Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок по математике на теу "Производная тригонометрических функций, степенной, показательной и логарифмической функций."

Урок по математике на теу "Производная тригонометрических функций, степенной, показательной и логарифмической функций."

Скачать материал

 

Ф.219

Технологическая карта (план) урока № 17

 

Группа

Дата

1 осн.ФО-2

  10.04.14

Дисциплина: Математика

 

Тема курса: Производная и ее приложение

Тема урока: Производная тригонометрических функций, степенной, показательной и логарифмической функций.

      Требования предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся

Базовые компетенции

Уметь  проявлять  способности к непрерывныму  самообразованию и модернизации профессиональной  квалификации, участвовать в коллективном принятии решения по вопросам выбора наиболее эффективных путей выполнения работы; выполнять конкретные актуальные подходы алгоритмизации и способы решения поставленной задачи; выполнять конкретные актуальные подходы алгоритмизации и способы решения поставленной задачи; выполнять конкретные задачи и планировать свою деятельность с учетом поставленной цели

 

 

Цели урока

Обучающая

Выработать навыки решения задач на вычисление производной тригонометрических функций, обратных тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций.

воспитательная

Привитие  настойчивости, умения в достижении цели, развитие разносторонних интересов личности; умение аргументировать свою точку зрения.

Развивающая

Развитие логики, умение анализировать, планировать свою учебную деятельность, логически излагать свои мысли

 

 

Межпредметные связи

Обеспечивающие

Математика. Тема курса: Производная и ее приложение

Обеспечиваемые

Алгебра и начала анализа

 

Оборудование урока

Наглядные пособия

Учебный материал, интерактивная доска, презентация к уроку

Технические средства обучения

Интерактивная  доска

Литература: основная

1)Алгебра и начала анализа. А.Е.Абылкасымова 10 сынып

2)Курс математики для техникумов часть 1.Н.М.Матвеев,

Москва 1977

3)Алгебра және анализ бастамалары. Ә.Н.Шыныбеков 10 сынып, Алматы «Атамұра» 2006

Дополнительная

1)Математика. А.А.Дадаян, Москва 2004

2)Жоғары математика. О.М.Жолымбаев, Г.Е.Берікханова,Э.Т.Бахтинова, Алматы-2004

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока

 

№ эле-мента

Элементы урока, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Дополнения, изменения

1.

Организационный момент (2 мин):                                                           

- Приветствие обучающихся

- Проверка готовности учебной аудитории к учебным занятиям

- Проверка готовности обучающихся к учебно-практической  

  деятельности

- Проверка отсутствующих, заполнение учебного журнала

- Постановка цели и хода урока                                            

 

2

Проверка домашнего задания (10 мин):  

Задача 1. Найти производную функции

Решение. Применим правило дифференцирования частного :

Затем, так же как и выше, вычислим производные в числителе. Искомая производная:




Задача 2. Найти производную функции

Решение. Данная функция является сложной степенной функцией

промежуточным аргументом которой служит

Поэтому, дифференцируя по формулам для сложной степенной функции и частного функций , получим

                                                                              

 

 3.

Актуализация знаний (20 мин):                                                                  

Решение задач по основным формулам производной показательных и логарифмических функций.

                                                                                                            

 

4

Решение задач по основным формулам производной сложной функций (23 мин)

 

   5

Кроссворд  (10 мин) :                                                                                   

 

 6.

Разминка  (10 мин):   

1)Что такое производная?

   Ответ: Производная функции, фундаментальное понятие дифференциального исчисления,

   определяется как предел разностного отношения.

2)Геометрический смысл производной в каком уравнение выражается?

   Ответ: Выражается в уравнение касательной

3) Вопрос: В механическом смысле первая производная пути по времени это?

   Ответ:Скорость

4) Вопрос:

    Как по другому называют точки экстремума и минимума?

    Ответ: Критические точки производной

5) Вопрос: В чем состоит способ логарифмического дифференцирования?

    Ответ: Состоит в том что сначала находят логарифмическую производную функции, а затем    

     производную самой функции

6) Вопрос: Чему равна производная постоянной?

    Ответ: 0

7) Производная  функции это - ………

    а) уравнение

    б) рисунок

    в) функция

8) Производная функции в точке это - ……….

 а) уравнение

 б) число

 в) функция

 9) Если производная всюду равна нулю, то функция обязательно ……..

 а) всюду равна нулю

 б) постоянна

 в) линейно 

                                                                                    

 

7.

Домашнее задание (2 мин)                                                                         

1.Алгебра и начала анализа.А.Е.Абылкасымова 10 класс

№150(б),№152(б,в)

 

 8

Подведение итогов урока (3 мин):                                                              

Оценивание обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Преподаватель __________  Мамаева.А.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: Математика

 

Тема курса: Производная и ее приложение

Тема урока: Производная тригонометрических функций, степенной, показательной и логарифмической функций.

 

 

 

Оборудование урока: компьютер, презентация к уроку

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Преподаватель формулирует тему и цели урока. Студенты записывают число и тему урока в тетрадях.  Преподаватель  проверяют состав обучающихся

 

2. Проверка домашнего задания :  

Задача 1. Найти производную функции

Решение. Применим правило дифференцирования частного :

Затем, так же как и выше, вычислим производные в числителе. Искомая производная:




Задача 2. Найти производную функции

Решение. Данная функция является сложной степенной функцией

промежуточным аргументом которой служит

Поэтому, дифференцируя по формулам для сложной степенной функции и частного функций , получим

3. Актуализация знаний.                                                               

Решение задач по основным формулам производной показательных и логарифмических функций.


Производная логарифмической функции

КАРТОЧКА № 1

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (1 – 3x).
  2. y =  .
  3. y = log3 x2.
  4. y =.

КАРТОЧКА № 2

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (2 + 3x).
  2. y =  .
  3. y = 5log3 2x.
  4. y =.

КАРТОЧКА № 3

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (2 –2x).
  2. y =  .
  3. y =2 log4 3x.
  4. y =.

КАРТОЧКА № 4

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (1 + 4x).
  2. y =  .
  3. y = 3log2 5x.
  4. y =.

КАРТОЧКА № 5

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (1 – 5x).
  2. y = x2 log3 x.
  3. y =  .
  4. y =.

КАРТОЧКА № 6

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (6x +2).
  2. y = x3 log2 x .
  3. y =.
  4. y =.

КАРТОЧКА № 7

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (1 - 6x).
  2. y =  log2 x .
  3. y =.
  4. y =.

КАРТОЧКА № 8

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (2 - 4x).
  2. y =  log3 x .
  3. y =.
  4. y =.

КАРТОЧКА № 9

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (2 + 9x).
  2. y = ln x cos x .
  3. y =.
  4. y = 2  4x.

КАРТОЧКА № 10

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = ln (1 - 9x).
  2. y = sin x lg x .
  3. y =.
  4. y = 3  5x.

 

Производная показательной функции

КАРТОЧКА № 1

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 5ex + 1.
  2. y = 3 · 2x .
  3. y = ex sin x.
  4. y = 7 cos 3x.

КАРТОЧКА № 2

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 2ex + 3.
  2. y = 5 · 3x .
  3. y = ex cos x.
  4. y = 53x sin 2x.

КАРТОЧКА № 3

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 3ex + 4.
  2. y = 5 · 6x .
  3. y = ex .
  4. y = 3 tg x.

КАРТОЧКА № 4

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 2ex - 5.
  2. y = 2 · 3x .
  3. y =· ex.
  4. y = 2ctg x.

КАРТОЧКА № 5

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 5ex - 2.
  2. y = 2 · 4x .
  3. y = sin x · e2x.
  4. y =· 2.

КАРТОЧКА № 6

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 2ex + 7.
  2. y = 3 · 7x .
  3. y = cos x · e2x.
  4. y=· 32x+1.

КАРТОЧКА № 7

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 2x + 3ex .
  2. y = x3 · ex .
  3. y = 5 · 2
  4. y = 52x tg x.

КАРТОЧКА № 8

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 3x2 + 4ex .
  2. y = x4 · ex .
  3. y = 2 · 5.
  4. y = ctg x · 33x.

КАРТОЧКА № 9

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = 2x3 + 2ex .
  2. y = 3· e1-2x .
  3. y = 4x2 · 35x+1 .
  4. y = sin x · 34x.

КАРТОЧКА № 10

Найдите производную функции (1-4).

  1. y = - 3x2 + 4ex +2.
  2. y = 6· e2-3x .
  3. y = x3 · 42-5x .
  4. y = cos x · 5.

 

 

4.Решение задач по основным формулам производной сложной функций

  1.   y = ln x2.

 


 

 

  2.  y = ln2 x.

 

 

 

  3.  y = cosx3.

 

 

  4.  y = cos(3x + 2).

 

 

  5.  y = sin3x.

 

  6. y = 3cos x.

 

 

  7. y = ln sin x.

8

 

 

  8. y = ln ln x.

 

9

 

 

 5.Кроссворд              

                                                           

Вопросы кроссворда:

  1. Французский математик 17 века Пьер Ферма определял эту линию так:
    “Прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности
    заданной точки ”. (касательная)
  2. Раздел механики, изучающий механическое движение тел в пространстве с течением времени. (кинематика)
  3. Приращение какой переменной обычно обозначатся х. (аргумент)
  4. Если существует предел в точке а и этот предел равен значению функции в точке а, то в этой точке функцию называют... (Подсказка: график такой функции можно нарисовать одним росчерком карандаша без отрыва от бумаги.)  (непрерывная)
  5. Что является мерой изменения механической энергии?
  6. Эта величина определяется как производная скорости по времени. (ускорение)
  7. Если функцию f(x) можно представить в виде y=f(x)=g(h(x)), где y=g(t), t=h(x) - некие функции, то функцию называют.. . (сложная)

Кроссворд заполнен, и мы по горизонтали читаем слово “Лагранж”.

С именем Лагранжа связана такая операция математического анализа, как нахождение производной. Обратимся к истории появления в математике термина “ производная”. Небольшая историческая справка-сообщение об ученых Лагранже, Ньютона, Декарте, Ферма, Лейбнице

В 19 лет он стал профессором в Артиллерийской школе Турина. Именно Лагранж в 1791 г. ввёл термин “производная”, ему же мы обязаны и современным обозначением производной
(с помощью штриха). Термин “вторая производная” и обозначение (два штриха) также ввёл Лагранж.

Задача определения скорости прямолинейного неравномерного движения была впервые решена Ньютоном. Функцию он назвал флюэнтой, т.е. текущей величиной, производную же - флюксией. Ньютон пришел к понятию производной, исходя из вопросов механики. Предполагают, что Ньютон открыл свой метод флюксий ещё в середине 60-х годов XVII в.

Первый общий способ построения касательной к алгебраической кривой был изложен в “Геометрии” Декарта. Более общим и важным для развития дифференциального исчисления был метод построения касательных Ферма.

Основываясь на результатах Ферма и некоторых других выводах, Лейбниц значительно полнее своих предшественников решил задачу о построении касательной к кривой в некоторой точке.

 

 

 

 

 

 

6. Разминка                                                                                                          

1)Что такое производная?

   Ответ: Производная функции, фундаментальное понятие дифференциального исчисления,

   определяется как предел разностного отношения.

2)Геометрический смысл производной в каком уравнение выражается?

   Ответ: Выражается в уравнение касательной

3) Вопрос: В механическом смысле первая производная пути по времени это?

   Ответ:Скорость

4) Вопрос:

    Как по другому называют точки экстремума и минимума?

    Ответ: Критические точки производной

5) Вопрос: В чем состоит способ логарифмического дифференцирования?

    Ответ: Состоит в том что сначала находят логарифмическую производную функции, а затем    

     производную самой функции

6) Вопрос: Чему равна производная постоянной?

    Ответ: 0

7) Производная  функции это - ………

    а) уравнение

    б) рисунок

    в) функция

8) Производная функции в точке это - ……….

 а) уравнение

 б) число

 в) функция

 9) Если производная всюду равна нулю, то функция обязательно ……..

 а) всюду равна нулю

 б) постоянна

 в) линейно 

 

Домашнее задание                                                                           

1.Алгебра и начала анализа. 1Алгебра және анализ бастамалары. Ә.Н.Шыныбеков 10 сынып, Алматы «Атамұра» 2006

№ 462

 Подведение итогов урока.                                                             

Оценивание обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель ___________ Мамаева А.Т.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по математике на теу "Производная тригонометрических функций, степенной, показательной и логарифмической функций.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Уметь проявлять способности к непрерывнымусамообразованию и модернизации профессиональной квалификации, участвовать в коллективном принятии решения по вопросам выбора наиболее эффективных путей выполнения работы; выполнять конкретные актуальные подходы алгоритмизации и способы решения поставленной задачи; выполнять конкретные задачи и планировать свою деятельность с учетом поставленной цели

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 653 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Особенности изучения темы «Координатная плоскость», «Линейная функция и их графики» по математике в условиях реализации ФГОС ООО.
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
  • Тема: 45. Координатная плоскость
  • 30.12.2020
  • 629
  • 3
«Математика (в 2 частях)», Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
Карточки для контрольного тестирования по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
  • Учебник: «Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
  • Тема: § 33. Сложение и вычитание десятичных дробей
  • 30.12.2020
  • 384
  • 22
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.04.2020 516
    • DOCX 495 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тимонина Лариса Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тимонина Лариса Евгеньевна
    Тимонина Лариса Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81916
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 38 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 53 регионов

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе