Тема
урока
6
класс
|
Образы низшей мифологии (по
славянской мифологии)
|
Цели обучения
|
·
Характеризуют
образы низшей мифологии, используя несплошной текст, дают интерпретацию.
·
Подбирают
аргументы и контраргументы своей позиции.
·
Анализируют
свою творческую работу и работу других.
|
Ход
урока
|
Запланированные этапы урока
|
Запланированная деятельность на
уроке
|
Ресурсы
|
|
Вызов
|
В
начале урока сконцентрировать внимание учащихся, проверить их готовность,
эмоционально настроить.
Деление
на группы (4 группы по содержанию картинки: Домовой, Водяной, Полевик, Леший)
Обращаем
внимание на эпиграф. Объясняют смысл цитаты. Применив стратегию «Работа
внутри черного ящика»,
-
совместно определяют тему и цели урока,
-проговаривают
ключевые слова,
-
обсуждают критерии успеха.
Учащиеся
знакомятся с оценочным листом. Выбирается спикер группы, который в течение
урока заполняет этот лист.
Напоминаем
правила работы в группе.
|
Презентация
Пазлы
(Приложение 1)
Оценочный
лист
(Приложение
2)
|
Осмысление
|
1
этап Работа с кубиком Блума
1
ученик от группы бросает кубик и отвечает на вопрос учителя, согласно той
категории вопроса, которая была на грани кубика.
Предлагаемые
вопросы:
1.
Почему
о славянской мифологии известно так мало?
2.
Объясни,
как получилось, что духам, изначально оберегающим людей, стали приписывать
демонические черты?
3.
Назови
злых (упырей) и добрых (берегинь) духов славянской миологии.
4.
Предположи
причину, почему одних и тех же славянских богов называли по-разному?
5.
Придумай
другое название добрым божествам.
6.
Сохранились
ли языческие традиции?
Оцените. Один человек от группы
комментирует, какой ответ был лучший. Стратегия «3 П: полно,
последовательно, с примерами».
2
этап Отгадывание кроссенса
Предложен
раздаточный материал.
Задание:
подготовить связный рассказ (характеристику, описание). Регламент – 7 мин.на
подготовку и 2 мин. на защиту.
Критерии:
1.
Использование всех 9 картинок кроссенса.
2.
Соблюдение логики.
3.
Грамотность речи.
4.
Наличие интересных примеров.
5.
Регламент выступления.
Оцените. Прием «Галерея».
Приклеить стикеры на ту работу, чья, по их мнению, оказалась самой удачной.
Прокомментировать свой выбор.
3
этап Мини-дискуссия.
Прием
«Метод углов»
Класс
делится на 2 части: ищут аргументы и контраргументы (за и против суеверий,
примет). Кто нашел фактов, доказательств и примеров больше, тот и в выигрыше.
|
Кубик
Блума
|
Рефлексия
|
Индивидуальное
выполнение теста
Самопроверка
теста по ключу.
Окончательное заполнение
оценочных листов. Подведение итогов. В процессе выставления баллов учащиеся
могут оценить уровень собственной работы и уровень своих одноклассников,
делают выводы, понимают, над чем надо работать.
Предлагаем
учащимся закрасить человечка (по количеству баллов) на «Лестнице успеха».
9-10 баллов – вершина лестницы.
Дальше по баллу по нисходящей.
|
Тест.
1-5 вариантов (Приложение 3)
|
Приложение
1
Пазлы
Приложение
2
Оценочный лист
Имя, фамил.
|
Кубик Блума
1б.
|
Участвовал в
подготовке кроссенса
1 б.
|
Защищал кроссенс
1 б.
|
Участвовал в
подборе аргументов для метода углов
1б.
|
Тест
Макс.6 б.
|
Итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
3
Тест. Вариант 1.
1.
Домовой
живет а) под печкой б) на чердаке в) под столом.
2. Установите соответствие между
названиями месяцев раньше и сейчас. Расположите месяцы в правой колонке в нужном порядке.
Студень
|
Май
|
Протальник
|
Декабрь
|
Травень
|
Март
|
3.
Дополните
высказывания: Леший способен превращаться в…
4.
Женские
божества, обитательницы рек и озер, представляются в виде прекрасных девушек с
распущенными зелеными волосами; русские, украинцы и белорусы считают, что это
души мертвых младенцев и утонувших девушек; они заманивают в воду мужчин, не
любят женщин.
Тест.
Вариант 2.
1.Самый
добрый дух у славян? а) домовой б) банник в) полевик.
2.Установите
соответствие между названиями месяцев раньше и сейчас. Расположите месяцы в правой колонке в нужном порядке.
Цветень
|
Апрель
|
Страдник
|
Февраль
|
Лютый
|
Июль
|
3.Дополните высказывание: Любимое
развлечение Банника - …
4.В древние времена, когда
обожествлялись силы природы, тёмная сила выезжала на этом животном чёрного
цвета, а боги света и тепла ездили на таком животном белой масти. Поэтическое
народное слово именует его «крыльями человека».
Тест.
Вариант 3.
1.
Жена
водяного: а) кикимора б) русалка в) он живет один.
2.Установите
соответствие между названиями месяцев раньше и сейчас. Расположите месяцы в правой колонке в нужном порядке.
Липень
|
Октябрь
|
Грязник
|
Январь
|
Просинец
|
Июнь
|
3.Дополните высказывание: Домовой сильнее всего не любит, когда…
4.По преданиям, это человек,
превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не
нападёт, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле
один из главных славянских богов- Велес, а также леший.
Тест.
Вариант 4.
1. В
борьбе с ним достаточно просто надеть всю свою одежду наизнанку: а) полевик б)
леший в) водяной.
2.
Установите соответствие между названиями месяцев раньше и сейчас. Расположите месяцы в правой колонке в нужном порядке.
Хмурень
|
Февраль
|
Зорничник
|
Сентябрь
|
Снежень
|
Август
|
3. Дополните высказывание: Водяной поднимается
на поверхность только…
4.Это животное выступает спутником колдунов или
колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это
очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц.
Тест. Вариант 5.
1.Этого духа задабривают,
принося в жертву животное черного цвета: а) леший б) водяной в) полевик.
2.
Установите соответствие между названиями месяцев раньше и сейчас. Расположите месяцы в правой колонке в нужном порядке.
Росенник
|
Май
|
Серпень
|
Апрель
|
Березозол
|
Август
|
3.Дополните высказывание: Опасно спать крестьянину в
полдень, потому что…
4.С древности эта птица стала символом гордости,
могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун,
появился на земле в облике этой птицы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.