КГУ
«Средняя школа имени Абая»
Открытый
урок
Тема: Драматизм творческой биографии
М.Зощенко
11 класс
Подготовила : учитель русского языка и
литературы Пустограева В.И.
Тема: Драматизм творческой биографии
М.Зощенко
Цели
урока:
- доказать, что рассказы М.
Зощенко современны и актуальны;
- совершенствовать умения
анализа литературного произведения;
*вызвать
у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще
Оборудование:
- портрет М. Зощенко;
- два шаржа на портрет писателя;
- выставка репродукций картин,
изображающих эпоху строительства социализма;
- запись песни “Широка
страна…”;
- предметы (пирожное, стакан,
лампочка, номерок, аэроплан, поднос);
- корзина для голосования;
- исторические материалы;
- изображения настроений.
Ход урока
Слово учителя. Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала
стихотворение
1.
«Свободный
разговор»:
—
Поговорим?
—
О чем?
—
О разном и о прочем.
О
том, что хорошо,
И
хорошо не очень.
Чего-то
знаешь ты.
А
что-то мне известно.
Поговорим?
— Поговорим.
Вдруг
будет интересно
2.Проверка
домашнего задания
У меня на столе стоит сумочка. Как вы думаете, что в
ней?(Предположения ребят)
- Это
не просто предметы. Это тест на знание рассказов
Зощенко, которые вы прочитали
1.надкусанное
пирожное, 2веник или мочалка.3. Стакан. 4.Галоша, 5.картинка обезьяны с языком,
6.ершик (нервные люди),7. Плакат «Выдача трупов от 3 до4» ( «История болезни»),8.Бумажный номерок («Баня»),9. Лампочка ( «Гости»)
-молодцы.
Мне не хотелось бы сегодня перечислять этапы его жизни, называть цифры, даты и
количества. Мне хочется, чтобы вы открыли для себя Зощенко через его
признания, через его произведения.
- Как выдумаете, кто лучше всего может рассказать нам о Михаиле Михайловиче
Зощенко? Конечно, сам автор.
3. Чтение
автобиографии «О себе, об идеологии и еще коe о
чем». Прежде, чем выполнить задание, давайте разделимся на
группы.
Деление
на группы .(сатира-юмор)
Создание
кластера «Зощенко»-1 гр.
-
Итак, мы познакомились с очень интересным человеком и самобытным писателем.
Давайте внесем в кластер главное из его биографии,
то , что вы записали в своих тетрадях после прочтения автобиографии (1 группа)
1.
Дневник
двойной записи (пишут в двух колонках:
важно-неважно, интересно-не интересно и т.п.)(2
группа)
2. –
Я не зря дала вашим группам такие названия (сатира-юмор). Давайте вспомним, что
такое юмор и что такое сатира(слайд № )
5. « О, смех
– великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха,
человек удержится от того,
от чего бы не удержала его никакая сила».
-
Как вы понимаете слова Н. В. Гоголя?
/Человек боится быть осмеянным. И он старается не
совершать того, что может вызвать насмешку окружающих./
6- Работа с
таблицей
-
На доске записаны признаки юмора и сатиры. Нарисуйте таблицу,Распределите
их, поместите в нужную колонку. (лёгкий, злой, жестокий, весёлый)
нелепые
ситуации, пороки общества,отдельные
недостатки человека,
недостатки
жизни, взаимоотношения между
людьми
-Что
объединяет эти два понятия? (смех) Но смех разный. А какой именно?
юмор
|
|
сатира
|
Смех…
|
лёгкий, злой,
жестокий, весёлый
|
Смех…
|
Автор смеётся
над…
|
нелепые ситуации
пороки общества
отдельные
недостатки человека
недостатки жизни
взаимоотношения
между людьми
|
Автор
высмеивает…
|
- Сравните
получившиеся колонки, сделайте вывод, чем юмор отличается от сатиры.
Юмор 1 гр.
|
Сатира 2 гр
|
Смех
лёгкий, весёлый
|
Смех
злой, жестокий
|
Автор
смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными недостатками человека,
взаимоотношениями между людьми
|
Автор
высмеивает пороки общества,
недостатки
жизни, взаимоотношения между людьми
|
7. Изучение
нового материала.
Слово о
М.М.Зощенко
- Посмотрите
внимательно на портрет Михаила Михайловича Зощенко. Писатель создавал
юмористические и сатирические произведения.
А выражение глаз у неко какое?
/грустные, печальные/
- Как вы думаете, почему?
-8. Послушайте
притчу из книги Л.О. Утёсова «Михаил Зощенко в воспоминаниях
современников» (подготовленные заранее ученики читают притчу по ролям.
Приложение 1).
- В чём смысл притчи? Над чем она
заставляет задуматься? /Смех – это тяжёлый труд, а не забава./
- Как же эта
притча, её смысл связан с М.М.Зощенко?
- Но не будем о
грустном. Зощенко, действительно, удивительный писатель. И сейчас его книги
быстро раскупаются в книжных магазинах, не залёживаются и на библиотечных
полках. Почему? /В них много смеха./
9.Интересная
фамилия
-Как
вы думаете, что означает фамилия Зощенко? Ваши предположения.
-
хорошо. А как было на самом деле расскажет нам Снежана.
10.
Беседа с учащимися.
-Скажите, могли бы вы
утверждать, что в рассказах «за словесным формальным юмором скрывается
трагическая сущность сегодняшней советской действительности»? В чём трагизм
этой сущности?
-Чтобы
понять это давайте посмотрим, что за события происходили в то время. (показ
видео)
-Что скрывается за строками
знакомых вам рассказов? Что подвергается сатирическому изображению?
Равнодушие, жадность , злоба, зависть, ложь, бюрократизм, невежество,
мещанство, чванство
-
Люди равнодушны друг к другу; их поступками управляют зависть, злоба и другие
негативные чувства, то есть люди поставлены в такие условия, что вынуждены
приспосабливаться путём различных ухищрений, порой заключая сделки с
собственной совестью и даже забывая про совесть.
- Так, в рассказе «Аристократка» -пошлость,
ограниченность героев, их мелочность, нечуткость.
- «Бешенство»- жестокость,
способность видеть во всём плохое.
- «Любовь»- хвастовство,
трусость, эгоизм.
- «Баня»- недоверие,
равнодушие, подозрение
Именно эти обывательские черты не дают покоя М.Зощенко. Наверняка, эти и
подобные черты управляли людьми, которые в дальнейшем объявили М.Зощенко «не
смешным, а страшным писателем». Отчего? Почему?
Никто не любит правды. Именно за это власть и невзлюбила писателя.
11.
Политика
Журнал
«Большевик» (1944 г. №2) печатает коллективную статью никому не известных
критиков: « Об одной вредной повести: Тряпичником бродит Зощенко по
человеческим помойкам, выискивая что похуже.. Как мог написать Зощенко эту
галиматью, нужную лишь врагам нашей родины…»
Сам писатель недоумевал: «Худо. Все орут, орут. Стыдят в чем-то. Чувствуешь
себя бандитом и жуликом». Возникает вопрос: чей писатель М. Зощенко? А это уже
не литература. Это политика.
Писатель,
которого знали все, был заклеймен как пошляк, хулиган и подонок литературы,
глумящийся над советскими людьми. Его исключили из Союза писателей, перестали
печатать, беспрерывно упоминали в разгромных статьях. На работу не берут даже
жену Зощенко, предлагая сменить фамилию. В 1946 г. Зощенко пишет письмо
Сталину. Но Советской власти давно нужны были не искренность, а лицемерие и
притворство, не правда, а послушание, не слуги народа, а автоматчики партии.
«Мне некого винить. Я попал под неумолимое колесо истории», - объяснял Зощенко.
.12.
«Подмостки»
Проведём такой эксперимент. Представьте себе, что вы владеете только
литературным языком. Переведём на литературный язык рассказ
«Аристократка»Смешно ли получилось?
- А от чего было весело?
- Вы убрали форму, а содержание оказалось несмешным. И ничего на свете Зощенко
так не удручало, как то, что люди весело смеялись, читая его рассказы. Он
считал, что не смеяться надо, а плакать.
-Актуальны
ли рассказы М.М. Зощенко для нашего времени? Встречаются ли в наше время люди,
похожие на героев писателя?
13.
Возвращение писателя.
Только в 1953 году, через три месяца после
смерти Сталина, Зощенко восстановили в Союзе писателей. Он готовился выпускать
новый сборник рассказов и повестей. Но в 1954 году его настигла новая беда, от
которой он так и не смог оправиться до конца дней своих.
В связи с подготовкой к съезду советских писателей было назначено собрание
ленинградских писателей. Зощенко уведомили, что он включён в список выступающих
и от него ждут публичного признания правильности обвинений, которые были направлены
в его адрес ранее. Вот послушайте выдержки из сохранившейся стенограммы: «Вот
уже восемь лет мне трудно, почти невыносимо с теми наименованиями, которые
повисли на мне, которые так унизили моё человеческое достоинство. Я кратко
скажу сейчас, что это не вопрос мелкого самолюбия что вот я обиделся. Это не
так. Я понимаю масштабы государства и мой мелкий масштаб. Не в этом дело,
вопрос не об этом идёт.
Вопрос о том, что многие обвинения, которые мне были представлены, я по
пунктам, с бумагой в руках докажу, что это не так...
Я никогда не был не патриотом своей страны. Я не могу согласиться с этим. Что
вы хотите от меня? Что я должен признаться в том, что я пройдоха, мошенник и
трус?
Я могу сказать: моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. Я
не могу выйти из положения. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я
унижен, как последний сукин сын! У меня нет ничего в дальнейшем! Я не стану ни
о чём просить!..»
Но
Зощенко не мог не возвратиться. Запретить печатать писателя можно, но запретить
ту жизнь, которая есть и о которой он писал, нельзя.ушли те заботы, хлопоты,
волнения. И мы невольно сравниваем, как у Зощенко.
14.
Рефлексия чемодан-мясорубка-корзина
На зелёном листочке, который приклеивался затем к
плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать или написать тот важный
момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с
собой и использовать в своей деятельности.
На красном листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что
можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму
плакату.
желтый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к
употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать,
доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.