ОБЩАЯ ЧАСТЬ
|
Предмет –музыка
|
Класс - 5
|
Программа
Е.Д.Критская , Г.П.Сергеева «Музыка 1 -7 классы»
|
Тема
урока – «Что роднит музыку с изобразительным
искусством?» (Раздел «Музыка и изобразительное искусство») Урок №17.
|
Планируемые
образовательные результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
У обучающихся будет
сформирована и повышена мотивация к собственным знаниям и
изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить
самооценку. Смогут находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и других видов искусств.
·
|
Научатся осознанно
воспринимать, слушать, анализировать и исполнять музыкальные
произведения; обращаться к литературным первоисточникам; разбирать-ся
в музыкальных жанрах и жанрах изобразительного искусства; находить общее и
различное; определять на слух жанры музыки, осмыслять специфику
музыки и живописи как , видов искус-ства. Получат возможность
научиться устанавливать связи между музыкой и изобразительным
искусством.
|
Научатся проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; получат
возможность нау -читься объяснять смысл своих оценок, мотивов,
целей. Приобретут умение познавать мир через
музыкальные и художественные образы. Участвовать в коллективно-творческой
деятельности.
|
Словарь урока: вокальная музыка, жанр, инструментарий, вид искусства, язык
искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства
выразительности.
|
Музыкальный
материал: Русская народная песня «Эй, ухнем!» («Дубинушка»),
П.И.Чайковский «Баба Яга»,В.Синенко, М. Пляцковский «Птица-Музыка»
|
Ресурсы урока: учебник, тетрадь на печатной
основе, тетрадь музыкальных впечатлений по музыке, рабочие листы на каждого
ученика или на парту, листы самооценки на каждого ученика ,раздаточный
материал.
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
Этап урока (+время)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1 этап. Организационный момент
(1 мин.)
|
Приветствует
учащихся. Проверить наличие учебных материалов на столе.
Создать условия
для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный
процесс. После музыкального приветствия-распевания, учащиеся рассаживаются по
своим местам, организовывая рабочие группы.
|
Приветствуют
учителя. Исполнение музыкального приветствия.
|
2 этап. Мотивация
(4мин)
|
Учитель. Ребята,
сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с
другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы узнаете чуть позже.
На экране: картина И. Репина «Бурлаки на
Волге»; звучит русская народная песня «Эй, ухнем!»
После того, как музыка отзвучит, учитель
обращается к учащимся:
Всмотритесь в картину. Что изображено? Какое
настроение? Что вы услышали?
Учитель:
Совершенно верно. Ещё вы слышали песню. О чём она? Связана ли эта песня с
картиной?
Слова - Эй, ухнем! ,Потянем, ещё разок-
точно описывают тяжёлый труд артели бурлаков во время работы. С каким же
видом искусства связана музыка?
Учитель: Правильно! Посовещайтесь в группах и подумайте, какое сходство
и различие вы нашли?
Я предлагаю вам назвать тему
нашего урока. Мы будем говорить о взаимоотношениях этих двух видов
искусства всю четверть. Но тема нашего урока звучит с вопросом. Давайте
определим главный вопрос нашего урока. Как мы ее
назовем?
Учитель: Правильно, молодцы. Мы сегодня будем говорить о музыке и об
изобразительном искусстве. «Что роднит
музыку с изобразительным искусством?»- тема нашего урока
|
Ответы учащихся: «Бурлаки во время работы.
Тяжело тянут гружёную баржу на берег. Слышится стон, медленный их шаг из
последних сил.»
В этой песни поётся о тяжёлом крестьянском
труде. Такой же труд изображён на картине.
С изобразительным искусством.
Версии групп:
Сходство: Образное содержание; смысл написания данных произведений
искусств. Объединяет общая тема. Песня вызывает в воображении те же образы,
что и на картине.
Различие: Разные жанры. Песня: музыка и слова, вокальное исполнение;
картина - наглядные образы, кисти, краски, полотно.
Группы вносят свои предложения, и после
корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока). Обучающиеся
озвучивают тему урока: «Что роднит
музыку с изобразительным искусством?»
|
|
|
|
3 этап. Актуализация знаний
(10мин)
|
Учитель.: Мы прослушали песню «Эй, ухнем!» и посмотрели
картину И.Репина «Бурлаки на Волге» Познакомимся с ними поближе.
Учитель
дает каждой группе
задания, чтобы ближе ознакомить учеников
с краткой
информацией:
1 группа:
раздаются карточки с вариантами о создании песни.
2 группа:
раздаются карточки с краткими сведениями о мотивации художника на создание
картины.
3 группа:
выбрать из списка определения, которые больше всех подходят к целостному
образу картины и песни.
Предлагает подвести итоги задания, опираясь на
правильные ответы детей; задает вопросы, чтобы выяснить объем знаний у
учащихся по этой теме.
|
Работа по группам.
После
ознакомления с информационным материалом представитель от каждой группы
знакомит с ним класс.
Обсуждение данной проблемы.
-работают в группах;
-участвуют в обсуждении.
|
4 этап.
Целеполагание
и планирование
|
Формулирует цель урока и
планируемые результаты:
После урока вы сможете выделить общие и отличительные
черты музыки и изобразительного искусства, научитесь
устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством.
Познакомитесь с понятиями - цветовая гамма, звуковая
палитра,«яркий звук» или «звучный цвет».Поймете, что ритм есть не только в
музыке, но и в живописи.
Узнаете о том, что исторический портрет и пейзаж
встречаются и в музыке.
Послушаете музыку, которая непосредственно связана с
изобразительным искусством, а также прочитаете стихи, в которых говорится о
живописи и цвете.
Начнете разучивать новую песню, которая называется
«Птица-музыка».
|
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
(10 мин)
|
|
Учитель:
Изначальное название песни – «Дубинушка» -бурлацкая – народная, употребляемая
при вбивании свай или дружной совместной работы для одновременного напряжения
сил. Ф.И. Шаляпин исполнил её в 1885 году. Вдохновением на такое
выразительное характерное исполнение послужила картина И.Репина «Бурлаки на
Волге». В дальнейшем эта песня, стала революционной. Картина была написана
художником в 1873г. Мотивом для создания художественного шедевра послужило
зрелище, которым был потрясён художник: на фоне с жизнерадостным обществом и
живописной природой тяжёлый труд бурлаков. Какие средства музыкальной
выразительности использованы в песне, в вокальном исполнении, чтобы точно
передать образ картины?
Обратимся к учебнику. стр.76-77. В изобразительном искусстве часто
употребляют выражение - цветовая гамма, а рассуждая о
произведениях музыкального искусства - звуковая палитра.
Чтобы определить, существует ли переложение цвета в звуки, я
предлагаю выполнить задание. Для этого возьмём листы с радугой. Под
радугой пишем цвета, а напротив каждого, подбираем слова-эмоции и подбираем
каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. Работать будем со
стихотворением Е.Новичихиной «Цвета радуги», которое
изображено на экране (работа в парах).
Учитель: работая над «волшебной радугой» вы заметили сходство
изобразительного искусства и музыки? Правильно! Какого цвета получились
ваши ноты?
Учитель: Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного
видения со « Стихотворением о нотах» (на экране), сделаем
вывод: существует переложение цвета в звуки?
Звучит песня: «Птица-музыка»
В. Синенко.
Учитель: О чём эта песня? Правильно! Существуют такие музыкальные
произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка
становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а
выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте
убедимся в этом.
Разучивание
1 куплета песни с пластическим
интонированием. (Текст выведен на экран)
Учитель: Без чего не смогла бы появиться песня?
«Совершенно
верно! Мы познакомились сегодня с произведениями музыки и
изобразительного искусства. Что же объединяет и отличает эти
два разных жанра?»
|
Учащиеся
слушают и анализируют
музыку, говоря о медленном темпе, напоминающие ход рабочей
артели, которые тяжело тянут судно с грузом на берег; нарастание
динамики и её уход, напоминают уже обессиливших людей; не яркие цвета
красок картины и выразительное (минорное) мужское вокальное исполнение (бас),
открывает весь образ песни и картины. Создаётся впечатление целостного
образа.
Работа с учебником.
Выполняют
задание на листках с изображением радуги, также
подбирают
слова-эмоции к каждому цвету. Затем раскрашивают радугу.
Далее
обучающиеся работают со стихотворением «Цвета радуги».
Овечают на вопрос учителя- 7 основных
цветов (радуга) и 7 нот в музыке.
(ученики озвучивают результаты
своей работы в таблице).
Выполняют
задание.
Ответы
обучающихся: Музыка не смогла бы появиться без
образного содержания, цвета, красок и наоборот.
Слушают и
отвечают на вопрос учителя . После прослушивания уч-ся
определяют характер прихвндения и предлагают своё название песни. Затем
записывают правильное название песни в тетрадь.
Выполняют дыхательные и вокальные упражнения перед
началом разучивания песни. В процессе разучивания
используются разные формы исполнения: индивидуальное пение и по
группам. Обучающиеся отвечают, что песня не смогла
бы появиться без образного содержания, цвета и красок
Различное: Песня - вокальное произведение, музыкальный жанр, а живописная
картина-шедевр изобразительного искусства. Музыка-это звуки, а картина-это
краски. Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы,
возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои
произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.
|
Мунутка здоровья
|
Предлагается выполнить упражнения, соответствующие смыслу
стихотворения:
-Хомка, Хомка, Хомячок, полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, ушки моет, лапки трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку:
Раз,два,три, четыре, пять. Хомка хочет сильным стать.
Вдох-выдох-вдох-выдох.
|
Выполняют
движения.
|
6 этап. Включение нового знания в систему знаний
(закрепление)
(10 мин)
|
Учитель: А теперь обратимся к
главному вопросу нашего урока: Что роднит музыку и изобразительное
искусство?
Сейчас
прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет. А вот чей, вам нужно
узнать. Кто это - обычный человек или персонаж сказки?
Звучит пьеса «Баба-Яга»
П. И. Чайковского, на экране картина В.Васнецова
«Баба Яга».
ЗАДАНИЕ:
1 группа:
1. Выбрать из списка нужные слова для
характеристики музыкального образа. 2. Подчеркните
определения, объединяемые музыку и ИЗО: (симфония, образ,
соната, интонация, композиция, гамма, цвет, этюд)
2 группа:
- В каком
характере звучит музыка?
- Какой
характер у этого незнакомца? (выбрать из списка нужные определения) : (таинственно, зло,
резко, ласково, грозно, мягко, стремительно)
3
группа:
Подобрать цвета
красок для предлагаемого образа, используя «Волшебную музыкальную
радугу» и «Стихотворение о нотах»
Организация проверки выполнения задания и результатов работы по группам.
Корректирует и вностит свои дополнения в результат действия каждой группы.
|
Слушание
музыки.
Самоконтроль учащихся во время
работы в группах.
.
Планируют и осуществляют учебную
деятельность от постановки цели и до получения результата.
После работы каждая группа
оглашает ответ по своему заданию.
|
7 этап. Рефлексия и оценивание
(5мин)
|
|
|
Учитель
подводит итоги, благодарит рабочие группы, которые оценивали работу друг
друга и класса в целом. Задает вопросы:
Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
Что можете сказать о выполнении заданий?
В чем вы испытывали затруднения?
Какой главный вопрос звучал на уроке?
Выставляет отметки.
|
Называют
тему и цели.
Самооценивание.
Работают
с оценочными листками.
Отвечают
на вопросы.
|
8 этап. Домашнее задание
(5мин)
|
1.Учебник стр.79.
2. Базовый уровень – выписать в тетрадь сходства и различия между
музыкой и ИЗО.
3.Повышенный уровень – подготовить небольшое тестовое
задание по теме урока.
4. Выполнить презентацию на тему:
«Музыка и изобразительное искусство».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.