам, ребятки будет прок

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить. Рассказать.

Постарайтесь – не ленитесь

А для начала – улыбнитесь!

1.      Начнём наш урок с БЛИЦ – ОПРОСА по теме прошлого занятия.

- О чём мы с вами говорили?

Дети: На прошлом уроке мы говорили о режиме дня.

Учитель: - Что  такое режим дня?

Дети: Это чередование различных видов деятельности и отдыха.

Учитель: К чему может привести нарушение суточного ритма?

Дети: Нарушается работа всего организма, а это приводит к заболеваниям.

Учитель: Продолжите предложение:

Заряд бодрости нам помогает получить …………

Дети: Утренняя зарядка.

Учитель: Для чего нам  необходимо соблюдать режим дня?

Дети: Быть здоровыми и организованными, укреплять и сохранять здоровье.

Учитель: Давайте проверим,  как лично вы относитесь к соблюдению режима дня.

На столах лежат кружки: розовый, зелёный и голубой.

 Выберите и покажите  розовый, если вы всегда соблюдаете режим дня.

Зелёный кружок  – иногда соблюдаете режим дня.

Голубой кружок  - не получается соблюдать режим дня.

Учитель: Почти все  ребята соблюдают режим дня. Молодцы!   

В 3мин.

II. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Учитель: Мы заботимся о своём здоровье, но  к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

Послушайте историю:

« Однажды ребята пошли в лес. Собирали грибы. Долго они ходили по лесу. Неожиданно пошёл дождь и дети промокли, простудились. Вечером у них поднялась температура. Был сильный жар и плохое самочувствие».

Учитель: Как вы думаете, как им можно помочь?

Дети: Дать таблетки, микстуру, чай с малиной или мёдом, отвар трав.

Учитель: Отвар,  настойку каких трав, растений?

Дети: Лекарственных.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Дети: О лекарственных растениях.

 

Учитель: Какие вы знаете лекарственные растения? Какими лечились?

Дети: Ромашка, календула, малина, шиповник.

III. Целеполагание.

Учитель: Приступая к изучению темы «Лекарственные растения» представим себя, что мы – исследователи.

По какому плану вы хотели бы изучать лекарственные растения?

Дети: Название растения, где растёт растение, лечебные свойства, внешний вид растения, ……

Учитель пишет на доске или открывает заготовки.

 

План:

1. Название растения.

2. Место произрастания.

3. Используемые части растения.

4. Лечебные свойства.

 

Лечебные свойства лекарственных растений были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить.

Люди передавали сведения о растениях из поколения в поколение.

Так,  в 1581 году на Руси была открыта первая аптека, а в 1588 году – был составлен первый травник.

Значение слова:

        Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами,       сборник рецептов.

         Травник – человек,  который  разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Андрей подготовил небольшую  презентацию по теме нашего урока.

(Показ слайдов) Применение  технологии  ИКТ.

Учитель: Спасибо.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (применение   ИКТ).

Постановка проблемы.

   Учитель: Итак, все растения получили общее название « Зелёная аптека». У нас в классе тоже своя « Зелёная аптека». Как много разнообразных  лекарственных растений у нас растут  в  Подмосковье.

Как ответить на вопрос: Какое растение и от чего помогает?

Дети: Необходимо получить информацию об этом растении.

Учитель: Из каких источников информации?

Дети: Из книг, от взрослых, из интернета, из учебника…

Учитель: Нашего помощника – учебника.

 Работа по учебнику.

Учитель: Предлагаю открыть учебник на странице 26.

Прочитайте текст про себя.

 Учитель: Предлагаю поработать в группах. Обсудив информацию, ответить на предлагаемые вопросы.

1 группа: Как и где используется касторовое масло?

2 группа: Найти ответ на вопрос:

Почему зверобой называют «травой от девяноста девяти недугов»?

3 группа: Рассказать о лечебных свойствах женьшеня.

4 группа: Перечислить лечебные свойства тыквы и моркови.

Время ограничено,  на выполнение отводится 2 – 3  минуты.

Представители групп выступают.

Вывод: Можно ли пользоваться всеми этими средствами не посоветовавшись с врачом?

Работа с иллюстрацией на стр.28.

Учитель: Какие части растений здесь нарисованы?

Расскажите об их лечебных свойствах.

Малина – листья и ягоды, от простуды.

Тыква – мякоть, семена, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов.

Морковь – корнеплод, от ангины, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов. Семена – для печени и почек.

Яблоко – плод, семечки  для сердца, мозга, продлевают жизнь.

Черника – ягоды и листья, побеги для зрения и памяти.

Мать - и – мачеха – цветки  и стебли, от заболевания кожи, для роста волос, от кашля.

Вывод: У многих  растений используются сразу  несколько частей

( органов). Все они улучшают жизнедеятельность  всего организма.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Все травы – лекари -душица

И зверобой ,и медуница

И земляника, и черника

И брусника с голубикой

Чистотел, полынь, калина

Лён, календула, крапива

Все целебные растения

Знаем мы без исключения

Нужно только не лениться

Нужно только научиться

Находить в лесу растения

Что  пригодны  для  лечения

Работа в группах

Учитель: Вам дан гербарий. Ваша задача прочитать текст и посовещавшись  заполнить таблицу, выбирая самую важную информацию, а затем поделиться ею с товарищами.

Вывод: Знать лекарственные свойства растений, и использовать их в своей жизни.

Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?

Дети: Нет, не все растения.

Исследуем дальше.

НА ДОСКЕ: (тысячелистник, подорожник, одуванчик лекарственный, ландыш, волчье лыко и вороний глаз).

Учитель: Что вы здесь видите?

Дети: Различные растения.

Учитель: Разделите все эти растения на группы.

Какие у вас есть предложения?

Дети: Лекарственные и  ядовитые.

Учитель: В каких целях мы используем первую группу растений?

Дети: Лечение ран, желудочно-кишечные заболевания, остановка кровотечения.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Дети: Лес, луг, обочины дорог.

Учитель: Как мы назвали вторую группу растений?

Дети: Ядовитые

Учитель: Почему они называются ядовитыми?

Дети: Содержат вещества, которые попадая в организм вызывают  болезненные изменения.

(Бывают ядовитые -  листья, в других -  семена , а в третьих  - все части растения)

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Дети: В лесу, на обочинах дорог.

Учитель: Куда  занесены такие редкие растения как ландыш, волчье лыко, вороний глаз?

Дети: В Красную книгу.

Учитель: Показывает Красную книгу.

Красная книга содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. Запасы лекарственных растений не безграничны, использовать их надо бережно!

Учитель: Обращает внимание детей на выставку книг. Здесь мы можем узнать не только всё о растении и его лечебных свойствах, но и  о правилах сбора  и хранения лекарственных растений.

Учитель: В каких формах можно применять лекарственные растения.

Дети:  Сборы, настойки, мази, сиропы, таблетки…….

Учитель: Можно ли самостоятельно, без консультации врача, применять  лекарственные растения?

Дети: Нет.

Работа в тетради

Страница 7 №12 .(Черёмуха-3, Крапива-5,Земляника-2,Подорожник-6,Малина-1,Мать и мачеха-10,Ромашка-7,Зверобой-4,Липа-8,Тысячелистник-9)

Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.

Рабочая тетрадь № 8.

Рефлексия:

Учитель: Что мы для себя открыли важного для каждого из нас?

Дети: Лечиться лекарственными растениями,  использовать их лечебные свойства и при этом не навредить себе, своему здоровью.

Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?

Дети: Не все, но их надо знать и изучать, а поэтому эту работу мы продолжим на уроках окружающего  мира.

Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.

Рабочая тетрадь № 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по окружающему миру по теме: "Зелёная аптека. Лекарственные растения." (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 448 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.01.2020 312
    • DOCX 32.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Звягина Валентина Брониславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81692
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек