рок внеклассного чтения в 6 классе
Урок внеклассного чтения в 6
классе
по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»
Учитель: Романенкова Марина Юрьевна.
Цели:
- познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчества А.
Гайдара, с текстом повести «Тимур и его команда»;
- учить работать с дополнительной литературой, выделяя
основные моменты;
- учить высказывать свои суждения по предлагаемым
вопросам;
- познакомить учащихся с новыми словами;
- воспитывать у шестиклассников уважение к людям старшего
поколения.
Оборудование: портрет А. Гайдара, иллюстрации к повести,
выполненные учащимися, выставка книг писателя.
Он жил, как должен
жить боец,
И умер, как солдат.
С. Михалков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
К сегодняшнему уроку, ребята, мы с вами готовились
заранее. Сначала прочитали повесть А. Гайдара «Тимур и его команда». Затем
каждая группа-команда, распределив обязанности, приступила к следующему этапу
подготовки:
- художники-иллюстраторы готовили свои работы к уроку
(они представлены на доске),
- биографы должны были познакомиться с биографией А.
Гайдара и найти ответы на заранее предложенные вопросы,
- библиографы должны были узнать историю создания
повести,
- вдумчивые читатели внимательно прочитать повесть,
обратив внимание даже на мелкие детали.
Сегодня на уроке у нас будет работать три команды:
- «Миша и его команда»;
- «Антон и его команда»;
- «Иван и его команда».
Самая дружная, самая интеллектуальная команда станет
победительницей, заслужив большее количество красных звездочек за правильные
ответы.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями от повести
А. Гайдара «Тимур и его команда» (по одному человеку от команды).
3. Слово учителя.
Действительно, повесть замечательная. Но, к сожалению,
забытая современным поколением читателей. А этой повестью наверняка
зачитывались ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Вот мы сегодня на уроке
внеклассного чтения постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя
А. Гайдара читателям 21 века. А личность этого писателя, судьба этого человека
необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие
строки (эпиграф).
А что интересного удалось узнать нашим биографам о жизни
А. Гайдара?
Почему С. Михалков называет его бойцом?
4. Конкурс биографов.
Из каждой команды приглашается по одному человеку. Им
предлагаются вопросы. За правильный ответ команда получает звездочку. Если
биограф не знает ответа на вопрос, он может обратиться за помощью к команде.
Вопросы для биографов.
1. Когда родился А. Гайдар? ( 22 января 1904 года в
городе Арзамасе)
2. Каково настоящее имя А. Гайдара? (Аркадий Петрович
Голиков)
3. Сколько лет было А. Гайдару, когда он добровольцем
ушел в Красную Армию?
(14 лет)
4. В каком возрасте А. Гайдар принял командование полком?
(16 лет)
5. Чему хотел посвятить свою жизнь А. Гайдар? (стать
военным, служить в армии)
6. Как и когда умер А. Гайдар? (погиб 26 октября 1941
года в бою с фашистами )
7. Где поставлен памятник А. Гайдару? (Украина, г. Канев)
8. Какие книги написал А. Гайдар?
5. Слово учителя.
Теперь вернемся к вопросу: почему А. Гайдара можно
назвать бойцом.
( за лучший ответ команда получает звездочку)
Комментарий учителя.
Гайдар действительно был бойцом. Вначале он сражался в
рядах Красной Армии.
Потом стал детским писателем и продолжал борьбу за души
ребят, мальчишек и
девчонок, хотел, чтобы они выросли настоящими людьми,
патриотами, гражданами
своей страны, людьми, которые способны окружить заботой и
теплом нуждающихся
в этом людей.
И в этом ему помогли его книги.
6. Конкурс библиографов. Технология проведения та же.
Вопросы для библиографов.
1.Когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? (
январь 1941 год )
2. Как она вначале называлась? ( «Дункан и его команда» )
3. Почему вначале повесть получила такое название? (По
аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где
присутствует яхта «Дункан». Отсюда в повести А. Гайдара появляется штурвал на
чердаке штаба.)
4. Назовите три опубликованных текста повести. (литературный
сценарий фильма в августе 1940 года; газетная редакция повести октябрь 1940
года; книжный текст январь 1941 года)
5. Сколько раз экранизировали повесть? ( 2, 1941 год и
1976 год )
7. Конкурс для команд. Предлагается учащимся совместно
выполнить тест. (см. дальше)
8. Словарная работа. Учащимся предлагается сценка
«Ультиматум», которую заранее учитель подготовил с учениками. Используется
эпизод из повести «Тимур и его команда», когда Квакину вручается конверт с
ультиматумом от команды Тимура.
Далее командам предлагается определить лексическое
значение слова «ультиматум».
Команда, которая дала самый правильный ответ, получает
очередную красную звездочку.
9. Подведение итогов. Беседа.
? О чем заставила вас задуматься повесть А. Гайдара
«Тимур и его команда»?
? Как вы думаете, есть ли сейчас люди, которые нуждаются
в помощи? А как можно им помочь?
Домашнее задание. Учащимся предлагается на выбор темы для
небольшого сочинения:
1. Если бы я был тимуровцем…
2. Как я помогал людям.
Тест по повести «Тимур и его
команда»
1. Назовите фамилию главного героя повести:
а) Гараев;
б) Ковалев;
в) Смирнов.
2. Кто не является членом команды Тимура:
а) Сима Симаков;
б) Коля Колокольчиков;
в) Мишка Квакин.
3. Как звали собаку Тимура:
а) Мухтар;
б) Тайфун;
в) Рита.
4. На воротах каких домов тимуровцы рисовали красные
звездочки:
а) где жили пожилые люди;
б) где кто-то уходил в Красную Армию;
в) где жил военный человек.
5. На каком музыкальном инструменте играла Ольга:
а) баян;
б) аккордеон;
в) гитара.
6. Какую профессию хотела получить Ольга:
а) инженер;
б) музыкант;
в) доктор.
7. Какое воинское звание было у отца Жени:
а) подполковник;
б) полковник;
в) генерал.
8. Как тимуровцы наказали компанию Квакина:
а) отвели в милицию;
б) закрыли в пустой будке на базарной площади;
в) заставили съесть все ворованные яблоки.
9. За что тимуровцы наказали компанию Квакина:
а) за кражу козы;
б) за воровство яблок из чужих садов;
в) за угрозу Тимуру.
Дополнительная литература.
1. Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в четырех томах.
М., 1981.
2. Аркадий Петрович Гайдар. Жизнь и творчество. Материалы
для выставки в школе и детской библиотеке. М., 1974.
5.3.2008
Конспект урока словесности, посвящённого профессии Учителя
Конспект урока словесности,
посвящённого профессии Учителя
6 класс
«Нет на земле ответственней
призванья…»
(Образ учителя в рассказе
В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Цели:
1) раскрыть вместе с учащимися неповторимость образа
учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»;
2) развивать умение давать элементы характеристики
литературного героя, анализируя художественное произведение; развитие
самостоятельного, критического мышления;
3) воспитывать уважение к профессии учителя.
Оборудование: использование
ИКТ (презентация, выполненная учителем), раздаточный материал для учащихся
(вопросы и задания по группам).
Ход урока
Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз
чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, − нет,
а за то, что сталось с нами после.
В.Г.Распутин
1. Вступительное слово учителя.
Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих
учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть
учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём
рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко
жилось главному герою, подростку, в голодное послевоенное время, вдали от
родных, и увидели, как в этом ребёнке уже так рано проявились такие важные
качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание
учиться, неординарность. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие
черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надёжного
друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного
руководителя Лидии Михайловны. Образу этой учительницы будет посвящён наш
сегодняшний урок, тема которого – «Нет на земле ответственней призванья…».
Запишите в тетрадь тему и эпиграф к уроку: «Почему мы так же, как и перед
родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе,
что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после» (В.Г.Распутин). На
этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце нашего урока.
Рассказ В.Распутина автобиографичный. Он посвятил его
своей учительнице. Послушаем сообщение об истории создания рассказа.
2. Сообщение учащегося.
Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки
французского» живёт в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова.
Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время
войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение
французского в Иркутский педагогический институт. Собиралась-то она в
университет на исторический, но её смутили... стены будущей альма-матер:
высокие, мрачные своды бывшего здания духовной семинарии как будто давили на
молодую девушку. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там
оставались места только во французской группе...
Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом
поселке Усть-Уда. Это было самое худшее место, куда можно было попасть по
распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. «За
дерзость», - объясняет сама героиня.
В подшефном восьмом классе молоденькая учительница
поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные
Валя Распутин учился в параллельном классе. Там собрались
ученики посерьезней. Классная руководительница, учительница математики Вера
Андреевна Кириленко, судя по всему, спуску им не давала. «На самом деле
Распутин, в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, - считает
Лидия Михайловна. - «Красивая, немножко косили глаза», - это всё про неё.
Сдержанная, опрятная, с хорошим вкусом. Говорили, что она из бывших
фронтовичек». Но почему-то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.
Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из
Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное
руководство в объединённом девятом классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж,
жила в Иркутске, растила двух дочерей. Вскоре у нее умер муж, и она перебралась
в Саранск, поближе к маме. В Саранском государственном университете Лидия
Молокова отработала сорок лет. Были еще командировки за границу: сначала она
работала преподавателем русского в Камбодже, потом преподавала язык в военной
школе в Алжире. А потом была еще командировка во Францию, во время которой
Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней.
А посвящено произведение другой учительнице, отдавшей
детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова Анастасии
Прокопьевне Копыловой.
• Посмотрите на портреты Лидии Михайловны Молоковой.
Такой ли вы представляли Лидию Михайловну?
3. Работа в группах.
Следующий этап нашего урока – это работа в группах. Наша
задача – нарисовать образ Лидии Михайловны, определить, какую роль она сыграла
в жизни мальчика, раскрыть всю глубину и неповторимость образа этой учительницы.
Первая группа представляет внешний облик учительницы, её поведение и речь,
вторая группа – взаимоотношения Лидии Михайловны с мальчиком, третья группа
должна оценить решение учительницы играть с учеником в замеряшки и ответить на
проблемный вопрос: «Поступок это со стороны учительницы или преступление?».
Каждой группе предлагаются вопросы для обсуждения.
1 группа
1) Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые
слова. Как они раскрывают замысел автора?
2) Какова её манера держаться? Как она характеризует
учительницу?
3) Каковы особенности речи Лидии Михайловны?
Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан
через восприятие главного героя: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная
и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я
смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за
самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того;
я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными,
чтобы скрыть в них косинку, глазами…» Ключевыми будут слова и словосочетания:
«косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс»,
которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась
Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала,
что профессия учителя – это её призвание. Говорила она немного, правильно,
задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница
показана необычной, умной. Её образ немного возвышен автором.
• Рассмотрите иллюстрацию В.Л.Гальдяева. Совпадает ли
ваше представление об учительнице с восприятием художника? Какой вы увидели
Лидию Михайловну?
2 группа
1) Как герой относился к учительнице?
2) Как Лидия Михайловна относилась к мальчику?
3) Почему она предложила ему дополнительные занятия на
дому?
Вначале герой настороженно относился к учительнице, так
как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные
отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь. Учительница
выделяла героя среди других учеников за его способности, за склонность и
интерес к учёбе, она видела самодостаточность мальчика и чувство собственного
достоинства, которое рано в нём развилось. «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов,
которые ни в чём ничего не соображают…, а ты способный мальчишка, школу тебе
бросать нельзя». Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив
его чувство собственного достоинства.
3 группа
1) Почему учительница предложила ребёнку игру на деньги?
2) Согласны ли вы со словами директора, что это
«преступление, растление, совращение»?
3) Как ведёт себя учительница во время прихода директора?
• Заранее подготовленные ученики инсценируют эпизод игры
в замеряшки. (Со слов «Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счёте»
до «И он воздел над головой руки»).
Далее при устном ответе ученики должны отметить, что
учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику, а во время
прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства.
Это роднит её с главным героем рассказа.
В классе разворачивается дискуссия о том, можно ли
назвать поступок Лидии Михайловны преступлением, как это сделал директор. Все
группы включаются в беседу.
• Рассмотрите иллюстрацию Б.А.Алимова. Какими вы увидели
героев на ней?
4. Подведём итоги.
1) Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно
ярко почувствовали? (На экране всплывают качества: доброта, порядочность,
способность к состраданию, милосердие и другие). Запишите в тетрадь главные
качества учительницы.
Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Что
такое милосердие, жалость? Запишем в тетрадь.
ЖАЛОСТЬ - 1. сострадание, соболезнование
2. печаль, сожаление.
МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь или простить
из сострадания, человеколюбия.
2) Какими уроками стали занятия французским для мальчика?
(Это уроки доброты, человечности, сострадания).
3) Прочитайте высказывания великих мыслителей о доброте.
Какое из них вам ближе? Запишите это высказывание.
• Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты
сделал людям хоть каплю добра.
Л.Толстой
• Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать
его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский
• Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает
добра в людях.
Л.Н. Толстой
• Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Л.Н. Толстой
4) Вернёмся к эпиграфу. Как вы ответите на вопрос,
который поставил В.Распутин в предисловие к рассказу? (Эти мысли принадлежат
зрелому человеку, а не мальчишке; если учитель настоящий, стыдно его подвести).
5. Заключение
Каким же должен быть настоящим учитель? Может быть, нам
помогут слова В.П.Астафьева, тем более что слова эти вам хорошо знакомы:
«Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».
Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим
ученикам людьми, просто людьми. Настоящий учитель – это такой, которого помнят
всю жизнь. Настоящий учитель – это моя школьная учительница, которая помогла
мне стать тем, кем я стала.
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Мой любимый
учитель».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.