Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок по литературному чтению, 3 класс.Л.Толстой. "Прыжок"

Урок по литературному чтению, 3 класс.Л.Толстой. "Прыжок"

Скачать материал

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы

Учебник “Литературное чтение.3-й класс” (авт. Л.А. Ефросинина), рабочие тетради; карточки для групповой работы, презентация.

Организация пространства

индивидуальная работа, групповая работа

Урок литературного чтения

Тема урока: Л.Н. Толстой "Прыжок"

3 класс

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация. Настрой на урок.

(Музыка для настроя.)

Слайд 1

“А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов”.

М.И. Цветаева

Какие цели перед собой поставим?

Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов. Постараемся быть внимательными слушателями и читателями.

Самоконтроль готовности к уроку.

Реакция на учителя, внимание.  (Дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова).

 Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Речевая разминка

Слайд 2

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.

Что такое «мель»?

Значение слова Мель по Ожегову:
Мель - Мелководное 
место в реке, водоеме

1. Чтение шепотом

2. Чтение через слово

3. Чтение справо налево

4. Чтение слево направо

5. Конкурс чтецов скороговорок.

Дети повторяют за учителем (хором)

3.Предварительная подготовка

Учитель:  Как раньше, до изобретения кораблей и пароходов, совершали морские плавания?

Ваш одноклассник сейчас расскажет нам о таком паруснике: Слайд 3

·         Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева

·         Мачты возвышались на 15-25м, т.е. высота достигала размеров 3-5эт. дом

·         На мачтах перекладины, на кот. держатся паруса. От перекладины, к др. перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.

·         Скорость парусного корабля небольшая, поэтому плавание продолжалось долго.

Учитель:  Как вы думаете, скучала ли команда во время долгого плавания?

И если команде удавалось побывать в жарких странах, они нередко раздобывали себе обезьянку, веселого, шаловливого зверька, который  развлекал людей в свободную от нелегкой службы минуту. Но бывало, что проказы зверька становились причиной неприятных происшествий.

Об одном из них, случившемся очень давно поведал в рассказ Постарайтесь отгадать название.

на парусниках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Слайд 4:

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

Предположения детей.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Познавательные:

мыслительные операции: самостоятельное выделение и формирование цели,

поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

- Что означает слово “прыжок”?

Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок. Но мы пока не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем его причину.

Какую цель поставим?

Слайд11

Определите тему урока.

 

- Что же для этого нужно? Поставьте цели:

 

 Жанр произведения – быль. Что означает это слово?

(Быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой-либо точки опоры).

Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого “Прыжок”

·         прочитать

·         выяснить главную мысль в рассказе

·         обсудить поступки героев

Постараемся понять, какой смысл вложил автор в слово-название, о чем он хотел нам рассказать.

Интеллектуальная разминка по биографии Л. Н. Толстого

Слайд 6

1. Кем был Л. Н. Толстой? (Л. Н. Толстой-великий русский писатель, первый учитель крестьянских детей). (Ответы детей) .

2. Когда родился Л. Н. Толстой? Составьте из цифр дату (1828 г) .

3. Где он провел свое детство? (в Ясной Поляне) .

4. Какой была мама Л. Н. Толстого (она была доброй и отзывчивой, хорошо рисовала, была мастерица рассказывать сказки, знала четыре языка) .

5. Кто был любимым поэтом Толстого? (А. С. Пушкин) .

6. Какую музыку любил Л. Н. Толстой? (русскую народную музыку, особенно игру на баллалайке, любил слушать музыку Ф. Шапена, сам написал в молодости вальс) .

7. Как относился Толстой к крестьянским детям? (он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей) .

8. Какие учебники написал Толстой для детей? (он написал «Азбуку», «Арифметику», «Книги для чтения»)

9. Чем кроме написания книг ещё занимался Л. Н. Толстой? (он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью, был хорошим наездником, умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду.

10. Во что любил играть Лев Николаевич (хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями) .

5.Выявление читательского опыта.

Свободное владение прошлым материалом

Рассмотрите внимательно иллюстрации, вспомните изученные произведения.

Слайд 7-12

1. На слайде произведения:

·         “Лебеди”

·         “Зайцы”

·         “Лев и собачка”

·         “Сказка о царе Салтане...”

·         “Белка и волк”

·         “Ворона и Лисица”

- Какие произведения лишние, почему? 

 

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.)

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Давайте с вами вспомним, произведения каких жанров писал

 Л.Н. Толстой? (работа со схемами по группам) Слайд 13

 http://festival.1september.ru/articles/642645/img1.jpg

Проверка

Выставка книг.

- Л. Н.Толстой написал много и других произведений которые вы можете найти в школьной или городской библиотеке.

“Сказка о царе Салтане” А.С Пушкин, “Ворона и лисица” И. А. Крылов, а остальные произведения написал Л.Н. Толстой

(учащиеся называют жанр и приводят примеры произведений этого жанра)

6.Первичное чтение текста.

Беседа по первичному восприятию.

Просмотр озвученного диафильма. Слайд 14

Понравилось произведение?

- Что именно понравилось?

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

Словарная работа Слайд 15

Аршин – старая рус. мера длины =71см

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса

Задней рукой – обезьян называют четырёхрукими

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Коммуникативные адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

7.Работа с текстом произведения (аналитическое чтение).

 

Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности.

- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? Жужжащие чтение.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Познавательные: смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей, задается проблемный вопрос:

- Из-за чего мальчик совершил прыжок?

- Как начинается рассказ? Прочитайте.

-Как описано поведение обезьяны? Прочитайте.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? (Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту).

(В ходе предварительного обсуждения ребята высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д.

Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).

- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

- Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали? (Сын капитана - значит, его все знают на корабле, не может подвести отца. 12 лет - начало переходного возраста. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого характера) со стороны окружающих).

- Почему мальчик полез за обезьянкой?

(Он сын капитана, ему 12 лет).

Перечитывание основной части рассказа.

В завершении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса:

- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Читатели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца).

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезьянка - не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится).

Слайд17

Физкультминутка

8.Групповая  работа

- 1 группа - чтение и деление на части, составление плана с помощью “сюжетно- композиционного” треугольника

http://festival.1september.ru/articles/642645/img2.jpg

Проверка – слайд 18

2 группа составление картинного плана  (картинки)

3 группа – моделирование обложки

Проверка – слайд 19

Обобщение представления о главном герое.

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

Для этого предлагается работа с заданием:

“Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор”.

Слайд 20

стремление отстоять свое достоинство,

мальчишеский задор,

желание доказать, что он сын капитана.

- Какими качествами обладал капитан? (Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, “народу” для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)

(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия)

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Познавательные:

использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.)

Построение логической цепи рассуждений и доказательств, извлечение из предметного текста необходимой информации

9.Творческая  работа

      -    Как вы думаете,  этой истории мог бы быть др. конец?

10.Обобщение читательского опыта детей.

Организация подведения итогов урока учащимися.

Возвращение к задаче урока.

- Как вы думаете, почему рассказ называется “Прыжок”? Какой смысл вкладывает в слово “прыжок” Л.Толстой?

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

(Это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца; он спас свою жизнь и избавил от горя отца.)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: смыслообразование.

- Какова идея произведения? Зачем автор рассказал нам эту историю?

(Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.)

Слайд21. Прочитайте пословицы, объясните их значение и выберите те, которые подходят к нашему тексту.

Страхов много – а жизнь одна.
Храбрый в трудный час победит.
Будь храбр по уму и по сердцу.
Гордится отец, что у него сын храбрец. 
Кому потеха, а мне не до смеха.
Где смекнёт боец, там врагу конец.

 

Рефлексия.

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий (методика незаконченного предложения)

Слайд 22

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”?

- Свой ответ вы можете начать со следующих слов ...

- Мне захотелось...

- Я задумался...

- Я понял (а)...

- Я почувствовал (а)...

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действий

Регулятивные:

контроль и оценка способов своей деятельности

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Домашнее задание по выбору:

1.      Пересказ по плану.

2.      Выразительное чтение одной части рассказа; работа в тетради стр. 84-85.

3.      Иллюстрация к одной из частей рассказа.

Слайд 23

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению, 3 класс.Л.Толстой. "Прыжок""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 912 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.08.2020 191
    • DOCX 58.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87797
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология воспитания и детско-родительских отношений

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе