Россия на карте (2 класс)
Цели урока: проверить и оценить знания учащихся по
темам «Посмотри вокруг», «Для чего нужен компас», «Формы земной поверхности»,
«Водоемы», «В гости к весне».
Дать понятие географической карты; учить детей читать
карту и правильно показывать объекты на ней.
1.
Организационный
момент.
2.
Введение
в тему урока.
Велика и прекрасна наша страна
Россия. Расскажите, что вы знаете о нашей стране. (Ответы детей)
Да, на территории нашей страны
представлены почти все природные зоны.
Зона тундры.
Тайга.
Смешанные и широколиственные леса.
Степи
Пустыни и полупустыни
- Наша страна занимает огромную
территорию. Но мы может совершить путешествие в любой её уголок, не выходя из
класса. В этом нам поможет…. А с чьей помощью мы совершим это путешествие, вы
узнаете, отгадав загадку:
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.
Или:
Моря есть- плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Карта)
- Правильно, это карта.
Учитель вывешивает карту России.
3.
Групповая
работа.
Класс делится на группы – по партам.
Рассмотрите фотографии в учебнике
на с. 92-93. Они сделаны в разных местах нашей страны.
1. Белый медведи во льдах
Северного Ледовитого океана
2. Охотское море
3. Чёрное море
4. Уральские горы
5. Волга
6. Таёжные просторы Западной
Сибири
7. Вулканы на Камчатке
Я сейчас вам выдам по 7
квадратиков, из них вы сами сделаете фишки, пронумеровав их от 1 до 7. Каждая
цифра значит разные места нашей страны.
Найдите эти места на карте с. 90-91
и обозначьте их фишками с номерами.
После того, как задание полностью
выполнено, осуществляется проверка.
-Объясните, пожалуйста, а что такое
карта? Сравнение ответов детей с определением на с.91.
4. Как читают карту.
А) Для того, чтобы путешествовать
по карте, надо научиться читать её. Читать карту- это не значит читать только
надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты –условные знаки.
Учитель вместе с детьми переносит в
тетрадь из учебника (с. 95) условные знаки столицы, городов, границы,
рек, озер, каналов, болот, островов.
Б) Научимся определять по карте стороны
горизонта. Перечислите названия основных сторон горизонта (Север, юг,
запад, восток).
- Назовите моря, омывающие нашу
страну с севера (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское)
- ……… с востока (Берингово,
Охотское)
- Моря, находящиеся на юге нашей
страны (Чёрное, Каспийское)
- А на западе? (Балтийское)
В) Разберемся, что обозначают на
карте различные цвета. Сейчас я каждой группе выдам по три полоски и вы из них
сделаете сигнальные карточки.
Голубым по карте обозначена вода
(моря, реки, озера). Делаем голубую карточку.
Зеленым, желтым и коричневым –
суша.
Зеленым и желтым обозначают
равнины, а коричневым –горы. Сделали еще две карточки.
- А теперь проверим, как вы
запомнили, что обозначают цвета на карте.
Я вам буду называть места, а вы ,
глядя на карту или зная так, показываете цвет обозначения данного места на
карте.
Кавказские горы
Волга
Восточно-Европейская равнина.
Уральские горы
Ладожское озеро
Охотское море
Западно-Сибирская равнина
Г) А теперь найдите на карте
следующие места.
- города: Курск, Екатеринбург,
Чита, Магадан
- реки: Колыма, Лена, Обь, Енисей
-горы: Алтай
-болота Западно-Сибирской равнины
-границу нашей страны
- острова: Новая Земля, Северная
Земля, Сахалин
5. Закрепление изученного.
Более 500 лет назад, когда Америка
еще не была открыта Колумбом, русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию
из города Твери. Помогите мне составить рассказ о его путешествии, заменяя
условные знаки, которые я вам буду показывать, названиями объектов на карте.
Итак, начинаем…
-Вначале Афанасий Никитин плыл на
корабле по…. (Учитель показывает условный знак реки, дети говорят : «По реке» С
остальными карточками проводится та же работа.)
….Она называется Волга. Путь его
пролегал по………(равнине). Она называется Восточно-европейской. Затем Афанасий
Никитин плыл на корабле по…..(морю). В Наше время оно называется каспийским
морем. После этого он пересёк …..(горы). Они называются Иранское нагорье. Затем
он снова сел на корабль и поплыл по морю, которое он назвал Аравийским.
Наконец, он пришел в Индию.
6. Практическая работа.
-вылепите из пластилина макет
участка земли, на которых должны быть горы, река, стекающая с горы и впадающая
в большой водоём, равнина. Составьте и начертите его карту.
Дети лепят из пластилина,
составляют карту.
-Итак, что же такое карта? (Карта –
это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных
знаков)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.