Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по литературному чтению

Урок по литературному чтению

Скачать материал

Предмет : чтение                                 Класс :4         13.02.2016.

Тема занятия:

  • Тема: В. Гауф. «Маленький Мук»

 

Цель урока:

формирование читательской самостоятельности в рамках знакомства с автором и его произведениями.

Тип урока:

Комбинированный по программе Кембриджского университета.

Методы и приёмы:

«Кто быстрей», «Джигсо»

Оборудование:

Форма работы:

Ид,компьтер,учебник,раздаточный материал.

1Фронтальная 2Индивидуальная 3 Парная.

Время

Стратегии

Ресурсы

Сдержание урока

 

Деятельность учителя: что я буду делать?

 

Деятельность  учащихся

 

5-6

 

вызов

 

 

 1Организационный момент.

 

1.Подготовка к восприятию текста.

- Однажды по дороге шли мать и дочь – Фантазия и Сказка.

Вам, конечно, знакомы эти слова, но не как имена.

Фантазия – это выдумка, вымысел, чудесное, невероятное.

- А слово «сказка» вам давно известно. Какой жанр называют сказкой?

Сказка – это фантастическое произведение, сказочные события и герои – это чудесный мир и необыкновенные герои. Сказка – это тайна, которую мы постоянно открываем.

- Откроем и сегодня на уроке внеклассного чтения таинственный мир сказок прекрасного немецкого писателя-сказочника Вильгельма Гауфа.

-На крыльях фантазии-матери прилетела Сказка писателя Вильгельма Гауфа. Он прожил, как мотылек, очень короткую жизнь (1802-1827) – всего 25 лет. Очень хотел и любил учиться. Сам, с раннего детства, оставшись без отца, зарабатывал себе на жизнь.

Сказки Гауфа интересны всем – и взрослым, и детям. Почему? Попробуем понять.

 

Психолгический настрой учащихся на дальнейшую деятельность.

 

карточки

  2.Деление учащихся на группы(по карточкам)

Учащиеся по разданным  карточкам  ищут свою группу.

 

 

15

Осмысление

 

 

 

 

 

Рассматривание книг книжной выставки.

- Рассмотрим книги сказок. Что в основном представляют собой эти книги? (Сборники произведений).

- Сравним по названиям:

1. Сказки зарубежных писателей.  

2. В. Гауф. Сказки.

- В чем отличие? (Один  - сборник сказок только Гауфа. Другой - сборник сказок разных авторов).

- Как узнали? (Обложка содержит  данные: фамилия, имя автора, название жанра произведения).

- Но, может, во второй книге сказок Гауфа нет? (посмотрим оглавление)

- Где находится оглавление?

- Как  обложка книги говорит, что эти сказки нравятся детям? («Любимые книги детства»).

- Для кого эти книги? Как узнать? (обратить внимание на издательство, объем, оглавление).

- Что ещё сделаем, чтобы больше узнать? Прочитать аннотацию (аннотация – пояснение к книге).

-Полистаем, рассмотрим иллюстрации.

- Делимся впечатлениями о книгах.

- Как называются сказки, которые вы читали? («Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-Аист»).

- О чем можно судить по названию?

- Уже названия дают возможность почувствовать, что мы, открыв страницу-дверь, попадаем в необыкновенный, сказочный мир.

3. Анализ текста.

 Итак, поразмышляем вместе, о чем заставляет задуматься нас с вами сказка немецкого писателя В. Гауфа  «Маленький Мук».

- Вдумайтесь в название сказки. О чем оно говорит? (Содержит необычное, не свойственное ни нашему, ни немецкому языку имя героя. Слово «маленький» - часть имени, - говорит о том, что он либо мал во возрасту – мальчик, либо это просто человек маленького роста).

- Правильно,  и имя необычно, и внешность. Как называют таких людей? (Лилипут, карлик, уродец).

- Кто найдет в тексте, как об этом говорится? Перечитаем:

1 абзац: «В то время Маленький Мук уже был стариком, но рост имел… смешной,…

                тощее тельце,… огромная голова».

2 абзац: «Снизу казалось, будто…»

3 абзац: «Вот осторожно раскрылась дверь…»

Таким образом, он выглядел нелепым, неуклюжим, смешным, уродливым, непохожим на окружающих.

- Можно ли понять, каково жилось Маленькому Муку?

Какими словами об этом можно сказать? (Неудобно – гулял только по крыше, одиноко - никому не было до него дела, неуютно – над ним смеялись, жизнь – полная страданий, нелегкая, тяжелая, горькая, несчастная судьба).

-Ничто так сильно не ранит, как то, что над тобой смеются. Злорадный смех приносит боль.

- Но ведь не все относились так к Маленькому Муку, в этом вы убедились, прочитав начало. Отец рассказчика уважителен и почтителен к Муку.

-Подумаем: почему неказистый, маленький уродец достоин уважения и почтительного отношения к себе?

Мук – стойкий человек. Его не сломило черствое, жестокое отношение к нему родственников; вынослив, терпелив – после ухода из дома, после смерти отца он, собрав последние силы, идет голодный, без гроша, ночуя на голой земле, на поиски счастья. Никто не открыл ему двери, не пригласил отдохнуть, набраться сил, никто не посочувствовал. Одному  на свете  страшно.

Несмотря на это, он труженик, стремится честно заработать себе на кусок хлеба, даже имея волшебные предметы – туфли и тросточку; ему свойственно чувство собственного достоинства; и хотя  над ним смеются (он в широких шароварах, длинных-предлинных  туфлях), он стоит с гордым видом, подбоченясь, спокойно, зная, что должен  победить.

В сражении Мук – достойный противник. Он заставил уважать себя даже короля.

Он доверчив. Его наивность стала причиной последующих несчастий.

Правдив. Честен. Не лжет даже в трудное для себя время.

Стремится к добрым отношениям с людьми.

Щедр. От всего сердца стремится поделиться  тем, что имеет (драгоценностями).

Мягок и беззащитен перед власть имущими.
Но нужно  уметь защищаться от подлости, жестокости, коварства, и Маленький Мук достойно отплатил обидчикам: зло должно быть наказано.

(Как отплатил – расскажем. В процессе обсуждения докажем примерами).

- Какой ещё урок отец преподнес сыну? За что ещё достоин уважения этот сказочный герой? (Мук много испытал, но не сломлен, не упал духом, он не побежден – он победитель).

- И все вместе мы постараемся понять одну очень важную истину. А найти эту истину поможет иллюстрация.

-Рассмотрите все возможные иллюстрации к этой сказке во  всех книгах. Разные художники… Разные портреты. Но что-то во всех этих рисунках общее. Что?

- На иллюстрациях мы видим внешне неказистого карлика.

А лицо?.

- Каким его показали разные художники-иллюстраторы детских книг? (в нем сквозит ум, внимание, желание помочь; отчаяние, мука, боль; удовлетворение – когда отомстил).

- Как вы думаете, что немецкий писатель-сказочник хотел сказать своей сказкой о людях?

(Часто за неказистой внешностью скрывается ясный, острый ум, доброта и великодушие, желание делать добро. Не суди о человеке по его внешнему облику, цени по делам его).

 

 

 

Учащиеся выполняют.Дают ответы на вопрос.(наблюдатель выставляет оценку каждому участнику) Самооценка.

5

 

 

 

 

 

 

 

Приём  «Джигсо»

Каждая группа работает.Сначала самостоятельное чтение .Затем в каждой группе ,чтение микротекста.Обмен полученной информации.Работа с постером.

10

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление текстов автора.

- Кто из вас читал сказку, один из уроков  которой тот, что мы сейчас открыли? («Карлик Нос»).

- Понравилась ли она вам? Чем?

- За что же наказан Карлик Нос?

(Будь человечным! Не высмеивай физических недостатков.)

- Знаете ли вы ещё сказки Гауфа?

- Почему посоветовали бы товарищам эту сказку прочитать?

 

Ученики отвечают с пояснением.

2

 

 

 5.Физминутка.   «Парочка3. с».

 Танцуют повторяя движения.

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  отвечают на вопросы.выполняют задания.Самооценка,взаимооценка.

Три хлопка.

 

 

5

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Итог урока.

– Чему вас научил урок? Какие чувства в вас пробудил?

Урок окончен.

 

Ученики выставляют себе оценку за урок ,  рядом с оценкой учителя. Клеят смайлики.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литературное чтение.Тема: В.Гауф. "Маленький Мук"Сказка писателя Вильгельма Гауфа. Он прожил, как мотылек, очень короткую жизнь (1802-1827) – всего 25 лет. Очень хотел и любил учиться. Сам, с раннего детства, оставшись без отца, зарабатывал себе на жизнь.Сказки Гауфа интересны всем – и взрослым, и детям. Почему? Попробуем понять.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.02.2020 192
    • DOCX 63 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акимова Алена Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Акимова Алена Валерьевна
    Акимова Алена Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75201
    • Всего материалов: 200

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 058 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе