Инфоурок Литература КонспектыУрок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

Скачать материал

Урок  по литературе для 9 класса

Учитель Матвеева О.В. г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП №52»

 

Тема:  «Чтение и анализ четвертого действия комедии  А.С Грибоедова  «Горе от ума».

Цели урока

1.       Образовательные.

               Продолжить знакомство с комедией А.С.  Грибоедова.

2.       Развивающие.

 

Показать нравственный облик  и жизненные идеалы фамусовского общества, противопоставив им свободолюбие и независимость Чацкого.

3.       Воспитательные.

Воспитывать интерес к изучению классической литературы.

 

Эпиграф

 

Судьба, проказница-шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым - счастье от безумия,

Всем умным - горе от ума.

А.С. Грибоедов.

              

 

Ход урока. Оборудование:

технические средства, иллюстрации, портрет Грибоедова

 

 

I.                     Звучит вальс  Грибоедова.

1.       Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками,  оплотом всего старого костного).

2.       Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.

 

II.                   Словарная работа. Записать крылатые слова и выражения. Что обозначают слова: фарс, каламбур, водевиль.

3.       Слово учителя.  Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека,  причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие  человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т.д).

 

·                     В чем заключаются интересы гостей Фамусова?

·                     Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?

·                     Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?

·                     Как это их характеризует?

·                     Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?

·                     Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)

·                     Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?

(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).

Слово учителя.

(Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям.  Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)

III.                 Инсценировка, где особенно сильно звучит саморазоблачение Молчалина. (Д 4, явл.12)

 

Слово учителя.

В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует.

Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Вывод учащиеся записывают в тетради.

«Умеренность и аккуратность» - это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.

 

·         Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).

·         Кто такой Репетилов?

Чтение явл. 17 ( Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)

Вывод записывать в тетради.

Учитель.

Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.

IV.                Прослушивание монолога Чацкого.

... Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…

 

Вывод  дети записывают  самостоятельно.

 

V.                  Звучит вальс  Грибоедова.

VI.                Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по литературе для 9 класса Учитель Матвеева О.В. г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП №52» Тема: «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума». Цели урока 1. Образовательные. Продолжить знакомство с комедией А.С. Грибоедова. 2. Развивающие. Показать нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества, противопоставив им свободолюбие и независимость Чацкого. 3. Воспитательные. Воспитывать интерес к изучению классической литературы. Эпиграф Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым - счастье от безумия, Всем умным - горе от ума. А.С. Грибоедов. Ход урока. Оборудование: технические средства, иллюстрации, портрет Грибоедова I. Звучит вальс Грибоедова. 1. Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного). 2. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. II. Словарная работа. Записать крылатые слова и выражения. Что обозначают слова: фарс, каламбур, водевиль. 3. Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т.д). · В чем заключаются интересы гостей Фамусова? · Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого? · Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему? · Как это их характеризует? · Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей? · Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14) · Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии? (Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии). Слово учителя. (Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!) III. Инсценировка, где особенно сильно звучит саморазоблачение Молчалина. (Д 4, явл.12) Слово учителя. В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног. Вывод учащиеся записывают в тетради. «Умеренность и аккуратность» - это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин. · Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся). · Кто такой Репетилов? Чтение явл. 17 ( Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!) Вывод записывать в тетради. Учитель. Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников. IV. Прослушивание монолога Чацкого. ... Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю… Вывод дети записывают самостоятельно. V. Звучит вальс Грибоедова. VI. Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 059 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2020 730
    • DOCX 16.4 кбайт
    • 22 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яцкович Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яцкович Ирина Александровна
    Яцкович Ирина Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76500
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек