Технологическая карта урока.
Учитель :Абрамчикова
Нина Анатольевна
Класс: 1
Предмет:
литературное
чтение
Тема: Старинные
азбуки и буквари.
Место
и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель: формировать
у учащихся представления о старинной азбуке и букваре
Задачи:
Образовательные:
сформировать представления об азбуке.
Развивающие: развивать
речь, логическое мышление и внимание.
Воспитывающие: воспитать
интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Дидактические
средства:
для
учителя:
средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.
для
обучающихся:
учебники.
№
|
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые
УУД
|
1
|
Оргмомент
|
С добрым
утром!
Начат
день!
Первым делом
гоним лень!
На уроке
не зевать,
А
активно отвечать!
|
|
|
2
|
Актуализация
опорных знаний.
|
Кроссворд.
Этой
белокрылой птице
В
зоопарке не сидится.
Чтобы
люди улыбались,
К ним
летит с подарком …
Рвом
глубоким огорожен
Этот
хищник от прохожих.
Кто в
охоте знает толк?
Это
страшный серый …
Самый
рослый из зверей –
Африканский
длинношей –
Ходит
гордо, словно граф,
Называется
…
Этот
серенький грызун –
Вислоухий
топотун.
От беды
в кустах скрываясь,
Задремал
трусишка …
Вот еще
гигантский кот –
Полосатый
обормот.
С ним
водить не стоит игр,
Он
опасен, этот …
Грозный
рык раздался вдруг,
Распугал
всех птиц вокруг.
Ходит в
клетке, озверев,
Царь
зверей, короче …
Какое
слово вы можете прочитать?
Как вы
думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
А что
такое алфавит?
Подумайте,
что нового мы можем узнать сегодня на уроке?
А вы
знаете, что слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые буквы
назывались альфа и вита. Из этих двух названий получилось слово.
А кто мне
может перечислить буквы алфавита?
|
Аист, волк,
заяц, жираф, лев, тигр
Алфавит
Об
алфавите
Алфавит
– это порядок постановки букв.
Мы
узнаем об алфавите.
|
Регулятивные:
целеполагание.
Познавательные:
выделение
и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой
информации,
осознанное
и произвольное построение речевого высказывания.
|
3
|
Формирование
новых знаний.
|
Как
называется наша первая учебная книга?
Попробуйте
объяснить, почему её так назвали?
А теперь
ребята, проверим верны ли наши предположения, откроем учебники на странице 72
Что вы
узнали нового?
Прочитайте
пословицу «Сначала Аз и буки- потом все науки»
Почему
так говорят?
Как
появилась слово азбука?
Слово
азбука появилась 1000 лет назад из двух первых русских букв- А это Аз,
Б-буки.
Из этих
названий появилось слово азбука. (слайд презентации)
Давайте
рассмотрим как выглядели буквы в древности и сравним их.
Что вы
можете сказать о них?
|
Азбука
Ответы
детей
Чтение
статьи учебника
Ответы
детей
В
современном алфавите 33 буквы, а в старом алфавите 42. Дети анализируют и
делают выводы (работа в парах)
|
Познавательные: умение
добывать информацию из учебника.
Коммуникативные:
сотрудничество
со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
|
4
|
Первичное
закрепление
|
А где
используется алфавит?
С какой
целью слова располагаются в алфавитном порядке?
А
давайте мы представим, что мы пришли в библиотеку и нам нужно выбрать книги
следующих авторов С.Я. Маршак, А.С. Пушкин, А.Л. Барто, Г.Х. Андерсен,
В.Г. Сутеев, Л.Н. Толстой.
Поставьте
фамилии авторов в алфавитном порядке, чтоб нам легче было найти их на полке.
Проверка
самостоятельной работы и исправление допущенных ошибок. (слайды презентации)
Кто
считает, что он правильно выполнил задание? А кто думает, что допустил
ошибки?
Прочитайте
фамилию последнего автора!
Посмотрите,
перед вами портрет Льва Николаевича Толстого. Что вы можете рассказать об
этом человека?
Л.Н.Толстой
в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым
они учились. Мы сейчас прочитаем один из рассказов этой книги.(с 73) «Таня»
Чему
учит букварь? Одинаковы ли по смыслу слова «азбука» и «букварь»?
Ребята,
посмотрите раньше ваши родители учились по букварям (показ учебника)
А вы
знаете кто и когда написал первый русский букварь?
Первый
русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Фёдоровым.(слайд)
Первый
печатный учебник был в двух частях: одна часть посвящена изучению букв и
слогов, другая содержала тексты-поучения. Знакомила эта книга и с цифрами.
Прослушайте отрывки из данной книги.
Как вы
понимаете данное высказывание? Чему оно нас учит?
А можно
ли эти поучения применять в наше время?
|
Алфавит
используется для составления словарей, различных справочников, в каталоге, в
школе, в классном журнале, в библиотеке.
Для
удобства поиска нужного слова.
Работа в
парах
Самооценка.
Толстой
Ответы
детей
Ответы
детей
|
Личностные: умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание
моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция.
|
5
|
Итог
|
Что
нового вы узнали на уроке?
Что вас
заинтересовало на нашем уроке?
Что
понравилось больше всего?
Чтобы вы
хотели ещё узнать по теме нашего урока?
|
|
Регулятивные: оценка
того, что знают и что еще нужно узнать.
|
|
|
|
|
|
|
Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного
ответа из нескольких предложенных
Формы и методы применения данных заданий
Тесты можно применять на разных этапах урока, например на
этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых
знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и
систематизации знаний.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Этап закрепления новых
знаний
|
Выводит на экран
вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран
ответы учащихся, комментирует результат
|
Слушают вопрос, читают
его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат
|
Осознание качества и уровня усвоения
материала, оценка результатов работы
|
Структурирование знаний, анализ объектов с
целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации
объектов
|
Планирование учебного
сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли
|
|
|
|
|
|
|
Обобщение и
систематизация знаний
|
Дает задание для
индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в
парах при помощи экрана
|
Выполняют тесты в
рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу
партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана
|
Предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа
действий и его результата с заданным образцом
|
Структурирование знаний, анализ объектов с
целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации
объектов
|
Планирование учебного
сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера
|
Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности
Формы и методы применения данных заданий
Задания на установление соответствия или закономерности
можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного
закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Проверка домашнего
задания
|
Выводит на экран
задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат
или просит прокомментировать кого-то из учащихся
|
Выполняют задание,
подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат
|
Предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата
|
Структурирование знаний, анализ объектов с
целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации
объектов, осознанное построение высказывания в устной форме
|
Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли
|
|
|
|
|
|
|
Первичное закрепление
полученных знаний
|
Организует работу в
группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у
экрана
|
Работают в группах:
выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей
работе всему классу
|
Постановка учебной
задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов
работы
|
Структурирование знаний, анализ объектов с
целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов
|
Инициативное
сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера
|
Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих
признаков (найди «лишнее»)
Формы и методы применения данных заданий
Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на
этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе
коррекции знаний.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Первичное закрепление
полученных знаний
|
Организует
индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с
использованием экрана
|
Выполняют задания в
тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат
|
Предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата
|
Анализ объектов с целью выделения признаков,
выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под
понятие
|
Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли
|
|
|
|
|
|
|
Применение полученных
знаний
|
Организует работу в
группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у
экрана
|
Работают в группах:
выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей
работе всему классу
|
Постановка учебной
задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов
работы
|
Анализ объектов с целью выделения признаков,
выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие
|
Инициативное
сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение
строить речевое высказывание
|
Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление
текста («Заполни пропуски»)
Формы и методы применения данных заданий
Логические задания на восстановление текста («Заполни
пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения
проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно
применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания
проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и
самоконтроля.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Подготовка учащихся к
усвоению новых знаний
|
Создает проблемную
ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний
|
У экрана выполняют
задание. Пытаются исправить возникшие ошибки
|
Определение
последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно
усвоить
|
Составление целого из частей, построение
логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
|
Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли
|
|
|
|
|
|
|
Обобщение и
систематизация
|
Организует фронтальную
устную работу у экрана
|
По цепочке выполняют
задания с подробным комментированием
|
Постановка учебной
задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов
работы
|
Составление целого из частей, построение
логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
|
Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.