Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Музыка / Урок по музыке для 5 класса

Урок по музыке для 5 класса

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала)


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет –музыка

Класс - 5

Программа Е.Д.Критская , Г.П.Сергеева «Музыка 1 -7 классы»

Тема урока – «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» (Раздел «Музыка и изобразительное искусство») Урок №17.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 У обучающихся будет  сформирована и повышена мотивация к собственным знаниям и  изучению музыки, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку. Смогут находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств.



  Научатся осознанно воспринимать, слушать, анализировать и  исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам;  разбирать-ся в музыкальных жанрах и жанрах изобразительного искусства; находить общее и различное; определять на слух жанры музыки,  осмыслять специфику музыки и живописи как , видов искус-ства. Получат возможность научиться  устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством.

Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;  получат возможность нау -читься  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. Приобретут умение познавать мир через музыкальные и художественные образы. Участвовать в коллективно-творческой деятельности.


Словарь урока: вокальная музыка, жанр, инструментарий, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства выразительности.

Музыкальный материал:  Русская народная песня «Эй, ухнем!» («Дубинушка»), П.И.Чайковский «Баба Яга»,В.Синенко, М. Пляцковский «Птица-Музыка»

Ресурсы урока: учебник, тетрадь на печатной основе, тетрадь музыкальных впечатлений по музыке, рабочие листы на каждого ученика или на парту, листы самооценки на каждого ученика ,раздаточный материал.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

(1 мин.)

Приветствует учащихся. Проверить наличие учебных материалов на столе.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. После музыкального приветствия-распевания, учащиеся рассаживаются по своим местам, организовывая рабочие группы.


Приветствуют учителя. Исполнение музыкального приветствия.



2 этап. Мотивация (4мин)

Учитель. Ребята, сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы узнаете чуть позже.


На экране: картина И. Репина «Бурлаки на Волге»; звучит русская народная песня «Эй, ухнем!»


После того, как музыка отзвучит, учитель обращается к учащимся:


Всмотритесь в картину. Что изображено? Какое настроение? Что вы услышали?


Учитель: Совершенно верно. Ещё вы слышали песню. О чём она? Связана ли эта песня с картиной?

Слова - Эй, ухнем! ,Потянем, ещё разок- точно описывают тяжёлый труд артели бурлаков во время работы. С каким же видом искусства связана музыка?


Учитель: Правильно! Посовещайтесь в группах и подумайте, какое сходство  и различие вы нашли?











Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. Мы будем говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства всю четверть. Но тема нашего урока звучит с вопросом. Давайте определим главный вопрос нашего урока. Как мы ее назовем?





Учитель: Правильно, молодцы. Мы сегодня будем говорить о музыке и об изобразительном искусстве. «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»- тема нашего урока














Ответы учащихся: «Бурлаки во время работы. Тяжело тянут гружёную баржу на берег. Слышится стон, медленный их шаг из последних сил.»


В этой песни поётся о тяжёлом крестьянском труде. Такой же труд изображён на картине.

С изобразительным искусством.

Версии групп:

Сходство: Образное содержание; смысл написания данных произведений искусств. Объединяет общая тема. Песня вызывает в воображении те же образы, что и на картине.

Различие:  Разные жанры. Песня: музыка и слова, вокальное исполнение; картина - наглядные образы, кисти, краски, полотно.


Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока). Обучающиеся озвучивают тему урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»






3 этап. Актуализация знаний

(10мин)

Учитель.: Мы прослушали песню «Эй, ухнем!» и посмотрели картину И.Репина «Бурлаки на Волге» Познакомимся с ними поближе.

Учитель дает каждой группе задания, чтобы ближе ознакомить учеников

с краткой информацией:

1 группа: раздаются карточки с вариантами о создании песни.

2 группа: раздаются карточки с краткими сведениями о мотивации художника на создание картины.

3 группа: выбрать из списка определения, которые больше всех подходят к целостному образу картины и песни.


Предлагает подвести итоги задания, опираясь на правильные ответы детей; задает вопросы, чтобы выяснить объем знаний у учащихся по этой теме.


Работа по группам.

После ознакомления с информационным материалом представитель от каждой группы знакомит с ним класс.

Обсуждение данной проблемы.

-работают в группах;

-участвуют в обсуждении.


4 этап.

Целеполагание

и планирование


Формулирует цель урока и

планируемые результаты:

После урока вы сможете выделить общие и отличительные черты музыки и изобразительного искусства, научитесь устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством.

Познакомитесь с понятиями - цветовая гамма, звуковая палитра,«яркий звук» или «звучный цвет».Поймете, что ритм есть не только в музыке, но и в живописи.

Узнаете о том, что исторический портрет и пейзаж встречаются и в музыке.

Послушаете музыку, которая непосредственно связана с изобразительным искусством, а также прочитаете стихи, в которых говорится о живописи и цвете.

Начнете разучивать новую песню, которая называется «Птица-музыка».



5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(10 мин)


Учитель: Изначальное название песни – «Дубинушка» -бурлацкая – народная, употребляемая при вбивании свай или дружной совместной работы для одновременного напряжения сил. Ф.И. Шаляпин исполнил её в 1885 году. Вдохновением на такое выразительное характерное исполнение послужила картина И.Репина «Бурлаки на Волге». В дальнейшем эта песня, стала революционной. Картина была написана художником в 1873г. Мотивом для создания художественного шедевра послужило зрелище, которым был потрясён художник: на фоне с жизнерадостным обществом и живописной природой тяжёлый труд бурлаков. Какие средства музыкальной выразительности использованы в песне, в вокальном исполнении, чтобы точно передать образ картины?

   Обратимся к учебнику. стр.76-77. В изобразительном искусстве часто употребляют выражение - цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Чтобы определить, существует ли переложение цвета  в звуки, я  предлагаю выполнить задание. Для этого возьмём листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого, подбираем слова-эмоции и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. Работать будем со стихотворением Е.Новичихиной «Цвета радуги», которое  изображено на экране (работа в парах).

Учитель: работая над «волшебной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? Правильно! Какого цвета получились ваши ноты?

Учитель: Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со « Стихотворением о нотах» (на экране), сделаем вывод: существует переложение цвета в звуки?



Звучит песня: «Птица-музыка» В. Синенко.

Учитель: О чём эта песня? Правильно! Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте  убедимся в этом.

Разучивание 1 куплета  песни с пластическим  интонированием. (Текст выведен на экран)

Учитель: Без чего не смогла бы появиться песня?

«Совершенно верно! Мы  познакомились сегодня с произведениями музыки и изобразительного искусства. Что же объединяет  и  отличает эти два разных жанра?»

















Учащиеся слушают и  анализируют  музыку, говоря  о медленном темпе, напоминающие ход рабочей артели, которые тяжело тянут судно с грузом на берег; нарастание  динамики и её уход, напоминают уже обессиливших людей; не яркие цвета красок картины и выразительное (минорное) мужское вокальное исполнение (бас), открывает весь  образ песни и картины. Создаётся впечатление целостного образа.


Работа с учебником.

Выполняют задание на листках с изображением радуги, также

подбирают слова-эмоции к каждому цвету. Затем раскрашивают радугу.



Далее обучающиеся работают со стихотворением «Цвета радуги».


Овечают на вопрос учителя- 7 основных цветов (радуга) и 7 нот в музыке.


(ученики озвучивают результаты своей работы в таблице).

  Выполняют задание.

Ответы обучающихся: Музыка не смогла бы появиться без образного содержания, цвета, красок и наоборот.

Слушают и отвечают на вопрос учителя . После прослушивания уч-ся определяют характер прихвндения и предлагают своё название песни. Затем записывают правильное название песни в тетрадь.

Выполняют дыхательные и вокальные упражнения перед началом разучивания песни. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуальное пение и  по группам. Обучающиеся отвечают, что песня не смогла бы появиться без образного содержания, цвета и красок

Различное: Песня - вокальное произведение, музыкальный жанр, а живописная картина-шедевр изобразительного искусства. Музыка-это звуки, а картина-это краски. Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.


Мунутка здоровья

Предлагается выполнить упражнения, соответствующие смыслу стихотворения:

-Хомка, Хомка, Хомячок, полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт, ушки моет, лапки трёт.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку:

Раз,два,три, четыре, пять. Хомка хочет сильным стать.

Вдох-выдох-вдох-выдох.

Выполняют движения.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

(10 мин)

Учитель: А теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство?

Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет. А вот чей, вам нужно узнать. Кто это - обычный человек или персонаж сказки?

 Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского, на экране картина В.Васнецова «Баба Яга».                                                ЗАДАНИЕ:

      1 группа:

1. Выбрать из списка нужные слова для характеристики музыкального образа. 2. Подчеркните  определения, объединяемые  музыку и ИЗО: (симфонияобраз, соната, интонация, композиция, гамма,  цвет, этюд)

       2 группа:

  1. В каком характере звучит музыка?

  2. Какой характер у этого незнакомца? (выбрать из списка нужные определения) : (таинственнозло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно)  

  3 группа:

 Подобрать цвета красок для предлагаемого образа, используя «Волшебную музыкальную радугу» и «Стихотворение о нотах»  

  Организация проверки выполнения задания и результатов работы по группам. Корректирует и вностит свои дополнения в результат действия каждой группы.









Слушание музыки.







Самоконтроль учащихся во время работы в группах.

.

Планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели и до получения результата.





















После работы каждая группа оглашает ответ по своему заданию.


7 этап. Рефлексия и оценивание

(5мин)



Учитель подводит итоги, благодарит рабочие группы, которые оценивали работу друг друга и класса в целом. Задает вопросы:


Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?


Что можете сказать о выполнении заданий?


В чем вы испытывали затруднения?


Какой главный вопрос звучал на уроке?


Выставляет отметки.

Называют тему и цели.

Самооценивание.

Работают с оценочными листками.

Отвечают на вопросы.


8 этап. Домашнее задание

(5мин)

1.Учебник стр.79.

2. Базовый уровень – выписать в тетрадь сходства и различия между музыкой и ИЗО.

3.Повышенный уровень – подготовить небольшое тестовое задание по теме урока.

4. Выполнить презентацию на тему: «Музыка и изобразительное искусство».



  • Музыка
Описание:

Урок по теме-"Что роднит музыку с изобразительным искусством?" для 5 го класса.Это очень

емкая тема.Учащимся будет интересно на этом уроке.Они получат новые знания и новые

впечатления.Научатся анализировать музыку и высказывать свои впечатления.Очень надеюсь

что может кого-нибудь заинтересует этот урок и они смогут им воспользоваться .

Автор Костылева Ольга Николаевна
Дата добавления 26.06.2017
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 543
Номер материала MA-071473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: