Урок литературного чтения на тему В. Ф. Одоевский
«Мороз Иванович»
Цель: создать условия для раскрытия
особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной
сказкой «Морозко»; развивать читательское умение сравнивать произведения,
близкие по жанру, теме4 совершенствовать умение выборочно читать и
пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию
нравственного смысла сказки.
Ожидаемые предметные результаты: научаться
называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную
мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения
на основе его намерений и поступков.
УУД:
-познавательные: осознавать сущность и значение
литературных сказок как части русской национальной культуры;
-регулятивные: выбирать в паре форму
оценивания результатов, вырабатывать совместно критерии оценки результатов;
анализировать причины успеха или неудачи с помощью оценочных шкал и знаковой
системы;
-коммуникативные: осознавать цель своего
высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель. – Улыбнемся друг другу,
дети. Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Я как разведчик все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
У. – По дороге в школу я нашла рукавичку.
Как вы думаете, чья она?
Д. – Деда Мороза.
У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки
высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.
У. – Какие сказки о Морозе вы читали?
Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович»,
«Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
У. – Каким рисует Мороза в своих сказках
народ?
Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым,
доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в
санях, запряженные тройкой лошадей.
У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?
Д. – В.Ф. Одоевский
У. – Сюжет какой русской народной сказки
явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?
Д. – «Морозко».
-Сегодня мы продолжим работу над произведением ,
которое читали на прошлом уроке.
2.Подготовительный этап.
- Подготовимся
немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.
На доске написан
текст.
- Найдите ошибки, исправьте и прочитайте
правильно. Работа в паре.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошшла
она на колодец за вадой, оппустила ведро на веревке,а верёвка-то и оборвиссь;
упало ведро в колодец.
-Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?
Бинарное чтение ( чтение вдвоём, остальные следят )
·
Стр.200, 2 абзац.
-Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу
Ивановичу? Почему?
Чтение «птичьим базаром» .
·
Стр. 202 (2 – 3 абзацы)
-Какую работу успела выполнить Рукодельница?
3.Постановка цели урока. Повторение изученного
материала.
-На прошлом уроке мы познакомились со сказкой.
Какая это сказка? Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (высказывания
учащихся).
- Да, это сказка «Мороз Иванович», которую
написал В.Ф. Одоевский - Сегодня на уроке мы продолжим работать над
содержанием этой сказки.
- Но сначала вспомните, какие бывают сказки?
(народные, авторские).
-Чем они отличаются?
-С какой русской народной сказкой близка сказка
В.Ф. Одоевского? («Морозко»)
-Чем они отличаются? Чем похожи? (Высказывания
учащихся) –
-Прочитайте начало сказки автора –
-Как понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания
детей)
4.Словарная работа .
Какие главные герои у нашей сказки?
Д. – Рукодельница и Ленивица.
У. – Разобьемся на две рабочие группы.
1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о
Рукодельнице.
5.Работа над содержанием сказки.
-Как вы думаете, почему автор именно так назвал
девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)
-Могут ли их имена сказать, какими они были?
-Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице. ( стр.196-197)
-Слово учителя: Рукодельница без дела не сидела. Когда
она шила и штопала, в доме часто звучала песня. Очень часто люди, когда
работают, поют. Сейчас нам Алина и Алёна исполнят песню, которая часто
сопровождала людей в работе.
-Теперь прочитаем о Ленивице. ( стр.196 - 197)
-Чем занималась Ленивица?
-Что можно сказать о девочках? (В.Ф. Одоевский
противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)
-Какая беда приключилась с Рукодельницей?
-Как на это отреагировала нянюшка Прасковья?
Прочитайте (стр.197-198)
-Как вы думаете, почему нянюшка никогда не
ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? ( Да, она не любила
девочек, они ей были не родные, сама она была злая)
-Как добиралась до дома Мороза Ивановича
Рукодельница?
-Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз
Иванович, Рукодельница (стр.198,
со 2 абзаца)
-А как Ленивица добиралась по этой же дороге?
-Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз
Иванович, Ленивица (стр.203, 3
абзац)
-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до
дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)
-Как это говорит о них, об их характере? (
Высказывания детей)
-Как вы думаете, почему автор два раза заставляет
нас с вами преодолеть один и тот же путь?
-Как он встретил девочек? Прочитайте (Рукодельницу – стр.199, Ленивицу –
стр. 204,1-2 абзац)
-Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича?
(3 дня)
Физкультминутка «Не утони в сугробах».
-Сейчас выполним задания
по вариантам.
- КИМ Литературное чтение (3 класс)
-Какие три вопроса задала Рукодельница старику?
Прочитайте. Как характеризуют эти вопросы Рукодельницу? (стр.200-201).
-Какие подарки получила каждая девочка от Мороза
Ивановича за свою работу ? (Ответы детей)
-Выборочное чтение ( подарки Рукодельницы – стр.202, 4 абзац «…Так прожила…»; подарки Ленивицы
– стр.206,3 абзац «…На третий день…»)
-Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? ( По работе и награда!)
-Как вы думаете, каким вспоминала Мороза
Ивановича Рукодельница? А Ленивица?
Рукодельница Ленивица
добродушный злющий
приветливый подозрительный
справедливый
- Как вы думаете, почему? (Внутренний мир
девочек, душа разная)
-А девочки какие были? Сравните, дайте им
характеристику (Высказывания детей)
-Слово учителя: Рукодельница: трудолюбива,
добра, скромна, почтительна. Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба,
высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек,
используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Труд
красит человека, а лень портит.
-Какими вы представляете героев сказки?
6.Итог урока.
-Как вы думаете, какова главная мысль сказки?
-Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)
-Как вы думаете, пословица только к этой сказке
подходит?
-Кому ещё можно её сказать и когда?
-Раз эта пословица подходит ко всем, давайте
запишем в тетрадях ( Какова
твоя работа, такова будет тебе и награда)
-Какие ещё знаете пословицы о труде? ( Примеры
детей) .
-Найдите и прочитайте последний абзац сказки (стр.207). Как понимаете.
-Ответы детей
7.Домашнее задание. Подумайте, как
можно проиллюстрировать нашу сказку, нарисуйте и подробно расскажите. Кому это
трудно – вам такое задание: подготовить пересказ сказки.
8.Рефлексия.
У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?
Д. - Оценки.
У. - Кто хочет побыть Морозом Ивановичем и одарить работающих
оценками?
У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто
посмотрит ее?
У.- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл.
У. - Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?
Ребята спасибо вам за сотрудничество!
Оценки за работу на уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.