ТЕМА
«ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
А.
С. ПУШКИНА КАК СОБИРАТЕЛЬНАЯ
КАРТИНА
НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Цели деятельности учителя: рассказать
об отношении поэта к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную
красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному
чтению.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать
поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и
Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и
понимать идею произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные
действия):
Личностные: положительно
относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать
новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и
сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.
Познавательные: понимает
информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие
монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и
рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход
урока
I. Организационный
момент.
Приветственное
слово учителя:
Добрый
день, дорогие ребята!
Долгожданный
дан звонок –
Начинается
урок.
II. Актуализация знаний
1.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Няне».
2.
Вступительная беседа.
Вопросы:
1.
Какие народные и литературные сказки вы читали?
2.
Чем отличается народная сказка от литературной?
3.
Какие виды сказок вы знаете?
Многие
писатели в своем творчестве обращались к фольклору и создали на его основе
чудесные литературные варианты произведений. Они смогли показать неумирающую
ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес читателей и желание
вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям. Вот имена этих
людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский («Кот в сапогах»),
А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский («Черная курица»),
М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький цветочек»), В. И. Даль
(«Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф. Одоевский («Городок в
табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А. Некрасов («Генерал
Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»), М. Е. Салтыков Щедрин
(«Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М. Гаршин
(«Сказка о жабе и розе»), Н. Г Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н.
Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д.
Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.
III.
Самоопределение к деятельности.
-Сегодня
мы совершим с вами виртуальную экскурсию в сказочный мир, и вы познакомитесь с
еще одним произведением А. С. Пушкина.
Подумайте,
как эта экскурсия будет связана с темой нашего урока?
Задание: Вспомните
сказочных героев и названия сказок А. С. Пушкина.
-Какие
цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
IV. Чтение
пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем (учебник, с.
93-94).
V. Беседа
по вопросам
(с целью выяснения художественных особенностей текста).
Вопросы
и задания:
1.
Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая пролог
поэмы? («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса
Прекрасная» и другие.)
2.
Словарная работа.
лукоморье
чредой
неведомые
(дорожки) мимоходом
невиданные
(звери) пленяет
…и
дол видений полны... темница
прихлынут
над златом чахнет
брег
песчаный …и мед я пил
витязь
поведать
3.
Пролог разделен автором на две части. Первая составляет всего шесть строк.
1)
Что изобразил поэт в этой части? (Описал, где и когда происходят события
сказочного мира – время и место.)
2)
Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? (Поэт любуется этой
картиной, уверенный, что и читателю тоже нравится это описание.)
4.
Вторая часть более объемна, герои сказочного мира описаны конкретно:
1)
Как можно понять строки:
Там
королевич мимоходом
Пленяет
грозного царя...
2)
Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину.
3)
Какая должна быть интонация при чтении?
4)
С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (Используя
слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает
слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.)
5)
Каким же должно быть чтение этих строк? (Чтение должно быть напевным,
плавным, но вместе с тем должны присутствовать и интонации торжественности,
таинственности.)
Чтение
отдельных отрывков пролога, нахождение нужной интонации.
Апофеозом
всей картины пролога становится строчка:
Там
русский дух... там Русью пахнет!
VI.
Выразительное чтение пролога поэмы учащимися.
VII. Работа
по вопросам учебника «Размышляем о прочитанном» (с. 94).
Рассматривание
репродукции картины «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…» художников Б.
Парилова и В. Дудорова. (См. форзац учебника.)
Домашнее
задание:
подготовить выразительное чтение наизусть пролога; прочитать «Сказку о мертвой
царевне...»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.