Тема:
Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф.
Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; помочь понять
ее содержание; разбудить у детей любознательность к естественно – научным
знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.
Задачи:
·
Формирование интереса у
детей к произведениям В.Ф. Одоевского;Закрепить представление у учащихся о
литературной сказке;
·
Развитие критического
мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;Обогащать кругозор и
словарный запас учащихся;
·
Познакомить с понятием
«воспитанность».
·
Уважать мнение товарищей,
умение работать в группе.
Оборудование:
·
Учебник литературного
чтения 3 класс
·
Презентация «В.Ф.
Одоевский «Городок в табакерке»
·
Толковые словари Ожегова
·
Музыкальная шкатулка
·
Тексты с биографией В.Ф.
Одоевского
Ход урока:
1.
Организация класса.
-
Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите
чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг
друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу.
Опустите ладошки.
-Что
подарили вы своему соседу?
Улыбнитесь
еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, наполнился
счастьем.
1.
Речевая разминка.
Недаром дети любят
сказку
Ведь сказка тем и
хороша,
Что в ней счастливую
развязку
Уже предчувствует
душа.
И на любые испытания
Согласны храбрые
сердца
В нетерпеливом
ожидании
Благополучного конца.
( Прочитайте по указке, медленно, с интонацией
удивления, с весёлой интонацией, грустной…
-Какова
главная мысль стихотворения? (все любят сказки)
- О какой
особенности сказки говорится в стихотворении? (благополучный конец)
- Чьи это
храбрые сердца бороться будут до конца? (читатели)
-Какие виды
сказок вы знаете?
Чем отличается
народная сказка от литературной сказки?
3. Повторение
изученного.
-Сегодня
мы познакомимся с литературной сказкой, а чтобы узнать, кто ее написал, вы
должны мне ответить на вопросы по изученным темам.
В- кто автор стихотворения, в котором рассказывается
о мальчике, мечтающем стать путешественником? (Введенский А.)
О – как называется прием в литературе, когда неживые
предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворение)
Д – как звали девочку из сказки П.Бажова «Серебряное
Копытце»? (Дарёнка)
О – кто автор толкового словаря, которым мы пользуемся
на уроках? (Ожегов)
Е – кто автор ст-я «Поёт зима, аукает…» ( Есенин С.)
В – как звали кота из рассказа К.Паустовского?
(Ворюга)
С – как звали путешественника из арабской сказки?
(Синдбад-Мореход)
К – кто написал сказку о жизни мальчика в джунглях?
(Киплинг Р.)
И – как назывался город в сказке А. Волкова?
(Изумрудный)
-Составьте из первых букв имя и фамилию
автора.
(Владимир Одоевский) ( Слайд )
2.
Чтение «у стены».
Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского
(текст набран на
отдельных листах)
Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял
отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование.
Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что
он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его
считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок
сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и
вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного
не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о
ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря
его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для
беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось
30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки
Иринея». Это была 1-я русская книга для детей.
-Что узнали вы об
авторе? (ответы детей)
4. Вызов
«Сбор ассоциаций».
- Какие ассоциации
вызывает у вас слово «город»? (учитель записывает на доске ответы детей)
Толстые и тонкие вопросы.
- Слышали ли вы
выражение «музыкальный город»?
-Кто может жить в
этом городе?
5. Словарно-лексическая
работа
-Сегодня на уроке мы познакомимся со
сказкой Владимира Одоевского “Городок в табакерке”
–
Сказка была написана очень давно, поэтому в сказке встречаются слова, которые
редко употребляются в нашей речи.
-Вы знаете, что
такое табакерка?
– Перед тем как
познакомиться со сказкой мы найдем значение непонятных нам слов в словаре
Ожигова. (каждой группе раздаются слова, дети находят значения слов в словаре, зачитывают)
Табакерка – коробочка для
табака
Табакерка
– это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была
своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель
благороден и обладает эстетическим вкусом.
Музыкальные
табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде
чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли
ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей
не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной
поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или
танцующей под музыку фигуркой пастушки.
Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды
Флюгер - прибор для
определения силы и движения воздуха
Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных
домах.
Горка - стеклянный
шкаф, где хранится посуда.
Бюро - стол для письменных занятий и
хранения бумаг.
-Много в сказке
устаревших слов. Как вы думаете, что могут обозначать слова:
·
Свод – в архитектуре
тип перекрытия
·
Табакерка – коробочка для ароматной пыли
·
Пестренькая -
·
Одинакие – одинаковые
·
Опамятоваться – опомниться.
·
Счесть нельзя – сосчитать нельзя
·
С сими словами – с этими словами
·
Учтиво – очень вежливо
·
Досадно – обидно
·
Индо – даже
-По
названию сказки вы уже догадались, что речь в ней пойдет о табакерке, но
табакерка эта не простая, она музыкальная.
Музыкальная шкатулка - механический
заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию
"Город
в табакерке" - самая известная сказка В.Ф.Одоевского.
Мы
вместе с маленьким героем совершим невероятное путешествие в музыкальную
шкатулку. Встретим царевну Пружинку и добрых мальчиков-колокольчиков.
6. Первичное
восприятие текста сказки
(Просмотр отрывка мультфильма
до места, где Миша попадает в шкатулку)
- Хотите узнать, что
произошло с мальчиком дальше?
7. ЖИГСО-1 (работа
в группах)
-Те
из вас, кто был внимателен на уроке, смогут без труда ответить на вопросы
Мальчика-колокольчика.
«Метод незаконченных предложений»
Табакерка была
сделана из … (из черепахи)
Листики на
деревьях были из … (из серебра)
Городок назывался
…(Динь-Динь)
Мишу поманил за
собой, когда в табакерке открылась дверь … (мальчик с золотой головкой и в
стальной юбочке)
Папа предупреждал
Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал ….(пружинку)
В табакерке
надзиратель … (валик)
Надзиратель
постоянно повторяет …(шуры-муры)
Автор сравнивает
царевну-Пружинку с …(змейкой)
По словам
папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться …(механике)
Голос колокольчика
зависит от его размера, чем … (чем больше колокольчик, тем голос у него толще)
9.Физминутка.
-Как вы
думаете, красивая была бы музыка, если бы все колокольчики были одинаковы?
-Сейчас мы с вами
побываем в роли колокольчиков, молоточков. Вспомните какие слова говорили
колокольчики?(динь-динь) Молоточки?(тук-тук) Надзиратель? (шуры-муры) Царевна?
(зиц-зиц) (песня «Шкатулка)
10. Работа в
группах.
1 центр
«Единомышленники» (Объяснение
незнакомых слов)
2 центр «Цепочка» (Составить правильную логическую цепь).
3 центр
«Рекламисты» (Создать рекламу
для сказки в виде «Синквейна»)
4 центр
«Словесники» (составить
характеристику главному герою в виде «Кластера»)
5 центр
«Доказчики» (Доказать, что
это сказка .Ответить чему учит сказка?)
11. Рефлексия.
-Сейчас оценим работу
групп.
порядок ответов: 1.
«Словесники»
2. «Единомышленники»
3. «Рекламисты»
4. «Доказчики»
5. «Цепочка»
-Составьте из первых букв
названий центров слово, добавьте букву Е. (СЕРДЦЕ)
Храброе сердце
закончило путь,
Скоро мы сможем уже
отдохнуть.
Молодцы, поработали
дружно,
Что ж, оценить себя
нужно.
-У вас на столах
сердечки, если вам понравился урок, то прикрепите сердечко к доске. Если нет,
то оставьте у себя.
-В подарок о нашей
встрече я принесла вам необыкновенную вещь. Сейчас произойдет чудо, чудо на
ваших глазах. Это не просто музыка, это музыка ваших сердец, добрых, искренних,
настоящих. Я благодарю вас за эмоции, я благодарю вас за те слова, которые вы
подарили сегодня на уроке, за те ответы, которые заслужили аплодисментов.
(демонстрируется
музыкальная шкатулка)
12. Домашнее
задание.
Эссе «Чему научила
меня сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.