Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по окружающему миру на тему "Дыхание и кровообращение" (3 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Дыхание и кровообращение" (3 класс)

Скачать материал

Тема урока «Дыхание и кровообращение»

Цель урока: сформировать первичные знания об органах дыхания и кровообращения.

Задачи:

1.     Познакомить с органами дыхания и кровообращения, их строением и функциями.

2.     Создать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, научить навыкам выделения главной мысли, уметь делать анализ, обобщение и выводы. Стремление преодолеть трудности, умение работать в группе.

3.     Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к организму.

Планируемые результаты:

(Личностные УУД)

-     Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Метапредметные: Регулятивные УУД)

-     Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  выделять последовательность действий на уроке;  уметь работать по коллективно составленному плану; 

-     формирование адекватной самооценки; 

-корректировать собственные действия в процессе анализа работы.

(Коммуникативные УУД)

-     Уметь оформлять свои мысли в устной форме;  слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

(Познавательные УУД)

-     Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 

 

Ход урока.

-     Садитесь, ребята. Проверим посадку.

Положение ног проверяем. Они должны опираться под столом о пол.

Поставь руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска.

Между краем стола и грудью должен проходить кулачок.

-     Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-     Наше питание, уход за зубами.

-     Сейчас повторим, как же нужно ухаживать за зубами. 

Всегда прочищаю зубы иголкой.

Полощу рот после еды.

Почистив зубы вечером, не ем сладостей.

Никогда не чищу зубы.

Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

-     Так скажите, как нужно питаться правильно, чтобы расти и развиваться и вместе с этим сохранить здоровые зубы?

-     Питаться разнообразной пищей.

-     Меньше ешь сладостей, они не только разрушают зубы, но еще способствуют накоплению избытка жира под кожей.

-     Полезно есть овощи и фрукты.

-     Желательно есть в одно время, а ужинать надо за два часа до сна.

-     Выйдете из – за парт, 

Сделайте глубокий вдох - руки вверх Выдох – руки вниз.

Прислушайтесь к себе, положите ладошку на сердце.

-     А теперь сделайте  5 приседаний.

-     Какие изменения вы в себе ощутили?(Посмотрите друг на друга(откуда взялся румянец на ваших щечках? Почему? Кто знает?)) 

(чаще стали дышать, сердце забилось быстрее) 

-     в чем же возникла потребность вашего организма

-     (в воздухе)

-     Давайте вместе подумаем, какая тема сегодняшнего урока. Предположим,  о  чем мы с вами будем говорить?

-     (о дыхании)

-     А без какой жидкости  вообще может существовать организм?

-(без крови) .Посмотрите на доску(заранее приготовленный демонстрационный материал ), так выглядит наша кровь под микроскопом. 

-     Познакомьтесь с темой нашего урока  (читает один из учеников с доски ).

Тема «Дыхание и кровообращение»

-     как вы думаете о чем  мы будем говорить на уроке? 

-     (Как мы дышим? Что относится к  органам  дыхания и органам кровообращения? как работают легкие и сердце? Как движется кровь в организме?)

-     В конце урока мы еще раз вернемся к вашим вопросам и поймём достигли мы своей учебной цели, нашли ли ответы?

-     Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без дыхания?

-     Как часто мы с вами дышим?

-     целыми сутками мы вдыхаем воздух и выдыхаем его наружу, т. Е. дышим. - Воздух дороже золота, бриллиантов, всех сокровищ мира вместе взятых. Без сокровищ прожить можно, без воздуха – нельзя.

-     Даете ли вы себе команду «Дышать» или «не дышать»?

-     (нет, п. ч все живые существа дышат непроизвольно)

(А если кто – то ответит да, тогда переходим к опыту1)

-Предлагаю вам  провести небольшой опыт. Закрываем ротики, зажимаем  носики и перестаем дышать.  И не дышим до тех пор, пока я не скажу «дышите»

-     что захотелось  вам сразу сделать?

-(глубоко вздохнуть)

А что вы ощущали? (ощущения детей)

-     Это взывают о помощи ваши клетки  (Пришлите нам кислород.  Иначе мы все погибнем!)

Чего просили ваши клетки?

(кислород)

1. - А что такое кислород? Или вставка в …. -(Это газ, который содержится в воздухе) - Какой вывод вы можете сделать?

(-человек не может не дышать) слайд

Есть ли запас кислорода в организме?

-В теле человека нет запаса кислорода, необходимые каждой клеточке организма для поддержания жизни. Кислород должен непрерывно поступать в организм человека) 

-Человеку необходимо постоянно пополнять запасы кислорода.

-     Как же воздух попадает в организм? Ответы детей: через нос и рот в легкие.

-Давайте вместе с воздухом слетаем в легкие! Внимание! Влетаем в нос! Этот тоннель очень короткий, такой же как и само слово. Но устроен он интереснее самых длинных тоннелей. Складки носа и волоски в ноздрях задерживают пыль, микробы, а очищенный воздух попадает в легкие.

(На доске плакат с иллюстрациями всех органов дыхания)

 

 

Затем мы вместе с воздухом попадаем в?

-В  гортань.

-     Прощупайте её в передней части шеи.

-На что она похожа?

-     Она похожа на жесткую ребристую трубку. 

-     После гортани, куда мы попадаем? 

-(В  трахею). (Трахея представляем собой трубку с хрящевыми кольцами, которая разветвляется на две трубочки)

 – бронхи 

( Бронхи соединяют трахею с правым и левым?) - легким. 

-   А легкие можем прощупать? Что их защищает?

-А что это за пузырьки?

-   Как вы думаете много - это сколько?

(если все легочные пузыри растянуть на поверхности, то получится площадь размером в наш кабинет) 

Легкие – главный и самый большой  орган дыхательной системы, в которых происходит смена воздуха при чередовании вдоха и выдоха

-   Диафрагма- это мышца, которая помогает легким дышать своим сокращением

-   Ребята, а вы когда – нибудь икали? 

(Если диафрагма работает со сбоем, мы начинаем икать) -Как бы вы назвали все этих органы.

-   (Органы дыхания)

-   Давайте еще раз назовем органы, которые участвуют в дыхании

(перечисляют, по порядку или можно …)

Физкультминутка.

-   А знаете ли вы сколько воздуха вмещают ваши лёгкие?

-   Хотите узнать?

Выслушайте задание до конца

Возьмите со стола шарик и  надуйте его с одного раза. По моей команде Сделайте глубокий вдох и как можно сильнее выдохните его в шарик. 

Зажмите пальчиком. У всех одинаковые получились шарики? Можете сказать, что вы выдохнули весь воздух?

(нет, на самом деле мы выдыхаем не весь воздух, часть остается в легких)

 

-   какая же главная задача органов дыхания?   дыхательная система обеспечивает организм кислородом!!!(УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ВЫДЫХАЕМОМ ВОЗДУХЕ В 100 РАЗ БОЛЬШЕ ЧЕМ В АТМОСФЕРНОМ)

-   А без какой жидкости  вообще не сможет существовать организм?

-   кровь

 Легкие состоят из бесчисленных крохотных пузырьков – альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в легкие, кислород наполняет легочные пузырьки. Как только свежий воздух попадает в пузырьки легких, кровяные кораблики берут из воздуха кислород и несут его по кровяной речке ко всем органам, а забирают углекислый газ, который затем мы выдыхаем.

Почему же кровь попадает ко всем органам? Да дело в том, что наше тело пронизано густым переплетением кровеносных сосудов: толстых и тонких. Поэтому, где бы мы не поранились, везде появляется кровь. Кричать и плакать не следует, надо лишь обработать ранку.  

Кровь, пробегая по стенкам легочных пузырьков, вбирает в себя кислород, отдает углекислый газ, и разносит кислород по телу в каждую клеточку.

-   какую роль играет кровь в организме человека?( стр.145 сразу после рисунка)

Один ученик зачитывает (разносит кислород и питательные вещества по всем органам нашего тела) - А как кровь движется?

-кровь движется по кровеносным сосудам, которые проникают во все органы - Какой орган заставляет ее двигаться? -(сердце)-  (Сердце не знает отдыха ) Я предлагаю вам рассмотреть муляж сердце - С чем люди сравнивают сердце?

(сердце можно сравнить с насосом)

-   А у каждого ли человека размер сердца одинаковый?

(сердце человека чуть больше собственного  кулачка)

-Ребята, хотите посмотреть как устроена и работает кровеносная система и как кровь разносит по всему организму кислород

(просмотр видео)

-   как вы думаете, а если кровь прекратит свое движение, что может произойти с организмом? 

Или кислород перестанет поступать через органы дыхания? 

Работа в рабочей тетради. С. 64 № 1.

Прочитайте.

Заполните пропуски в тексте.

Найдите в тексте абзац о работе органов дыхания и проверьте. (Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.).

С 64 № 2. Прочитайте.

Укажите стрелками органы.

Проверка по учебнику.

С 64 № 3. Прочитайте.

Укажите последовательность прохождения воздуха при вдохе по органам дыхания красным карандашом.

Укажите последовательность прохождения воздуха при выдохе по органам дыхания синим карандашом.

Взаимопроверка (проверяют правильное выполнение по схеме, вывешенной на доске).

 

Если есть какое-то нарушение, то мы обращаемся к врачу. Разыгрывается сценка “У врача”

       Здравствуйте!

       Здравствуй!

       На что жалуетесь?

       Доктор, я плохо ем, задыхаюсь, кашляю, и вдобавок стал плохо спать.

       Давайте проверим вас. Зарядку делаешь? На воздухе бываешь? Ничего не понимаю. А может, ты куришь?

       Семиклассник Мишка в старом заброшенном сарае угощал нас. Я сначала отказывался. А он

сказал: “Эх ты, маленький, боишься мама ремня задаст. Кури, никто не узнает”

       Курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы. Но

особенно вреден табак для растущего организма. Для детей табак вреднее в 2-3 раза, чем для

взрослых. У курящих слабеет память, нарушается зрение. Курильщикам тяжело заниматься физкультурой и спортом.

 

Вывод:

Назовите органы дыхательной системы?

       Как человек дышит?(Что показано синим цветом (О2) и красным цветом (СО2)?)

       Какова роль крови в организме?

       Какой орган заставляет работать кровеносную систему? 

 

- я теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста

(КИМ окружающий мир)

Спасибо вам, что вы оценили свою работу на уроке. 

Мне было очень приятно с вами работать. 

Чтобы закрепить знания, которые вы получили на этом уроке, запишите дом. задание.

Урок хочу, закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по окружающему миру на тему "Дыхание и кровообращение" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Руководитель реабилитационного подразделения

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: сформировать первичные знания об органах дыхания и кровообращения.Задачи:1.Познакомить с органами дыхания и кровообращения, их строением и функциями. Создать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, научить навыкам выделения главной мысли, уметь делать анализ, обобщение и выводы. Стремление преодолеть трудности, умение работать в группе

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.01.2020 1632
    • PDF 256.8 кбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Людмила Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фролова Людмила Сергеевна
    Фролова Людмила Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75511
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1514 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 848 человек

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 722 человека

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек